Планирование внеурочной деятельности "Разыграй песню"

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию предоставляется планирование внеурочной деятельности для младших школьников (1 класс) «Разыграй песню». Программа составлена с учетом требований ФГОС и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проходят 1раз в неделю и построены в игровой форме. При помощи игры и путешествия по сказке дети знакомятся с музыкальной грамотой и разыгрывают песни на простейших народных шумовых инструментах. также знакомятся с народными играми и песнями. готовят совместно с педагогом и родителями народные праздники. Активно участвуют в их проведении. ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА «Целая занимательная школа предстает в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донес до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: добропорядочность, любовь к Родине и своей семье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д. Такие занятия будут включать в себя инсценировки русских народных песен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народных праздников и обрядов. Программа занятий построена таким образом, что¬бы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен, играть по правилам. По мотивам народных праздников будут проводиться театрализованные представления. В которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы. Много добра несут русские народные песни, игры, танцы. Пусть же они станут друзьями с нашими первоклассниками. Рабочая программа составлена на основе целей и задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения.»Вашему вниманию предоставляется планирование внеурочной деятельности для младших школьников (1 класс) «Разыграй песню». Программа составлена с учетом требований ФГОС и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проходят 1раз в неделю и построены в игровой форме. При помощи игры и путешествия по сказке дети знакомятся с музыкальной грамотой и разыгрывают песни на простейших народных шумовых инструментах. также знакомятся с народными играми и песнями. готовят совместно с педагогом и родителями народные праздники. Активно участвуют в их проведении. ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА «Целая занимательная школа предстает в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донес до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: добропорядочность, любовь к Родине и своей семье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д. Такие занятия будут включать в себя инсценировки русских народных песен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народных праздников и обрядов. Программа занятий построена таким образом, что¬бы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен, играть по правилам. По мотивам народных праздников будут проводиться театрализованные представления. В которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы. Много добра несут русские народные песни, игры, танцы. Пусть же они станут друзьями с нашими первоклассниками. Рабочая программа составлена на основе целей и задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения.»
Иконка файла материала 2508112955.doc
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности  «Разыграй песню» 1ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  «Разыграй песню» СОСТАВИТЕЛЬ: Митковская Н.Ю. ТИП ПРОГРАММЫ: рабочая ВИД: РАЗВИВАЮЩАЯ ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: от 6 до8 лет ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ГРУППОВАЯ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                           Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа.  Вокальное пение – одна из   самых   массовых   форм   музыкального   искусства.   Вокальный   класс   ­   важнейшая дисциплина музыкально – эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности.   Вокальное   пение   оказывает   исключительное   влияние   на   формирование личности   ребенка.   Оно   воздействует   на   умственные   силы   детей,   сознание,   память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.         Целая занимательная школа предстаёт в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донёс до наших дней простой русский народ, взрослые   и   дети.   В   ней   многому   можно   научиться,   многое   из   её   арсенала   можно использовать,   чтобы   воспитать   в   детях   необходимые   черты   характера:   добропо­ рядочность, любовь к Родине и своей семье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д.           Такие   занятия   будут   включать   в  себя   инсценировки   русских   народных   песен, хороводов   и   игр,   а   также   сценарии,   составленные   по   мотивам   русских   народных праздников и обрядов.       