Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку.
Пунктуационный анализ.
Тире в предложении.
Содержание консультации:
1 знакомство с условием задания;
2 формулировка задания;
3 алгоритм выполнения задания;
4 теория вопроса;
5 практика.
1. Знакомство с условием задания.
Задание входит в блок Пунктуация и по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте, в котором НЕ НУЖНО расставлять знаки препинания, они уже стоят. Вам же нужно найти предложения, в которых заданный знак ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Поэтому для безупречного выполнения этого непростого и периодически очень коварного задания, вам нужно повторить практически все правила по знакам препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз. Ответов может быть несколько: два, три и т.д., могут быть группы ответов. Например, запятые при однородных членах и запятая в ССП.
Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки). Необходимо быть максимально внимательным при решении этого задания.
Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
- Знаки препинания при сравнительных оборотах.
- Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
- Тире в простом и сложном предложениях.
2. Формулировка задания 21 ЕГЭ (из демоверсии ФИПИ)
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
3. Алгоритм выполнения 21 задания.
Внимательно прочитайте задание. Вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.
Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше.
Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМах или выпишите столбиком их номера.
Найдите и выделите грамматические основы в выбранных предложениях. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений.
2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. Но далеко не во всех случаях знак ставится по одному правилу.
Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится искомый знак в выписанных вами предложениях.
3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например:1 – прост., тире между подлеж. и сказ.
2 – приложение.
3- тире, и.т.д.
Соберите те предложения, в которых постановка знака подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов!!
Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.
3. ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ
ТИРЕ не следует путать с дефисом!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).
ТИРЕ
В каком предложении употребляется |
Правило |
Примеры |
|
1. |
В простом предложении между подлежащим и сказуемым |
- существительным в им. п. - существительным в им. п.; - числительным - числительным; - числительным - существительным в им. п.; - инфинитивом - инфинитивом; - существительным в им. п. - инфинитивом; - если подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое наречием на –О; - перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это есть, это значит); - если сказуемое выражено фразеологизмом. |
Одиночество в творчестве - тяжёлая штука. Два и два - четыре. Два - чётное число. Жить - Родине служить. Наша цель - получить знания.
Уступить – позорно.
Понять - значит простить
Мой друг – семи пядей во лбу. |
2. |
В простом неполном предложении (Тире может стоять во избежание повторов, заменять отсутствующее слово в предложении. Это слово можно легко восстановить в контексте). |
- при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым; - при параллелизме частей сложного предложения; - в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы; - в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена; - подлежащее выражено местоимением, а сказуемое существительным в Им. падеже (при противопоставлении или акценте на сказуемом). |
За ночным окном - туман. Каждому – ежемесячное пособие (полагается).ие. Здесь - овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня. Ночи стали чернее, дни - пасмурнее. В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно. Ты – ребенок, я – старик. Я – подмога тебе во всем. |
3. |
ПРЕДЕЛЫ (в предложениях между двумя словами) |
между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение. |
Планы на январь — февраль; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта. |
4. |
При однородных членах с обобщающим словом |
- после однородных членах перед обобщающим словом; - при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается |
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа - всюду тишина. Разве всё это: одежда, внешность, причёска - не говорят нам больше всяких слов о человеке? |
5. |
В предложениях с приложением |
- перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения; - для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер; - если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно; - для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова. |
На маяке жил только сторож - старый глухой швед, бывший шкипер. Яша – старый угловатый подросток – сидел на скамье. Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу. В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы. Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах. |
6. |
В БСП |
- если между частями можно поставить союз а, но. - если тире можно заменить конструкцией если…то, когда…то: - для выражения – быстрой смены событий; - резкого противопоставления; - если первая часть обозначает условие совершения действия второй части; - если первая часть обозначает время совершения действия второй части; - если вторая часть содержит результат, следствие, вывод из того, о чём говорится в первой, можно подставить фразу так что…, поэтому…; - если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой. |
Несколько раз оглянулся - никого не было (о). Директор скажет – мы выполним (Если директор скажет, то мы выполним). Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. Назвался груздем – (поэтому)полезай в кузов. Меньше знаешь — крепче спишь. Пашню пашут — руками не машут. Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат. Молвит слово — соловей поёт. |
7. |
При вводных предложениях и вставных конструкциях |
для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора. |
Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём. Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся. |
8. |
В репликах диалога |
между репликами диалога |
— Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он. — Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница. — Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво. |
9. |
При прямой речи |
для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи. |
«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер; «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы». |
Редко встречаемые примеры постановки ТИРЕ в заданиях |
|||
10. |
В ССП |
если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление |
Все вскочили, схватились за ружья - и пошла потеха. Ещё напор - и враг бежит. |
11. |
В СПП |
- для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных); - при параллелизме структуры частей |
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять. Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт. |
5. ПРАКТИКА.
Задание№ 3.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию. (По Ферсману)
Выпишем номера предложений с запятой и рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения.
В предложении 1 - простое, тире стоит между подлежащим и сказуемым.
В предложении 2 - сложное, тире во второй части сложного предложения выделяет распространённое приложение («наукой о камнях» - это приложение, основа в этом предложении - я начал увлекаться).
В предложении 3 - нет тире, пропускаем.
В предложении 4 - простое, тире выделяет распространённое приложение.
В предложении 5 - простое, дефис в написании приложения «пирамидки-кристаллики».
В предложении 6 - нет тире, пропускаем.
В предложении 7 - простое, дефис в написании приложения «учёный-химик».
В предложениях 2 и 4 общее правило пунктуации - тире выделяет распространённое приложение.
Следовательно, нашим ответом будет последовательность цифр: 24.
Не забываем, что последовательность цифр в ответе может быть любой. Записываем их без пробелов и запятых в бланк.
Помним, если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.