Тема элективного занятия: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. От проблемы - к авторской позиции.
Цель: показать, как, двигаясь от проблемы к авторской позиции, можно понять художественный текст.
Задачи:
Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы, формулировать позицию автора.
Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания к людям, бережное отношение к хлебу как основному источнику жизни.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.(1 мин)
Учитель. –Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим с вами очередное занятие по русскому языку. С завтрашнего дня начинается рождественский пост. Издревле во время поста люди кардинально менялись, совершали добрые поступки, помогали бедным. Неудивительно, что наш урок будет связан с такими понятиями, как ДОБРОТА, ВЗАИМОПОМОЩЬ. Продолжите, пожалуйста, синонимический ряд.
– МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕЛИКОДУШИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, НЕРАВНОДУШИЕ. (слова на доске)
-Известный философ Михаэль Лайтман утверждал, что «внутренний рост осуществляется только посредством решения различных проблем. Нет проблем – нет возможности для развития». (слайд № 1)
-Сегодня на занятии нам предстоит решать множество проблем, а значит, у нас будет повод для внутреннего развития и роста.
II. Постановка цели и задач занятия.
Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Тема нашего занятия звучит так: «От проблемы текста - к авторской позиции». (слайд №2)
В художественных текстах чаще всего проблема скрыта, в этом и заключается трудность работы.
III. Актуализация опорных знаний.
-Вспомните, как можно сформулировать проблему? (слайд № 3)
1 способ: проблема + сущ. в родительном падеже;
2 способ: вопросительное предложение.
– Мы подошли к очень важному этапу- этапу выявления проблемы и ее формулировки. Американский журналист Луис Мерлен говорил: «Всякая проблема имеет решение – простое, удобное и ошибочное». Нам нельзя ошибаться: мы можем потерять 8 баллов из 24. Попробуем найти решение простое и удобное. (слайд № 4)
IV. Работа над темой занятия.
1.Информация о тексте (слайд № 5).
- В качестве такого текста вам для ознакомления был предложен рассказ русского писателя 20 века Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления». Тексты лежат на партах. (слайд № 6)
-Я хочу напомнить вам сюжет рассказа. (Краткий пересказ)
V. Работа с текстом (в группах).
1. Нахождение и формулирование проблемы текста. Определение позиции автора. Проблема- это главный вопрос, позиция автора- это ответ на вопрос.
-Вы разделились на группы. Я предлагаю начать работу. Определитесь с проблемой вашего фрагмента из рассказа и представьте нам его.
Проблемы определены:
1. Проблема последствий войны для мирных жителей.
2. Проблема равнодушного отношения взрослых детей к престарелым родителям.
3. Проблема сострадания, милосердия к ближнему.
-Сформулировать проблему №1, используя прием «ассоциативный ряд» .
- Слово предоставляется первой группе
Сообщение 1 группы. ( 5 мин.) Чтение наизусть фрагмента из рассказа.
1 ученик на подносе выносит хлеб. 2 ученик предлагает всем присутствующим очень бережно съесть хлеб до последней крошки.
(-Возьмите. У каждого из вас в руках 125 граммов хлеба, это дневная норма, которая выдавалась по карточкам )
-Просмотрите фотографии. Какие ассоциации у вас возникают? (слайды)
(Ответы ребят. –Голод, -Война, -Переживания, -Страдание- Болезнь, -Смерть.
–Правильно! Мы согласны. В отрывке, предложенном для анализа, мы увидели проблему последствий войны для мирных жителей.
3 ученик: Этот период жизни бабы Дуни автор называет «несладкой, с войной и голодом». Все понимали, но от этого было не легче. Спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала. Во сне она мысленно возвращалась в те времена, поэтому просыпалась в слезах. Пережитые события : потеря карточек, голод, страх за близких - оказали огромное влияние на эмоциональное состояние героини. Даже спустя десятилетия она не забыла испытания, которые выпали на ее долю. Б. Екимов пишет: « Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова». Используя эпитеты «слабая и одинокая», автор сочувственно относится к своей героине. Трудно не согласиться с писателем. Ведь люди, познавшие жестокости войны, меняются навсегда. Война сильно калечит психику человека и накладывает свой отпечаток.
