отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания, памяти;
- увеличение объема зрительного восприятия;
- обогащение и активизация словаря;
- формирование интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: демонстрационные карточки букв л,м; слоговая таблица,
изображение Мальвины и Буратино, рисунки – опорыотработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания, памяти;
- увеличение объема зрительного восприятия;
- обогащение и активизация словаря;
- формирование интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: демонстрационные карточки букв л,м; слоговая таблица,
изображение Мальвины и Буратино, рисунки – опоры
Приложение 7.doc
Планыконспекты логопедических занятий
Тема: Дифференциация л – м в слогах и словах.
Приложение 7
Цели:
отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
развитие слухового внимания, памяти;
увеличение объема зрительного восприятия;
обогащение и активизация словаря;
формирование интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: демонстрационные карточки букв л,м; слоговая таблица,
изображение Мальвины и Буратино, рисунки – опоры Л М
таблички М Е Л для тренировки распределения внимания;
предметные картинки с изображением ягод; цепочки слов у каждого учащегося,
карточки
Л2 Л3 М1Л3 М3Л4
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Назвать учебные принадлежности со звуком "л " (линейка, пенал, фломастер).
Определить место звука в слове (1й, 5й, 2й)
Назвать урок со звуком " м " (математика). Сколько раз в слове слышится " м "?
2. Сообщение темы.
О каких звуках будем говорить на занятии? (на доску вывешиваем
демонстрационные карточки Л, М.)
Поиск сходства и различия. Обращаем внимание на одинаковые первые элементы
букв: "Л" как бы "прячется" в "М"; в "М" есть добавочный элемент.
Вывод: буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
Записываем тему в тетрадях и на доске: " Различай Л – М"
3. Установление связи: артикулема – кинема – графема.
Какой орган речи помогает произнести звук "Л"? (язык).
Язык у нас один (карточка – опора Л )
Пропишите пальчиком на столе и в воздухе букву "Л" под счет " раз – и".
Произносим звук "М", отмечаем участие губ, их две (карточка – опора
М ). Прописываем пальчиком букву под счет "раз – и – два"
Делаем вывод: Л – "одинарная" буква, звук произносим языком,
М "двойная " буква, звук произносим губами.
1 4. Отработка правильного выбора буквы с использованием опор.
Сегодня к нам пришла сказочная героиня (изображение Мальвины).
В ее имени потерялись буквы: _а_ьвина.
Приложение 7
Вернем их на место, используя наши подсказки:
М – губы (две) – " двойная" – движение руки "раз – и – два".
Л – язык (один) – "одинарная" буква – ведем руку " раз – и"
Вспоминаем, как пишутся имена (с большой буквы).
Ребята, вспомните, из какой сказки эта девочка? Мальвина учила Буратино писать
без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
А сейчас проверим, внимательны ли вы?
Посмотрите на табличку, запомните все, что увидите:
М Е Л Демонстрация 34 секунды.
Какое слово прочли? В какой фигуре пряталась 1я, 2я, 3я, буква?
В названиях каких фигур есть Л, М? ( овал, треугольник, прямоугольник)
Назовите героев сказки " Приключения Буратино". Запишите 4ю по счету букву
в слове " Карло", соедините ее с буквой 5й по счету в слове "Артемон".
Сочетание лм прописываем с проговариванием до конца строчки.
В именах каких героев сказки встречаются буквы л, м? (лиса Алиса, кот
Базилио, Дуремар, Тортилла)
5. Слоговой анализ и синтез.
Мальвина приглашает вас на урок русского языка.
Как называются части, на которые мы делили слова? (слоги)
Запишите 1й слог слов (на слух):
лето, месяц, луна, муха, минута, линейка;
последний слог слов:
зима, читала, апрель, камень, карамель.
Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните
их на место и получите слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами (на
слух):
ла, Ми
ло, мы
После составления слов записываем их с опорой на артикуляцию и графические
символы. Что общего у всех слов? ( в каждом есть Л,М )
6. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа,
Где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Сгибание, разгибание и круговые
движения большими пальцами
Поочередное соединение пальцев с
мон, ли
лок, ме
сло, ма
ля, зем
мал, сло
тик, лом
2 Ел со средним землянику,
С указательным – клубнику.
