Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
18.11.2018
списывание – это естественная составляющая учебного процесса в современной школе.
В современной школе ситуация коренным образом изменилась.
Во-первых, возросло количество детей, нуждающихся в постоянном списывании, потому что осилить школьную программу хотя бы на устойчивую четвёрку они не могут. Не могут по нескольким причинам: усложнение школьных программ и учебников, снижение общего уровня развития детей и их способности к обучению, низкий уровень профессионализма учителей и повсеместный переход на тестовую систему оценки знаний, при которой очень легко списывать правильные ответы.
Почему ученик.docx
Почему ученик, способный решить задачу,
списывает?
списывание – это естественная составляющая учебного
процесса в современной школе.
В современной школе ситуация коренным образом
изменилась.
Во-первых, возросло количество детей, нуждающихся в
постоянном списывании, потому что осилить школьную
программу хотя бы на устойчивую четвёрку они не могут.
Не могут по нескольким причинам: усложнение
школьных программ и учебников, снижение общего
уровня развития детей и их способности к обучению,
низкий уровень профессионализма учителей и
повсеместный переход на тестовую систему оценки
знаний, при которой очень легко списывать правильные
ответы.
Во-вторых, в разы возросли возможности списывания, и
ходить на поклон к одноклассникам стало практически
не нужно: есть "решебники" и интернет.
И третья, самая главная причина, в том, что сама школа
начала активно подталкивать детей к этой
противоправной деятельности в таких масштабах,
которые и не снились в советской школе, поскольку
получение детьми хороших отметок, а не знаний, стало
приоритетной задачей нашего образования.
«Юрий Деточкин, конечно, виноват, но он… не виноват». Почему же учащиеся списывают? Согласно данным ученых и психологов
причин у списывания может быть множество. Однако есть несколько
самых популярных, знание о которых поможет учителям найти подход
даже к самому нечестному ученику и уговорить его выполнить работу
самостоятельно. Ученик всегда найдет достаточную причину списать
Каждый ученик понимает, что списывать плохо. Однако каждый из них
находит свои рамки, чтобы не чувствовать вины. «Они создают
собственные понятия о том, что такое честность, так что небольшое
списывание не повредит их личности. Они как бы делают свое
поведение небольшим исключением из общего правила», — говорит
Дэвид Реттингер, профессор университета Мэри Вашингтон. По его
мнению, списывающие ученики воспринимают себя честными, так как
находят рациональные и легальные причины обхода правил. Некоторые
из них списывают, потому что не видят смысла в задании или предмете
(сюда можно отнести ненавистное многими формальное домашнее
задание). Другие списывают, когда воспринимают задание или экзамен
«самым важным испытанием в жизни».
порой ученики списывают и на интересных и важных для них предметах.
Хорошо успевающие ученики постоянно ощущают давление на себя. Это
нередко приводит к списыванию на итоговых экзаменах: они не хотят,
чтобы одна нелепая ошибка перечеркнула месяцы упорного труда.
Также исследования показывают, что ученики, которых окружающие
считают умными, а не хвалят за их труд и прогресс в обучении,
стремятся к высоким показателям и чаще других списывают на тестах.
Такие дети несут на себе бремя высоких ожиданий.
списывания есть и биологические причины Не стоит доверять ученикам,
когда дело касается рисков. Исследования говорят, что подростки
биологически предрасположены меньше внимания уделять рискам и не
заботиться, к чему могут привести их действия. «В старшей школе
ученики легко идут на риск, они не могут заметить последствий своих
действий», – говорит Реттингер. – «Даже ближайшие последствия кажутся им отдаленными». Списывание, конечно, не такое уж и
экстремальное занятие, однако подросткам нравится идти здесь против
принятых правил, казаться в глазах сверстников безрассудным и
беспечным. Они легко преступают правила, когда уверены в своих
уловках и трюках. Им кажется, что им запросто удастся выйти сухими из
воды. Списывание может быть заразным для молодежи, нередко оно
служит «социальным клеем» – помогает не отрываться от коллектива и
находить друзей. Особенно это справедливо для общества, в котором
списывание не считается дурным. Исследование, проведенное в
кадетских корпусах США с 1959 по 2002 годы, показало, что одобряемое
в сообществе кадетов списывание привело к давлению на хорошо
успевающих учеников: они вынуждены были помогать другим, чтобы не
стать белыми воронами.
Перестаньте давать задания, провоцирующие списывание Дети
намного меньше списывают, когда чувствуют свое единство с работой.
Тестовые задания провоцируют детей на списывание, а уникальные
задания, проверяющие интересы и компетенции ученика, сделают
списывание трудным и менее привлекательным. Однообразные
домашние задания тоже частые виновники списываний, согласно
исследованиям. Учителям стоит изменить и их концепцию: давать
творческие задания, которые заставят детей мыслить критически и
обсуждать их в классе. Также можно дать ученикам возможность раз в
четверть не выполнять домашнее задание или не учитывать худшую
оценку за него в четверти.
Дай списать…
Как часто звучит эта просьба в коридорах нынешних школ,
гимназий, лицеев! Осмелимся предположить, что и в прежние времена она звучала не намного реже. Внутри любого детского
коллектива существуют свои отношения, иногда непонятные
взрослым. «Почему ты всегда даешь списывать?» – негодует
отец в ответ на рассказ сына о том, как на русском он дал
Серому свою тетрадь по алгебре, чтобы тот «скатал» домашнюю
работу, а «русачка» увидела, тетрадь отняла, и в результате у
обоих теперь по двойке в журнале. Действительно, почему один
всегда дает списывать, а другой нет? Почему один списывает
все, а другой только физику или русский? Почему одним
списывать дают охотно, а от других свои тетради обороняют
любыми способами?
