Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ. Тире в предложении
Оценка 5

Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ. Тире в предложении

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
23.05.2020
Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ.  Тире в предложении
Тире Консультация по ЗАДАНИЮ 21 ЕГЭ.docx

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку.

Пунктуационный анализ.

Тире в предложении.

 

Содержание консультации:

1        знакомство с условием задания;

2        формулировка задания;

3        алгоритм выполнения задания;

4        теория вопроса;

5        практика.

 

1.     Знакомство с условием задания.

Задание входит в блок Пунктуация и по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте, в котором НЕ НУЖНО расставлять знаки препинания, они уже стоят. Вам же нужно найти предложения, в которых заданный знак ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Поэтому для безупречного выполнения этого непростого и периодически очень коварного задания, вам нужно повторить практически все правила по знакам препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз. Ответов может быть несколько: два, три и т.д., могут быть группы ответов. Например, запятые при однородных членах и запятая в ССП.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки). Необходимо быть максимально внимательным при решении этого задания.

Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:

- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

- Знаки препинания при сравнительных оборотах.

- Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

- Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

- Тире в простом и сложном предложениях.

 

2.     Формулировка задания 21 ЕГЭ (из демоверсии ФИПИ)

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

 

3. Алгоритм выполнения 21 задания.

Внимательно прочитайте задание. Вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.

Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше.

Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.

Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.

Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМах или выпишите столбиком их номера.

Найдите и выделите грамматические основы в выбранных предложениях. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.

Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. Но далеко не во всех случаях знак ставится по одному правилу.

Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится искомый знак в выписанных вами предложениях.

3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например:1прост., тире между подлеж. и сказ.

2 – приложение.

3- тире, и.т.д.

Соберите те предложения, в которых постановка знака подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.

Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов!!

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

 

 

 

 

3.     ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ

ТИРЕ не следует путать с дефисом!

Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.

Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

ТИРЕ

В каком предложении употребляется

 

Правило

 

Примеры

1.

В простом предложении между подлежащим и сказуемым

- существительным в им. п. - существительным в им. п.;

- числительным - числительным;

- числительным - существительным в им. п.;

- инфинитивом - инфинитивом;

- существительным в им. п. - инфинитивом;

- если подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое наречием на –О;

- перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это есть, это значит);

- если сказуемое выражено фразеологизмом.

Одиночество в творчестве - тяжёлая штука.

Два и два - четыре.

Два - чётное число.

Жить - Родине служить.

Наша цель - получить знания.

 

Уступить – позорно.

 

Понять - значит простить

 

 

Мой друг – семи пядей во лбу.

2.

В простом неполном предложении

(Тире может стоять во избежание повторов, заменять отсутствующее слово в предложении. Это слово можно легко восстановить в контексте).

- при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;

- при параллелизме частей сложного предложения;

- в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;

- в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена;

- подлежащее выражено местоимением, а сказуемое существительным в Им. падеже (при противопоставлении или акценте на сказуемом).

За ночным окном - туман.

Каждому – ежемесячное пособие (полагается).ие.

Здесь - овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня.

Ночи стали чернее, дни - пасмурнее.

В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно.

Ты – ребенок, я – старик.

Я – подмога тебе во всем.

3.

ПРЕДЕЛЫ

(в предложениях между двумя словами)

между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»;

между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение.

Планы на январь — февраль; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;

скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.

4.

При однородных членах с обобщающим словом

- после однородных членах перед обобщающим словом;

- при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа - всюду тишина.

Разве всё это: одежда, внешность, причёска - не говорят нам больше всяких слов о человеке?

5.

В предложениях с приложением

- перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;

- для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;

- если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;

- для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова.

На маяке жил только сторож - старый глухой швед, бывший шкипер.

Яша – старый угловатый подросток – сидел на скамье.

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы.

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах.

6.

В БСП

- если между частями можно поставить союз а, но.

- если тире можно заменить конструкцией если…то, когда…то:

- для выражения – быстрой смены событий;

- резкого противопоставления;

- если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;

- если первая часть обозначает время совершения действия второй части;

- если вторая часть содержит результат, следствие, вывод из того, о чём говорится в первой, можно подставить фразу так что…, поэтому…;

- если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой.

Несколько раз оглянулся - никого не было (о).

Директор скажет – мы выполним (Если директор скажет, то мы выполним).

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.

Назвался груздем – (поэтому)полезай в кузов.

Меньше знаешь — крепче спишь.

Пашню пашут — руками не машут.

Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат.

Молвит слово — соловей поёт.

7.

При вводных предложениях и вставных конструкциях

для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора.

Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём.

Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся.

8.

В репликах диалога

между репликами диалога

— Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.

— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.

— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво.

9.

При прямой речи

для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи.

«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;

«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».

Редко встречаемые примеры постановки ТИРЕ в заданиях

10.

В ССП

если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление

Все вскочили, схватились за ружья - и пошла потеха. Ещё напор - и враг бежит.

11.

В СПП

- для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);

- при параллелизме структуры частей

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт.

 

 

5.     ПРАКТИКА.

Задание№ 3.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию.          (По Ферсману)

 

Выпишем номера предложений с запятой и рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения.

В предложении 1 - простое, тире стоит между подлежащим и сказуемым.

В предложении 2 - сложное, тире во второй части сложного предложения выделяет распространённое приложение («наукой о камнях» - это приложение, основа в этом предложении - я начал увлекаться).

В предложении 3 - нет тире, пропускаем.

В предложении 4 - простое, тире выделяет распространённое приложение.

В предложении 5 - простое, дефис в написании приложения «пирамидки-кристаллики».

В предложении 6 - нет тире, пропускаем.

В предложении 7 - простое, дефис в написании приложения «учёный-химик».

В предложениях 2 и 4 общее правило пунктуации - тире выделяет распространённое приложение.

Следовательно, нашим ответом будет последовательность цифр: 24.

Не забываем, что последовательность цифр в ответе может быть любой. Записываем их без пробелов и запятых в бланк.

Помним, если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.


 

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку

Алгоритм выполнения 21 задания

Алгоритм выполнения 21 задания

ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ ТИРЕ не следует путать с дефисом!

ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ ТИРЕ не следует путать с дефисом!

Планы на январь — февраль ; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд

Планы на январь — февраль ; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд

При вводных предложениях и вставных конструкциях для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора

При вводных предложениях и вставных конструкциях для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора

Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию

Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2020