Какие ягоды ел пальчик? (называем ягоды и выставляем предметные картинки с
их изображением на доску)
Отгадай название ягоды: Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
большим («колечко»)
Приложение 7
(карточки по одной прикрепляем к доске). Цифры показывают номер буквы в
слове по порядку. Подбираем карточки к картинкам.
7. Графический диктант по следам звукобуквенного анализа.
Отгадайте, о каком предмете Мальвина сказала
кислый, жёлтый, ароматный, крупный? (лимон)
Повторите, какой лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод
( записываем только буквы л, м, и их порядковый номер в слове ( лимон – л1м3;
используем подсказки – опоры при написании л,м.)
свежее, коровье, сливочное, топленое (масло – м1л4);
высокая, кокосовая, стройная (пальма – л3м5)
Повторяем признаки предметов.
Шифруем слова, определяя предмет по подсказкам:
его дает корова (м1л3) материал для лепки (л2л7)
грядка для цветов (л2м4) полное имя Люды (л1м4л6)
древние ископаемые животные, похожие на слонов (м1м3)
8. Работа со слоговой таблицей.
А теперь урок чтения. Читаем слоги парами и по три (слоговая таблица на доске)
ЛА – МА
ЛУ – МУ
ЛЫ – МЫ
ЛО – МО
АЛ – АМ
УЛ – УМ
ЫЛ – ЫМ
ОЛ ОМ
ЛЕ – МЕ
ЛЮ – МЮ
ЛЯ – МЯ
ЛЁ – МЁ
ЕЛ – ЕМ
ЮЛ – ЮМ
ЯЛ – ЯМ
ЁЛ ЁМ
ЛАЛ – ЛАМ – МАЛ
ЛУЛ – ЛУМ – МУЛ
ЛОЛ – ЛОМ – МОЛ
ЛЫЛ – ЛЫМ – МЫЛ
ЛИЛ – ЛИМ – МИЛ
ЛЕЛ – ЛЕМ – МЕЛ
ЛЯЛ – ЛЯМ – МЯЛ
ЛЮЛ – ЛЮМ МЮЛ
Придумайте слово по начальному слогу (слог показываем в таблице):
МУ…,, ЛУ…, ЁЛ…, МЯ…, МОЛ…., МЕЛ…, ЛАМ…
Покажите в таблице 1й слог слов:
ПОЕЛ, ПОЁМ, КОЛОЛ, ВЫМЫЛ, ПОМЯЛ, НАЛИЛ, НАЛИМ, СЛОМАЛ,
БЕЛЫМ (значение незнакомых слов объясняем)
Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы
(цепочки слов у каждого ученика)
а) мел – мил – мыл – мыло – смыл – смел – смело – мелок – мелко.
Читают 23 ученика. Закройте карточки. Назовите слова в 2 слога. Запишите их,
используя наши подсказки. Какие слова различаются одной буквой?
б) мама – лама – мало – Мила – милый – налим – лимон – линия – лилия.
3 Закройте слова. Запишите в таком порядке:
название фрукта,
название цветка,
название рыбы,
название животного,
слово, которое отвечает на вопрос "какой?"
Какие слова остались? (мама, мало, Мила, линия)
9. Итог. Молодцы! Сегодня мы попали к Мальвине сразу на 2 урока. Что учились
делать на занятии?
Царевская Елена Геннадьевна
Приложение 7
Как губы и язык помогают различать буквы л, м?
Какие задания Мальвины больше всего понравились?
ТЕМА: Дифференциация л – м в словосочетаниях и
предложениях.
ЦЕЛИ:
закреплять правильный выбор буквы (л,м) при написании словосочетаний и
предложений;
дать понятие о смыслоразличительной роли л,м;
обогащение словаря;
формирование звукобуквенного анализа слов;
развитие зрительного и слухового внимания, мышления.
