Планирование по факультативу 7 класс
Оценка 4.7

Планирование по факультативу 7 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
12.11.2018
Планирование по факультативу 7 класс
Важной задачей курса является расширение представления учащихся о животных, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
эк 7 кл Microsoft Word.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей «Эрудит» Согласована на педагогическом совете, протокол №11 от 29.08.2018 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лицей «Эрудит» ___________________Н.Т.Иванова Приказ №       от 30.08.2018 г. Рабочая программа по учебному предмету «Основы экологии» для  7 а,б классов основного общего образования на 2018­2019 учебный год Бобровской Елены Васильевны  учителя высшей квалификационной категории Рассмотрена  на заседании МО учителей естественно­математического цикла протокол №4  «27» августа 2018 г. руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская Принята на заседании методического совета протокол № 4 от «28» августа 2018 г. Председатель МС _______Т.В. Денисенко Рубцовск, 2018 Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка. 1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа; 1.2.   количество   учебных   часов   в   год,   неделю,   на   которое   рассчитано преподавание курса; 2. Планируемые результаты освоения курса 3. Содержание курса 4. Тематическое   планирование  с   указанием   количества   часов,   отводимых   на освоение каждой темы.  5. Поурочный календарно­ тематический план. 6. Лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего  1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая  программа Данная рабочая программа разработана на основе:  1. образования (с изменениями и дополнениями); 2.   Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к  использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  программы общего образования (с изменениями и дополнениями); 3.  4. 5.  6.  деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит" Основной образовательной программа основного общего образования  лицея; Учебного плана МБОУ "Лицей "Эрудит"; Календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ "Лицей "Эрудит"; Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной  Н. И Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Учебник. – М: Дрофа Программа ориентирована на УМК:  2016 г,  Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Основы экологии» и авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2009 год. Данная   программа   подкреплена   учебником   В.Г.Бабенко,   Д.В.Богомолов,   С.П.Шаталова, А.О.Шубин «Экология животных», 7 класс,  Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2010 год. 1.2. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса Количество часов, отведённое на изучение биологии  согласно учебному плану лицея 35 часов в год при  учебной нагрузке 1 час в неделю 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть  направлена на достижение обучающимися  Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать     • Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей.  Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма. • Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания  разнообразных живых организмов. • Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности  организмов разных периодов жизни и возрастных состояний.  Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов.   Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания Учащиеся должны уметь       • Описывать характеристики популяций (изменение численности; возрастную, половую,  пространственную структуры), сообществ (ярусность, трофическую структуру). • Давать характеристику различным сообществам и их изменениям. • Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни. • Понимать и объяснять значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем. • Понимать роль человека как в обеднении видового и экосистемного разнообразия, так и в его  восстановлении и сохранении. • Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.   Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических  факторов среды.  Определять степень загрязнения водоема методом биотестирования     Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.  Проводить простейшие мониторинговые работы  По внешнему виду определять экологические группы организмов, экологические ниши • Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ. Метапредметные результаты обучения  Учащиеся должны уметь — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить   устные   сообщения   и   письменные   рефераты   на   основе   обобщения   информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — пользоваться   биологическими   словарями   и   справочниками   для   поиска   определений биологических терминов; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить   сообщения   на   основе   обобщения   информации   учебника   и   дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях  и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.  Личностные результаты обучения  — развитие и формирование интереса к изучению природы; — развитие интеллектуальных и творческих способностей; — воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; — признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; — развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса «Основы экологии», 7 класс (35часов) Раздел 1. Экология популяций и сообществ: введение (1 ч) Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация  биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические. Раздел 2.  Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимоотношений  (17часов) Тема1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч) Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие  популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики  популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности. Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и  повторного отлова, метод взятия проб. Практическая работа. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения обилия организмов: методом пробных площадок, подсчетом индексов плотности для растений, визуальным учетом птиц, учетом беспозвоночных.) Тема2. Характеристики популяций (3 ч) Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности.  Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные  состояния растений: зародышевый период, проростки, юношеские, полувзрослые, взрослые, взрослые  вегетативные, цветущие, старческие растения. Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций. (Определяется возрастной состав  популяции наиболее распространенного в местности проживания многолетнего растения.) Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые  (размножающиеся), старые (неразмножающиеся). Взаимодействие между родителями и детенышами у животных: распознавание, забота о потомстве,  воспитание, обучение. Тема3. Структура популяций (3 ч) Половая структура популяций. Экологические, физиологические различия самцов и самок. Отношения  «самец — самка». Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание. Демонстрационное поведение.  Турниры. Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и  неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у  животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение  самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники» и «подчиненные». Тема4. Типы экологических взаимодействий организмов (8 ч) Типы экологических  взаимодействий. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция.  Территориальность у животных. Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее результаты. Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе. Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты.  Животные­паразиты и животные­хозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. Растения­паразиты и  полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. Передача паразита, организмы­переносчики. «Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, защита,  передвижение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. Взаимодействие растений и животных­ опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты. Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов: «хищник — жертва»; «паразит  — хозяин»; «растения — опылители». (В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, в которой отражают  вид взаимного приспособления и черты приспособленности — морфологические, физиологические,  поведенческие.)  Раздел 3. Сообщества организмов(16 часов) Тема 1. Сообщество и экосистема как экологические категории (3 ч) Сообщество. Основные свойства (устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ (структуры).  Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды  господствующие и сопутствующие. Виды — строители сообществ, или средообразователи. Виды —  индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ. Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя.  (Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и  сопутствующий виды, составляется формула древостоя.) Тема 2. Структуры и характеристики сообществ (3 ч) Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. Морфологическая структура сообщества.  Жизненные формы организмов. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты.  Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического  круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменения сообществ в течение суток. Сезонные  изменения сообществ. Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. (Составляются и описываются пищевые  цепи в аквариуме.) Тема 3. Изменения в сообществах (3 ч) Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая  сукцессия. Зарастание озер. Сообщества, созданные человеком. Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные  изменения. (На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нем, вызванные  антропогенным влиянием. Сравнивают полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет,  полученными учащимися предыдущих классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в  сообществах.) Тема 4. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (7ч) Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и  животных. «Черные страницы» истории. Растения и животные, истребленные человеком. Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира.  Охраняемые природные территории (ОПТ). Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых территорий. Заключение (1 ч) Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество. 4.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   С   УКАЗАНИЕМ   КОЛИЧЕСТВА   ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ №  темы Раздел, название урока в  поурочном планировании Раздел 1. Экология популяций и сообществ: введение Раздел 2.  Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных  взаимоотношений Тема1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория Тема2. Характеристики популяций Тема3. Структура популяций Тема4. Типы экологических взаимодействий организмов Раздел 3. Сообщества организмов Тема 1. Сообщество и экосистема как экологические категории Тема 2. Структуры и характеристики сообществ Тема 3. Изменения в сообществах Тема 4. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и  сообществ Заключение Итого Кол­во часов по программе 1 17 16 1 3 3 3 8 3 3 3 7 35 5.Лист внесения изменений в Рабочую программу Директор МБОУ «Лицей «Эрудит» _________________Н.Т. Иванова Приказ № ____ от __________ Лист корректировки рабочей программы Предмет ________________Класс_____________. Учитель _________________ Название раздела,  темы по КТП Кол  час Дата  проведения по  плану  Дата   проведения по  факту Кол  час Причина  корректировки Корректир ующие  мероприят ия Учитель__________________( Ф.И.О. ) Руководитель МО__________________( Ф.И.О.)  Зам директора по УР_________________( Ф.И.О.) Поурочное календарно тематическое планирование  Поурочное планирование курса «Основы экологии», 7 класс, 35 часов Приложение № 1 №  УРОКА РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТ ВО ЧАСОВ ДАТА  ПРОВЕДЕ НИЯ  УРОКА ПО  ПЛАНУ ДАТА  ПРОВЕДЕ НИЯ  УРОКА ПО  ФАКТУ Раздел1. Экология популяций и сообществ(1час) 1 Введение Раздел 2.  Популяции: разнообразие структур,  типы внутрипопуляционных взаимоотношений  ( 17часов) Тема1. Вид и популяция как биологическая и  экологическая категория (3 ч) 2 Вид. Ареал вида. Популяция как биологическая и экологическая  категория. Методы измерения обилия Тема2. Характеристики популяций (3 ч) Изменение численности популяций Причины изменения численности популяций Периоды жизни и возрастные состояния растений 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 03.09­ 08.09 10.09 ­  15.09 17.09 ­  22.09 24.09­ 29.09 01.10­ 06.10 08.10  ­13.10 15.10  ­20.10 Тема3. Структура популяций (3 ч) 8 Половая структура популяций Пространственная структура популяций Групповой образ жизни у животных 9 10 Тема4. Типы экологических взаимодействий  организмов (8 ч) 11 Типы экологических  взаимодействий Территориальность у животных Самоизреживание у растений Хищничество Паразитизм 12 13 14 15 Растения­паразиты и полупаразиты 16 17 Взаимовыгодные отношения между организмами 18 Взаимодействие растений и растительноядных  животных Раздел 3. Сообщества организмов(16 часов) Тема 1. Сообщество и экосистема как  экологические категории (3 ч) Сообщество. Основные свойства 19 Видовое разнообразие сообществ 20 21 Пространственная организация сообществ Тема 2. Структуры и характеристики сообществ  (3 ч) 22 Ярусность лесных сообществ Трофическая структура сообщества Сезонные изменения сообществ Тема 3. Изменения в сообществах (3 ч) Изменения сообществ от года к году 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22.10 ­  27.10 05.11 ­  10.11 12.11­  17.11 19.11 ­  24.11 26.11  ­01.12 03.12­ 08.12 10.12­ 15.12 17.12­ 22.12 24.12­ 29.12 9.01­12.01 14.01­ 19.01 21.01­ 26.01 28.01­ 01.02 04.02­9.02 11.02­ 16.02 18.02­ 23.02 25.02­2.03 4.03­9.03 Необратимые изменения сообществ 26 27 Сообщества, созданные человеком Тема 4. Антропогенное воздействие на  многообразие организмов и сообществ (7ч) Понятие о биомногообразии Причины исчезновения растений и животных Растения и животные, истребленные человеком Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране Меры охраны растительного и животного мира Охраняемые природные территории(ОПТ) Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия Заключение  28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 Оптимальные способы эксплуатации экосистем 1 11.03­ 16.03 18.03­ 23.03 1.04­6.04 8.04­13.04 15.04­ 20.04 22.04­ 27.04 29.04­4.05 6.05­11.05 13.05­ 18.05 20.05­ 25.05

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс

Планирование по факультативу 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018