РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для 9класса
«Подготовка к экзамену по русскому языку»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);
Программа подготовки к экзамену по русскому языку рассчитана на обучающихся
девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в
пределах школьной программы.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения экзамена по русскому языку.
4. Помочь девятиклассникам подготовиться к устному собеседованию и сжатому изложению с элементами сочинения, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
5. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная устная работа
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:
· выразительно читать текст вслух,
· пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
· умение создавать монологические высказывания на разные темы,
· принимать участие в диалоге.
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
4. Совершенствовать культуру устной речи.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебно-тематическое планирование состоит из двух блоков:
· «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»
· «Подготовка к ОГЭ»
Данная программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Она призвана помочь обучающимся успешно подготовиться к экзамену по русскому языку.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий.
Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»
1. Введение. Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. Критерии оценивания
2. Чтение текста вслух.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению. Признаки выразительного чтения. Интонационная функция знаков препинания. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. Ошибки в прочтении текста: орфоэпические, грамматические. Практикум. Выразительное чтение текста вслух. Интонация. Практикум. Выразительное чтение текста. Темп чтения. Практикум. Выразительное чтение текста. Орфоэпические нормы.
3. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности. Микротема, абзац, основная мысль текста. Передача чужой речи. Способы цитирования. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования. Практикум. Пересказ текста с применением цитирования.
4. Монологическое высказывание.
Функционально-смысловые типы речи. Схемы построения монолога. Описание. Синтаксические конструкции для создания текста-описания. Повествование. Последовательность изложения при составлении текста. Рассуждения. Структура построения данного типа текста. Глагольные формы как морфологическое средство создания текста. Типичные речевые ошибки. Синтаксические средства: союзы, порядок слов в предложении (инверсия), цепная связь. Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации. Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний.
5. Диалог.
Диалог. Построение полных предложений. Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. Практикум. Речевая ситуация.
6. Пробный экзамен. Анализ результатов пробного устного собеседования
Блок II «Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения»
Письменная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена.
Подготовка к написанию изложения с элементом сочинения.
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы компресси текста.
5.Творческая часть изложения.
6. Практикум. Написание сжатого изложения с элементом сочинения. Анализ работ.
7.Сложности орфографии: правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, правописание Н-НН в разных частях речи, правописание Не с разными частями речи.
8. Правила пунктуации.
Ожидаемые результаты. Главным результатом является готовность учащихся к сдаче экзамена. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.
Знать |
Уметь |
Владеть |
|
Выразительное чтение текста |
Правила пунктуационного оформления текста; Орфоэпические нормы русского языка |
Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами |
Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций |
Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. |
Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
|
Пересказ текста с включением приведённого высказывания |
Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста |
Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста |
Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово) |
Монологическое высказывание |
Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи |
Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи |
Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста. |
Диалог |
Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы |
Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей |
Владеть культурой общения |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные:
· понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
· формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
· к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
· стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
· формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
· умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
· умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
· умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
· умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
· умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Девятиклассники получат возможность:
освоить достаточный объем лексических и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствовать владения такими видами речевой деятельности, как то: чтение, говорение;
овладеть основными стилистическими ресурсами лексики русского языка и умение применять их в ситуации речевого общения.
Программа по подготовке к сдаче устного экзамена позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимого для всей образовательной деятельности. Сдача устного экзамена предполагает стать условием поступления в профильные классы, поэтому подготовительные курсы становятся хорошим подспорьем.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к экзамену, будут знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:
- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;
-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.