Оборудование: демонстрационные карточки букв л,м; зрительные символы –
опоры
Л М ,
изображения Буратино и Мальвины; перфокарты к заданию № 6; карточки для
составления словосочетаний к заданию № 7; дидактический материал к заданиям
№ 8,9, 12, отпечатанный по числу учащихся.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Учащиеся садятся, называя слова, где встречаются
обе буквы л,м ( например, мел)
2. Сообщение темы. Запись в тетрадях ( Различай л –м ) . Демонстрационные
карточки на доске.
3. Повторение способа различения букв:
л язык – один – 2 одинарная " буква;
м губы – две – " двойная " буква.
4. Поиск ошибок в предложениях.
4 Какие сказочные герои приходили к нам на прошлом занятии? А вот какое
письмо получила Мальвина от Буратино.
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
Дорогая Лальвина!
Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки?
Прочитайте письмо без ошибок.
Как наши подсказки помогут Буратино различать л,м?
5. Графический диктант. Дидактическая игра " Проложи тропинку".
Послушайте предложение. В каждом слове ищем л,м, и записываем только
их, пользуемся подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначаем его ____,
Приложение 7
предлоги V . У нас получаются тропинки, по которым мы придем в гости к
Буратино.
На лесной опушке зеленели молодые ёлочки.
Вечерняя мгла покрыла все поля.
V л ___ лл мл л.
_____ мл л ______ л.
Послышался мелодичный голосок иволги.
На стволах елей выступили капли смолы.
V л л л л мл.
Лл мл л л.
6. Вставка букв в слова и словосочетания.
С чем пьём чай? (слова на доске, вставляем буквы, используя наш способ
различения)
_ёд, _ята, __и__он, __о__око.
Каждому ученику Буратино приготовил к чаю сюрприз – конфету –
перфокарту. Чтобы прочитать словосочетания, нужно вставить буквы л,м.
Повторяем , что такое словосочетание.
Весё_ая _е_одия бе_ая _и__ия
_а_енький _а_ьчик _и_ая _а_а
насто_ьная _а_па по_и_ к_у_бу
с_ивочное _ас_о свари_и пе_ь_ени
с_отре_ _у_ьтфи_ь_ы под_е_а по_
с_о_а_ _инейку при_ери_ а п_атье
5 7. Составление словосочетаний. Иллюстрация смыслоразличительной роли
букв л,м.
За чаем Буратино рассказал, что он сделал за день. Составьте
словосочетания, назовите слова. которые различаются буквами л,м (доска).
Надел
Позвал М
Л нил миску
М
время
Сел к
Посадил
ка
Л ину
М
Л айку
Напо
Изменится ли смысл этих слов, если заменить Л на М и наоборот?
Записать словосочетания, заменяя буквами условные обозначения:
// ебе/ьный /ак с/адкий //ёд
а/ый //ак та/ый /ёд.
Приложение 7
8. Включение слов, различающихся буквами Л, М в предложения.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил.
Прочитайте и добавьте слово, подходящее по смыслу (дидактический материал у
каждого ученика).
6 а) Чтоб полы покрыть, нам нужен ….
Чтобы сад украсить, мы посадим …
лак, мак.
б) Вот мешок несёт ….
У него в мешке ….
в) Кто бы нам порезал …..
Резать лук такая ……
г) Этот зверь зовётся ….
…. – дочь и …. ….
д) На ладошке пыли ….
Ты его скорее ….
е) Чтоб чистюлей ….
Грязь всю нужно …
, ,
мука, Лука
, ,
мука, лука
лама, мама
смой, слой
смыть, слыть
Запишите пословицу, подобрав подходящие по смыслу слова:
На языке …, а под языком ….(лёд, мёд) Объясните смысл.
9. Составление предложений на основе установления простых аналогий
между предметами. Дидактическая игра" Пара к паре".
За чаем Буратино любит решать головоломки.
Зашифруйте это слово (Л3 Л7 М9).
Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово
связано со словом яблоко, так же, как слово " кислый" со словом “лимон”?
лимон
кислый
Записываем предложение: Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Аналогично подбираем пары:
большое
зелёное
,
круглое
,
сладкое
,
яблоко
мыло
мыльница
тарелка
,
хлеб
мука
хлебниыа
,
,
магазин
хлеб
мука
значение слова.