Постановка даже коротенькой инсценировки даёт возможность развивать в детях творческое   отношение   к   произведениям   народного   искусства,   помогает   стать   им участниками своего рода маленького детского театра. Они учатся выступать в той или иной роли, которая требует умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать, изображать действие или героя. Такое многообразие задач, поставленных в каждой из этих маленьких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек. форма инсценировки позволяет ребятишкам легко включиться в образное пространство произведений народного творчества.    Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Многовековой опыт русских людей­тружеников, простые, понятные детям образы природы и братьев наших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты учащимися младшей школы, найдут живой отклик.     Пение в сочетании с танцем и игрой — очень увлекательное занятие, позволяющее весело и с пользой провести время после учебных занятий.  Программа   занятий   построена   таким   образом,   чтобы   дети   постепенно   входили   в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво во­ дить   хороводы   и   разыгрывать   содержание   песен,   играть   по   правилам.   Праздное, никчёмное   проведение   времени   станет   неинтересным   для   познавших   радость 3творческого труда, ибо освоение фольклора — это настоящий творческий труд. Он воспевается в песнях, в обрядах. По мотивам народных праздников  будут проводиться театрализованные представления. В которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы.  Много   добра   несут   русские   народные   песни,   игры,   танцы.   Пусть   же   они   станут друзьями с нашими первоклассниками. Рабочая   программа   составлена   на   основе   целей   и   задач   примерной   программы художественно­эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка,  апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения Данная образовательная программа  ставит  основную цель: ­развитие   музыкальных   способностей   воспитанников   и   обучающихся,   овладение вокальными   навыками,   формирование   музыкальной   культуры   личности   как неотъемлемой части духовной культуры.       Достижению   данной цели способствует решение следующих задач:           ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:   ­овладение   вокально­певческими   навыками:   чистого интонирования,   певческой дикции, артикуляции и дыхания;                                             ­ знание основ певческой гигиены и самоконтроля, РАЗВИВАЮЩИЕ:  ­ развитие музыкальной памяти, внимания, воображе­     голосового аппарата. ния, мышления;                                   ­ развитие голосового аппарата;                                   ­ развитие артистических качеств. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ­ воспитание коллектива единомышленников,                                          использующих свои индивидуальные творческие                                          возможности для достижения гармоничного                                         звучания в процессе исполнения;                                      ­ воспитание эстетического вкуса, исполнитель­ ской и слушательской культуры. Программа   составлена   с   учетом   психологических   и   физиологических   особенностей детей   младшего   школьного   возраста   и   основана   на   применении   следующих педагогических методов и приемов: МЕТОДЫ Объяснительно­иллюстративные Репродуктивные ПРИЕМЫ ­рассказ, музыкального материала   беседа,   прослушивание ­пение по ладовой столбице; ­пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения; 4Эвристические ­накопление репертуара; ­ накопление вокально­ исполнительских     навыков; ­творческие задания.       В программе используются следующие педагогические  методы: ­ программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала; ­доступность обучения; ­опора на интерес; ­сочетание репродуктивного и творческого начала; ­коллективно   –   индивидуальные   формы   работы   на   занятиях,   позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей; ­использование игровых форм обучения. Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения. Данная  образовательная программа рассчитана на воспитанников  6­8лет.          За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется   через   промежуточный   контроль:   участие   в   конкурсах,   фестивалях, концертных выступлениях.                    В качестве итогового контроля   проведение 3 открытых театрализованных представлений «Осенины», «Масленица», «Ярмарка» ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: 1. Что голос – наше богатство и к  нему надо относиться бережно.   