Площадь прямоугольника

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 10.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по математике на тему "Площадь прямоугольника" (5 класс, математика). Рекомендовано для учителей математики, работающих в 5 классах. В материале рассмотрено практическое применение площади в реальной жизни. Цель: научить видеть математическую задачу в повседневной жизни и применять свои умения в различных ситуациях. Задачи: • организовать активную деятельность учащихся по комплексному применению знаний и умений, способствовать развитию способов деятельности: решения компетентностной задачи на применение умений находить площадь прямоугольника, на установление связи между величинами «цена», «количество», «стоимость», решения математической задачи арифметическим способом; • создать условия для формирования умения планировать деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, извлекать информацию из текста, таблицы; составлять таблицу-смету, заполнять таблицу; • развивать умение проводить самооценку учебной деятельности; • воспитывать культуру поведения учащихся при групповой работеКонспект урока
Иконка файла материала Плошадь прямоугольника.doc
Предмет: математика Класс: 5 Тема: Площадь прямоугольника. Решение задач. Тип урока: урок применения изученного материала в практической деятельности. Форма работы: фронтальная, работа в группах по 5 человек. Цель: научить видеть математическую задачу  в повседневной жизни и применять свои  умения в различных ситуациях; Задачи:  организовать активную деятельность учащихся по комплексному применению знаний и умений, способствовать развитию   способов   деятельности:   решения   компетентностной   задачи   на   применение   умений   находить   площадь прямоугольника,   на   установление   связи   между   величинами   «цена»,   «количество»,   «стоимость»,   решения математической задачи арифметическим способом;   создать   условия   для   формирования   умения   планировать   деятельность;   устанавливать   причинно­следственные связи, извлекать информацию из текста, таблицы; составлять таблицу­смету, заполнять таблицу;  развивать умение проводить самооценку учебной деятельности;  воспитывать культуру поведения учащихся при групповой работе. Этап урока I. Самоопределение  к деятельности Цель: включение  всех учащихся в  учебную  деятельность 1. Организационный момент.  Деятельность учителя Деятельность ученика УУД  Эпиграф на уроке: «Рано или поздно всякая правильная  математическая идея находит  Высказывают свое мнение,  проявляя внимание к словам  одноклассников Личностные: действие  смыслообразования, мотивацииучения. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем. Познавательные: осваивает  умения несложного обобщения,  учиться делать выводы;  устанавливает причинно­ следственные связи 2. Актуализация  знаний. 3. Мотивация  учебной  деятельности применение в том или ином деле»  (А.Н. Крылов).  Учитель предлагает объяснить  смысл данного высказывания.  Сегодня на уроке мы повторим  формулы площадей  прямоугольника и квадрата. Вопросы: Зачем нужны эти формулы? Где мы можем их применить?  Работать вы будете в группах, помогая друг другу, оценивая  деятельность группы и каждого в  отдельности.  Нашему классу поступило  задание:  Реабилитационный центр «Радуга»   просит вас рассчитать его затраты на  ремонт холла, учитывая, что   необходимы обои, натяжной потолок,  напольная плитка. О чем идет речь? Что необходимо для  этого? Какую задачу ставим перед собой? Проверка готовности к  уроку.  На доске можно фиксировать факты применения знаний  по теме «Площадь  прямоугольника» Распределение на группы  произошло заранее. Читают задание.  Отвечают на вопросы.  Выдвигают задачу  П. Построение плана действий Цель: выбор метода  решения учебной   Организует процесс  планирования деятельности.  Вы решили рассчитать расходы. Что  для этого необходимо? Обсуждают в группе  предложенные в беспорядке  шаги действий, располагают  их в нужном порядке. Один  Регулятивные: Планирование ­ составление  плана и последовательности  действий Знает понятие и назначениезадачи, выдвижение  гипотез Учитель наблюдает за работой  учеников, при необходимости  корректирует работу групп,  организует обмен мнениями в классе Организует фиксацию проблемы в  речи, предлагает найти пути  преодоления затруднения . Выдает таблицу с  данными о размерах комнаты, дверей, окон, обоев (1  рулона) и др., о цене квадратного  метра натяжного потолка, напольной  плитки, обоев и др. (в таблице лишние  данные).  Организует обсуждение задач  урока математики. Вопрос: А как математика нам в этом  поможет? Совместно с учащимися  формулирует задачи урока учащийся от  группы1  выступает, предлагая план  решения задачи, остальные  группы возможно дополняют. Обозначают  последовательность шагов  термином «алгоритм».  Полученный алгоритм  записывается на доску  (слайд). Приходят к выводу о  необходимости данных о  размерах помещения и ценах.  Формулируют и решают  проблему поиска  недостающих данных Обсуждают в группе «А как  математика нам в этом  поможет?».  Один учащийся от  группы 2  выступает, остальные  дополняют. Задачи записаны  на доске алгоритма. Внесение необходимых  корректив и дополнений в план и способ действий Целеполагание – постановка  учебной задачи Коммуникативные: Определение функций  участников группы; контроль,  коррекция  действий  одноклассников Познавательные: Общеучебные ­ поиск  и  выделение  информации,  оформлению результатов  поиска.  