Подготовка к вольным и соревновательным боям в тренировке юных фехтовальщиков
Иванов Михаил Константинович
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского»
Учебные бои являются важной частью подготовки спортсменов-фехтовальщиков. При работе со спортсменами школьного возраста важно следить за тем, чтобы их поединки проходили с максимальным использованием базовых технических приемов, причем, во всем их разнообразии. Основное внимание должно уделяться их грамотному применению в боях, соответствию используемых боевых действий конкретной тактической ситуации.
Для совершенствования базовой техники и овладению ей на уровне, позволяющей применять в поединке, служат упражнения «1-1» (парад-рипостная игра) и упражнения в «контрах».
Упражнение «1-1» или парад-рипостная игра
В упражнении «1-1» партнеры постоянно меняются ролями по схеме: атака - защита и ответ - защита и ответ… и т. д. Используются все изученные ранее технические приемы и тактические варианты их применения. Скорость выполнения и сила ударов постепенно увеличиваются по мере освоения упражнения - от условных медленных ударов до максимальной силы и скорости. Важным моментом является отсутствие паузы между защитой и ответом. Основной задачей упражнения является выполнение технически правильных и своевременных действий.
Может выполняться в следующих вариантах:
- стоя на месте;
- с шагами вперед-назад и выпадами;
- с сериями шагов и выпадами;
- в свободном перемещении по дорожке или площадке.
Вариантом этого упражнения является его выполнение со свободным маневрированием по площадке и выполнение атак, защит и ответов в рваном ритме, а не непрерывно, как в основном упражнении.
Упражнения в «контрах»
Упражнения в «контрах» — это разновидность парных упражнений при активном сопротивлении партнеров в выполнении заранее обусловленного приема. Важно соблюдение правильной «школьной» техники выполнения приемов и действий.
1. Партнер А стоит в боевой стойке спиной к стене. Партнер Б атакует его с шагом, нанося заранее известный удар в верхний сектор. Задача партнера Б нанести удар, задача партнера А взять правильную защиту
2. Задание то же, но партнер А, взяв защиту, сразу же проводит обусловленный ответ. Партнер Б защищается разрывом дистанции.
3. Аналогично упражнению 1, но удар, наносимый в атаке заранее не известен.
4. Аналогично упражнению 2, но удары, наносимые в атаке и ответе заранее не известны. Партнер Б может защищаться от ответа как разрывом дистанции, так и защитой
5. Аналогично упражнению 4, но партнеры могут свободно передвигаться вперед-назад.
6. Аналогично упражнению 4, но партнеры могут свободно передвигаться по площадке.
После овладения базовой техникой в достаточном уровне, следует переходить к учебным боям. Важно донести до учащихся, что основной целью этих упражнений является обучение отдельным аспектам ведения боя, а вовсе не выяснение «кто круче», поскольку дети очень часто превращают учебное упражнение в соревновательный поединок.
Учебные бои с технической направленностью
Главная задача этих боев - перенесение базовой техники, отработанной в предыдущих упражнениях, в ситуацию противоборства с противником. В этих упражнениях партнеры свободно передвигаются по площадке и ведут бой со всеми, присущими ему компонентами. Особенностью учебных боев с технической направленностью является то, что противники не обращают внимания на нанесенные и пропущенные удары, находясь в непрерывном маневрировании и по-боевому общаясь с партнером, проводят все изученные приемы и действия «школьной» техники. Они могут проводиться в форме соревнований, где очки присуждаются за успешно проведенный прием атаки или защиты, если он был выполнен технически правильно, а штрафные баллы — за технически «грязные» приемы, даже если они были результативны.
Некоторые варианты заданий для боев с технической направленностью:
1. Бои на техническую правильность действий.
2. Бой на результат с ограниченным или полным объемом боевых действий, но с зачетом ударов, нанесенных в правильной технике боевого приема.
3. Бой на красивые и правильные выполнения приемов (по 10-балльной шкале).
4. Бой, проводимый в замедленном темпе.
5. Бой на технически правильные, скоростные ответы.
6. Бой на технически правильное выполнение защиты.
Учебные бои с технико-тактической направленностью
Бои с технико-тактической направленностью вплотную подводят ученика к проведению свободных поединков. Эта группа боев наиболее обширна, так как техника и тактика органично связаны. Ниже приводятся некоторые примеры заданий для учебных боев технико-тактической направленности:
1. Бой на поражение определенного сектора.
2. Бой с проведением заданных приемов в атакующих и защитных (включая контратаки) боевых действий.
3. Сочетание двух предыдущих видов учебно-тренировочного боя: в зависимости от места поражаемой поверхности и способа нанесения удара.
4. Бой, в котором удар в повторяемых приемах не засчитывается.
5. Бой на вариативность выполнения одного боевого действия, позволяющий отработать один технический прием (или два) в разных тактических ситуациях.
6. Бой с тенью, как средство развития представления о действиях воображаемого противника.
7. Бой без применения контратак, направленный на развитие у атакующего решительности, смелости и уверенности, а у обороняющегося - на закрепление и совершенствование защитных рефлексов.
8. Бой только в нижних (или верхних) секторах.
После тренировок в учебных боях, можно переходить к проведению свободных и соревновательных боев.
Список литературы
1. Иванов М.К. Методические рекомендации по обучению спортивному арнис / М.К. Иванов. – [б.м.]: Издательские решения, 2021. – 112 с.
2. Иванов М.К. Начальное обучение спортивному арнис: учебно-методическое пособие / М.К. Иванов. – [б.м.]: Издательские решения, 2018. – 62 с.: ил.
3. Мовшович А.Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А.Д. Мовшович. – М.: Академический проект, Мир, 2011. – 112 с.
4. Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера / А.Н. Пономарев. – М.: ФиС, 1987. – 143 с.: ил.
5. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов / Б.В. Турецкий. – М.: Академический проект, 2007. – 430 с.
6. Тышлер Д.А. Фехтование. Начальное обучение. Методики и упражнения / Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. – М.: Академический проект, 2007. – 232 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.