Проверочная работа по БИОЛОГИИ
(концентрическая программа)
Образец
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
В образце представлено два примера задания 5. В реальных вариантах проверочной работы на этой позиции будет предложено только одно задание.
Таблица для внесения баллов участника
На представленном ниже рисунке учащийся зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
1.1. Как называют данный процесс?
Ответ: ____________________________________________________
1.2. Знание в области какой ботанической науки позволит учащемуся изучить данный процесс?
|
|
|
|
|
Ответ: ____________________________________________________
1.3. Какой клеточный пигмент обеспечивает данный процесс?
Ответ: ____________________________________________________
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое |
Часть |
Образовательная ткань |
камбий |
Покровная ткань |
… |
2.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) кожица
2) сосуды
3) ситовидные трубки
4) древесные волокна
|
Ответ:
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Ответ. _______________________________________________________________________ Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _________(А) размножении потомство имеет наследственность сходную с родительской. Бесполое размножение происходит с помощью________(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием __________(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении, обладает более разнообразной наследственной информацией в сравнении с наследственностью каждого из родителей.
Список слов:
1) спора
2) гамета
3) корень
4) бесполое
5) половое
6) вегетативное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
|
|
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
4.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
4.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ: __________________________________________________________________________
4.3. Назовите клетку, которая образуется в завязи.
Ответ: __________________________________________________________________________ Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
1) перисто-лопастная
|
2) перисто-раздельная
|
3) перисто-рассечённая
|
4) цельная
|
|
|
|
|
1) параллельное |
2) дуговидное |
3) пальчатое |
4) перисто-сетчатое |
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части
|
Длина равна ширине или немного её превышает. |
|
|
1) широкояйцевидный
|
2) округлый
|
3) обратно-широкояйцевидный
|
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. |
|
|
4) яйцевидный
|
5) овальный
|
6) обратно-яйцевидный |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
Рассмотрите изображение побега черной смородины и опишите его по следующему плану: жизненная форма, тип соцветия, листорасположение.
|
1) метёлка
|
2) головка
|
3) сложный колос
|
4) серёжка (колос)
|
5) корзинка
|
6) кисть
|
|
|
|
|
1) прикорневая розетка |
2) очерёдное |
3) супротивное |
4) мутовчатое |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
Что из перечисленного относят к видоизмененным корням?
1) корневище
2) клубень
3) корнеплод
4) луковица
|
Ответ.
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
5) Двудольные
|
|
|
Царство |
Отдел |
Класс |
Род |
Вид |
|
|
|
|
|
8.1. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ
А) cемяпочки развиваются в завязи пестика 1) Голосеменные
Б) размножаются не только половым, 2) Покрытосеменные но и вегетативным способом
В) орган размножения – цветок
Г) семяпочки лежат на чешуйках шишек
Д) среди жизненных форм отсутствуют травы
Е) семя содержит одну или две семядоли
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
8.2. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным отделам. Запишите их названия в таблицу.
Голосеменные |
Покрытосеменные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Верны ли следующие суждения о папоротникообразных?
А. Особенно богаты папоротниками влажные тропические и субтропические леса.
Б. Каменный уголь образовался из древних вымерших папоротникообразных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
|
Ответ.
Перед вами изображены шесть представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
|
Капуста Сосна Картофель
Яблоня Ольха Мох сфагнум
Номер группы |
Какое основание позволило разделить растения? |
Как называется данная группа растений? |
Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1
|
|
|
|
Группа 2
|
|
|
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6, 9 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задание 3, 5 и 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 7 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Номер задания |
|
Правильный ответ |
|
||||||
1.1 |
|
фотосинтез |
|
||||||
1.2 |
|
физиологии растений |
|
||||||
1.3 |
|
хлорофилл |
|
||||||
2.1 |
|
1 |
|
||||||
3 |
|
412 |
|
||||||
4.3 |
|
яйцеклетка |
|
||||||
5 |
|
444 |
262 |
|
|||||
6 |
|
3 |
|
||||||
7 |
Царство |
Отдел |
Класс |
Род |
Вид |
||||
Растения |
Покрытосеменные |
Двудольные |
Ромашки |
Ромашка аптечная |
|||||
|
ИЛИ |
|
|||||||
Царство |
|
Отдел |
Класс |
Род |
|
Вид |
|||
4 |
|
1 |
5 |
3 |
|
2 |
|||
8.1 |
|
222112 |
|
||||||
9 |
|
3 |
|
||||||
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: увеличение размеров растения ИЛИ увеличение стебля и корня в диаметре |
|
Правильно указана функция |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
1 |
4.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Верно подписаны три части цветка |
2 |
Верно подписаны только две части цветка |
1 |
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
4.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: защита семязачатка от высыхания ИЛИ, защита от низких температур, ИЛИ защита от поедания насекомыми |
|
Правильно указана функция |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
1 |
8.2. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным отделам. Запишите их названия в таблицу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные |
|
Правильно указано по три примера растений в каждом отделе |
2 |
Правильно указано два-три примера растений, относящихся к одному отделу, и два примера растений, относящихся к другому отделу |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Перед вами изображены шесть представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) основание – выведение человеком для получения пищевых продуктов; 2) группа 1 – культурные растения: капуста, яблоня, картофель; 3) группа 2 – дикорастущие растения: ольха, сосна, мох сфагнум |
|
Правильно заполнены пять ячеек таблицы |
3 |
Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы |
2 |
Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл − 24.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–9 |
10–14 |
15–19 |
20–24 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.