Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Бурова
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
На ШМО учителей Дата Директор школы:
математики Подпись Н.В. Ямщикова__________
Протокол №__________ Приказ № ______________
От ___________2016 г. От _____________2016 г.
Рабочая учебная программа
по информатике
8 класса средней общеобразовательной школы
Разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программу составила: Забелина Мария Владимировна
г. Бежецк
2016 - 2017 уч. г.
Рабочая учебная программа «Информатика» для 8 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от 17.12.2010 года;
2. Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
3. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. 7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2014.
Программа соответствует учебнику «Информатика» для 8 класса образовательных учреждений «Информатика 8» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-17 учебный год.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
· формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
· пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
· воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
· показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
· организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
· организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
· создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего за год – 35 часов.
1.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
· понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
· понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
· умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
· владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2.Содержание дисциплины (35 часов)
1. Информация и информационные процессы – 2 часа
Роль информации в живой и неживой природе, в жизни людей.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: определение количества информации, освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Основные термины по разделу:
Информатика. Компьютер, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).
2. Кодирование текстовой и графической информации – 7 часов
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Основные термины по разделу:
Гипертекст. Двоичный код символа. Маркированный список. Нумерованный список. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Распознавание текста. Режимы работы текстового редактора (основные). Среда текстового редактора (стандартные компоненты). Стиль оформления текстовых документов. Структурные единицы текста (данные текстового редактора). Таблица кодировки. Текстовый процессор. Текстовый редактор (ТР). Шаблон .
3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 7 часов
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора, освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Основные термины по разделу:
Векторная графическая информация. Видеоадаптер. Видеопамять. Графические координаты. Графические примитивы. Графический редактор (ГР). Иллюстративная графика. Деловая графика. Код пикселя. Компьютерная анимация. Компьютерная графика. Конструкторская графика. Научная графика. Области применения компьютерной графики. Пиксель. Растр (графическая сетка). Режимы работы графического редактора растрового типа. Среда графического редактора растрового типа. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Цветовая палитра RGB. Аналоговая форма представления звука. Аналого-цифровое преобразование (АЦП). Данные. Динамики (колонки или наушники). Звуковая карта (аудиоадаптер). Интерактивная презентация. Компьютерная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непрерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления звука. Частота дискредитации.
4. Кодирование и обработка числовой информации – 7 часов
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Основные термины по разделу:
Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 3 часа
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск в электронных базах данных.
Практика на компьютере: сортировка и поиск в электронных таблицах.
6. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов – 8 часов
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Основные термины по разделу:
Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес. Гиперссылки. Сайт. Теги.
Резервное время – 1 час
6.Календарно-тематическое планирование 8 класс (35 часов)
№ урока |
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
Результаты развития учащихся |
Домашнее задание |
Дата |
||||
По плану |
По факту |
|||||||||
Глава 1. Информация и информационные процессы – 2 часа |
||||||||||
1 |
Информация в природе, обществе и технике |
Изучение нового теоретического материала |
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. |
личностные |
1.1, 1 часть, вопросы |
02.09 (8а) 01.09 (8б) |
||||
2 |
Информационные процессы в различных системах |
Изучение нового теоретического материала |
Человек: информация и информационные процессы. |
1.1, 2 часть, вопросы |
09.09 (8а) 08.09 (8б) |
|||||
Глава 2. Кодирование текстовой и графической информации – 7 часов |
||||||||||
3 |
Кодирование информации с помощью знаковых систем |
Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. |
личностные |
1.2, вопросы, стр 31-34 |
16.09 (8а) 15.09 (8б) |
||||
4 |
Знаковые системы |
Изучение нового теоретического материала и работа в клавиатурном тренажере. Практическая работа № 1.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера |
Знаковые системы. Кодирование информации. |
стр 34-37 |
23.09 (8а) 22.09. (8б) |
|||||
5 |
Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации |
Изучение нового материала и практическая работа № 1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора |
Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. |
1.3, 1 часть вопросы |
30.09 (8а) 29.09 (8б) |
|||||
6 |
Алфавитный подход к измерению количества информации |
Изучение нового материала и практическая работа № 1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора |
Алфавитный подход к определению количества информации. |
1.3, 2 часть, вопросы, подготовка к К/Р |
07.10 (8а) 06.10 (8б) |
|||||
7 |
Контрольный урок |
Выполнение контрольной работы по изученному материалу |
повторение |
14.10 (8а) 13.10 (8б) |
||||||
8 |
Кодирование текстовой информации |
Изучение нового теоретического материала |
Кодирование текстовой информации. |
2.1, вопросы, стр 50-53 |
21.10 (8а) 20.10 (8б) |
|||||
9 |
Определение числовых кодов символов и перекодировка текста |
Решение задач и выполнение практической работы № 2.1. Кодирование текстовой информации |
Кодирование текстовой информации. |
стр 50-53 |
28.10 (8а) 27.10 (8б) |
|||||
Глава 3. Кодирование и обработка звука информации 2 часа + 5 |
||||||||||
10 |
Кодирование графической информации |
Изучение нового теоретического материала |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
личностные |
2.2, вопросы, стр 53-57 |
11.11 (8а) 10.11 (8б) |
||||
11 |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB |
Практическая работа № 2.2. Кодирование графической информации |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
подготовка к К/Р |
18.11 (8а) 17.11 (8б) |
|||||
12 |
Контрольный урок |
