Почвенное питание организмов
Оценка 4.9

Почвенное питание организмов

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
белорусский язык +1
6 кл—7 кл
23.04.2020
Почвенное питание организмов
13.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Почвенное питание организмов

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.

Задачи:

- обучающие: раскрыть сущность почвенного питания растений.

- развивающие: развивать представление об особых способах питания растений; развивать умения устанавливать взаимосвязь, использовать результаты эксперимента для доказательства явлений или процессов.

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения друг с другом и с объектами живой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: определять сущность почвенного питания растений, приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Метапредметные: объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимен­та роль корневого давления в пере­движении воды с минеральными ве­ществами.

Личностные: самостоятельно проводить эксперименты.

УУД: познавательные: самостоятельно проводить эксперименты.

Основные термины и понятия: почвенное питание, корневое давление, плотоядные растения, растения – паразиты.

Основное содержание:

1. Почвенное питание, корневое дав­ление.

2. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая.

3. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний

1.  Перечислите процессы жизнедеятельности живых организмов (по цепочке).

2.  Постановка познавательной задачи.

В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения? (питания)

Так какую тему мы будем сегодня изучать? (питание растений).

Сегодня мы рассмотрим именно почвенное питание растений. (Тему пишут в тетрадь)

Какие цели мы ставим сегодня на уроке? (см. ВЫ УЗНАЕТЕ с. 94 учебник)

А что для этого должны вспомнить? (корень…)

III. Осмысление изучаемого материала

1.Сущность процесса питания.

Что такое питание? Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1. – Разнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.

– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.

– Найдите в учебнике определение понятия питание.

– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.

–  Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.

– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.

Работают с учебником. Выписывают понятие.

Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

                       Тип питания

↓                ↓

Автотрофное     Гетеротрофное

  (растения)           (животные,

                                  грибы)

Составляют схему.

Способы питания

растения

https://lh6.googleusercontent.com/rbnloNRyp1mOlgTLS3nByY9dF035UAMw5bXof8Oq_6Zs10NtoxU4e7LXs9tPJkY0y9pHqdvGwxs1wbv4Iz6DVnvxsIddP0-32Mrg-f6ss8NO79jf6pvQR2nMlByOzdvpjdUrZ3vXMUs

  воздушное               почвенное

  питание                     питание

    (лист)                       (корень)

Составляют таблицу.

 

Элемент

Значение

1. Азот

2. Сера

3. Калий

4. Магний

5. Кальций

 6. Железо

7. Марганец

8. Медь

9. Цинк

10 Молибден

Составная часть всех белков.

Входит в состав витамина В1.

Влияет на подвижность цитоплазмы и действие ферментов.

Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза.

Уплотняет цитоплазму.

Участвует в процессе дыхания.

Необходим для нормального роста растений.

Необходима для правильного развития.

Недостаток сказывается на росте.

Необходим для развития листового аппарата

1

2

– Поступают все эти вещества в растительный организм в виде растворов  благодаря особому строению корня и его всасывательной функции. Вспомним особенности строения корня.

– Что находится на кончике корня?

– Какова его функция?

– Что находится в зоне корневых волосков, каково ее назначение?

– Покажите эти зоны на таблице.

– Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам.

4. – Растения с помощью корневых систем

поглощают растворимые вещества из почвы

Отвечают на вопросы учителя.

– Корневой чехлик.

– Защищает зону деления, снижает трение о почву.

– Корневые волоски находятся в зоне всасывания. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду с растворенными в ней веществами. (Показывают на таблице.)

Составляют схему.

Тип питания → почвенное     (минеральное).

Орган → корень.

Ткань → всасывающая.

Клетки → корневые волоски.

Вещества → вода и минеральные              соли.

1

2

– А что представляет собой почва? Из чего состоит?

– Всегда ли в почве есть достаточное количество всех необходимых для нормальной жизнедеятельности растения веществ?

– Что предпринимает человек для того, чтобы сделать почвы, где выращивает сельскохозяйственные растения, более плодородными и получить более высокий урожай?

– А какие вы знаете виды удобрений?

– Хорошо, давайте этот вопрос разберем подробнее.

–  Удобрения подразделяются на органические и минеральные, порошковидные и гранулированные.

– Как нужно правильно подкармливать растения?

– Важно ли вносить удобрение вовремя?

– Вреден ли переизбыток удобрения?

5. – А теперь проверим, как усвоилась сегодняшняя тема. Выполним небольшое тестовое задание.

Тест

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.

https://lh3.googleusercontent.com/FYE7htsBoIukbLBTW8rStkqcfRiE02ooo3z9_ktG4BjA3jnNUDuYTvkzRxyza9twHVcDaIsoUXXhwWmFqsZiNi2rLcmGIVEJHQorBQUlh7g03XeE1U7Scy4oJMsoo8dvWqnywUAcu7A

– Нет, не всегда.

– Человек вносит удобрения.

– Мочевина, суперфосфат, калийная селитра, навоз и др.

Составляют схему.

https://lh3.googleusercontent.com/Kcr64z3P17-sly5fwHQTHOwC18cIzY0mEyZQOg6y1dBQlu2ZMcvSYE5bQ9XhVp1bFf1ekW0Ky1MTaO2E-npCkMmvHStT1_z4WY0PXhCpU03O0m-2cvzfIFdmaL-5toFwEcLDFgYGfjQ

Отвечают на вопросы учителя, используя свой личный опыт.

Выполняют тестовое задание. Анализируют ошибки.

Ответы:

1. –

2. –

1

2

3.Клетки корневого чехлика недолговечны.

4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.

 

– А могут ли растения питаться еще каким-либо способом? Слышали ли вы что-нибудь о растениях-хищниках?

Рассказывает об особенностях питания растений-хищников и о связи этого процесса с почвенными условиями, в которых они обитают.

3. +

4. +

5. +

Рассуждают о правильном поливе растений. Демонстрируют приемы правильного и неправильного полива комнатных растений.

Отвечают на вопрос учителя на основе информации, взятой из дополнительной литературы. (Если затрудняются, то учитель дает эту информацию сам.)

 

Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

1.      Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва -  это верхний плодородный слой земли.

Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

3. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая (см. работа с текстом учебника).

4. Особые способы питания растений (растения – хищники и растения – паразиты)

III. Закрепление

тетрадь-трена­жёр: с. 24 №2, с. 38 №1

IV. Домашнее задание

·         §36 стр.94 – 95, Т-2 с. 28 №3,

подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах, гидропонике.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Постановка познавательной задачи

Постановка познавательной задачи

Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре

Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре

А что представляет собой почва?

А что представляет собой почва?

Для чего организмам нужны питательные вещества?

Для чего организмам нужны питательные вещества?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020