Певческий аппарат  есть  двигательный аппарат со сложной  системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для  правильного пения надо правильно  брать дыхание. 2.  Музыка выражает и передаёт  чувства человека, картины природы,  движение с помощью средств  музыкальной выразительности и  развития музыки.  произведения. Нотную грамоту,  длительности. Жанры и лады музыки. 3. Части музыкального произведения.  Нотную грамоту, длительности.  Жанры и лады музыки. Знать музыкальные термины   ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: Бережно относится к своему голосу.   Правильно выполнять дыхательные  упражнения. Следить за дыханием во  время пения, брать дыхание между  короткими музыкальными фразами. 2.   Эмоционально   откликаться   о произведении,   и   выражать   свои эмоции в рисунках и движениях. Уметь применять словарь  эмоциональных состояний в своих  откликах. Выявлять жанровое начало. 3.   Различать   части   музыкального произведения   (вступление,   куплет, припев,   заключение)   Вступать   и заканчивать песню самостоятельно. 4. Чисто интонировать мелодию,  5крещендо, диминуэндо, лигатто,  стокатто. Их применение в музыке. Что такое народное исполнение. овладеть выразительным  исполнением. Уметь ускорять,   замедлять усиливать  и ослаблять  звучание, петь отдельные отрезки  мелодии с аккомпанементом. 5. Петь индивидуально и коллективно  с сопровождением и без него.  ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО: Материально – техническое Методическое обеспечение обеспечение 1. Оборудованный кабинет.  (Музыкальный инструмент –  фортепиано, музыкальный центр,   детские музыкальные инструменты,  звукоусилительная аппаратура,  колонки, , наличие возможности  записи фонограмм, наличие  возможности изготовления  концертных костюмов). 2. Соответствующая росту и возрасту  детей мебель. 3. Записи фонограмм детских песен,  народных наигрышей на  аудиокассетах и компакт­дисках. Учебно­тематический план   Перечень разделов и тем Раздел 1. Вокально­хоровая работа Раздел 2. Музыкально­теоретическая  подготовка Раздел 3. Концертно­исполнительская  деятельность Итого: Содержание курса 1. Информационная и справочная  литература. 2. Методическая литература: 3. Наглядные пособия. ( плакаты,  портреты с изображением  композиторов) Общее количество  часов 16 12 5 33 Теория Практика 2 8 – 10 14  4 5 23 6Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете,  знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души.         Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства.  Положительные эмоции как результат воздействия пения  на чувства слушателей и  исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.          «Ни слуха, ни голоса»  и перспективы научиться петь. Как пользоваться  природными данными и развивать  вокальные способности.       I.Вокально­хоровая работа        1.Знакомство с голосовым аппаратом.         Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения  звука.  Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и  уход за голосом.       Знакомство с детьми, изучение  способности к пению.       Координационно­тренировочные занятия.       2. Певческая установка. Унисон.               3. Дикция (1 час):            Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и  отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция –  условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной  работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне  музыки.        Разучивание скороговорок, игровых народных песен.        4. Работа в ансамбле         Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков,  артикуляционные движения, открытость и закрытость. Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.  Важность  работы над звуком. 1.   Работа над репертуаром; 2.   Разучивание распеваний; 3.   Работа над чистотой интонации; 4.   Определение примарной зоны звучания; 5.   Работа над мелодическим слухом; 6.   Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; 7.   Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в  пределах 1,5 октавы; 8.   Работа над расширением певческого дыхания; 9.   Совершенствование дикции; 10. Выявление тембров;11.  Работа над ритмическим слухом; 12. Работа над расширением диапазона; 13. Работа над художественным исполнением произведений. II.Музыкально­теоретическая подготовка 1.Дирижерский жест 2.Основы музыкальной грамоты:    7Музыкальные и шумовые звуки Высокие и  низкие звуки Клавиши и клавиатура Октава       Ноты и нотоносец Скрипичный ключ . Ноты Такт и тактовая черта Длительности    нот Нота с точкой Размер       Паузы        Тон и полутон Знаки альтерации Затакт        Штрихи Динамические оттенки  Басовый  ключ Ноты  басового   ключа Лады­ будут изучаться на занятиях при помощи сказок , стихов и картинок:         III. Концертно­исполнительская деятельность Это результат, по которому оценивают всю работу  кружка. План концертной  деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется  с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать  могут как все учащиеся, так и солисты.         