Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
12.11.2018
Краткий обзор истории антропологии: от античных мыслителей (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, Эмпедокл, Сократ и др.) о вопросах морфологии и анатомии человека, его месте в системе природы и т.д. - до становления антропологии как науки в ее современном понятии в середине XIX века. «Антропология» - «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Антропология как область научного знания, предметом исследования которой является многообразие человека во времени и пространстве. Индивид - исходный и основной уровень изучения антропологии. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Антропология религиозная, философская, социальная, культурная и другие. Биологическая (или физическая) антропология. Основные разделы биологической антропологии: морфология человека; учение об антропогенезе; расоведение.
Предмет, задачи и методы антропологии.. Разделы современной антропологии.
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
Согласована
на педагогическом совете,
протокол №11 от 29.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса по выбору «Антропология»
для 8а,б,в класса основного общего образования
на 20182019 учебный год
Бобровской Елены Васильевны,
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей естественноматематического цикла
протокол № 4
«27» августа 2018 г.
руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от «28» августа 2018 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка.
1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая
программа;
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса;
2. Планируемые результаты освоения курса.
3. Содержание курса.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
5. Поурочный календарно тематический план.
6. Лист внесения изменений в Рабочую программу. Пояснительная записка
курса по выбору «Антропология» для учащихся 8 класса (35часов)
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с
1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
изменениями и дополнениями);
2.
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования (с изменениями и дополнениями);
3.
4.
5.
6.
деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"
Рабочая программа составлена на основе программ:
М.: Дрофа,2016, 382с.
Основной образовательной программа основного общего образования лицея;
Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит";
Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит";
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
«Биология. Человек» 8класс. Рабочие программы «Биология» 59классы.сост Г.М. Пальдяева
«Экология человека. Человек в экосистеме» авт. И.М.Швец М.: Вентана – Граф, 2009 г.
«Человек: психология и профессия» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике
программ предпрофильного обучения элективных курсов. Программы элективных курсов.
Биология. 69 кл : Предпрофильное обучение: Сборник 1 / Авт.сост. В.И. Сивоглазов, И.Б.
Морзунова . М. : Дрофа, 2007.
Обухов Д.К. Клетки и ткани , Предпрофильное обучение: Сборник:Естествознание М.:
Дрофа,2004г.
Данная программа подкреплена учебниками:
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Человек в экосистеме. 8класс,
М.: Вентана – Граф, 2010 г.
Александрова В.П. , Болгова И.В. Культура и здоровье человека Практикум с основами
экологического проектирования.8класс, М.:ВАКО, 2015г.
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Количество часов, отведённое на изучение курса согласно учебному плану лицея 35часов в год
при учебной нагрузке 1 часа в неделю.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека.
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека. — основные признаки организма человека.
— роль регуляторных систем;
— механизм действия гормонов.
— части скелета человека;
— химический состав и строение костей;
— основные скелетные мышцы человека.
— признаки внутренней среды организма;
— признаки иммунитета;
— сущность прививок и их значение.
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов.
— органы мочевыделительной системы;
— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
— строение и виды рефлексов
— особенности ВНД человека
— значение сна, его фазы.
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков
человека, представителей различных рас.
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их
систем
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждения кожи, тепловых и солнечных ударах.
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы.
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: — планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством
учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинноследственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры
3. Содержание курса
Введение(2ч)
Краткий обзор истории антропологии: от античных мыслителей (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит,
Эмпедокл, Сократ и др.) о вопросах морфологии и анатомии человека, его месте в системе природы и т.д.
до становления антропологии как науки в ее современном понятии в середине XIX века.
«Антропология» «наука о человеке» (от anthropos человек и logos слово, учение, наука).
Антропология как область научного знания, предметом исследования которой является многообразие
человека во времени и пространстве. Индивид исходный и основной уровень изучения антропологии.
Антропология как наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о
нормальных вариациях физического строения человека. Антропология религиозная, философская,
социальная, культурная и другие. Биологическая (или физическая) антропология. Основные разделы
биологической антропологии: морфология человека; учение об антропогенезе; расоведение.
Предмет, задачи и методы антропологии.. Разделы современной антропологии.
Связи антропологии с другими науками (археологией, этнографией, этнологией и т.д. Спектр
антропологических дисциплин медицинская антропология (психология человека, генетика человека),
экология человека и т.д. Место антропологии в системе наук о человеке.
Тема1 Антропогенез (5ч)
Антропогенез как мультидисциплинарная наука. Антропогенез (от греч. anthropos человек, genesis
развитие) процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека.
Религиозные, философские и прикладные научные взгляды на происхождение человека. Креационизм (от
лат. creatio сотворение, создание) человек был создан неким высшим существом Богом или
несколькими богами. Креационизм ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный.
Глобальный эволюционизм – понимание того, что весь мир представляет собой единую систему,
развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное
место, оно более или менее скромное, либо же, центральное и ведущее. Синтетическая теория
эволюции генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием
разнообразных факторов (вредных или полезных).