масло
мёд
,
маслёнка
*,
блюдце
,
молоко
*объясняем
10. Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Сгибаем разгибаем большие пальцы.
Приложение 7
7 Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.
Крыша "домика" из ладоней.
Поочередно соединяем пальцы с большим.
"замок", круговые движения кистями рук.
Угадайте, название какого пальчика я зашифровала:
М 1 (мизинец),
Л3 (большой), М5 (безымянный).
Л8 (указательный),
11. Вставка слов в предложения.
Буратино научился различать буквы Л, М и даже составил
предложения с этими словами (запись на доске). Какие слова пропустил
Буратино?
…всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила … В руках у
дворника была …. Из молока получают …. и ….
Запишите любое предложение по выбору, добавьте нужные слова.
12. Поиск смысловых ошибок в предложениях.
Прочитайте предложения, которые составил Буратино. Найдите его
ошибки. (дидактический материал отпечатан по числу учащихся). Чтобы
исправить ошибки, нужно заменить подчёркнутые слова.
Стол и тумбочка – это посуда. Хлеб хранят в хлебнице, а масло в
сахарнице. Мила в семье старшая, а Лиля маленькая.
Запишите одно из предложений по выбору, исправив ошибки.
13. Итог.
Какие буквы учились различать? Какие подсказки и как нам в этом
помогали? Какие задания были самыми интересными?
8 Тема: Дифференциация п т в слогах, в словах и
Приложение 7
словосочетаниях.
Цели:
закрепить моторный навык написания букв с опорой на кинетические ощущения;
упражнять в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний;
работать над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием;
дать понятие о смыслоразличительной роли п, т;
активизировать и обогащать словарь;
упражнять в правильном чтении слов, словосочетаний с буквами п, т ;
развивать мышление, зрительное восприятие, внимание и память;
воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: демонстрационные карточки букв Пп, тт, "Волшебный
сундучок " с буквами п,т,и,ш,н,к
из бархатной бумаги, перфоконверты,
изображения Чипполино, Торопыжки, почтальона Печкина, пчелы; изографы "
вертолёт, парашют, трактор, автомобиль", таблица для игры" Пчелка", карточки для
индивидуальной работы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно повторит скороговорку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (П, т).
2. Сообщение темы.
О каких буквах мы будем говорить на занятии?
(На доске – демонстрационные карточки букв Пп, тт.)
Чем похожи и чем отличаются?
Обращаем внимание на одинаковые элементы букв п,т.
"П" "прячется" в "т", а в "т" есть добавочный элемент.
Вывод
: буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
Записываем тему в тетрадях и на доске: " Различай п – т".
3. Установление связи: кинема – графема.
Сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, где живут герои из
разных сказок. Первым к нам в гости пришел Торопыжка из сказки " Незнайка и его
друзья". Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда
торопится, когда пишет, и допускает много ошибок.
Торопыжка не дописывает у буквы т одну ножку, поэтому над ним все смеются.
9 Его друг Знайка посоветовал ему, как запомнить написание букв п и т:
у буквы "т" – три ножки, слово три начинается на "т", это трудная буква.
У буквы п – пара ножек, то есть две, это простая буква.
А вы запомнили как отличить буквы п и т при написании?
Вывод:
т,т – три ножки – трудная буква. Написать в воздухе и на парте указательным
Приложение 7
П,п – пара ножек – простая буква. Написать в воздухе и на парте указательным
пальцем под счет: раз, два, три.
пальцем под счет: раз, два.
4. Узнавание букв с опорой на кинестетические ощущения. Игра "Волшебный
сундучок".
Дети выбирают букву с завязанными глазами и узнают ее на ощупь.
Как вы " узнали" букву? Вспомнить опоры.
5. Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра " Пчелка".
Что это за звук? (жужжание пчелы) Это к нам прилетела пчелка!
Настоящая пчела — очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она
работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному
полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно,
у нее получится целое слово.
Если вы будете четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых
пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы вы
сможете прочесть полученное слово.
Первая буква, на которую опустилась пчёлка п.
