Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми в процессе организации образовательной экологоориентированной среды
М.С. Черникова, к.п.н., доцент Бирского филиала БашГУ
В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми периода детства. Раскрыты особенности организации образовательной экологоориентированной среды. Авторами выделено и апробировано одно из эффективных условий развития одаренных детей – формирование готовности педагогов к работе с неординарными детьми.
Ключевые слова: одаренность, интеллектуально-творческие способности, экопсихологический подход, образовательная экологоориентированная среда.
Ориентация современной российской системы образования на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к детям, проявляющие неординарные способности. Так в общественном сознании формируется понимание, что освоение и появление новых наукоемких технологий невозможно без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Поэтому раннее выявление и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Современная наука накопила сведения теоретико-методологического и прикладного характера об одаренности: выполнены фундаментальные исследования в области структуры и генезиса детской одаренности (Д. Гилфорд, Д. Рензулли, Н.С. Лейтес, B.C. Юркевич, Ю.З. Гильбух и др.); выделены аспекты творчества как составляющей одаренности (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, П. Торранс, М. Карне и др); проведен ряд исследований по выявлению и развитию одаренных детей в условиях ДОО, общеобразовательной школы и дополнительного образования ( А.М. Матюшкин, В.И. Панов, С.Д. Дерябо, Е.Л. Яковлева, В.А. Ясвин, А.И. Савенков и др.). Данные исследования изменили отношение к этой категории детей; позволили определить стратегию по созданию новой модели образования, способствующей развитию и поддержки одаренного ребенка. В рамках научной школы Л.В. Моисеевой по экологической педагогике нами организовано исследование по выявлению педагогических условий развития одаренных детей периода детства [3].
Проблемно-ориентированный анализ системы работы с одаренными детьми образовательных организаций в Республике Башкортостан выявил наличие ряда общих проблем: возможность общения этой группы детей исключена или ограничена; каждый педагог вынужден самостоятельно решать проблемы в работе с неординарными детьми, развитие способного ребенка ограничено рамками профессиональной компетентности педагога, недостаточное научное сопровождение работы с одаренными детьми, системное методическое и программно-дидактическое обеспечение; не отработана система мониторинга по выявлению одаренных и способных детей, отсутствует информационная база их сопровождения в социуме; слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности [3].
Таким образом, выявленные проблемы, позволяют осознать новые цели работы с одаренными детьми, продолжить поиск путей их решения.
Выделяют два подхода обучения одаренных детей: элитарный (специально-развивающий) и экопсихологический. В первом случае индивидуальная одаренность ребенка рассматривается как природная данность, к которой подстраивается, настраивается и "эксплуатирует" педагог, организуя образовательный процесс. Особенность экопсихологического подхода в построение общеобразовательных программ и организация образовательного процесса с одаренными детьми в соответствии с природно-возрастным возможностям общего (комплексного, гармоничного) развития в разных средовых условиях. Ребенок должен иметь средовые условия для развития своего тела, эмоциональной и интеллектуальной, а также социальной и этической (духовно-нравственной) сфер своего сознания. В рамках экопсихологического подхода к развитию личности, одарённость рассматривается как становящееся системное качество психики, возникающее во взаимодействии индивида с образовательной средой и обретающее форму высокого развития психических процессов и состояний в личности ребенка (В.И. Панов, Е.Л. Яковлева) [4].
Нами была разработана структурно-функциональная модель развития одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста с позиций экологической педагогики и психологии, отражающая актуальные требования общества к формированию экологически ориентированной личности одаренного ребенка, способной жить в гармонии с собой и окружающим миром людей и природы, реализующая идею интериоризации экологических ценностей через практическую включенность ребенка в освоение функций и ролей в системе «человек — природа — общество» [2]. Реализации модели осуществлялась при реализации авторской программы «Планета наша – хрупкое стекло» по развитию интеллектуально-творческих способностей детей в условиях образовательной экологоориентированной среды [1].
Одним из выделенных эффективных педагогических условий развития одаренности в период детства является подготовка педагогического работника для работы со способными и одаренными детьми. Как показало исследование, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» воспитателе, учителе. Педагог является ключевой фигурой способствующий созданию образовательной экологоориентированной среды с целью развития творческой природы одаренного ребенка, Это обуславливает особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Формирование готовности предполагает единство творческой и практической подготовки студентов к исследуемой деятельности. Это положение предусматривает одновременность систематического накопления теоретических знаний и приобретение определенных практических умений, максимальное приближение теоретического изучения вопросов, связанных с опытом, к практическому их применению. Подготовка педагогических работников образовательных организаций включает: понимание сути развивающего образования; изучение психологических особенностей возрастного и личностного развития одаренных детей; знание об образовательной экологоориентированной среде, ее разновидностях, субъектах и их взаимодействия; умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с воспитанниками индивидуально и в группе, с родителями, с коллегами); рефлексировать по отношению к своей работе с одаренными детьми.
С целью подтверждения выделенного условия был разработаны спецкурсы «Учитель для одаренных», «Подготовка работников ДОУ к работе с одаренными детьми», «Педагогика и психология способностей», реализуемые со студентами факультета педагогики Бирского филиала Башкирского государственного университета (2004-2014 гг.), слушателями курсов повышения квалификации при Бирском филиале Института развития образования Республики Башкортостан (2005-2014 гг.) [1].
Результаты контрольного этапа исследования показали, что подготовленные педагоги образовательный организаций используют эффективные формы, методы и приемы для работы одаренными детьми; способствуют их самостоятельной работе, ориентируются на творчество, межличностное общение носит характер помощи, поддержки, недирективности, разрабатывают гибкие, индивидуализированные программы, создают теплую, эмоционально безопасную атмосферу, образовательную экологоориентированную среду, используют различные стратегии обучения, уважают личность, ее ценности, индивидуальность , способствуют формированию положительной самооценки ребенка, поощряют творчество и воображение, стимулируют развитие умственных процессов высшего уровня. Проведенная работа позволяет сформировать позицию успешного педагог для одаренных — прежде всего профессионала, глубоко знающего данную категорию детей, обладающий качествами существенными в общении с одаренным дошкольником и младшим школьником; владеющий компетенциями работы с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Таким образом, выделенное и апробированное условие развития одаренных детей периода детства оказались достаточно эффективными. Нами продолжится поиск педагогических условий развития одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях экопсихологического подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бронников С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (0505000 "Педагогика") / С.А. Бронников, М.С. Черникова. – Санкт-Петербург, 2004.
2. Бронников С.А. Формирование интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экологического образования. Монография / С.А. Бронников, М.С. Черникова; Башкирский ин-т развития образования. - Уфа, 2007.
3. Моисеева Л.В. //Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. - .
4. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие / В.И. Панов. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 72 с.
5. Черникова М.С. Педагогические условия развития одаренности в период детства: экопсихологический подход. / М.С. Черникова. // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 160-166.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.