Выполнение контрольной работы по изученному материалу |
повторение |
25.11 (8а) 24.11 (8б) |
||||||
13 |
Кодирование и обработка звуковой информации |
Изучение нового теоретического материала |
Кодирование и обработка звуковой информации. |
личностные |
3.1, вопросы, стр 64-67 |
02.12 (8а) 01.12 (8б) |
||||
14 |
Обработка звука |
Практическая работа № 3.1. Кодирование и обработка звуковой информации |
Кодирование и обработка звуковой информации. |
3.1, вопросы, стр 67-69 |
09.12 (8а) 08.12 (8б) |
|||||
15 |
Цифровое фото и видео |
Изучение нового теоретического материала. Практическая работа № 3.2. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу |
Цифровое фото и видео. |
3.2, вопросы, стр 69-73 |
16.12 (8а) 15.12 (8б) |
|||||
16 |
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
Практическая работа № 3.3. Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
Цифровое фото и видео. |
повторение |
23.12 (8а) 22.12 (8б) |
|||||
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации 6 часов + 1 |
||||||||||
17 |
Кодирование числовой информации. Системы счисления |
Изучение нового материала |
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
личностные |
4.1, лекция, вопросы |
13.01 (8а) 12.01 (8б) |
||||
18 |
Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления |
Изучение нового материала |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере |
4.1, лекция, вопросы |
20.01 (8а) 19.01 (8б) |
|||||
19 |
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления |
Изучение нового материала |
Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
4.1, лекция, вопросы, стр 93-95 |
27.01 (8а) 26.01 (8б) |
|||||
20 |
Двоичная арифметика |
Практическая работа № 4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор |
4.1, стр 95-99 |
03.02 (8а) 02.02. (8б) |
|||||
21 |
Электронные таблицы. Основные возможности |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практические работы № 4.2 и 4.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Создание таблиц значений функций в ЭТ. |
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. |
4.2, вопросы, стр 99-108 |
10.02 (8а) 09.02. (8б) |
|||||
22 |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах |
Практическая работа № 4.4. Построение диаграмм различных типов. |
Построение диаграмм и графиков. |
4.3, вопросы |
17.02 (8а) 16.02 (8б) |
|||||
23 |
Контрольный урок |
Контрольная работа на системы счисления. Алгоритмы перевода и двоичная арифметика. |
повторение, стр 114-117 |
10.03 (8а) 16.03 (8б) |
||||||
Глава 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) – 3 часа |
||||||||||
24 |
Базы данных в электронных таблицах |
|
|
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; |
5.1 вопросы, |
24.02 (8а) 02.03 (8б) |
|
|||
25 |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Практическая работа № 5.1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
5.2, вопросы, подготовка к К/Р |
03.03 (8а) 09.03 (8б) |
|
||||
26 |
Базы данных в электронных таблицах |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 5.1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. |
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. |
|
5.1-5.2, вопросы, стр 139-141 |
17.03 (8а) 23.03 (8б) |
|
|||
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов (8 часов) |
||||||||||
27 |
Передача информации. Локальные компьютерные сети |
Изучение нового теоретического материала. Практическая работа № 6.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети |
Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
личностные |
6.1, 6.2, вопросы |
24.03 (8а) 06.04 (8б) |
||||
28 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения |
Изучение нового теоретического материала |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. |
6.3, вопросы, стр 141-143 |
07.04 (8а) 13.04 (8б) |
|||||
29 |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 6.2. «География» Интернета |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. |
повторение |
14.04 (8а) 20.04 (8б) |
|||||
30 |
Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики |
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. |
6.4, вопросы, стр 143-151 |
21. 04 (8а) 27.04 (8б) |
|||||
31 |
Форматирование текста на web-странице |
Практическая работа № 6.3. Разработка сайта. При пошаговом выполнении работы может оцениваться каждый следующий верно выполненный шаг учащегося |
Форматирование текста на Web-странице. |
6.4, вопросы, стр 143-151 |
28.04 (8а) 04.05 (8б) |
|||||
32 |
Вставка изображений и гиперссылок |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3. Разработка сайта |
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. |
6.4, вопросы, стр 143-151 |
05.05 (8а) 11.05 (8б) |
|||||
33 |
Вставка и форматирование списков |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3. Разработка сайта |
Списки на Web-страницах. |
6.4, вопросы, стр 143-151 |
12.05 (8а) 18.05. (8б) |
|||||
34 |
Использование интерактивных форм |
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения практической работы № 6.3. Разработка сайта |
Интерактивные формы на Web-страницах. |
6.4, вопросы, стр 143-151 |
16.09 (8а) 25.05 (8б) |
|||||
35 |
Резервный урок |
26.05 (8а) |
||||||||
I. Учебно-методический комплект
1. Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Н.Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1
II. Литература для учителя
1. Н.Угринович. Преподавание курса информатики в основной и старшей школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Н.Угринович. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1
Планируемые результаты изучения информатики
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
· использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
· записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
· кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
· использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
· познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
· познакомиться с двоичной системой счисления;
· познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
· понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
· строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
· понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
· составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
· использовать логические значения, операции и выражения с ними;
· понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
· создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
· создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
· создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
· базовым навыкам работы с компьютером;
· использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
· знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
· научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
· познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
· базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
· организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
· основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
· познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
· узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
· получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.