Объединенный (комбинированный) урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.
Биология, 6 класс. Н. И. Сонин. 6 тема, Органы цветковых растений, на тему отводится 1 час.
Тема урока: «Плоды. Распространение плодов и семян»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология обучения: Этап 1,2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 –проблемная. Этап 4 – проблемное изучение. Этап 5,6 – технология креативного мышления.
8. ..doc
8. Разработать фрагмент комбинированного урока по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».
Объединенный (комбинированный) урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и
проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших
классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная
эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников
математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким
линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением,
работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.
Биология, 6 класс. Н. И. Сонин. 6 тема, Органы цветковых растений, на тему отводится 1 час.
Тема урока: «Плоды. Распространение плодов и семян»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология обучения: Этап 1,2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 –проблемная. Этап 4 –
проблемное изучение. Этап 5,6 – технология креативного мышления.
Общая часть
Цель урока:
познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов,
способами распространения семян.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
Предметные
Формирование:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса
к учению.
готовности к самообразованию и самовоспитанию.
адекватной позитивной самооценки.
адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели.
продолжить экологическое воспитание на примерах значения плодов в
жизни растения,
содействовать формированию идеи бережного отношения к природе,
развивать коммуникативные умения обучающихся.
Формирование:
сформулировать знания о плоде, как о важном органе
цветковых растений, о его строении и значении
показать многообразие плодов и способы распространения
семян.
развивать навыки работы с натуральными объектами и
наглядными пособиями,
стимулировать развитие познавательного интереса,
развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать
плоды по особенностям строения. основ коммуникации.
Задачи:
Воспитывающая
Развивающая
развивать познавательный интерес к окружающему миру путем
привлечения занимательного материала;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
развивать способность к наблюдению и творческий потенциал
учащихся.
Основные понятия, изучаемые на уроке
формирование практических навыков и умений работы с ЭОРами
разных типов (информационный, практический, контрольный тип
электронного ресурса).
развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
формировать умение применять знания, полученные на уроке, в
жизни.
Плод, семена.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, проектор, ЭОР, презентация.
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока.
Форма работы: индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята, садитесь! очень рада вас видеть. Надеюсь, что
мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.
Учитель: Ребята, мне хочется начать наш урок с чудесного
стихотворения Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего
урока:
Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу, Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет …...
Учитель: Что зреет? (плод)
Учащиеся слушают стихотворение и предлагают вариант его
завершения: зреет плод.
Учитель:Это и есть первый вопрос который мы разверем на этом
уроке.
Какой орган растения является обязательным
предшественником плода?
Чтобы вспомнить, как устроен цветок вам предлагается выполнить
небольшую проверочную работу, на выполнение которой вам дается 2
мин.
Ответ учеников: цветок.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000039110004ddd2ef4
450046bb2fdb/026_1.swf
Этап 2. Актуализация знаний.
Цель:
Форма работы: групповая работа
Учитель задает вопрос классу: «Почему цветковые растения также
называют Покрытосеменными?».
Формулируется целеполагание.
Учитель: Плоды являются конечным этапом развития цветка, как
генеративного органа.По образному выражению американского
ботаника А.Имса, плодэто “зрелый цветок”.На нашей планете
огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной
эволюции.
Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена.
Образуется из одного цветка, предназначен для размножения
покрытосеменных растений, а также служит для образования,
Ученики: Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых
растений образуется плод. Формулируют тему урока. Записывают её в
тетрадь. обеспечения сохранности и распространения содержащихся в нём
семян.
После опыления цветка происходит оплодотворение и из завязи
пестика начинает формироваться плод. К завязи притекают
питательные вещества, она начинает изменяться и расти, преобразуясь
в плод. В семязачатке идет формирование семени с зародышем. Таким
образом, плод формируется из цветка после его опыления и
оплодотворения.
Плод состоит из семян, которые находятся внутри, и наружной части
— околоплодника.
В зависимости от вида, плоды имеют различную форму: шаровидную,
грушевидную, цилиндрическую, спиральную, линзовидную, в виде
крыла и др. Поверхность плода может быть шероховатой, гладкой,
колючей, бородавчатой и т.д. Размеры варьируют от 1мм до 1м.
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
1. По количеству воды в околоплоднике;
2. По количеству семян;
3. По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
Растения отличаются между собой по околоплоднику. У одних
он мясистый, сочный, у других твердый. В сочных околоплодниках
накапливаются различные питательные вещества — сахара, жиры,
белки, органические кислоты и др. Ими питаются животные и человек.
Плоды делят на сухие (зерновка, боб, коробочка, орех, семянка
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000021910004dddd6f3
5e0046b326a0/167_1.swf
и др.) и сочные (ягода, яблоко, тыквина, костянка).
Плоды различаются
по количеству семян.
многосеменные (подсолнух) и односеменные (вишня) плоды.
Бывают
Простые плоды. В его образовании участвует только одна завязь
пестика (пшеница,вишня).
Сложные плоды. Их образуют несколько пестиков одного цветка
(малина).
