Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
12.11.2019
Урок по русскому языку для 1 класса по теме "Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы". Дети узнают правописание большой буквы в именах собственных, научатся писать большую букву в именах собственных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
1) Познавательные УУД:
ознакомление детей со словами, которые звучат одинаково, пишутся по-разному, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,
2) Коммуникативные УУД:
сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД:
контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Методы обучения : словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический,
самостоятельной работы, поощрение, создание ситуации успеха
ya.doc
Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».
Цели:
Образовательные:
формировать навык написания имен собственных;
закрепить знания об алфавите, составе слов;
закрепить умение делать фонетический разбор слова, разбор по составу, находить
главные члены предложения;
обогащать словарный запас учся;
обучать умению играть, строить отношения в игре, работать в парах;
формировать каллиграфические навыки.
Воспитательные:
воспитывать чувство гражданственности, коллективизма, самостоятельности.
Развивающие:
развивать речь, внимание, мышление, творческие способности учся,
развивать интерес к русскому языку;
Оздоровительные:
использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья учся.
1) Познавательные УУД:
ознакомление детей со словами, которые звучат
одинаково, пишутся поразному, создание и нахождение путей выхода из проблемной
ситуации,
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование
совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через
результат выполнения задания
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к
созидательной деятельности.
Методы и приемы, используемые на уроке:
деятельностный подход;
групповая форма работы
Ход урока:
1. Орг. момент
Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Глазками
проверьте готовность к уроку. Прозвенел звонок, начался урок. Тихонечко садитесь,
спинки прямо. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа.
Какое сегодня число? (22) О слове двадцать мы говорили вчера, а вот какие ошибки
можно допустить в слове «второе»? (фв)
2. Чистописание (слайд).
Посмотрите на доску. Написание каких букв мы сегодня вспомним? Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».
Цели:
Образовательные:
формировать навык написания имен собственных;
закрепить знания об алфавите, составе слов;
закрепить умение делать фонетический разбор слова, разбор по составу, находить
главные члены предложения;
обогащать словарный запас учся;
обучать умению играть, строить отношения в игре, работать в парах;
формировать каллиграфические навыки.
Воспитательные:
воспитывать чувство гражданственности, коллективизма, самостоятельности.
Развивающие:
развивать речь, внимание, мышление, творческие способности учся,
развивать интерес к русскому языку;
Оздоровительные:
использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья учся.
1) Познавательные УУД:
ознакомление детей со словами, которые звучат
одинаково, пишутся поразному, создание и нахождение путей выхода из проблемной
ситуации,
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование
совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через
результат выполнения задания
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к
созидательной деятельности.
Методы и приемы, используемые на уроке:
деятельностный подход;
групповая форма работы
Ход урока:
1. Орг. момент
Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Глазками
проверьте готовность к уроку. Прозвенел звонок, начался урок. Тихонечко садитесь,
спинки прямо. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа.
Какое сегодня число? (22) О слове двадцать мы говорили вчера, а вот какие ошибки
можно допустить в слове «второе»? (фв)
2. Чистописание (слайд).
Посмотрите на доску. Написание каких букв мы сегодня вспомним? Кто написал, возьмите карандаш и под самой красивой буквой поставьте точку.
(самооценка)
Подберите слова к заглавным буквам. Почему?
3. Словарная работа (слайд).
Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните поговорки. Запишите слова через
запятую.
стреляный____________________
считать_______________________
трещит как____________________
как____________________ на сене
Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Какие слова вы записали? Поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте их
написание. (проверка)
Когда так говорят? (1 очень опытный человек, которого трудно провести, 2
быть рассеянным, невнимательным, 3 – о неизвестно откуда полученных
сведениях, непроверенных слухах, 4 сама не ест и другим не дает)
С какой буквы написали пропущенные слова? Почему? (с маленькой, обозначают
названия животных)
Представьте, что все эти животные ручные. Какую бы кличку вы дали воробью?
вороне? сороке? собаке? (Кеша, Каркуша, Белобока, Шарик). Давайте запишем их на
следующей строчке.