Программа курса по подготовке к экзамену позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование тем, разделов |
Количество часов |
|
Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» |
||
1. Введение Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. |
1 |
|
2. Чтение текста вслух. Алгоритм подготовки к выразительному чтению. |
1 |
|
3. Признаки выразительного чтения. |
1 |
|
4. Интонационная функция знаков препинания. |
1 |
|
5. Орфоэпические ошибки в прочтении текста. |
1 |
|
6. Грамматические ошибки в прочтении текста. |
1 |
|
7. Практикум. Выразительное чтение текста вслух. Интонация. |
2 |
|
8. Практикум. Выразительное чтение текста. Темп чтения. |
2 |
|
9. Практикум. Выразительное чтение текста. Орфоэпические нормы. |
2 |
|
10. Пересказ текста с включением приведённого высказывания. Микротема, абзац, основная мысль текста. |
1 |
|
11. Передача чужой речи. Способы цитирования. |
1 |
|
12. Практикум. Пересказ текста с применением цитирования. |
2 |
|
13. Монологическое высказывание. Функционально-смысловые типы речи. Схемы построения монолога. |
2 |
|
14. Описание. Синтаксические конструкции для создания текста-описания. |
2 |
|
15. Повествование. Последовательность изложения при составлении текста. |
2 |
|
16. Рассуждения. Структура построения данного типа текста. |
1 |
|
17. Глагольные формы как морфологическое средство создания текста. |
1 |
|
18. Типичные речевые ошибки. |
1 |
|
19. Синтаксические средства: союзы, порядок слов в предложении (инверсия), цепная связь. |
1 |
|
20. Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний. |
2 |
|
21. Диалог. Диалог. Построение полных предложений. |
2 |
|
22. Изложение мысли и аргументация своего мнения. |
1 |
|
23. Практикум. Речевая ситуация. |
2 |
|
24. Пробный экзамен. |
2 |
|
25. Анализ результатов пробного устного собеседования |
2 |
|
37 |
||
Блок II «Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения» |
||
1. Письменная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. |
1 |
|
2. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. |
2 |
|
3. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
2 |
|
4. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. |
2 |
|
5. Синтаксическое богатство русского языка. |
2 |
|
6. Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения. |
2 |
|
7. Главная и второстепенная информация в тексте. |
2 |
|
8. Способы компрессии текста. |
3 |
|
9. Творческая часть изложения. |
2 |
|
10. Практикум. Написание сжатого изложения с элементом сочинения |
4 |
|
11. Анализ работ. |
1 |
|
12. Сложности орфографии: правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. |
1 |
|
13. Сложности орфографии: правописание Н-НН в разных частях речи |
1 |
|
14. Сложности орфографии: правописание Не с разными частями речи. |
1 |
|
15. Правила пунктуации. |
2 |
|
16. Итоговое занятие. |
1 |
|
29 |
||
Всего |
66 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Дата |
Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» |
||||
1 |
Введение Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. |
1 |
Личностные результаты: эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка, стремление к совершенствованию собственной речи, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы. Коммуникативные УУД :- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: знать и определять понятия, необходимые по теме занятия; читать текст в соответствии с требованиями к интонации, темпу чтения; пересказывать текст по заданию; составлять монолог и представлять его; участвовать в диалоге по теме.