Известно, что
редька полевая ежегодно образует 160 семян. незабудка средняя – 700 семян
фиалка трехцветная – 2500 семян
одуванчик лекарственный – 5000 семян
мак самосейка – 20000 семян
тополь черный – 28000000 семян
Учитель: Классификацию плодов:
Этап 3. Построение проблемных вопросов для углубления
знаний.
Цель: расширить знания учащихся по распрастранению плодов и семян.
Форма работы: индивидуальная, групповая
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000039510004ddd0ce1
070046bb2fdd/022.jpg
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000021710004dddf39c
4f0046b326a0/116.jpg
Учитель: Как вы думаете, каким образом могут распространяться
плоды и семена? Для ответа на вопрос просмотрим видеофрагмент:
Как распространяются плоды и семена.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/9480f14264cb4bc2b8c3
69d371d96b71/ResFile.SWF
Этап 4. Реализация построенного проекта. (Открытие новых
знаний)
Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего
изучения предмета.
Форма работы: работа в малых группах, групповая.
Ученики:
знакомятся со способами
распространения семян и приспособлениями семян к распространению.
Смотрят видеофильм,
Ответ: ветром, водой, животными, человеком Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают
к исследованию. Группам предоставляются плоды и семена
(натуральные и изображённые на карточках рисунках). Учитель в
роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует
работу групп.
Работа в группах.
Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания по
инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
2.Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.
3.Впишите названия этих растений в таблицу и составьте
характеристику этих плодов.
4.Определите, какие приспособления к распространению имеются у
плодов и семян этих растений.
5.Установите, какими способами распространяются плоды и семена
предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.
6.Определите, какие приспособления имеются у этих семян к
данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.
7.Подготовьте выступление одного участника от группы по плану:
а)способ распространения плодов и семян изученных растений; б)
примеры растений и приспособлений их плодов и семян к
распространению.
Названия растения
Тип плода
Плод
Способ распространения
Приспособления к распространению
Простой или сложный
Сочный или сухой
Количество семян Этап 5. Первичное закрепление.
Цель: закрепление полученных знаний.
Форма работы: групповая.
Учитель: Решим биологическую задачу.
Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве
произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку ржи.
Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество
семян.
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала
у каждого учащегося.
Форма работы: индивидуальная
Тест “Плоды и семена, их распространение”
Учитель: На презентации показаны плоды, укажите к какому типу он
относится.
Этап 7. Включение в систему знаний, повторение.
Цель: показать единство частностей в изучении предмета и
объединение их в единую систему знаний.
Форма работы: фронтальная.
Учитель загадывает загадки,нужно указать что за плод,и как
распространяется.
1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
2. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Ответ: При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются,
колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян
вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в
колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко
травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи
целесообразно начинать, когда зерно достигает высокой степени
спелости.
Учащиеся выполняют задание по вариантам, на карточках и сдают.
Ответ: (Желудь – орех)
Ответ: (Одуванчик – семянка) Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
3.В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
4.На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
5.В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жаркие лучи
У него не горячи.
6. Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
Этап 8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.
Форма работы: групповая.
Деятельность учителя
Ответ: (Зерно – зерновка)
Ответ: (Горох – боб)
Ответ: (Подсолнух – семянка)
Ответ: (Арбуз – тыквина, ягода)
Деятельность учащихся
Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить степень
достижения цели.
Интересуется, какие моменты урока показались учащимся наиболее
интересными, а какие наиболее трудными.
Проверяет понимание учащимися связи теоретических знаний с
практикой.
Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.
Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока. Предлагает проанализировать полученный объем знаний.
Этап 9. Домашнее задание.
Цель: закрепление и углубление знаний по теме плоды.
Распрастранение плодов и семян.
Форма работы: индивидуальная.
Обязательное задание: подготовить сообщение об одном интересном
плоде, обитающий на вашей территории.
Учитель озвучивает домашнее задание, объясняя его суть и
последовательность действий при выполнении.
развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.
формирование способности к построению логических размышлений,
включающих причинноследственные связи.
формирование способности работать с инфомацией.
Записывают задание.
уточняющие вопросы при недопонимании.
Слушают объяснения учителя.
Задают
Этап урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Этап 2. Актуализация знаний.
Схема проведения урока
Время
4 мин
8 мин
Этап 3. Построение проблемных вопросов для углубления знаний.
Этап 4. Реализация построенного проекта.
7 мин
13 мин
Этап 5. Первичное закрепление.
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Этап 7. Включение в систему знаний, повторение.
Этап 8. Рефлексия учебной деятельности.
5 мин
5 мин
4 мин
4 мин Этап 9. Домашнее задание.
2 мин
Анализ урока: Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока. Учебный материал соответствует программе.
Реализация основной дидактической цели достигнута. Учитель обладает хорошими знаниями по данной теме, в изложении темы
прослеживалась логика и последовательность, владеет различными методами обучения: эвристическая беседа, демонстрация презентаций,
поисковый, исследовательский. Учителю удалось вовлечь учащихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация,
систематизация). В устных вопросах и практических заданиях использованы средства развития творческого мышления (элементы
проблемности, анализа, сравнения). Проявилась заинтересованность и активность учащихся. Цель урока достигнута.
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Плоды. Распространение плодов и семян».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.