Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
эк 7 кл Microsoft Word.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
Согласована
на педагогическом совете,
протокол №11 от 29.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы экологии»
для 7 а,б классов основного общего образования
на 20182019 учебный год
Бобровской Елены Васильевны
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей естественноматематического цикла
протокол №4
«27» августа 2018 г.
руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от «28» августа 2018 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка.
1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана
рабочая программа;
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано
преподавание курса;
2. Планируемые результаты освоения курса
3. Содержание курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
5. Поурочный календарно тематический план.
6. Лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая
программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.
образования (с изменениями и дополнениями);
2.
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования (с изменениями и дополнениями);
3.
4.
5.
6.
деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"
Основной образовательной программа основного общего образования лицея;
Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит";
Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит";
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
Н. И Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Учебник. – М: Дрофа
Программа ориентирована на УМК:
2016 г,
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Основы экологии» и авт. И.М.Швец
Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2009 год.
Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталова,
А.О.Шубин «Экология животных», 7 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год.
1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Количество часов, отведённое на изучение биологии согласно учебному плану лицея 35 часов в год при
учебной нагрузке 1 час в неделю
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать
• Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей.
Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.
• Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания
разнообразных живых организмов.
• Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности
организмов разных периодов жизни и возрастных состояний.
Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов.
Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания
Учащиеся должны уметь
• Описывать характеристики популяций (изменение численности; возрастную, половую,
пространственную структуры), сообществ (ярусность, трофическую структуру).
• Давать характеристику различным сообществам и их изменениям.
• Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.
• Понимать и объяснять значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем.
• Понимать роль человека как в обеднении видового и экосистемного разнообразия, так и в его
восстановлении и сохранении. • Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.
Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических
факторов среды.
Определять степень загрязнения водоема методом биотестирования
Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.
Проводить простейшие мониторинговые работы
По внешнему виду определять экологические группы организмов, экологические ниши
• Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект
параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации
учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений
биологических терминов;
— разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных
источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях
и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации
возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Личностные результаты обучения
— развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Основы экологии», 7 класс (35часов)
Раздел 1. Экология популяций и сообществ: введение (1 ч)
Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация
биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические.
Раздел 2. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимоотношений
(17часов)
Тема1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч)
Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие
популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики
популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности.
Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и
повторного отлова, метод взятия проб. Практическая работа. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения
обилия организмов: методом пробных площадок, подсчетом индексов плотности для растений, визуальным
учетом птиц, учетом беспозвоночных.)
Тема2. Характеристики популяций (3 ч)
Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности.
Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные
состояния растений: зародышевый период, проростки, юношеские, полувзрослые, взрослые, взрослые
вегетативные, цветущие, старческие растения.
Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций. (Определяется возрастной состав
популяции наиболее распространенного в местности проживания многолетнего растения.)
Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые
(размножающиеся), старые (неразмножающиеся).
Взаимодействие между родителями и детенышами у животных: распознавание, забота о потомстве,
воспитание, обучение.
Тема3. Структура популяций (3 ч)
Половая структура популяций. Экологические, физиологические различия самцов и самок. Отношения
«самец — самка». Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание. Демонстрационное поведение.
Турниры.
Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и
неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у
животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение
самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники» и «подчиненные».
Тема4. Типы экологических взаимодействий организмов (8 ч)
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция.
Территориальность у животных.
Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее результаты.
Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе.
Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты.
Животныепаразиты и животныехозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. Растенияпаразиты и
полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. Передача паразита, организмыпереносчики.
«Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, защита,
передвижение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. Взаимодействие растений и животных
опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты.
Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов: «хищник — жертва»; «паразит
— хозяин»; «растения — опылители». (В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, в которой отражают
вид взаимного приспособления и черты приспособленности — морфологические, физиологические,
поведенческие.)
Раздел 3. Сообщества организмов(16 часов)
Тема 1. Сообщество и экосистема как экологические категории (3 ч)
Сообщество. Основные свойства (устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ (структуры).
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема».
Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды
господствующие и сопутствующие. Виды — строители сообществ, или средообразователи. Виды —
индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ.
Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя.
(Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и
сопутствующий виды, составляется формула древостоя.)
Тема 2. Структуры и характеристики сообществ (3 ч)
Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. Морфологическая структура сообщества.
Жизненные формы организмов.
Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты.
Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического
круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменения сообществ в течение суток. Сезонные
изменения сообществ.
Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. (Составляются и описываются пищевые
цепи в аквариуме.)
Тема 3. Изменения в сообществах (3 ч)
Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая
сукцессия. Зарастание озер. Сообщества, созданные человеком. Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные
изменения. (На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нем, вызванные
антропогенным влиянием. Сравнивают полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет,
полученными учащимися предыдущих классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в
сообществах.)
Тема 4. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (7ч)
Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и
животных. «Черные страницы» истории. Растения и животные, истребленные человеком.
Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира.
Охраняемые природные территории (ОПТ).
Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении
биоразнообразия.
Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых территорий.
Заключение (1 ч)
Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
темы
Раздел, название урока в поурочном планировании
Раздел 1. Экология популяций и сообществ: введение
Раздел 2. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных
взаимоотношений
Тема1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория
Тема2. Характеристики популяций
Тема3. Структура популяций
Тема4. Типы экологических взаимодействий организмов
Раздел 3. Сообщества организмов
Тема 1. Сообщество и экосистема как экологические категории
Тема 2. Структуры и характеристики сообществ
Тема 3. Изменения в сообществах
Тема 4. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и
сообществ
Заключение
Итого
Колво
часов по
программе
1
17
16
1
3
3
3
8
3
3
3
7
35 5.Лист внесения изменений в Рабочую программу
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
_________________Н.Т. Иванова
Приказ № ____ от __________
Лист корректировки рабочей программы
Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________
Название раздела,
темы по КТП
Кол
час
Дата
проведения по
плану
Дата
проведения по
факту
Кол
час
Причина
корректировки
Корректир
ующие
мероприят
ия
Учитель__________________( Ф.И.О. )
Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)
Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.) Поурочное календарно тематическое планирование
Поурочное планирование курса «Основы экологии», 7 класс, 35 часов
Приложение № 1
№
УРОКА
РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА
КОЛИЧЕСТ
ВО ЧАСОВ
ДАТА
ПРОВЕДЕ
НИЯ
УРОКА
ПО
ПЛАНУ
ДАТА
ПРОВЕДЕ
НИЯ
УРОКА
ПО
ФАКТУ
Раздел1. Экология популяций и сообществ(1час)
1 Введение
Раздел 2. Популяции: разнообразие структур,
типы внутрипопуляционных взаимоотношений
( 17часов)
Тема1. Вид и популяция как биологическая и
экологическая категория (3 ч)
2 Вид. Ареал вида.
Популяция как биологическая и экологическая
категория.
Методы измерения обилия
Тема2. Характеристики популяций (3 ч)
Изменение численности популяций
Причины изменения численности популяций
Периоды жизни и возрастные состояния растений
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
1
1
03.09
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10 Тема3. Структура популяций (3 ч)
8 Половая структура популяций
Пространственная структура популяций
Групповой образ жизни у животных
9
10
Тема4. Типы экологических взаимодействий
организмов (8 ч)
11 Типы экологических взаимодействий
Территориальность у животных
Самоизреживание у растений
Хищничество
Паразитизм
12
13
14
15
Растенияпаразиты и полупаразиты
16
17 Взаимовыгодные отношения между организмами
18 Взаимодействие растений и растительноядных
животных
Раздел 3. Сообщества организмов(16 часов)
Тема 1. Сообщество и экосистема как
экологические категории (3 ч)
Сообщество. Основные свойства
19
Видовое разнообразие сообществ
20
21 Пространственная организация сообществ
Тема 2. Структуры и характеристики сообществ
(3 ч)
22 Ярусность лесных сообществ
Трофическая структура сообщества
Сезонные изменения сообществ
Тема 3. Изменения в сообществах (3 ч)
Изменения сообществ от года к году
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22.10
27.10
05.11
10.11
12.11
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
9.0112.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
01.02
04.029.02
11.02
16.02
18.02
23.02
25.022.03
4.039.03 Необратимые изменения сообществ
26
27 Сообщества, созданные человеком
Тема 4. Антропогенное воздействие на
многообразие организмов и сообществ (7ч)
Понятие о биомногообразии
Причины исчезновения растений и животных
Растения и животные, истребленные человеком
Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране
Меры охраны растительного и животного мира
Охраняемые природные территории(ОПТ)
Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия
Заключение
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Оптимальные способы эксплуатации экосистем 1
11.03
16.03
18.03
23.03
1.046.04
8.0413.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.044.05
6.0511.05
13.05
18.05
20.05
25.05
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Планирование по факультативу 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.