|
4.09 |
2 |
Чтение текста вслух. Алгоритм подготовки к выразительному чтению. |
1 |
4.09 |
|
3 |
Признаки выразительного чтения. |
1 |
11.09 |
|
4 |
Интонационная функция знаков препинания. |
1 |
11.09 |
|
5 |
Орфоэпические ошибки в прочтении текста. |
1 |
|
|
6 |
Грамматические ошибки в прочтении текста. |
1 |
|
|
7-8 |
Практикум. Выразительное чтение текста вслух. Интонация. |
2 |
|
|
9-10 |
Практикум. Выразительное чтение текста. Темп чтения. |
2 |
|
|
11-12 |
Практикум. Выразительное чтение текста. Орфоэпические нормы. |
2 |
|
|
13 |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания. Микротема, абзац, основная мысль текста. |
1 |
|
|
14 |
11. Передача чужой речи. Способы цитирования. |
1 |
|
|
15-16 |
Практикум. Пересказ текста с применением цитирования. |
2 |
|
|
17-18 |
Монологическое высказывание. Функционально-смысловые типы речи. Схемы построения монолога. |
2 |
|
|
19-20 |
Описание. Синтаксические конструкции для создания текста-описания. |
2 |
|
|
21-22 |
Повествование. Последовательность изложения при составлении текста. |
2 |
|
|
23 |
Рассуждения. Структура построения данного типа текста. |
1 |
|
|
24 |
Глагольные формы как морфологическое средство создания текста. |
1 |
|
|
25 |
Типичные речевые ошибки. |
1 |
|
|
26 |
Синтаксические средства: союзы, порядок слов в предложении (инверсия), цепная связь. |
1 |
|
|
27-28 |
Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний. |
2 |
|
|
29-30 |
Диалог. Построение полных предложений. |
2 |
|
|
31 |
Изложение мысли и аргументация своего мнения. |
1 |
|
|
32-33 |
Практикум. Речевая ситуация. |
2 |
|
|
34-35 |
Пробный экзамен. |
2 |
|
|
36-37 |
Анализ результатов пробного устного собеседования |
2 |
|
|
Блок II «Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения» |
||||
38 |
Письменная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена. |
1 |
Личностные результаты: -способность к самооценке, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью. - формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: Знать понятие «текст»; признаки текста; «смысл текста»; «микротема текста»; «сжатое изложение»; способы сжатия текста; нормы речевого общения. |
|
39-40 |
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. |
2 |
|
|
41-42 |
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
2 |
|
|
43-44 |
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. |
2 |
|
|
45-46 |
Синтаксическое богатство русского языка. |
2 |
|
|
47-48 |
Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения |
2 |
|
|
49-50 |
Главная и второстепенная информация в тексте. |
2 |
|
|
51-52 |
Способы компрессии текста.
|
3 |
|
|
53-55 |
Творческая часть изложения.
|
2 |
|
|
56 57 58 59 |
Практикум. Написание сжатого изложения с элементом сочинения
|
4 |
|
|
60 |
Анализ работ. |
1 |
|
|
61 |
Сложности орфографии: правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. |
1 |
|
|
62 |
Сложности орфографии: правописание Н-НН в разных частях речи |
1 |
|
|
63 |
Сложности орфографии: правописание Не с разными частями речи. |
1 |
|
|
64-65 |
Правила пунктуации.
|
2 |
|
|
66 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Содержание деятельности
№ п/п |
Наименование блока |
Характеристика основных видов деятельности |
1 |
Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» |
Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста». Выразительно читают тексты. Пересказывают тексты по заданию. Составляют монологи и произносят их. Участвуют в диалоге. Участвуют в пробном устном собеседовании. Анализируют ошибки практической работы. |
2 |
Блок II «Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения» |
Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста», «микротема текста», «сжатое изложение», пособы сжатия текста. Характеризуют понятия «микротема текста», «сжатое изложение». Сокращают текст изложения. Пишут текст сжатого изложения. Применяют языковые средства в общении. Пишут пробную работу. Анализируют ошибки работы. Активизируют знания правила правописания -Н-/-НН- в разных частях речи, не с разными частями речи, вспоминают правила пунктуации. Повторяют речевые, орфоэпические и грамматические нормы. Активизируют знания о синтаксисе простого и сложного предложений. Выявляют структуру сочинения. Составляют текст сочинения. Подводят итоги курса занятий по русскому языку в 9 классе. Осуществляют самоанализ. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1) Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. – М., 2016.
2) Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 1968.
3) Оганесян С.С. Культура речевого общения//Русский язык в школе. - № 5. – М., 1998.
4) ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2016.
5) Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
6) Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2010.
7) Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2010.
8) Словарь литературоведческих терминов. – М., 1999.
9) kruqosvet.ru
10) langrus.ru
11) personalshoppinq.su
12) Другие Интернет-ресурсы.
13)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.