Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ. Запятая в предложении
Оценка 4.8

Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ. Запятая в предложении

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
23.05.2020
Подготовка к выполнению задания 21 ЕГЭ.  Запятая в предложении
Запятая Консультация по ЗАДАНИЮ 21 ЕГЭ.docx

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку.

Пунктуационный анализ.

Запятая в предложении.

 

Содержание консультации:

1        знакомство с условием задания;

2        формулировка задания;

3        алгоритм выполнения задания;

4        теория вопроса;

5        практика.

 

1.     Знакомство с условием задания.

Задание входит в блок Пунктуация и по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте, в котором НЕ НУЖНО расставлять знаки препинания, они уже стоят. Вам же нужно найти предложения, в которых заданный знак ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Поэтому для безупречного выполнения этого непростого и периодически очень коварного задания, вам нужно повторить практически все правила по знакам препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз. Ответов может быть несколько: два, три и т.д., могут быть группы ответов. Например, запятые при однородных членах и запятая в ССП.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки). Необходимо быть максимально внимательным при решении этого задания.

Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:

- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

- Знаки препинания при сравнительных оборотах.

- Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

- Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

- Тире в простом и сложном предложениях.

 

2.     Формулировка задания 21 ЕГЭ (из демоверсии ФИПИ):

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

3. Алгоритм выполнения 21 задания.  КАК ВЫПОЛНЯЕМ?

Внимательно прочитайте задание. Вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.

Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше.

Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.

Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.

Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМах или выпишите столбиком их номера.

Найдите и выделите грамматические основы в выбранных предложениях. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.

Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. Но далеко не во всех случаях знак ставится по одному правилу.

Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится искомый знак в выписанных вами предложениях.

3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например:                 1 – прост., запятая при однородных членах

2 – приложение.

3 – причастный оборот. и т.д.

Соберите те предложения, в которых постановка знака подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.

Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов!!

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

 

3.     ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ

Запятая

В каком предложении употребляется

 

Правило

 

Примеры

1.

В простом предложении с однородными членами

1.        между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;

 

2.                 между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;

3.                 между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли и др.;

4.                 между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

 

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

 

 

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

 

 

 

 

 

 

 

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2.

В предложениях с обособленными членами

для выделения обособленных членов предложения:

- при обособлении определений:

- с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;

- два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;

- относящееся к личному местоимению;

 

- стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

- оторвано от определяемого существительного другими членами предложения;

 

- при обособлении приложений:

- любое приложение, если оно относится к личному местоимению;

- распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;

- распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;

- распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;

- приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;

- приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);

 

- при обособлении обстоятельств:

- деепричастные обороты независимо от места в предложении;

- одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности.

 

При обособлении дополнений:

- дополнения с предлогами: кроме, помимо, за исключением, сверх;

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

 

Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела.

И входит он, любить готовый, душой открытый для добра.

 

Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (причины).

 

 

Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.

 

 

 

 

Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

 

Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.

 

Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка.

 

 

Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (= будучи упрямцем во всём).

 

 

Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка.

Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание.

 

 

Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.

 

 

Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась.

 

Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.

 

Черёмуха душистая, развесившись, стоит.

 

Все, кроме меня, грусти.

3.

 

 

В предложениях с вводными словами и конструкциями

для выделения вводных слов и предложений.

Он, выходит, совсем в этом не разбирается.

Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал.

4

 

В предложениях с уточняющими членими

Уточняющее обстоятельство, обычно пространства/места или времени, отвечающее на вопросы: когда именно, где именно;

В горах, в глубокой пещере, мы нашли клад.

5.

В предложениях с обращениями

для выделения обращений

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В предложениях со сравнительными оборотами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для выделения сравнительных оборотов

- сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;

- сравнительные обороты с союзом как:

- если они обозначают уподобление (как = подобно);

- если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;

- если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;

- если оборот начинается сочетанием как и;

- если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.

Как чайка, парус там белеет в высоте.

 

 

 

 

Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).

 

 

 

 

 

 

 

 

Я учился так же хорошо, как и брат.

В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.

 

Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

7.

В предложениях с междометиями

для выделения междометий

Эх, сколько всего еще впереди!

8.

В ССП

для разделения простых перед сочинительными союзами

Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.

9.

В СПП

для отделения придаточных частей от главной

Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая.

10.

В БСП

для разделения простых

Метель не утихала, небо не прояснялось.

 

 

5.     ПРАКТИКА.

 

Задание№ 2.

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1)Кроноцкий заповедник, расположенный на территории Камчатского края, для туристов является почти синонимом Долины гейзеров. (2)При этом, отметим, открытие самой Долины произошло много позже основания заповедника. (3)Честь открытия выпала геологу Т.И. Устиновой: в 1941 году она и Анисифор Крупенин, камчатский абориген, во время исследования территории заповедника наткнулись на один из гейзеров.

(4)Сейчас Долина гейзеров на Камчатке, являясь самой концентрированной территорией термальных источников, известна по всему миру. (5)Здесь сосредоточено больше сорока гейзеров, здесь же сформирована одна из самых изучаемых экологических систем полуострова.

(6)Долина не раз меняла свой первоначальный облик в связи с природными катастрофами, одна из них произошла в июне 2007 года. (7)В результате этой катастрофы основная часть гейзеров была затоплена, однако (но) спустя несколько лет гейзерные источники ожили.

Выпишем номера предложений с запятой и рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения.

В предложении 1 – простое, запятыми выделено определение, выраженное причастным оборотом.

В предложении 2 – простом, запятыми выделено вводное предложение отметим

В предложении 3 - во втором простом запятые выделяют обособленное приложение.

В предложении 4 - простое, запятыми выделено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

В предложении 5 – БСП, запятая отделяет части бессоюзного сложного предложения:

(5) [1Здесь сосредоточено больше сорока гейзеров], [2здесь же сформирована одна из самых изучаемых экологических систем полуострова].

В предложении 6 - БСП, запятая отделяет части бессоюзного сложного предложения:

(6) [1 Долина не раз меняла свой первоначальный облик в связи с природными катастрофами], [2 одна из них произошла в июне 2007 года].

 

В предложении 7 – ССП, запятая отделяет части сложносочинённого предложения.

 

В предложениях 5 и 6 общее правило пунктуации – запятая отделяет части бессоюзного сложного предложения.

Следовательно, нашим ответом будет последовательность цифр: 56.

Не забываем, что последовательность цифр в ответе может быть любой. Записываем их без пробелов и запятых в бланк.

Помним, если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.


 

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку

Консультация по заданию 21 ЕГЭ-2020 по русскому языку

Алгоритм выполнения 21 задания

Алгоритм выполнения 21 задания

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей

При обособлении дополнений: - дополнения с предлогами: кроме, помимо, за исключением, сверх;

При обособлении дополнений: - дополнения с предлогами: кроме, помимо, за исключением, сверх;

В предложениях с вводными словами и конструкциями для выделения вводных слов и предложений

В предложениях с вводными словами и конструкциями для выделения вводных слов и предложений

В СПП для отделения придаточных частей от главной

В СПП для отделения придаточных частей от главной

В предложении 7 – ССП, запятая отделяет части сложносочинённого предложения

В предложении 7 – ССП, запятая отделяет части сложносочинённого предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2020