Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту: разбор задания №27 (ЕГЭ - 11 класс)

  • docx
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс.docx

Подготовка к написанию   сочинения по прочитанному тексту:
разбор задания  №25 (ЕГЭ - 11 класс)

Шевцова Е. П.

 

Прежде  чем написать, я задаю себе три  вопроса: что хочу написать, как   написать и для чего написать.
                                                         М. Горький

ЦЕЛЬ:

-подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

ЗАДАЧИ:
- практиковать определение темы и проблемы текста;
- формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию;
- учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

Алгоритм выполнения работы:

1. Определяем тему и называем  проблему исходного текста.
2. Комментируем   сформулированную проблему.
3.Определяем позицию автора исходного текста.
4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его.
5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

Текст для анализа

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими …Когда человек попадает в этически напряжённую ситуацию, понимая, что ему предстоит нелёгкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчёт вариантов, а ясное понимание, «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво  предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться.
Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.                                                                                 (Ю.Шрейдер) 

Юлий Анатольевич Шрейдер, российский математик, кибернетик и философ,(1927-1998).

Юлий  Анатольевич много лет работал  в разных научных и учебных математических институтах Москвы. В 60-е годы Ю.А. Шрейдер заинтересовался  религиозными проблемами, и  этот интерес в конечном счете положил начало его «любви к мудрости». С 70-х годов Шрейдер начинает серьёзно заниматься исследованием актуальных проблем философии. Его книги «Равенство, сходство, порядок», «Системы и модели», «Природа биологического познания», «Основы этики», многочисленные статьи, опубликованные, в том числе и на страницах журнала «Вопросы философии», стали классическими в современной российской философской литературе. Он автор книг стихов, где ярко и образно звучат философские и теологические темы.

Индукция (индуктор)

Прием  «ИНСЕРТ» – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

Последовательность  выполнения  заданий

Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;

Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;

Знак «минус» () – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;

Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее

 Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

Словарь  темы:
Мораль  (лат. moralis — нравственный)
– это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей.
Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.
Добро — понятие, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния.
Зло — понятие, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда.
Добродетель — это способность поступать наилучшим образом.
Нравственность —в широком смысле - синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Установка  - направленность человека к чему-либо.
Убеждение -  прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо.
Словарь сочетаний : нормы морали, правила морали, нравственный выбор, личные убеждения, нравственные ценности, быть добродетельным, стремиться к добру, отвергать зло, установка на добро и т. д.

1. Определяем тему и называем  проблему  исходного текста.

ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий  решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте.
        
                        СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Проблемный вопрос                                          - Что формирует личность человека: природные данные, окружение или самовоспитание?                               

- Когда традиции являются злом?                                        

С помощью существительного в Р.п.
Проблема (кого? чего?)  войны, роли искусства в жизни человека, современного образования, отношения к труду,

ПРОБЛЕМА  (какая?)
Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, главная, актуальная, злободневная, острая,  и т.д.

Сформулируйте проблему,  используя следующие речевые обороты:

«…Именно над этим вопросом размышляет в своей статье (произведении) …»

«Проблема, которую хотел показать нам (назвать фамилию) , такова: … ».

«Прочитав текст (назвать фамилию) , я ещё раз  убедился, что проблема … была актуальной всегда».

«Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...».

 «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) выдвигает

   на всеобщее обсуждение…»

2. Комментируем сформулированную проблему.

Комментирование  – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о  чем-либо.

Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Сделайте комментарий, используя следующие речевые обороты:

«Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной, злободневной, принадлежит к  разряду давно назревших и т.п.), так как…».

 «Данную (нравственную, этическую, социальную, экологическую, общественно-политическую, философскую, психологическую и т. п.) проблему автор затрагивает  не случайно…».

 «С подобной проблемой сталкиваемся мы …».

«История этого вопроса , я думаю,(имеет многовековые корни, уходит глубоко в историю и т.п.), потому что …».

  «Люди во все времена…».

3.Определяем позицию автора исходного текста.
Проблема
– сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это:
                            - ответ автора на этот вопрос;
                            - авторская оценка проблемы;
                            - путь решения проблемы.

Формулировка авторской  позиции - это ответы на вопросы:
- Что хотел сказать автор?
- Ради чего он это всё написал?
- Как он сам относится к поставленной проблеме?
- Чему учит текст?..

- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Сформулируйте позицию автора,  используя следующие речевые обороты:

Автор отстаивает (что?), доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к….

«Автор считает, что…».

«Автор глубоко убежден в том, что…».

«С автором трудно спорить относительно…».

«Позиция автора сформулирована весьма чётко: …».

4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его.

ВАШЕ мнение – маленький текст-рассуждение  внутри  всего сочинения, который строится по схеме:    

-тезис (положение, которое надо доказать);

-аргументация (доказательства, доводы);

- вывод (общий итог).

! От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…».

!  Используем:

Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы, худ. фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач, реальные факты из жизни. пословицы, поговорки, афоризмы (нужно обязательно пояснить их смысл, связать с тезисом).

Начните свое высказывание, используя следующие речевые обороты:

«Я разделяю позицию автора… и хочу доказать на примере… ».

«Позиция автора близка (понятна) мне, и я могу привести один пример…».

«Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные

  аргументы)…».

«Каждый может привести множество аргументов в защиту авторской

  позиции. Во-первых,…»

Примеры из художественных произведений, где герои, благодаря внутренним моральным запретам, делали правильный выбор в сложной жизненной ситуации. (СИТУАЦИЯ ВЫБОРА)

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  Петр Гринев  отказался целовать руку Емельяну Пугачеву. Ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским, и, наконец, Машей ― возлюбленной, не позволила сделать это. Поцеловать руку ― значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать ― пойти на плаху. Гринев выбирает смерть.

            Герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, постоянно испытывая, как и все в плену, постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травлю собаками и – главное – постоянное унижение, выдерживает всё, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость».

В романе М.Шолохова «Тихий  Дон»  Григорий Мелехов всё время стоит перед необходимостью выбора. Судьба бросает его то к белым, то к красным. Но внутренние моральные запреты  не дают ему колебаться, когда Григорий спасает от смерти своего кровного врага Степана Астахова, хотя мог бы, воспользовавшись ситуацией, поступить иначе,  он запрещает уничтожать и раздевать пленных красноармейцев, выступает против отвратительного мародерства своего отца.

Афиширование

5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

«Конец – делу венец» – вот  девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением.  Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным.

                          В заключительной части можно:

·        подчеркнуть солидарность с автором,

·        передать общее впечатление о прочитанном тексте,

·        сказать, какой урок или вывод для себя сделан,

·        можно призвать к совместному действию и т.д.        

Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица.

 «Итак, как говорил древний философ Сократ: «Мудрость, знание – высшая добродетель».

Рефлексия

Сделайте обобщение, используя  следующие речевые обороты:

В заключение хочу подчеркнуть…
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Когда я прочитал этот текст, то подумал  (задумался) о том, что….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части «С» по новым критериям. www.gramma.ru

 2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.