По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Оценка 4.7

По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Оценка 4.7
Документация
docx
математика
07.05.2020
По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Актуальность Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Отсюда возникла проблема, как направить свои усилия, как педагога, на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к процессу познания, к математике в частности. Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи .
Отчёт по самообраз 2019-2020.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

 

По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

 

Николаевой Светланы Николаевны

 

 

 

 

 

 

2020г

 

Актуальность

    Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что  дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то им неизвестным.

В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Отсюда возникла проблема, как направить свои усилия, как педагога, на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к процессу познания, к математике в частности.       

            Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи .

 

  Система работы.   

В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.»  Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени.

 

Работая по данной теме мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал .

В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: коврограф. магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича, Палочек Кюизенера, Танграм  по Шичидо, Логических блоков Дьенеша и т. д.

На протяжение всего времени подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП :

Д/И: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры», «Найди заплатку», «Разноцветные жучки», «Наряди матрёшку», Развивающая книжка «Счёт», «Геометрик», Игра-шнуровка «Геометрические фигуры», «Четвертый лишний. Геометрические фигуры», «Весёлые бельчата», «Математические пазлы и собери картинку», «Многоэтажный дом из геометрических фигур»,  и т.д 

 

Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств.

 

Слова выдающегося французского философа, писателя, математика и физика Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным», натолкнули  на мысль развития элементарных математических представлений средствами занимательного характера

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание является моделирование.

Одним из видов моделей являются перфокарты.

Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.

Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие:

Ø творческих способностей;

Ø логического мышления;

Ø умения рассуждать

Перфокарты активизируют познавательную деятельность дошкольников. Используя перфокарты можно решить следующие задачи:

Образовательные:

1.Закрепить математические представления о числе, форме, времени, пространстве

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

2.Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявляя настойчивость, взаимопомощь целеустремлённость.

 

 

 

Представляю вашему вниманию «Математические перфокарты».

Актуальность их использования в работе с детьми, состоит в том, что работа с ними:

Ø вызывает интерес детей

Ø облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала

Ø позволяет в занимательной форме знакомить детей с математическими понятиями

Ø Перфокарта – это карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Для выполнения задания в окошечко вставляется чистый лист бумаги, или вкладыш, который закрывает правильный ответ в начале выполнения задания, или задание выполняется прямо на карточке.

Ø Преимущество перфокарт – многократное использование, стоит только поменять лист бумаги, а если её заламинировать, то она будет служить долгие годы.

 

hello_html_4671d704.pngПерфокарта «Геометрические фигуры»

 

Задача: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) .

Задание: Соедини предмет с теми фигурами, из которых он составлен.

 

 

 

 

Перфокарта «Количество»

Задача: Закрепить количественный счет.hello_html_431c3e73.png

Задание: Соедини цифру с соответствующей по количеству группой предметов.

 

 

 

 

 

Перфокарта «Цифровой ряд»

  Задача: закрепить порядок расположения цифр(обратный счёт)

  Задание: запишите в пустые клетки нужные цифры.

 

 

 

 


1

 

3

 

 

6

 

8

 

 

10

 

8

 

6

 

 

3

 

1

 

 

 

Перфокарта «Решай-ка»

Задача: закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание

Задание: к цифрам, в верхнем ряду, прибавь (отними) «1», в пустом окошке запиши правильный ответ.

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=afd872a2d0d8a76cb6e339a400cd12d3&n=33&h=215&w=347

 

 

Перфокарта «Цифровой ряд»

  Задача: закрепить порядок расположения цифр.

Задание: соедини цифры по порядку

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Перфокарта «На что похожи»

Задача: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) .

Задание: Соедини предмет с теми фигурами, на который он похож.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перфокарта «Количество»

Задача: Закрепить количественный счет.

Задание: Соедини цифру с соответствующей по количеству группой предметов.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/28/risunok3.png

 

 

Перфокарта «Расставить знаки   «>», «<»  или «=» »

Задача: Закрепить количественный счет. Закреплять умение сравнивать группы предметов в пределах 10.

Задание: Расставить знаки <,  >, = между парами картинок и объяснить свой выбор. Выражать словами каких предметов больше, меньше или поровну.

 

 

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322

 

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8dc14124c7b20c5fb7f3409e2f42a7f6&n=33&h=215&w=322

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be1a11642f6f76f58546206634b97162&n=33&h=215&w=152https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be1a11642f6f76f58546206634b97162&n=33&h=215&w=152https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be1a11642f6f76f58546206634b97162&n=33&h=215&w=152https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be1a11642f6f76f58546206634b97162&n=33&h=215&w=152https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be1a11642f6f76f58546206634b97162&n=33&h=215&w=152

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f27cc12a05c5b5c7e3650a24440936e1&n=33&h=215&w=154https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f27cc12a05c5b5c7e3650a24440936e1&n=33&h=215&w=154https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f27cc12a05c5b5c7e3650a24440936e1&n=33&h=215&w=154https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f27cc12a05c5b5c7e3650a24440936e1&n=33&h=215&w=154https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f27cc12a05c5b5c7e3650a24440936e1&n=33&h=215&w=154

 

Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Они экономят время. Очень эффективны перфокарты  для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

Весь комплекс представленных игровых упражнений на развитие математических способностей - это длинная интеллектуальная «лестница», а сами игры и упражнения - ее «ступеньки».

Чем выше ребенок поднимается по этой лестнице, тем больше усилий прилагает, тем больше удовлетворения в его душе.

Важно не погасить желание ребенка двигаться дальше, а для этого надо заинтересовать, похвалить, поиграть.

И тогда, радость от игр в детском саду и дома, перейдёт в радость обучения будущих первоклассников. Играйте! Познавайте! Развивайтесь!

 

      В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует  развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является  одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

 

 

 

 


 

По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

По теме самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Актуальность Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников

Актуальность Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников

Четвертый лишний. Геометрические фигуры», «Весёлые бельчата», «Математические пазлы и собери картинку», «Многоэтажный дом из геометрических фигур», и т

Четвертый лишний. Геометрические фигуры», «Весёлые бельчата», «Математические пазлы и собери картинку», «Многоэтажный дом из геометрических фигур», и т

Представляю вашему вниманию «Математические перфокарты»

Представляю вашему вниманию «Математические перфокарты»

Перфокарта «Решай-ка» Задача : закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание

Перфокарта «Решай-ка» Задача : закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание

Перфокарта «Количество» Задача:

Перфокарта «Количество» Задача:

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020