Дальше она перелетела:
влево – остановка (о)
вниз, вниз, влево – остановка (ч)
вверх – остановка (т)
вверх – остановка (а)
Какое слово получилось? (почта). Какая буква 1ая, 4 – ая ?
Сочетание пт прописываем с проговариванием до конца строчки.
6. Звукобуквенный анализ. Работа с перфоконвертами.
Что делают на почте? Кто разносит письма? (почтальон). Назовите 1ю, 4ю буквы
этого слова(п, т). Почтальон Печкин принес нам письмо. Но открыть его мы сможем,
если только выполним задание.
10 Из диктуемых слов записать только буквы п,т. Если в слове обе буквы или две
одинаковые, то писать их в одном "окошке".
Слова: 1й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки, папа, тянут;
2–й ряд: каток, капель, потерял, мастер, терпение, попугай.
3 й ряд: тётя, братик, спел, капуста, утюги, стенная
Проверка: в левом нижнем углу и в правом верхнем тт, Ставим пальчик в левое
верхнее окошко (п), ведём по диагонали (наискосок) везде п; аналогично от второй
верхней клетки (пт), третьей (т), четвёртой (т,п) пятой (пп). Карточку для
проверки вывесить на доску.
Приложение 7
7. Графический диктант. Работа со схемами слов.
Вот теперь мы можем открыть конверт. Его прислал нам Чипполино. Он работал в
огороде, копал грядки и очень устал. Просит о помощи. Поможем ему?
Записать схемы слов с указанием п,т.
Наступила (_/т/ п/_), летают (_/т/т), пять( т ), хлопоты (_/п/т), простудился
(п/т/_/_), третий (_т_/_т_), приятный(_п_/_т_/__), подполз(_п_/_п_).
8. Слоговой анализ и синтез слов.
А теперь поможем Чипполино посадить разные овощи.
I. Поделите слова на слоги, и из каждого запишите только:
а) записать первый слог: помидоры, петрушка, пшено, тыква.
б) записать второй слог: картофель;
в) последний слог: укроп, салат, капуста, репа.
II. Пока мы помогали Чипполино, Торопыжка тоже получил письмо, но не смог
прочитать его. Верните слоги на место и получите слова из двух слогов (на слух)
Какие незнакомые слова вам встретились?
Объяснить значение слов: лапти, лапта, тулуп, пепел и записать их.
11 пор,то,
луп,ту,
пи,сте,
цы,пти,
пел,пе,
ло,теп,
ти,лап,
та,лап.
12 9. Восстанови слово. Игра в разведчиков.
После работы надо отдохнуть. Поиграем в разведчиков. Нужно прочесть
зашифрованную запись на доске. Как вы думаете, какую букву может обозначить
две палочки? Почему? (Правильно, это буква "П" "простая" буква, у которой пара
ножек. )
А три палочки? Почему? (Верно! Это буква "т" – "трудная" буква, у которой три
ножки.)
// авлин ///игр ли// а
у/// ка бегемо/// ///о //оль
лас/// очка //они каш/// ан
//о// угай ан///ило// а лис ///венница
Назвать каждую группу одним словом. В названии какой группы есть п и т?
(птицы).
Найдите лишнее слово в последней группе. (лиственница хвойное дерево).
Записать по памяти птиц.
10. Физкультурная минутка. Сравнение слов по смыслу и звуковому звучанию.
Игра с мячом.
Приложение 7
Логопед бросает по очереди мяч детям и говорит слово. Ребенок ловит мяч и
возвращает его логопеду, меняя при этом п на т и наоборот:
полк — толк, почки — точки, топил — попил, тачка — пачка, тара —
пара, порт — торт.
Меняется ли смысл слова при замене п на т или т на п.
Закончите словосочетания, подчеркните п, т. ( На карточках индивидуально для
каждого учащегося)
Распустились … Поставили … (почки, точки)
… печку. …воды. (попил, топил)
Купил .. Пришёл в … (торт , порт)
…. пианистом.. … на кровати. (стал , спал).
Играл в … Принёс … (прятки, тряпки)
11. Подбор родственных слов….. А теперь мы отправимся в страну слов.
а) А полетим мы туда на ….(изограф "вертолёт" см. в приложении).
