Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. От проблемы к авторской позиции
Оценка 5

Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. От проблемы к авторской позиции

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
15.02.2020
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. От проблемы к авторской позиции
Данное занятие предназначено для учителей русского языка и литературы для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ
План 2 занятия.docx

Тема элективного занятия: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. От проблемы  - к авторской позиции.

Цель: показать, как, двигаясь от проблемы к авторской позиции, можно понять художественный текст.

Задачи:

Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы, формулировать позицию автора.

Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания к людям, бережное отношение к хлебу как основному источнику жизни.

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.(1 мин)

Учитель. –Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим с вами очередное занятие по русскому языку.    С завтрашнего дня начинается рождественский пост. Издревле во время поста люди кардинально менялись, совершали добрые поступки, помогали бедным. Неудивительно, что наш урок будет связан с такими понятиями, как ДОБРОТА, ВЗАИМОПОМОЩЬ. Продолжите, пожалуйста, синонимический ряд.

– МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕЛИКОДУШИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, НЕРАВНОДУШИЕ. (слова на доске)

-Известный философ Михаэль Лайтман утверждал, что «внутренний рост осуществляется только посредством решения различных проблем. Нет проблем – нет возможности для развития». (слайд № 1)

-Сегодня на занятии нам предстоит решать множество проблем, а значит, у нас будет повод для внутреннего развития и роста.

II. Постановка цели и задач занятия.

Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Тема нашего занятия звучит так: «От проблемы текста - к авторской позиции». (слайд №2)

 В художественных текстах  чаще всего проблема скрыта, в  этом  и заключается  трудность работы.

III. Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, как можно сформулировать проблему? (слайд № 3)

1 способ: проблема + сущ. в родительном  падеже;

2 способ: вопросительное предложение.

 Мы подошли к очень важному этапу- этапу выявления проблемы и ее формулировки. Американский журналист Луис Мерлен говорил: «Всякая проблема имеет решение – простое, удобное и ошибочное».  Нам нельзя ошибаться: мы можем потерять 8 баллов  из 24. Попробуем найти решение простое и удобное. (слайд № 4)

IV. Работа над темой занятия.

1.Информация о тексте (слайд № 5).

- В качестве такого текста  вам  для ознакомления  был  предложен  рассказ  русского писателя 20 века Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления». Тексты  лежат на партах. (слайд № 6)

-Я хочу напомнить вам сюжет рассказа. (Краткий пересказ)

V. Работа с текстом (в группах).

1. Нахождение  и  формулирование проблемы текста. Определение позиции автора.  Проблема- это главный вопрос, позиция автора- это ответ на вопрос.

-Вы  разделились на группы. Я предлагаю начать работу. Определитесь с проблемой вашего фрагмента из рассказа и представьте нам его.

Проблемы определены:

1.             Проблема последствий войны для мирных жителей.

2.             Проблема равнодушного отношения взрослых детей к престарелым родителям.

3.             Проблема сострадания, милосердия к ближнему.

-Сформулировать проблему  №1, используя прием «ассоциативный ряд» .

- Слово предоставляется первой группе

Сообщение  1 группы. ( 5 мин.) Чтение наизусть фрагмента из рассказа.

1 ученик на подносе выносит хлеб. 2 ученик предлагает   всем присутствующим очень бережно съесть хлеб до последней крошки.

(-Возьмите. У каждого из вас в руках 125 граммов хлеба,  это дневная норма, которая выдавалась по карточкам  )

-Просмотрите  фотографии. Какие ассоциации у вас возникают? (слайды)

(Ответы ребят. –Голод, -Война, -Переживания, -Страдание- Болезнь, -Смерть. 

–Правильно! Мы согласны. В отрывке, предложенном для анализа, мы увидели проблему  последствий войны для мирных жителей.

3 ученик: Этот период жизни бабы Дуни  автор называет «несладкой, с войной и голодом». Все понимали, но от этого было не легче. Спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала. Во сне она мысленно возвращалась в те времена, поэтому просыпалась в слезах.  Пережитые  события : потеря карточек, голод, страх за близких - оказали огромное влияние на эмоциональное состояние героини. Даже спустя десятилетия  она не забыла испытания, которые выпали на ее долю. Б. Екимов пишет: « Все люди прожили горькое  и забыли, а у неё оно снова и снова». Используя эпитеты «слабая и одинокая», автор сочувственно относится к своей героине.  Трудно не согласиться с писателем. Ведь люди, познавшие  жестокости войны, меняются навсегда. Война сильно  калечит  психику человека и накладывает свой отпечаток.  

4ученик читает цитату С. Селезнева: «А говорили: все проходит и позабудется в свой срок. Но боль войны жива в народе и бродит, как в березе сок».