Происхождение человека.Прародины человека: азиатская прародина человека, африканская прародина
человека и прародина человека в Южной Европе. Гоминидная триада: прямохождение (бипедия); кисть,
приспособленная к изготовлению орудий; высокоразвитый мозг. Момент разделения общей эволюционной
линии на ветви, ведущие к современным человекообразным обезьянам и современному человеку.
Выделение в семействе гоминид (Hominidae) двух основных подсемейств: австралопитецины
(Australopithecinae): ранние австралопитеки, грацильные австралопитеки, массивные австралопитеки и
гомиинны (Homininae) или «ранние Homo»: «Человек умелый» (Homo habilis) и «Человек рудольфский»
(Homo rudolfensis). Взгляды на происхождение современного человека – сапиентацию. Сапиентация
процесс возникновения современного вида человека Homo sapiens, заключающийся в биологической перестройке (увеличении мозга, округлении черепа, уменьшении размеров лица, появлении
подбородочного выступа) и социокультурных новшествах возникновении искусства, символического
поведения, техническом прогрессе, развитии языков.
Биосоциальная природа человека.
Гипотезы появления людей современного облика: моноцентризм, дицентризм и полицентризм
Расовое многообразие человека .
Раса как система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных
наследственных биологических признаков (расовых признаков). В процессе своего возникновения
популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой. Две тенденции, два
подхода к расовому многообразию моногенизм и полигенизм. Моногенизм все люди принадлежат к
одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие изза различий внешних
условий и истории. Полигенизм разные расы людей произошли от разных видов обезьян. Свойства
расовых признаков: признаки физического строения; признаки, передающиеся по наследству; признаки,
выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды; признаки,
связанные с определенным ареалом зоной распространения; признаки, отличающие одну
территориальную группу человека от другой. Классические признаки расы признаки внешности (и
прежде всего черты лица); признаки одонтологии, дерматоглифики, молекулярной антропологии и др.
Факторы расообразования: приспособление (адаптация); изоляция; метисация; автогенетические
процессы. Концепции расоведения: типологическая концепция; популяционная концепция; историческая
концепция.
Тема 2 Цитология и гистология (4ч)
Клеточное строение организма. Цитология (от греч. cytos, или kytos клетка), или биология клетки
наука о закономерностях строения, развития и жизнедеятельности клетки.
Основные компоненты и органоиды клеток. Ядерный аппарат и репродукция клеток .Жизненный цикл
клетки .
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
Гистология человека (от греч. histos ткань, logos учение)
фундаментальная медикобиологическаянаука,
и
жизнедеятельность тканей, образующих его тело, т.е. тканевой уровень организации живого. В более
широком смысле, предмет ее изучения охватывает также микроскопическое строение и
жизнедеятельность органов человека. Гистология как наука и как учебная дисциплина традиционно
объединяет два раздела: общую гистологию и частную гистологию.
Общая гистология изучает основные, фундаментальные свойства важнейших групп тканей, являясь, по
сути, биологией тканей.
Частная гистология человека изучает особенности структурнофункциональной организации и
взаимодействия тканей в составе конкретных органов, тесно смыкаясь с микроскопической анатомией,
предметом которой является исследование микроскопического строения органов. Таким образом,
главным объектом изучения общей и частной гистологии человека служат его ткани.
изучающая микроскопическое
строение
Тема3 Конституциональное и возрастное многообразие человечества (6ч)
Отделы тела. Конституциональные схемы: сходства и различия подходов. Общая и частные конституции.
Общая конституция интегральная характеристика организма человека, его «суммарное» свойство
определенным образом реагировать на средовые воздействия, не нарушая при этом связи отдельных
признаков организма как целого. Частная конституция отдельные морфологические и (или)
функциональные комплексы организма, способствующие его благополучному существованию.
Конституциональные признаки как комплекс: морфологические характеристики организма
(телосложение); физиологические показатели; психические свойства индивида. Основные подходы к
изучению человеческой конституции: функциональнофизиологический подход; генетический подход;
фенотипический подход; смешанные определения.
Возрастные показатели роста, веса, гибкости, развития мышц, ЧСС, пробы Штанге, зрительно
двигательной реакции, статического равновесия.
Биологический возраст.
Тема4.Регуляция функций организма (3ч)
Гуморальная регуляция функций организма. Эндокринные железы. Эндокринология.Гормоны. Нервная
регуляция функций организма. Рефлекс основная форма нервной деятельности. Принцип обратных связей. Условные и безусловные рефлексы. Нервногуморальная регуляция. Связь гуморальной и
нервной регуляции. Значение для организма гуморальной и нервной регуляции.
Тема5 Опора и движение (6ч)
Остеология. Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата скелет.
Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и
физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Соединения костей. Непрерывные,
полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение
соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета.
Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые
отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.
Строение скелета .Скелет туловища. Фило и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их
особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета.
Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища. Скелет
верхней конечности. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью
и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.
Скелет нижней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение
плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.
Оценка собственных параметров осанки, плантограмма стопы.
Миология. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная
ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные
закономерности работы мышц.
Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека.
Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений.
Заболевания опорнодвигательной системы и их профилактика.
Тема6 Общая характеристика внутренних органов ( 7ч)
Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства
и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество,
строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Гигиена органов
кровообращения, заболевания сердечнососудистой системы и их профилактика.
Иммунитет, его виды.
Сердечно сосудистая система. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение
сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение.
Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая
система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем
кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.
Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности
расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные
закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость
и время полного кругооборота.
Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.
Артериальная система. Венозная система. Лимфатическая система: ее строение и функции.
Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение.
Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их
строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение,
желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки.
Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые
и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой
полости.
Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного
тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах
пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена
пищеварения.
Дыхательная система. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути:
носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея,
бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные
объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
Мочеполовая система. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной
жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее
макро и микроскопическое строение почек. Нефрон структурная и функциональная структура почек.
Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования.
Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.
Нервная система и органы чувств. Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое
вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов.
Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов.
Работы И.П. Павлова.
Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы
головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших
полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий.
Особенности головного мозга человека.
Периферическая нервная система: спинномозговые и черепномозговые нервы. Соматическая и
автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и
парасимпатической нервной системы.
Тема7 Высшая нервная деятельность ( 2ч)
Органы чувств. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой.
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы.
Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.
Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева
органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный
анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.
Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.
Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление,
сознание.
4.
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
темы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
Колво
часов по
Раздел, название урока в поурочном планировании
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
Тема1 Антропогенез
Тема 2 Цитология и гистология
Тема3 Конституциональное и возрастное многообразие человечества
Тема4.Регуляция функций организма
Тема5 Опора и движение
Тема6 Общая характеристика внутренних органов
Тема7 Высшая нервная деятельность
итого
программе
2
5
4
6
3
6
7
2
35 5.Лист внесения изменений в Рабочую программу
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
_________________Н.Т. Иванова
Приказ № ____ от __________
Лист корректировки рабочей программы
Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________
Название раздела,
темы по КТП
Кол час Дата
проведения по
плану
Дата
проведения по
факту
Кол час Причина
корректировки
Корректиру
ющие
мероприяти
я
Учитель__________________( Ф.И.О. )
Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)
Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.) Поурочное календарно тематическое планирование
Курса по выбору «Антропология» ( 35ч)
на 20182019 учебный год
РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА
№
УРОК
А
КОЛИЧЕ
СТВО
ЧАСОВ
Введение(2ч)
2
1
Краткий обзор истории антропологии
Приложение № 1
ДАТА
ПРОВЕД
ЕНИЯ
УРОКА
ПО
ФАКТУ
ДАТА
ПРОВЕ
ДЕНИ
Я
УРОКА
ПО
ПЛАН
У
03.09
08.09 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
5
4
Место антропологии в системе наук о человеке
Тема1 Антропогенез (5ч)
Антропогенез как мультидисциплинарная наука
Происхождение человека
Биосоциальная природа человека
Гипотезы появления людей современного облика
Расовое многообразие человека
Тема 2 Цитология и гистология (4ч)
Клеточное строение организма
Жизненный цикл клетки
Ткани: эпителиальные, соединительные
Ткани: мышечные, нервная
Тема3 Конституциональное и возрастное многообразие
человечества (6ч)
6
Отделы тела. Конституциональные схемы
Возрастные показатели роста, веса
Возрастные показатели гибкости, развития мышц
Возрастные показатели пробы Штанге
Возрастные показатели зрительнодвигательной реакции,
статического равновесия
Биологический возраст
Тема4.Регуляция функций организма (3ч)
3
Гуморальная регуляция функций организма
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
05.11
10.11
12.11
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
9.01
12.01
14.01
19.01 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Нервная регуляция функций организма
Значение для организма гуморальной и нервной регуляции
Тема5 Опора и движение (6ч)
6
Остеология
Соединения костей
Строение скелета
Оценка собственных параметров осанки, плантограмма
стопы
Миология
Заболевания опорнодвигательной системы и их
профилактика
Тема6 Общая характеристика внутренних органов ( 7ч)
7
Кровь
Иммунитет, его виды
Сердечно сосудистая система
Система органов пищеварения человека
Дыхательная система
Мочеполовая система
Нервная система и органы чувств
Тема7 Высшая нервная деятельность ( 2ч)
2
Органы чувств. Сенсорные системы
Высшая нервная деятельность человека
21.01
26.01
28.01
01.02
04.02
9.02
11.02
16.02
18.02
23.02
25.02
2.03
4.03
9.03
11.03
16.03
18.03
23.03
1.04
6.04
8.04
13.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.04
4.05
6.05
11.05
13.05
18.05
20.05
25.05
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Планирование по биологии внеурочной деятельности 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.