1.Подготовка к концертным выступлениям         2.Праздники, выступления, конкурсы      Требования к уровню подготовки обучающихся           Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как  слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально­хоровыми навыками: ∙         пение в унисон; ∙         певческий диапазон в пределах 1,5 октавы; ∙         передача простого ритмического рисунка; ∙         четкая дикция; ∙         свободное владение дыханием; ∙         способность передать характер произведения; ∙         владение динамикой p – mf. ∙         репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух: ∙         музыку разного эмоционального содержания; ∙         музыкальные жанры (песня, танец, марш); ∙         одно­, двух­, трехчастные произведения, куплетную форму; ∙         средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм; ∙         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; 8∙         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. Итоговая диагностика после обучения. К концу года дети должны уметь: Петь легко и свободно.  Правильно брать дыхание при исполнении песни. Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения. Петь выразительно. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ №  п/п Вокально­хоровая работа Название раздела, темы 1 2,3 4 5,6 7. 8 1ЧЕТВЕРТЬ Вводное занятие. Правила  поведения, техника безопасности в  учебном кабинете, знакомство с  коллективом. Музыка в нашей жизни.  Русские народные инструменты Упражнения на дыхание.  Разучивание простейших  закличек. Упражнения на дыхание.  Разучивание простейших  закличек. РНП «Мы, бояре, к вам пришли» Знакомство с голосовым аппаратом РНП «Как у нашего двора» Музыкальные и шумовые звуки Высокие и  низкие звуки Клавиши и клавиатура РНП «Вот те гребень» Речетативная игра «Чичары»  Игра на шумовых  иструментах.РНП «Дождик» 2ЧЕТВЕРТЬ 9 Октава   10,11 Ноты и нотоносец Игра в хороводе РНП  «Плетень» Разучивание в хороводе «Вдоль  по улице ребятушки идут Кол­во  часов 1 2 1 2 1 1 1 2 9Праздник «Осенины» 12. 13.14 Скрипичный ключ. Ноты 15 Такт и тактовая черта Рождественский  праздник 16 17,18 Длительности    нот 19 Нота с точкой Размер Паузы Тон и полутон Масленица­праздник 20 21 22 23 24,25 Знаки альтерации 26 27 28 29 30 31 32 33 Затакт Штрихи Динамические оттенки Басовый  ключ Ноты  басового   ключа Лады Сочиняем сами Ярмарка­праздник Подготовка, выступление. Коляда  Колядуем и играем 3ЧЕТВЕРТЬ Подготовка и выступление РНП «Блины» Игра в хороводе «А мы  масленицу повстречали» РН частушка Инструментальные наигрыши Масленичные заклички РНП «Поехал наш батюшка на  базар» 4четверть РНП «Долговязый журавель» РНП «Долговязый журавель» РНП «Как у наших у ворот» РНП «Как у наших у ворот» РНП «Где был Иванушка?» РНП «Где был Иванушка?» Подготовка и выступление Подготовка и выступление 1. 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1                                                            список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /  (В.А.Горский,  А.А.Тимофеев,  Д.В. Смирнови др.) ; под редакцией В.А. Горского. – М. :  Просвещение, 2010. 111с­ (Стандарты второго поколения).  «У нашего двора нет веселья конца!» Сборник сценариев праздников и       музыкальных  досугов / Авт.­сост. Д. А. Рытов. — СПб.: Изд­во «Музыкальная палитра», 2006. — 60 с: ил .  Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках»: Кн для учащихся и учителей.­ М,: Просвещение, 1994.­ 79с.; ил.  Новикова А., Пушхжтл С Русские народные песни Московской области. Нотное научное  издание. Т. I. — 14л Советский композитор, 1986.  Пушкина С. Русские народные песни Московской области. Нотное научное издание. Т. II. —  М.: Советский композитор, 1988.  Колпакова Н. На Буяне, славном острове. — М.: Детская литература 10 Мехнецов А. Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны. — М.: Советский  композитор, 1981.  Науменко Г. Жаворонушки// Запись, нотация и составление Г.Науменко. Общая редакция  С.Пушкиной. Вып. 1­3. — М.: Советский композитор, 1977 — 1984.  Науменко Г., Новлянская 3. "От зимы до осени". Фольклорный праздник в школе. — М.:  Детская литература, 1979.  Науменко Г. Народный праздничный календарь. "Лето — осень". Молодежная эстрада. Часть  вторая. — М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.  Прокошева К. "Пал, пал перстенёк". Игрища и круга в Прикамье (сборник текстов без нот). —  М.: Родник, 1999. 11