подготовка руки к письму

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала podgotovka_ruki_k_pismu.docx

Подготовка руки к письму

 

 

http://st.sibdepo.ru/wp-content/uploads/2012/12/b48e46e54addb9d8b1e7bb23c0fbda82.jpg

 

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

 

Подготовка руки к письму у дошкольников включает несколько направлений:

1. Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка)    для развития мелкой моторики, глазомера, аккуратности, умения довести начатое дело до конца, внимания, пространственной ориентации.

2. Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме.

3. Развитие графических умений (в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки).


4. Развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

 

 

При занятии с ребенком нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, как расположен лист с заданием на столе, и как он держит карандаш.

Правильная поза при письме:

·        сидеть прямо;

·        опираться спиной на спинку стула;

·        не опираться грудью на стол;

·        ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

·        туловище, голову, плечи держать ровно;

·        обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

 

Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

http://3.bp.blogspot.com/-SO1mevPPUGY/UTGqnJZ305I/AAAAAAAAByw/Tv83YFg8Hh8/s1600/0010.jpg              http://2.bp.blogspot.com/-MxKxWmrZK7s/UTGqoqFJN5I/AAAAAAAABzM/8yBsTtVBKiU/s1600/pravsha.png

 

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.

Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:

·        ручка должна составлять одну линию с рукой;

·        рука при этом должна располагаться под линией письма;

·        особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме.

http://kapitoshki457sp.ucoz.ru/foto/poza_levshi.gifЛеворукий ребенок должен

·     держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

·     правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;

·     свет при письме падает справа.

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки

ребенком – дошкольником:

1. Держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

2. Карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.

3. Держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.

И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,

Мы построим буквам дом.

Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

 

4. Неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Правильно

Неправильно

Верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

http://4.bp.blogspot.com/-ndVC-WuBrGA/UTGqn9abY2I/AAAAAAAABzI/DYPP4jBTjp4/s1600/pravilnaya_posadka_2_4.jpg

Кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

 

Ручка лежит  на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может подниматься, и при этом ручка не паает. Безымянный и мизинец - внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

 

Ручка обхвачена крепко, указательный палец в прогибе. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. http://4.bp.blogspot.com/-ndVC-WuBrGA/UTGqn9abY2I/AAAAAAAABzI/DYPP4jBTjp4/s1600/pravilnaya_posadka_2_4.jpg

Покажите ребенку, ручка «смотрит» в сторону его плеча пишущей руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обведи картинки по линиям, не отрывая карандаш от бумаги

 

 

Обведи по точкам и продолжи самостоятельно

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обведи линии по точкам

 

Дорисуй фигуры по клеточкам, как на образце до конца