Почему ребёнок дошкольного возраста проявляет агрессивное поведение?
Часто говорят, фразу: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Для того чтобы разобраться в этом, важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Помните, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения "своей среды" или конструктивного ее изменения.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии:
§ физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
§ вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
§ прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
§ косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу);
§ инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
§ враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
§ аутоагрессия– проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт
Пассивная агрессия это скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия.
Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности:
§ Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.
§ Адекватно оценивайте возможности ребенка.
§ Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
§ Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
§ Умейте идти на компромисс.
§ Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе – быть родителем – не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
§ Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.