Подготовка руки к письму
Письмо –
это сложный для ребенка навык, который требует выполнения
тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки,
способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.
Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые
месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в
детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому
процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить
ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму у дошкольников включает несколько направлений:
1. Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка) для развития мелкой моторики, глазомера, аккуратности, умения довести начатое дело до конца, внимания, пространственной ориентации.
2. Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме.
3. Развитие графических умений (в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки).
4. Развитие
пространственной ориентации (умение
ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу,
посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).
При занятии с ребенком нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, как расположен лист с заданием на столе, и как он держит карандаш.
Правильная поза при письме:
· сидеть прямо;
· опираться спиной на спинку стула;
· не опираться грудью на стол;
· ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
· туловище, голову, плечи держать ровно;
· обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:
· ручка должна составлять одну линию с рукой;
· рука при этом должна располагаться под линией письма;
· особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме.
Леворукий
ребенок должен
· держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
· правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
· свет при письме падает справа.
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки
ребенком – дошкольником:
1. Держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
2. Карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
3. Держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
4. Неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Правильно |
Неправильно |
Верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего. |
Кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
|
Ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может подниматься, и при этом ручка не паает. Безымянный и мизинец - внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
|
Ручка
обхвачена крепко, указательный палец в прогибе. Прогибание первого сустава
указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает,
а темп письма снижается. |
Покажите ребенку, ручка «смотрит» в сторону его плеча пишущей руки. |
Обведи картинки по линиям, не отрывая карандаш от бумаги
Обведи по точкам и продолжи самостоятельно
Обведи линии по точкам
Дорисуй фигуры по клеточкам, как на образце до конца
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.