С какой буквы пишутся клички животных? (с большой)
А названия животных? (с маленькой)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Клички животных имена собственные. Они пишутся с большой буквы, а
названия животных с маленькой.
3. Работа с текстом. (слайд)
Жилибыли дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще у них была курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка,
А еще два козла Сивка да Бурка!
(Ю.Черных)
Ребята, давайте подумаем. А как же выбрать кличку животному?
Прочитайте. Правильно ли даны клички животным? (нет)
Давайте наведем порядок и запишем, кого как надо назвать. (курица Хохлатка,
собака Жучка, кошка Мурка, корова Буренка, жеребенок Сивка Бурка)
Любую ли корову можно назвать Буренкой? Давайте порассуждаем о значении
этого слова. Какого цвета это корова? (бурая, сероваторыжая, …)
А почему курицу назвали Хохлаткой? (У нее хохолок на голове)
А Мурка почему носит эту кличку? (Потому что мурлычет)
Какой вывод сделаем? Кто написал, возьмите карандаш и под самой красивой буквой поставьте точку.
(самооценка)
Подберите слова к заглавным буквам. Почему?
3. Словарная работа (слайд).
Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните поговорки. Запишите слова через
запятую.
стреляный____________________
считать_______________________
трещит как____________________
как____________________ на сене
Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Какие слова вы записали? Поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте их
написание. (проверка)
Когда так говорят? (1 очень опытный человек, которого трудно провести, 2
быть рассеянным, невнимательным, 3 – о неизвестно откуда полученных
сведениях, непроверенных слухах, 4 сама не ест и другим не дает)
С какой буквы написали пропущенные слова? Почему? (с маленькой, обозначают
названия животных)
Представьте, что все эти животные ручные. Какую бы кличку вы дали воробью?
вороне? сороке? собаке? (Кеша, Каркуша, Белобока, Шарик). Давайте запишем их на
следующей строчке.
С какой буквы пишутся клички животных? (с большой)
А названия животных? (с маленькой)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Клички животных имена собственные. Они пишутся с большой буквы, а
названия животных с маленькой.
3. Работа с текстом. (слайд)
Жилибыли дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще у них была курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка,
А еще два козла Сивка да Бурка!
(Ю.Черных)
Ребята, давайте подумаем. А как же выбрать кличку животному?
Прочитайте. Правильно ли даны клички животным? (нет)
Давайте наведем порядок и запишем, кого как надо назвать. (курица Хохлатка,
собака Жучка, кошка Мурка, корова Буренка, жеребенок Сивка Бурка)
Любую ли корову можно назвать Буренкой? Давайте порассуждаем о значении
этого слова. Какого цвета это корова? (бурая, сероваторыжая, …)
А почему курицу назвали Хохлаткой? (У нее хохолок на голове)
А Мурка почему носит эту кличку? (Потому что мурлычет)
Какой вывод сделаем? Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям,
повадкам.
А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (нет)
А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (это сказка, а в
сказке животные могут иметь имена, отчества и фамилии)
Почему кота назвали Матроскиным? (кот полосатый, как тельняжка)
4. Физкультминутка
5. Постановка проблемы (Выявление места и причины затруднения). (слайд)
Ребята, назовите предметы, изображенные на картинках.
С какой буквы пишутся эти слова? (с маленькой)
Почему? (это название фруктов, овощей)
Могут ли они быть записаны с большой буквы? (да, нет)
Ой, сколько мнений. Давайте попробуем ответить на этот вопрос. (картинки на
слайде меняются)
Кто это? (синьор Помидор, мальчик Чипполино, принц Лимон, графини Вишенки)
Вспомните название сказки и её автора. (Дж.Родари «Чипполино»)
Как нужно здесь записать слова Помидор, Лимон, Вишенки? (с большой буквы)
Почему? (действующие лица)
Как же пишутся имена веселых человечков, сказочных героев?
Вывод: имена сказочных человечков пишутся с большой буквы, а названия предметов
с маленькой.
