Подготовка к постановке звука "К"

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К.doc

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К

1.    Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.

2.    Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.

3.    Подготовительные артикуляционные упражнения: «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка

и пальцем логопеда, нажимающим на кон­чик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).

«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кон­чик языка несколько оттянут от нижних зу­бов (рот раскрыт, губы в улыбке).

«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.

«Горка» 3: то же со шпателем или зондом.

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками: куры:

«Ко-ко-ко!»

«Куд-куда!» кукушка:

«Ку-ку, ку-ку!»

Звук К

каватина

ватка

кот

кавун

ветка

кофе

кайма

детка

кофейник

камень

девятка

ковать

камея

дудка

команда

камин

майка

комбинат

канава

манка

комедия

канат

мойка

комендант

канва

нитка

комета

канонада

нотка

комитет

кантата

накануне

комната

каноэ

накат

комод

канун

Ока

компот

каньон

папка

конвой

капать

пенка

конфета

капитан

пика

копать

капот

пикап

копить

катать

пока

копоть

катание

покатый

коптить

катет

пятка

копыто

катод

тапка

копье

Катя

топка

кофта

кафе

утка 

подкова

кафтан

юбка

покой

каюта

тяпка

упаковка

канотье

тикать

икона

кандидат

декан

ковбой

кант

дека

код

 

мука

 

г) Кубань, куб, куда,

кум, кума,

купать, купе, купидон,

кутать, кутить,

кутья, покупать, покупка, окунь.

3.   Обратные слоги и слова с ними:

а) ак-ак-ак мак               б) ак-ок-ук-ык

ок-ок-ок ток                  ок—ук-ык-ак

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К

Включает прямые слоги, слона с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со сте­чением согласных и др.

Начинается автоматизация, как правило, с прямых слогов.

 

1.   Прямые слоги:

 

а) ка-ка-ка

б) ка-ко-ку-кы

ко-ко-ко

ко-ку-кы-ка

ку-ку-ку

ку-кы-ка-ко

кы-кы-кы

кы—ка-ко-ку

 

2.   Слова с прямь

1ми слогами:

 

а) кабан

б) банка

в) ком

кабина

будка

кон

кабинет

бука

конь

 

 

 

ук ук

ук     паук

УК  lilK

(Ik   OK

 

ык ыь

; ык -- бык

ык ук

OK  (IK

 

ик ик

ик      пик

ык ок

у к ак

 

ек ек

ск     век

ык—ук

ак ок

 

як-як

як     маяк

ык-ак-ок- ук

в) бак

 

бык

ватник

бек

мак

 

бок

веник

век

так

 

док

водник

ток

маховик

боек

ботинок

пик

паек

 

табак

дубок

путник

индюк

 

бук

моток

каюк

паук

 

поток

охотник

тюк

тук

 

опенок

тюбик

маяк

внук

 

потомок   .

финик

як

г) окно

, буква, тыква, диктант, диктовка, диктовать

диктат

 

 

 

 

в) банк, танк, ква, квант, квота, квиток, квиты, кнут, кто, никто, некто, ткань, тканый, ткать, акт, пакт, факт, такт, дефект, эффект, ткнуть.

5.

Слова с повторяющимся

[ звуком К:

как

квак

котик

какаду

квакать

котомка

какао

койка

кнопка

какая

кок

кубик

какой

кокон

кубок

кадка

комик

покупка

каемка

комок

упаковка

капкан

конка

пикник

каток

контакт

кают-компания

катакомбы

копейка

компактный

 

 

тактика

6.   Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:

а) согласование количественных числительных и существи­тельных — игра «1-2-5»:

одна копейка-две копейки-пять копеек, один куманек-два куманъка-пять куманьков, один какаду-два какаду-пятъ какаду        и т.д. б)* прямой и обратный счет 1-10:

4.   Слоги и слова со

стечением согласных:

а) ква-кво-кву-квы

авк-овк-увк-ывк

кво-кву—квы-ква

овк-увк-ывк-авк

кву—квы—ква—кво

увк~ывк~авк-овк

квы-ква-кво—кву

ывк авк овк-увк

б)кна-кно-кну-кны

нка—нко—нку—нкы

кно-кну-кны-кна

нко-нку-нкы-нка

кну-кны-кна-кно

нку~нкы—нка-нко

кны-кна-кно-кну

нкы—нка—нко-нку

анк-онк-унк-ынк

акн-окн-укн-ыкн

онк-унк-ынк-анк

окн~укн-ыкн-акн

унк-ынк-анк—онк

укн-ыкн-акн-окн

ынк-анк-онк-унк

ыкн-акн—окн—укн.

 

одна утка

десять коней

две утки

девять коней

три утки

восемь коней

четыре утки

семь коней

пять уток

шесть коней

шесть уток

пять коней

семь уток

четыре коня

восемь уток

три коня

девять уток

два коня

десять уток

один конь

 

в) прямой и обратный счет парами 2 -20:

две конки, четыре койки, шесть коек и т.д. двадцать конфет, восемнадцать конфет и т.д.

