Технологическая карта урока по истории России
8 класс
Раздел: «Эпоха реформ Петра I.»
Тема урока: «Победа в Северной войне»
Подготовил учитель истории и обществознания
МБОУ «Жердевская СОШ »
Чесных Ю.А.
Технологическая карта урока «Победа в Северной войне»
Учитель Чесных Юлия Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Предмет История
Класс 8
Тема урока «Победа в Северной войне»
Тип урока изучение нового материала
Планируемые результаты обучения:
личностные
1) формирование нравственных качеств личности и социальной активности учащихся
2) развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа и истории.
3) личностное осмысление итогов Северной войны и значения провозглашения России империей
предметные
1) формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Северной войны.
2) овладение умением проводить поиск информации в исторических текстах, сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
3) продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
метапредметные
1) формирование умений воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
2) развитие умений работать с учебной информацией (текстом, таблицей, схемами, иллюстрациями), анализировать, сравнивать, обобщать факты, выделять главное, формулировать и обосновывать выводы.
Техники и технологии
лично-ориентированный и дифференцированный подход; фронтальная , групповая и индивидуальная работа
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) карта «Северная война 1700-1721гг.», компьютерная презентация. Учебник В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. История России. XVIII век. Русское слово,2018
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|
|||
1. Организационный. (1мин) Входная диагностика. (4 мин) |
Учащиеся рассматривают иллюстрации: «Полтавская битва» Фрагмент мозаики М.В. Ломоносова 1762-1764гг., Медаль в память победы при Полтаве, Гангутское сражение. Гравюра XVIII в.(Приложение №1) Что на них изображено, предположите, как сюжет этой картины связан с темой урока. -Исходя из названия темы урока, предположите, что мы должны выяснить |
Читают название параграфа. Коллективное обсуждение задания. |
Определять связь иллюстрации с темой урока; Формулировать цель деятельности на уроке |
Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. |
Определять главную тему |
устный опрос |
|
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. (4 мин) |
Предлагается проблема: «Если предположить, что территория страны увеличилась, то в результате каких событий это произошло? Какова роль флота в этой войне? Какова роль Петра?» |
Вступая в диалог с учителем , у детей возникает интерес и они осознают нехватку знаний и проговаривают это.
|
Продолжат формировать целевые установки своей деятельности, согласовывать свои действия |
Определять проблему в учебной деятельности. |
Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. |
1.Выделять главное 2. Ставить проблему. |
беседа |
3.Актуализация знаний. (4 мин) |
Задаются вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся: - Причины Нарвской конфузии в 1700 году? - Какие уроки извлёк Пётр I из поражения под Нарвой? Как мобилизовал силы? - Где был основан Санкт – Петербург и каково значение этого события?
Что нужно для решения проблемы
|
- Вспоминают изученный ранее материал (события начального периода войны), - называют даты – 1700 г., 1701 г., 1702 г. и перечисляют мероприятия царя по созданию сильной армии, затем - основные сражения войны; - рассказывают об основании Санкт – Петербурга
- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (в учебнике, в картах). |
Формирование устойчивого познавательной мотивации к учению |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Формулируют собственное мнение и позицию, отвечают на вопросы, |
1.Анализировать 2. Обобщать, делать выводы. |
блиц -опрос |
4.Открытие нового знания. ( 25 мин)
|
Организует работу учащихся по поиску и обработке информации (на доске есть подсказки – Ништадтский мир, гетман, император, империя, Гангут, Гренгам). - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. - Помогает сформулировать выводы по каждому пункту плана. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок и т.д. - Создаёт условия для сбережения здоровья детей (физкультпауза Приложение №3 ).
|
- Работают с разными источниками информации (учебник, карты, объяснение учителя); - Работают в парах, малых группах над решением учебных задач: (одна группа выясняет особенности шведского нашествия, другая – Полтавскую битву, третья – о дальнейшем ходе Северной войны, четвёртая – выясняют обстоятельства объявления России империей, привлекая документ), работают с картами атласа и учебника, фиксируют в тетради, на доске свое «открытие»; - Проводят презентацию результатов работы группы, задают вопросы; - Знакомятся с отрывком из документа с. 29 учебника и отвечают на вопросы к нему; - Записывают новые термины и объясняют их. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных знаний. - Делают выводы о полноте и правильности изученного по каждому пункту плана, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог. - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д. |
Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа и истории |
1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 3. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
1. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. 2. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций, карт 4. Обобщать, делать выводы. |
беседа работа с термином, картой и иллюстрациями |
5.Применение нового знания. ( 3мин)
|
Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос, используя полученные выводы и новую информацию:
|
Учащиеся обсуждают в парах отвечают. -В начале XYIII века Россия стала одной из ведущих держав в Европе; - Она приобрела выход к Балтике, присоединила немалые территории, завоёванные в ходе войны; - Россия официально была провозглашена империей. |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
|
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
1. Излагать своё мнение в монологе и диалоге. 2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. |
Строить логическое рассуждение, аргументировать, делать выводы |
работа в парах работа с картой |
6.Рефлексия и оценивание. (3 мин) |
- Предлагает назвать тему и цели урока: достигли ли её учащиеся? Что понравилось, чему вы удивились? Что не получилось? - По результатам взаимооценки учащихся учитель выставляет и комментирует отметки.
|
- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
опрос
|
|
|
|
|
7. Домашнее задание. (1 мин) |
Параграф № 3, для желающих найти информацию на выбор о Павле Ягужинском, Никите Демидове.
|
Запись д/з§3,сообщения о Павле Ягужинском, Никите Демидове.
|
|
|
|
|
|
Приложение №1
Гангутское сражение. Гравюра. XVIII в.
Полтавская битва. Фрагмент мозаики М.В. Ломоносова 1762-1764гг.
Медаль в память победы при Полтаве
Сражение при Гренгаме 27июля 1720г. Художник Ф.В. Перро. 1841г.
Приложение№2
Приложение№3
(физкультпауза).
А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Исходное положение: руки к плечам.
Потянулись, руки вверх (вдох – выдох).
Рывки рук перед грудью.
Повороты влево – вправо.
Приседания.
Садитесь на свои места, работаем дальше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.