Структурирование информации,  моделирование (использует  алгоритм при выполнении  действий, совершенствует опыт  составления алгоритма) Действия постановки и решения  проблем Логические –анализ с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных); синтез,  восполнение недостающих  компонентов, установлениеШ. Реализация плана Организует обсуждение формы   представления результата работы.  Таблица расходов часто называется  сметой. Их составлением занимаются  люди по профессии бухгалтер. И мы  сейчас с вами побудем в роли  бухгалтера.  Организует обсуждение названия  столбцов таблицы, заполнение  столбцов таблицы на основе  полученных таблиц, выявление,  какие  столбцы оказались незаполненными. Организует поиск решения  математической задачи на нахождение  площади поверхности и стоимости по  цене и количеству. Обсуждение. Предложения  групп по представлению  результата. Останавливаются  на таблице.   Определяют название  столбцов. Ученик группы 3  представляет на доске свой  вариант таблицы, а остальные группы корректируют и  дополняют столбцы таблицы  (Приложение 1) Заполнение таблицы  (столбцов №1 и № 2),  выбирая необходимые данные с учетом таблицы, выданной  учителем. Ученик  группы 4  заполняет столбцы №1 и №2  на доске, представляя  вариант своей группы. Вычленяют математическую  задачу. Учащиеся каждой группы  выполняют самостоятельно  расчеты площади  стен (без  причинно­следственных связей. Личностные: самоопределение. Регулятивные: определение  последовательности  промежуточных действий с  учетом конкретного результата;  планирование; контроль в форме сличения  способа действия и ее  результата с заданным эталоном Познавательные: общеучебные:  моделирование;  логические: анализировать и  осмысливать текст задачи; выбор основания и критериев  для сравнения; выведение  следствий; заполнять таблицу,  извлекать данные из таблицы,  текста. Коммуникативные:  определение целей и функций  участников; инициативное  сотрудничество; контроль,  коррекция, оценка действий  партнера.  Умеет грамотно излагать ход  решения заданийОрганизует фиксацию проблемы в  речи, предлагает найти пути  преодоления затруднения.  Что необходимо знать, чтобы  рассчитать количество рулонов обоев  кроме площади покрываемой  поверхности? учета окна и дверей),  потолка, пола. Заполнение  пустых столбцов таблицы,  затем обсуждают в группе.  Если допущена ошибка,  помогают друг другу  исправить ее. Рассчитывают количество  товара. Формулируют и  решают проблему  определения количества  рулонов обоев. Учащиеся  приходят к выводу, что  необходимы размеры полотна обоев в рулоне. Ученик  группы 5 представляет на  доске результат своей группы по заполнения столбцов № 3  и № 4.   Расчет стоимости по цене и  количеству. Заполнение  пустых столбцов таблицы,  затем обсуждают в группе.  Если допущена ошибка,  помогают друг другу  исправить ее.      Ученик группы 5  заполняет столбец № 5  таблицы и выводит её надоску, остальные участники  групп корректируют и  дополняют данные таблицы. Расчет общих расходов.     При обсуждении учащиеся  рассказывают способы  нахождения  данных для  заполнения таблицы. Подводят итоги совместно  с учителем. Предлагают  варианты, как можно  закончить предложение.     Заполняют лист  самооценки (Приложение 2) Познавательные:  общенаучные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка –  выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование.   на   Рефлексия 4. учебной деятельности уроке Цели: фиксирование  достижения цели,  выявление условий,  которые позволили  достигнуть цели  Организует рефлексивный  анализ учебной деятельности  в  устной речи. Что мы  делали на уроке? Что для этого нам было необходимо?  Чему учились? Что нового? Что было  интересно? Что теперь сможете  сделать самостоятельно? Закончите  предложение: «Действительно,  математика ­ великое дело, так как…»  Организует оценивание  учащимися собственной  деятельности на уроке.   «И в завершение нашей работы  заполните, пожалуйста, лист  самооценки.V. Домашнее  задание. Организует обсуждение и запись  домашнего задания.       Зайдите в ближайший  строительный магазин, определите  стоимость ремонта одной из комнат в  вашем доме, составив таблицу­смету  расходов. Ознакомьте со сметой своих  родителей. Фиксируют домашнее  задание, задают уточняющие  вопросы.                                                                                                                                                         Приложение 1 Таблица – смета расходов на ремонт холла Наименование  товара ИТОГО Цена товара, руб. (за рулон, за 1 м2  плитки, 1 м2 потолка) Площадь  поверхности, м2 Количество, рулонов  обоев, м2 Стоимость, руб.                                                                                                                                Приложение 2                                Лист самооценки Критерий Максималь ный балл Число баллов 1. Сравните составленный вами алгоритм с тем,  что записан на доске. Если последовательность  шагов записана верно, в лист самооценки поставьте 11 балл. 2. Сравните результат заполнения таблицы с  эталоном (на доске). Если вы правильно заполнили  столбцы:  № 1 «Наименование товара» и № 2 «Цена» – 1  балл;  № 3 «Площадь поверхности» ­ 2 балла;  № 4 «Количество» ­ 1 балл;  № 5 «Стоимость» ­ 2 балла;  Итоговая сумма расходов – 2 балла ИТОГО 1 2 1 2 2 9