г)    словообразование   существительных   мужского   рода   с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами --ик, -ек:

д) образование именительного падежа множественного числа существительных — игра «Эхо»:

ж)   подбор   предметов   к   притяжательным   местоимениям «мой», «моя», «мое»:

мой       ,         моя                мое

кофейник       конфета        окно кофе              кантата        кафе

10. Работа с фразой:

а) Договаривание предложений

Всадник скачет на резвом (конь)

Конь громко бьет (копыто)

Конь перепрыгивает через (канава)

винт - винтик

день - денек   .

дом-

конъ-

куб-

кум -

кот-

пень -

фант -

окунь -

д) образование именительного падежа множественного числа существительных — игра «Эхо»:

кабан - кабаны

•    конь - кони

кабина — кабины

кот-

камень - камни

коготь -

камея -

команда -

канава -

комедия —

канат -

комета -

капитан -

комната -

капкан -

конфета -

кафтан -

копье

е) образование родительного падежа множественного числа существительных — игра «Один много»:

Один бак - много баков

одно окно - много окон

один мак —

одна буква -

один бук

одна тыква -

один паук -

один пенек -

один бык -

один денек -

один дубок —

один маяк -

один моток -

один тюк -

один поток -

один индюк -

один веник -

один диктант -

ж)   подбор   предметов   к   притяжательным   местоимениям «мой», «моя», «мое»:

мои

моя

мое

 

кофейник

конфета

окно

 

кофе

кантата

кафе

 

кафтан

майка

каноэ

и т.д.

7.   Упражнения в звуко-слоговом анализе со словами на К:

а) деление слов на слоги различными способами — игра «Те-

леграф»;

б) выделение голосом ударного слога, ударного гласного звука;

в) определение места звука К в слове.

8.   Упражнение на развитие слухового внимания и па­мяти «Запомни, повтори», начиная с трех слов, с постепенным увеличением количества слов в ряду.

9.   Проговаривание словосочетаний, выборочное спря­жение по образцу в настоящем и будущем времени:

катать Катю на коне

купить банку кофе

покупать Кате ...

мяукать под окном

(кофту, коньки,

командовать конвоем

конфеты)

куковать «ку-ку»

купать коней в Оке

катать комок (каток)

подковать коня

покупать комод

коптить окуней

подкопать пенек

выкопать канаву

 

 

Вика и Катя нарвали букет (мак)

Огромный бурый медведь попал в (кжксш)

 В доме много мух и (паук)

 Катя наливает воду в (бак)

 Вика занимается фигурным (катание)

 На берегу моря стоял маленький (домик)

 Дети носят тетради в (папка) и т.д.

б) Преобразование деформированной фразы:

капитан у мама Тани команда –

катать Вика Катю -кофе Катя и кофейник покупать -кофе юбка на капает Вика

 -домик камин Катя в топить -опенок пенек под — Натка ямка дубок под копать — Майка майку юбку кофту покупать -капитан конвой командовать -тапка пятка на надевать надо -Димка каток по каток катить -кают-компания капитан отдыхать в -ком Катя катать — Катя ком комка у два и —

11. Чисто- и скороговорки.

У Вовика дудка, у Бобика будка..

Пьет какао какаду у Никиты на виду.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Едет по катку пикап.

Ко—ко—ко, ко—ко—ко окунька поймает кот, Ка-ка-ка, ка-ка-ка дай котятам окунька, Ку-ку-ку, ку—ку-ку бегут котята к окуньку.

Ка-ка-ка у окна видна Ока,

Ко-ко-ко до Оки недалеко,

Ку-ку-ку дети ходят на Оку, Ку-ку-ку не ходите на Оку.

Ак-ак-ак будильник тикает «тик—так», Ок—ок-ок копаем ямку под дубок, Ук-ук-ук в банке муха и паук, Ик-ик-ик Вадик едет на пикник, Ек-ек-ек в доме виден огонек, Юк-юк-юк ходит в комнате индюк, Як-як-як видит капитан маяк*. Вот так домик! Вот так дом! В доме том одно окно, В том окне идет кино. (Телевизору.

Купи кипу пик. Около кола колокола*.

Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку*. Кошка на окошке рубашку шьет, Мышка в сапожках избушку метет*.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! * Колокольчик, колокольчик, Колокольчик золотой, Поклонился колокольчик Низко бабушке седой*.

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить, Чтоб платочек положить*. Встретил ежика бычок, И лизнул его в бочок, Но, лизнув его в бочок,

 

Уколол свой язычок... .

На скамейке семь котят, Все котята есть хотят. В миску мы кисель нальем Вот вам миска с киселем. Под скамейкой семь котят Есть из миски не хотят . Катина кошка сидит на окошке, А Колина кошка ушла с окошка .