Подготовка к творческим работам на уроках русского языка
Оценка 4.7

Подготовка к творческим работам на уроках русского языка

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл—5 кл
26.03.2024
Подготовка к творческим работам на уроках русского языка
Порядок проведения урока-подготовки к написанию сочинения
Педмарафон.docx

Обучение написанию творческих работ с применением рабочих листов и визуализации.

Основы необходимых навыков и умений, а главное любви к выполнению творческих работ закладываются еще в начальном звене школьного образования. И главную роль здесь играет уровень развития речи младшего школьника. Все мы знаем, что речь не является врожденным навыком, а формируется в процессе развития. На ее формирование существенно влияют речь окружающих взрослых, достаточность речевой практики, разнообразие впечатлений ребенка от окружающего мира.

К сожалению, за последние 15-20 лет на фоне стремительно развивающихся информационных технологий, существенно изменилось и пространство детства. Мобильные телефоны и другие технические устройства вытеснили привычные игрушки, конструкторы, книги. Все чаще колыбельные детям поют не мамы, а интерактивные игрушки, сказки на ночь читают различные умные Алисы и Маруси, буквы и цифры с детьми учит бездушный планшет. Место сюжетно-ролевых игр прочно заняли виртуальные, а дворовые игры и вовсе практически исчезли с детских площадок. Все это приводит к тому, что зачастую при поступлении в школу дети имеют крайне скудный словарный запас, неразвитое воображение, слабую мотивацию к учебной деятельности и общению в принципе. Даже в устной речи детям тяжело связно, последовательно и логично выражать свои мысли, просто содержательно общаться. Что уж говорить о речи письменной.

Исходя из этого главной задачей обучения русскому языку в начальных классах является значительно обогатить речь младших школьников, повысить ее образность, аргументированность и научить ребенка пользоваться языком в различных ситуациях общения. Поставленную задачу хорошо помогают решать такие виды работ, как изложение и сочинение.

 

Сочинение – это самый трудный для ребенка вид речевого упражнения. Учащемуся необходимо спланировать содержание будущей работы, оформить собственные мысли, создать высказывания, связанные одной темой, изложить их последовательно и полно, а главное – написать грамотно. Но мы помним, что основная масса детей благодаря гаджетам – визуалы с отсутствием живого воображения и нам, педагогам, ничего не остается, как совместить традиционные методы обучения написанию творческих работ с новыми технологиями.

Подготовка к сочинению очень важный этап. Во время уроков-сочинений или уроков-изложений, на этапе подготовки к написанию работы, мне удобно использовать рабочие листы и визуальную опору в виде презентации. Рабочие листы всегда составляю, исходя из вида творческой работы и выбранной темы, но их структура практически не меняется. В рабочий лист всегда входит таблица, в которой даны этапы обсуждения, начиная от определения темы, персонажа или события, описание персонажа или события, графы для составления плана и поле для заметок.  Очень важным пунктом является определение главной мысли сочинения, какой смысл будет вкладывать ребенок в свой текст. А с визуальным оформлением, хорошо помогают различные нейросети, способные создавать изображение по заданному сюжету, или готовые изображения по нужной теме.

Покажу детально вариант подготовки к сочинению «Деревянная игрушка Снегурочка».

На начальном этапе подготовки к сочинению перед детьми ставится задача определить тему (о чем мы будем писать) и тип текста, который мы будем составлять. (слайд 3)

Сначала детям предлагается из группы слов и словосочетаний находящихся на экране составить предложения (слайд 4) предложения дети записывают в раздел «Заметки» на рабочем листе

В процессе обсуждения составленных предложений, дети приходят к выводу, что главным героем нашего сочинения будет Снегурочка, которая сделана из дерева, то есть игрушка и получают этому визуальное подтверждение (слайд 5, 6)

Так же, рассматривая три фигурки, дети понимают, что фигурка не двигается, но каждая фигурка особенная. Так дети приходят к тому, что тип текста, который они будут писать – это сочинение-описание. Название темы и тип текста мы записываем в табличку рабочего листа

Далее мы обсуждаем, кто для нас будет основным героем нашего рассказа, кого именно мы будем описывать, вместе ищем различные синонимы для названия героя, чтобы наше сочинение было более образным. (слайд 7) Каждый ребенок записывает найденный коллективно синоним в табличку

Детям предлагается выбрать одну из трех представленных фигурок и дать ей как можно более детальное описание: размер игрушки, из чего изготовлена, поза игрушки, облик, одежда, характер. После этого коллективно дается описание каждой представленной игрушки, а дети дополняют свои записи, если это им необходимо. Отдельно следует остановиться на таких предметах одежды как муфта, кокошник, шубейка. Детям предлагается переписать значение этих слов в раздел заметки. (Слайд 8)

Попутно детям дается информация об этапах создания игрушки и тех мастерах, которые над ней работают. Дети попутно делают заметки в процессе обсуждения. (слайд 9, 10, 11)

Перед построением плана необходимо задать детям вопрос, какой смысл, какой главный посыл они будут закладывать в свое сочинение, что должен понять тот, кто будет читать данное сочинение. Ответ на этот вопрос не только помогает ребятам красиво завершить свою работу, но и не отклоняться от основной линии сочинения. Пример такого резюме на экране: (слайд 12)

После этого в процессе обсуждения построения структуры сочинения, составляется коллективный план, его следует записать на доске, а каждый ребенок фиксирует план у себя рабочем листе. Для наглядности наш план я вынесла (слайд 13)

Подготовка завершена, ребята могут приступать к написанию сочинения. Перед ними остается на экране пример игрушки, каждый выбирает одну (слайд 14) Те, кто не очень уверен в своих силах, могут сначала выполнить работу на черновике. В качестве черновика могут использовать поле для заметок в рабочем листе. Те, кто сильнее или самоувереннее, могут сразу писать в тетрадь.

Конечно, даже такая подготовка не гарантирует, что ребенка не унесет по реке фантазии в какую-либо сторону, но мы только учимся выполнять такие работы и с каждым разом результат все более уверенный, что не может не вдохновлять.


 

Обучение написанию творческих работ с применением рабочих листов и визуализации

Обучение написанию творческих работ с применением рабочих листов и визуализации

Но мы помним, что основная масса детей благодаря гаджетам – визуалы с отсутствием живого воображения и нам, педагогам, ничего не остается, как совместить традиционные методы…

Но мы помним, что основная масса детей благодаря гаджетам – визуалы с отсутствием живого воображения и нам, педагогам, ничего не остается, как совместить традиционные методы…

Каждый ребенок записывает найденный коллективно синоним в табличку

Каждый ребенок записывает найденный коллективно синоним в табличку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024