Изображение вертолёта возникло из букв, которые расположились на листе бумаги
определённым образом. Найдите эти буквы и покажите в том порядке, как они стоят
в слове. Напишите в воздухе 4ую букву (т), последнюю букву в слове (т)
13 б) Когда мы посмотрели вниз, то увидели поле, на котором работает …
(изограф "трактор" см. в приложении). Показать буквы слова по порядку.
Пора спускаться вниз. В этом нам поможет…(изограф "парашют" см. в
приложении). Найдите все буквы по порядку.
в)
г) Мы устали идти пешком. Давайте немного проедем на …(изограф
"автомобиль" см. в приложении). Указать буквы по порядку.
В названии какого изографа есть обе буквы п,т? .
12. Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие.
Вспомним, что мы делали на занятии. Как различить буквы п и т? Какие задания
вам больше всего понравились?
А теперь прочитайте словосочетания (на доске). Восстановите слова.
//у///а///ь буквы
о///ве///и///ь на во//рос
//риеха///ь на ав///омобиле
//рыгну///ь с парашю///ом
//оле//а///ь с //чёлкой
Какие ошибки вы не будете больше делать? (путать буквы).
На следующем занятии мы продолжим тренироваться в написании букв п,т в
предложениях и текстах.
Приложение 7
Тема: Дифференциация пт в предложениях и тексте.
Цели:
упражнять в правильном выборе букв п, т при написании предложений,
составлении предложений и их
грамматическом оформлении;
расширять и активизировать словарь по теме "Профессии";
обучать работе с текстом ( деление на части, составление плана, озаглавливание,
последовательный пересказ);
развивать зрительное
память, внимание, мышление;
воспитывать бережное отношение к хлебу.
восприятие и
Оборудование: демонстрационные карточки прописных букв п,т, картинки с
изображением людей разных профессий (см. задание № 6), карточки с названиями
профессий (см. задание № 5), дидактический материал к заданию № 7, 9,
изображения Торопыжки, поэта Цветика, Пончика.
14 Ход занятия.
1. Организационный момент. Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к занятию? Вам
понадобятся письменные принадлежности, в названиях которых есть буквы п,т. Что
это? (тетрадь, пенал, ластик).
2. Сообщение темы.
Какому сказочному герою мы приходили на помощь на прошлом занятии?
Торопыжка опять торопится, допускает ошибки, путает буквы. Придётся напомнить
ему, чем отличаются буквы п и т.
Запись в тетрадях " Различай п – т".
Демонстрационные карточки прописных букв на доске.
3. Повторение способа различения букв.
Пп – "простая " буква – пара ножек, прописать на парте.
тт – "трудная буква – три ножки, прописать на парте.
4. Беседа о профессиях.
Знайка написал Торопыжке записку.
Прочитайте предложение на доске, вставьте пропущенные буквы.
__руд корми__, а лень __ор__и__.
Что это за предложение? ( пословица)
Как вы понимает пословицу? Почему надо трудиться? Какие профессии у ваших
родителей? Что они делают на работе? Какие профессии самые важные? Кем бы вы
хотели стать? Почему?
5. Вставка букв в слова.
Приложение 7
Чтобы лучше узнать о профессиях мы отправимся в "Город Мастеров". Там живут
люди разных профессий. А каких, вы узнаете, прочитав карточки со словами –
названиями профессий (по две у каждого ученика).
Прочитать слова, вставив буквы, используя подсказки – опоры.
_ортниха
фо_ограф
са_ожник
вос_и_а_ель
с_екольщик
_рак_орист
шах_ёр
_арикмахер
_оч_альон
_ас_ух
учи_ель
_кач
6. Составление предложений по картинкам.
Рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий
(демонстрируются по одной: портниха, стекольщик, сапожник, шахтер, почтальон,
учитель)
У кого название этой профессии?
Ученик получает картинку после того, как составит предложение, например:
Портниха шьёт одежду. Стекольщик вставляет стёкла.
Сколько слов в каждом предложении? Запишите предложение о профессии,
которая указана на вашей карточке.
15 7. Вставка пропущенного подлежащего (дидактический материал у каждого
ученика)
Прочитайте предложения.