4ученик читает цитату С. Селезнева: «А говорили: все проходит и позабудется в свой срок. Но боль войны жива в народе и бродит, как в березе сок».
Учитель. Ребята, в преддверии Великого праздника нашей страны, 75-летней годовщины Победы, анализ этого текста станет одним из этапов подготовки к памятной дате.
-Сообщение 2 группы : сформулировать проблему №2, используя прием
« Мозговой штурм».
- Я приглашаю вторую группу
- Мы предлагаем посмотреть видеоролик. (Просмотр видеоролика «Воробей»)
- Какую проблему вы увидели? (проблему отцов и детей, отношения между взрослыми и детьми, проблему поколений)
-Действительно, проблема равнодушного отношения взрослых детей к престарелым родителям актуальна в наше время. Об этом рассуждает Б. Екимов в своем тексте.
(чтение фрагментов из текста).
-Баба Дуня живет одна, несмотря на то что у нее есть взрослые дети. Ее беспокойный сон раздражал их. Они пробовали ее лечить «водили к врачам…прописывали лекарства, ничего не помогало». Используя однородные сказуемые, «стала ездить, потрясется в автобусе, спросит и назад», автор с сочувствием относится к своей героине, искренне жалеет её. Теперь баба Дуня довольствуется малым: хоть изредка видеться с детьми.
-И их беспокойство « спать тебе баба Дуня дает?» понятно нам, но совет матери крикнуть «МОЛЧАТЬ", если бабушка «начнет с вечера говорить», ставит нас в тупик. Местоимение «мы» и глагол множественного числа «пробовали», которое употребляет в речи мать, наводит нас на мысль, что она не единственная, кто с ней так обращался.
-Я согласен с автором. Как часто в доме повзрослевших детей не находится места для престарелых родителей. Эта проблема очень актуальна, на неё обращены взоры СМИ. Ребята нашего класса, являясь членами волонтерского движения, навещают пожилых людей, тесно сотрудничая с нашим социальным центром «ЗАБОТА»
(демонстрация слайдов с карточками волонтеров, фото с бабушками и фото стариков) под музыку из передачи «От всей души».
-Спасибо ребятам, я надеюсь, все сказанное не пройдет мимо вас и никогда не оставите без внимания своих родителей.
-Сообщение 3 группы : сформулировать проблему №3, используя прием кластера
- Слово 3 группе
-Просим обратить внимание на ключевые слова нашего урока (перечислить) . Все они имеют непосредственное отношение к 3 проблеме, которую мы определили в тексте (чтение фрагмента). Проблема сострадания, милосердия к ближнему.
-А что означают эти слова? Мы обратились к толковому словарю. Итак, в словарях
Владимира Даля и Сергея Ожегова дается одинаковое толкование(читают значение слов доброта, милосердие и сотрадание).
- Используя контраст в описании пейзажа «ночь-свет, чернел-белел»,
Б. Екимов изображает метание героя, который готов «прикрикнуть на бабушку», взяв на вооружение совет родителей».
Но слова бабы Дуни, произнесенные во сне в тяжелой муке со слезами на глазах, останавливают мальчика. Сердце его обливается жалостью и болью. Он опускается на колени перед дорогим ему человеком и начинает убеждать её «мягко и ласково».
-Употребив эпитеты, автор акцентирует наше внимание на том, что только доброта, милосердие и сострадание могут исцелить больную душу. И расплачется он, и сердце заболит и заноет у мальчика, но голова останется ясной. Гриша будет «делать и молчать», не сказав бабушке «ни слова, ни даже намека» о том, что произошло ночью. И придет исцеление…
Читают высказывание В. Сухомлинского: « Самое главное человеческое качество- умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости».
- Ребята, Обратите внимание на название рассказа «Ночь исцеления». Почему автор
именно так называет свой рассказ?
-Мы считаем, исцеление приходит не только к бабе Дуне, но и Грише. По мнению, писателя, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.
-Ребята, спасибо за работу.
-В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение в формате ЕГЭ, выбрав одну из выделенных вами проблем.
VI. Рефлексия
Прием «СМС сообщения»
- Что такое СМС? (краткое письменное сообщение через электронный носитель)
У вас на партах лежит импровизированный телефон. (шаблон)
Напишите отзыв о занятии в формате СМС сообщения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.