6. Новая тема.
Сформулируйте учебную задачу. Что мы сегодня будем узнавать? (почему одно и
то же слово пишется и с большой, и с маленькой буквы)
Чему научимся? (распознавать слова, которые нужно писать с большой, или с
маленькой буквы)
Какое открытие сделали? (чтобы правильно написать слово, нужно знать
значение этого слова)
7. Применение новых знаний
Откройте учебники на стр.108 упражнение 158
Давайте посмотрим, в каких еще случаях одинаковые по звучанию слова пишутся с
большой или маленькой буквы. Прочитайте пары слов, и подумайте, почему же
звучат они одинаково, а пишутся поразному? (объяснение)
Как выбрать правильное написание? (нужно знать значение этого слова)
8. Самостоятельная работа (слайд)
Красив город (орёл, Орёл). Гордая птица – (орёл, Орёл). Моя соседка (галка,
Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку). А почему (белое, Белое) море
(белое, Белое)?
9. Практическая работа.
Составьте предложение. (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв)
Какие слова напишите с большой буквы. Почему?
Как зовут мальчика? Как будет его полное имя?
10. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Д.м. стр. 62 упр.135. Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям,
повадкам.
А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (нет)
А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (это сказка, а в
сказке животные могут иметь имена, отчества и фамилии)
Почему кота назвали Матроскиным? (кот полосатый, как тельняжка)
4. Физкультминутка
5. Постановка проблемы (Выявление места и причины затруднения). (слайд)
Ребята, назовите предметы, изображенные на картинках.
С какой буквы пишутся эти слова? (с маленькой)
Почему? (это название фруктов, овощей)
Могут ли они быть записаны с большой буквы? (да, нет)
Ой, сколько мнений. Давайте попробуем ответить на этот вопрос. (картинки на
слайде меняются)
Кто это? (синьор Помидор, мальчик Чипполино, принц Лимон, графини Вишенки)
Вспомните название сказки и её автора. (Дж.Родари «Чипполино»)
Как нужно здесь записать слова Помидор, Лимон, Вишенки? (с большой буквы)
Почему? (действующие лица)
Как же пишутся имена веселых человечков, сказочных героев?
Вывод: имена сказочных человечков пишутся с большой буквы, а названия предметов
с маленькой.
6. Новая тема.
Сформулируйте учебную задачу. Что мы сегодня будем узнавать? (почему одно и
то же слово пишется и с большой, и с маленькой буквы)
Чему научимся? (распознавать слова, которые нужно писать с большой, или с
маленькой буквы)
Какое открытие сделали? (чтобы правильно написать слово, нужно знать
значение этого слова)
7. Применение новых знаний
Откройте учебники на стр.108 упражнение 158
Давайте посмотрим, в каких еще случаях одинаковые по звучанию слова пишутся с
большой или маленькой буквы. Прочитайте пары слов, и подумайте, почему же
звучат они одинаково, а пишутся поразному? (объяснение)
Как выбрать правильное написание? (нужно знать значение этого слова)
8. Самостоятельная работа (слайд)
Красив город (орёл, Орёл). Гордая птица – (орёл, Орёл). Моя соседка (галка,
Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку). А почему (белое, Белое) море
(белое, Белое)?
9. Практическая работа.
Составьте предложение. (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв)
Какие слова напишите с большой буквы. Почему?
Как зовут мальчика? Как будет его полное имя?
10. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Д.м. стр. 62 упр.135. Прочитайте, выпишите слова и подчеркните большую букву.
11. Итог урока
Что нового узнали? (одно и то же слово может быть написано и с большой, и с
маленькой буквы)
Как пишутся клички животных? Имена сказочных героев?
12. Зарядка для глаз. Прочитайте, выпишите слова и подчеркните большую букву.
11. Итог урока
Что нового узнали? (одно и то же слово может быть написано и с большой, и с
маленькой буквы)
Как пишутся клички животных? Имена сказочных героев?
12. Зарядка для глаз.
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.