16 … _аше_ колхозное _оле.
… фо_ографируе_ де_ей.
… _асё_ с_адо коров.
… _одс_ригает мальчику волосы.
… занимае_ся с де_ьми.
… _кё_ _кань на с_анке.
17 У каждого на карточке осталось еще одно название профессии.
Подберите и запишите подходящее предложение.
8. Работа с отрывком стихотворения Д. Родари.
Ребята, а вы знаете, что делает поэт?
Друг Торопыжки поэт Цветик рассказал ему вот такое стихотворение. Оно
называется " Какого цвета ремёсла" (читает логопед)
18 такая
расцветка?
(пёстрая)
написать
пальцем на
столе 1ую, 4
ую буквы. А
какого цвета
лентяй ?
Цвет свой
особый у
каждого дела
Вот перед
вами булочник
белый.
Белые волосы,
брови,
ресницы.
Утром встаёт
он раньше, чем
птицы.
Чёрный у
топки стоит
кочегар.
Всеми цветами
сверкает
маляр.
В синей
спецовке – под
цвет небосвода
–
Ходит рабочий
под сводом
завода.
Ответы на
вопросы:
Почему
булочник
белый?
Почему
кочегар
чёрный?
Почему
маляр
сверкает
всеми
цветами
радуги?
называется
Как
19 Приложение 7
9. Работа с текстом.
Как вы думаете, ленив ли этот герой? (изображение Пончика).
Почему его так назвали? Какая профессия ему нравится больше всего?
Как называют человека, который печёт хлеб? Почему его профессия так важна?
Пончик приготовил для вас рассказ об этой профессии.
Прочитать текст (у каждого учащегося). Определить его тему и главную мысль.
Люблю ходить мимо булочной. За окном лежа_ румяные ба_оны с
хрус_ящей корочкой, вкусные _ирожки, ва_рушки и сухари. Булки пеку_ из
_шеничной муки. Муку разводя_ водой, добавляю_ дрожжей и с_авя_ _ес_о
в _ёплое мес_о. Когда _ес_о _одниме_ся, начинаю_ его меси_ь и ле_я_ из
него булки и крендели. По_ом кладу_ их на железный лис_ и с_авя_ в _ечь.
Много рабо_ы у _екаря, и рабо_ае_ он по ночам, ч_обы у_ром были го_овы к
чаю свежие булки.
а) Озаглавить текст, выбрав один из вариантов: "Пекарь", "Нужная профессия",
"Почётная работа", "Как пекут булки", "Булочная".
б) Ответить на вопросы:
Как называется магазин, где продают хлеб?
Как пекут булки?
Почему пекарь работает по ночам?
Почему его работа так важна?
Почему нельзя выбрасывать хлеб?
в) Пересказать текст по плану:
1. Мой любимый магазин.
2. Как пекут булки.
3. Трудная работа.
г) Письменная работа с текстом.
Варианты заданий (даются детям
дифференцированно)
выпишите слова с пропущенными буквами в 3 столбика: п, т, пт;
запишите ту часть рассказа, где говорится о том, как пекут булки, вставляя пт.
10. Итог.
О чём говорили на занятии?
Как нужно относиться к хлебу?
Почему хлеб символ труда?
Почему нельзя выбрасывать хлеб?
Что делать с чёрствым хлебом?
Люди, какой профессии его выращивают?
Кто печёт хлеб?
Какие виды изделий из хлеба вы знаете?
Какие пословицы о труде вы знаете? Какие буквы учились различать? Как их не перепутать? Чем они похожи и чем
различаются на письме?
Что вам понравилось на занятии?
Приложение 7
ТЕМА: Дифференциация ЧТ*
Коррекционно развивающие: развивать слуховую и зрительную память,
Цели:
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать
фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном
соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний,
предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь; уточнить
представление об основных единицах языка слоге, слове, словосочетании,
предложении, тексте; закрепление орфографических правил.
мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к
родному языку и логопедическим занятиям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого;
аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу
учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок,
кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на
установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с
набором слов для составления предложений.
Ход урока.
1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со
звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).
