Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.
Консультация Почему дети ведут себя плохо.docx
Почему дети ведут себя плохо?
Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и
подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит
чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как
воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.
Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Если
внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как
отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать чтото «на зло», пытаться
отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость,
обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели
воспитать у него именно их.
Следующими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в
себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы
сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.
Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, потому что чаще всего
нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем
видеть плохое поведение в ребенке.
Так почему же дети «плохо» себя ведут?
Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень
веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей».
Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на
вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы
этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.
Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут:
привлечение внимания,
влияние на окружение,
месть
избегание неудачи.
1 . Привлечение внимания «мне нужно твое особое внимание».
Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда
родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не
замечают что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется
так или иначе дать понять: Я не пустое место!
Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять.
Делай плохо и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому»,
а не хорошему поведению.
2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)«ты мне ничего не сделаешь».
В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских
отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность. Ребенок просто не знает, что для
того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным
в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания»
это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу
прекратит «плохо» себя вести он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его
цель – влияние на социум вокруг.
3. Месть«вредить в ответ на оскорбление».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Если властолюбец просто
испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить
за все это кому угодно.
4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться все равно не получится».
Эти тихие дети вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются
слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие
дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.
Родитель, подумай: «А ЗАЧЕМ?!»
1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Более того,
наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать не наказывайте. Даже если уже поняли, что
вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий
случай».
3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание
может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый поступок. Салат из
наказаний это блюдо не для детской души!
Наказание не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви,
которую он заслуживает.
4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители
наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в
суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.
5. Наказан прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни
слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно
восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если
ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную
сторону.
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а
вашего огорчения.
Детей воспитывает то, что их окружает!
1. Если ребенка часто критикуют он учится осуждать.
2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.
3. Если ребенка часто высмеивают он учится быть нерешительным.
4. Если ребенка часто позорят он учится чувствовать себя виноватым.
5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность он учится быть выдержанным.
6. Если ребенка часто подбадривают он учится быть уверенным в себе.
7. Если действия ребенка часто одобряют он учится оценивать себя.
8. Если с ребенком все всегда честны он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим он учится
находить в этом мире любовь.
«Ребенок спрашивает, следовательно, развивается»
Дошкольное детство психологи называют возрастом исследователей, мыслителей, «почемучек».
Уже доказано, что вопрос это один из путей познания ребенком окружающего мира,
установления контакта с взрослыми, уточнения представлений и названий предметов.
Дошкольников интересует все: и явления природы, и бытовые вещи, и жизнь людей, и его
собственное существование. В одном случае в вопросе ребенка содержится стремление о чемто
узнать, в другом потребность утвердиться в своих знаниях, а иногда это желание заявить о
себе.
Детские вопросы многое могут рассказать нам, взрослым, о малыше. Так по характеру
вопросов мы узнаем об интересах, предпочтениях ребенка, его общее умственное развитие,
познавательную активность и развитие словарного состава языка. Педагогпсихолог О.В. Васечкина
Почему дети ведут себя плохо
Почему дети ведут себя плохо
Почему дети ведут себя плохо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.