Разделим условно школьников на типы в зависимости от их
успеваемости, способностей и взаимоотношений с другими
учениками.
«Попрошайки». Это, как правило, ученики, откровенно
отстающие по всем предметам. Постоянное «Дай списать!»
настолько надоедает одноклассникам, что их нижайшие
просьбы часто остаются без удовлетворения, а дневник
украшают многочисленные двойки. Они никогда не делают
попыток выполнить что-либо самостоятельно, даже самую
простую работу, элементарное задание. Часть «попрошаек»
абсолютно разуверились в собственных возможностях, другие
обленились до полной потери работоспособности. Они готовы
унижаться, канючить, лебезить, лишь бы получить желаемое, а
подобное поведение в подростковой среде, мягко говоря, не
приветствуется.
«Троечники» учатся неважно, но все-таки лучше «попрошаек».
Они гордятся тем, что иногда в дневниках появляются
положительные отметки. Поэтому, если возникает такая
возможность, они охотно дадут списать и «попрошайке», демонстрируя тем самым свою значимость. Сами они
списывают нерегулярно, но, когда чувствуют, что двойка
неизбежна, прибегают к этому способу. Их жалеют и дают свои
тетрадки на растерзание. Именно среди «троечников»
попадаются виртуозы, умеющие «скатывать» так, что комар
носа не подточит.
«Половинки». Ученики этого типа отлично успевают по одному-
двум предметам, в основном или гуманитарного, или
технического цикла. Они дают списывать задания своим
антиподам, в обмен. Получается такое своеобразное
разделение труда. Кстати, это совсем не плохой вариант. Класс,
в котором преобладают «половинки», в целом будет вполне
успешным, так как процент хороших оценок здесь очень высок.
Механизм списывания в таком коллективе простой: Васька учит
физику, поднимает руку, решает для всех задачи, Таня готовит
дома только алгебру и выручает других на контрольных, делая
два варианта, Катя предупреждает соседей о запятых в
диктанте и предоставляет тетрадь с домашними упражнениями
тем, кто дает ей списать алгебру и физику… «Половинки»
дружат, часто эта дружба сохраняется многие годы и после
окончания школы.
«No problems». Эти так легко скользят по школьной программе,
что трудностей в обучении для них как будто и нет. Они
успевают по всем предметам одинаково легко, но учатся
неровно. Сегодня получают двойку, а завтра исправляют ее на
блестящую пятерку. Учение не требует от них особого труда,
поэтому они, не задумываясь, дают списывать любому.
«Беспроблемных» любят учителя и часто прощают им какие-то
нелепые ошибки или невыполненные домашние задания, так
что потребности в списывании у представителей этой группы не возникает никогда. Товарищи в них души не чают – ведь это
палочки-выручалочки для всего класса.
«Ботаны» постоянно что-то учат. Даже на переменке они стоят
в уголке с книжкой или тетрадкой в руках. Они отказывают
себе в удовольствиях: не пойдут играть в футбол, не поедут на
экскурсию, не станут смотреть любимый фильм. «Столько
уроков!» – отвечают они, когда их зовут погулять. Трудолюбие в
любом случае достойно уважения, но кроме уроков эти
несчастные дети не знают никакой другой жизни с ее
радостями и открытиями. Они столько сил отдают учебе, что
никогда никому не дают списывать: жалко делиться плодами
своего титанического труда с теми, кто палец о палец не
ударил. Класс таких единодушно отвергает. Самое печальное,
что и отличники из них получаются очень редко.
«Попрошайкам» сплошное списывание противопоказано. Их
интеллект и так достаточно слаб, без простейшей
самостоятельной работы он и вовсе перестанет развиваться.
«Троечникам» списывание иногда даже полезно, так как
полученная хорошая оценка может стимулировать их
стремление выйти из разряда «троечников».
«Половинки» без списывания не обойдутся, но они не должны
заниматься копированием: уж если списывать, то списывать с
умом. Тогда они смогут избежать неудовлетворительных оценок
по предметам, которые их не интересуют, и получить по ним
все-таки какие-то сведения. Кроме того (как ни кощунственно
это звучит), списывание помогает «половинкам» сохранять
устойчивые хорошие отношения с одноклассниками. «Беспроблемным» стоит иногда задуматься: кому давать
списывать, а кому нет. В конце концов, надо научиться уважать
собственный труд. Нельзя легкомысленно относиться к
сделанному своими руками. Если пару-тройку раз они и
откажут «попрошайке», их авторитет от этого не пострадает.
«Ботаны» иногда должны давать свои тетрадки другим – тогда
их примет коллектив и круг одиночества будет разорван. Да и
самим им не грех попользоваться плодами чужого труда, чтобы
освободить часть времени. Жизнь не ограничивается
учебниками, учиться и только учиться – скучно и вредно. Смена
деятельности повысит жизненный тонус, поможет смотреть в
будущее с оптимизмом. Вечер, проведенный на футбольном
поле, дает такие положительные эмоции, что назавтра пятерка
получится сама собой. Когда в жизни школьника, кроме уроков,
есть игра, друзья, привязанности, азарт, опасность,
приключения, идти в школу хочется, а сам процесс обучения
становится увлекательным и интересным, потому что
превращается в процесс познания жизни.
Списывание – это целый ряд психологических процессов, говорят нам
ученые. Очень важно создавать кодексы и обсуждать последствия
нарушений, но также важно понимать причины, по которым ученики
списывают. Это позволит воспитать честность и создать творческую
атмосферу в классе, а не только наказывать за отдельные проступки.
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Почему ученик, способный решить задачу, списывает?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.