Учитель. Ребята, в преддверии Великого праздника нашей страны, 75-летней годовщины Победы, анализ этого текста станет одним из этапов подготовки к памятной дате.

 

 -Сообщение  2  группы : сформулировать проблему  №2,  используя прием

« Мозговой штурм».

- Я приглашаю вторую группу

-   Мы предлагаем  посмотреть  видеоролик. (Просмотр видеоролика  «Воробей»)

- Какую проблему вы увидели? (проблему отцов и детей, отношения между взрослыми и детьми, проблему поколений)

-Действительно, проблема равнодушного отношения взрослых детей к престарелым родителям актуальна в наше время. Об этом рассуждает Б. Екимов в своем тексте.

(чтение фрагментов из текста).

-Баба Дуня живет одна, несмотря на то что у нее есть взрослые дети. Ее беспокойный сон раздражал их. Они пробовали ее лечить «водили  к врачам…прописывали  лекарства, ничего не помогало». Используя  однородные сказуемые, «стала ездить, потрясется в автобусе, спросит  и назад»,  автор  с сочувствием относится к своей героине,  искренне жалеет её. Теперь баба Дуня довольствуется малым: хоть  изредка видеться с детьми.

-И их беспокойство « спать тебе баба Дуня дает?» понятно нам, но   совет матери крикнуть «МОЛЧАТЬ", если бабушка «начнет с вечера говорить», ставит  нас в тупик.  Местоимение  «мы» и глагол множественного числа «пробовали», которое употребляет в речи мать, наводит нас на мысль, что она не единственная, кто с ней так обращался.

-Я  согласен с автором. Как часто в доме повзрослевших детей не находится места для престарелых родителей. Эта проблема очень актуальна, на неё обращены взоры СМИ. Ребята нашего класса, являясь членами волонтерского движения, навещают пожилых людей, тесно сотрудничая с нашим социальным  центром «ЗАБОТА»

(демонстрация слайдов   с карточками волонтеров, фото с бабушками и фото стариков) под музыку из передачи «От всей души».

-Спасибо ребятам, я надеюсь, все сказанное не пройдет мимо вас и никогда не оставите без внимания своих родителей.

-Сообщение 3 группы : сформулировать проблему №3, используя  прием кластера

- Слово 3 группе

-Просим обратить внимание на ключевые слова нашего урока (перечислить) . Все они имеют непосредственное отношение к 3 проблеме, которую мы определили в тексте (чтение фрагмента). Проблема сострадания, милосердия к ближнему.

-А что означают эти слова? Мы обратились к толковому словарю. Итак, в словарях 

Владимира Даля  и Сергея  Ожегова дается одинаковое толкование(читают значение слов доброта, милосердие и сотрадание).

- Используя контраст в описании пейзажа «ночь-свет, чернел-белел»,

 Б. Екимов изображает метание героя, который  готов  «прикрикнуть на бабушку», взяв на вооружение совет родителей».

Но слова бабы Дуни, произнесенные во сне в тяжелой муке со слезами на глазах, останавливают мальчика. Сердце его обливается жалостью и болью. Он опускается на колени перед дорогим ему человеком  и начинает убеждать её «мягко и ласково».  

-Употребив эпитеты, автор акцентирует наше внимание на том, что только доброта, милосердие  и сострадание могут исцелить больную душу. И расплачется он, и сердце заболит и заноет у мальчика, но голова останется ясной. Гриша  будет «делать и молчать», не сказав бабушке «ни слова, ни даже намека» о том, что произошло ночью. И придет исцеление…

Читают высказывание В. Сухомлинского: « Самое главное человеческое качество- умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости».

- Ребята, Обратите внимание на название рассказа «Ночь исцеления». Почему автор

именно так называет свой рассказ?

-Мы считаем, исцеление приходит не только к бабе Дуне, но и Грише. По мнению, писателя, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.

-Ребята, спасибо за работу.

-В  качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение в формате ЕГЭ, выбрав одну из выделенных вами  проблем.

VI. Рефлексия

  Прием «СМС сообщения»

- Что такое СМС?  (краткое письменное сообщение через электронный носитель)

У вас на партах лежит импровизированный телефон. (шаблон)

Напишите отзыв о занятии в формате СМС сообщения.

 


 

Тема элективного занятия: Подготовка к сочинению в формате

Тема элективного занятия: Подготовка к сочинению в формате

В качестве такого текста вам для ознакомления был предложен рассказ русского писателя 20 века

В качестве такого текста вам для ознакомления был предложен рассказ русского писателя 20 века

Я приглашаю вторую группу -

Я приглашаю вторую группу -

Читают высказывание В. Сухомлинского: «

Читают высказывание В. Сухомлинского: «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020