2. Сообщение темы. Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?
На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч т”. Сегодня на
занятии мы отправимся в путешествие, а куда вы сами догадаетесь, когда
послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 12 мин.).
Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.
Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?
3. Уточнение артикуляции звуков. Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки
нашей речи. Песня птицы может напомнить какойто звук: [т’т’т’]. Подвиньте к
себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте
зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину
языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух,
чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой,
мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как
нужно вести себя здесь?
21 Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально
указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь
повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык
расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.
Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать
к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]:
согласный, глухой, всегда мягкий.
Приложение 7
Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы
речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они
обозначаются разными буквами.
4. Соотнесение звуков с буквами. Показать букву, соответствующую звукам в
слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.
5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.
У каждой птицы в лесу своя песенка. Попробуем повторить за ними: те те че,
че че те, те че те, чи ти ти, чи ти чи и др.
6. Чтение рядов слов с заданием. Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а
пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем
читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:
ночь ночи чижи жить жечь речь речи мячи мять – мыть рыть чары
часть.
Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение
предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?
стихи тихий чихал читал учите стучи чисто часто части вести гости
горсть.
Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?
7. Обобщение по фонетическому и семантическому сходству.
Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители.
Угадайте, кто они:
а) С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка зелёная спинка.
б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком и поделится медком.
в) От цветка к цветку порхает, утомится отдыхает.
г) Я коровка не простая, не даю я молока.
От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.
22 К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка.
Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех
слов есть звук [ч’]).
8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы. Лесные жители предлагают нам
поиграть. Каждый из них принёс игру.
Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик).
Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название
игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и
записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):
у зайца (зайчата) у волка (волчата)
у белки (бельчата) у сороки (сорочата)
Приложение 7
у кошки (котята) у утки (утята)
Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что
назвали) не живут в лесу?
9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы.
Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела).
Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой
материал отпечатан по числу учащихся
бабочка кузнечик
летать стрекотать, ловить, прыгать
чиж одуванчик
птица стебель, растение, земля
Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово
справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.
Записать в тетради эту пару слов:
кузнечик прыгать, одуванчик растение.
10. Физминутка.
На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки
(медленно встаём из положения сидя).
Как подует ветерок наклонится стебелёк
(наклоны в стороны, руки вверх).
Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).
По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс повороты, руки
вверх потянуться).
11. Составление словосочетаний.
Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).
23 Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:
тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?
Назовите только одно слово со звуком [т’].
Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание два слова, связанные между
собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.
Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная ... что это?
(речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].
12. Составление предложений. Работа с текстом.
Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).
Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение? Как показать на
письме его начало и конец? У каждого ученика на столе
конверт с набором слов для составления предложения
(ч, т пропущены).
Приложение 7
Составьте предложение, выложив слова на парте,
вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки
учителем предложения записываются в тетрадь.
Задание выполняется под музыкальное сопровождение.
1) После но_и солне_ные лу_и согрели землю.
чечевица
2) Лесные п_ицы на_али свою перекли_ку.
3) Вот засту_ал на берёзе _ёрный дя_ел.
4)Забавная песня _е_вицы похожа на дразнилку.
5) А какой мелоди_ный голосок у пено_ки!
6) П_ицы спешат накорми_ь голодных п_енцов.
7) До ве_ера будет зву_ать _удесный п_и_ий хор.
пеночка
Приготовьтесь читать свои предложения по порядку. На доску прикрепляем цифры.
Учащиеся читают предложения, сверяя номер на доске с номером конверта.
Что у нас получилось? (текст). Из чего состоит текст? (из предложений).
Связаны ли предложения в тексте по смыслу?
О чём говорится в этом тексте? (о птицах). Тема текста о птицах.
Что говорится о птицах? (что они поют весь день).
Это главная мысль текста. Она должна быть в названии рассказа. Озаглавить текст. В
случае затруднений найти заголовок в предложении №7.
13. Подведение итогов.
24 О каких звуках и буквах говорили на занятии? Теперь вы умеете различать их в
слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Какие задания вам понравились
больше других?
25
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Планы-конспекты логопедических занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.