Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации
по русскому языку
Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата руководителям и учителям школ необходимо правильно организовать данную работу.
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:
- лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание контрольных измерительных материалов определяется в соответствии с
двумя параллельно действующими документами: Федеральный компонент стандарта
основного общего образования по предмету и Образовательный минимум содержания
основного общего образования по русскому языку.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей,
которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст
(для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй
раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение,
то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и
их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от
общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Первая часть работы – это написание сжатого изложения
по прослушанному тексту.
Такая форма требует не только мобилизации памяти школьника и
сосредоточенности его на правописных нормах, но и структурированного восприятия
содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение
побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом
востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные
умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства,
способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского
языка работой по развитию речи, какой бы программой ни руководствовался
учитель. Кроме того, подобные умения формируются как общеучебные при изучении
других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии
и пр.).
Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена,
учителю достаточно правильно сориентировать их, обратив внимание на особенности
сжатого изложения как формы работы с текстом.
Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать
содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности,
найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно
сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая
последовательность событий, характеры и обстановка должны быть переданы без
искажения.
Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком
пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой
понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все
дефекты восприятия.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому,
что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют
отвлекаться от несущественной информации. И если детей специально не учить,
задача пересказать текст кратко для многих окажется абсолютно невыполнимой.
Как же научить писать школьников сжатое изложение? Какие приёмы можно
использовать?
Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два
основных способа сжатия текста: исключение подробностей, обобщение. Какой
способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от
коммуникативной задачи и особенностей текста. При обучении такому виду работы
целесообразно использование следующих типов заданий:
• задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста,
• задания, направленные на умение выделять в тексте главное,
• задания, направленные на интерпретацию текста,
• задания, направленные на творческую обработку текста.
Упражнения такого типа интересны учащимся, заставляют внимательнее вчитываться в текст и позволяют предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников при понимании текста.
При исключении сначала выделяем главное, а затем убираем детали (подробности). Например: Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти.
При обобщении сначала вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое. Например: Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В горячо любили искусство и работу.
Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
На конкретных примерах показываем учащимся, как могут быть использованы разные способы и приёмы сжатия текста. Например: У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. – У каждого человека свои задатки (способ сжатия– исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения). Другой пример: Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. – Мы переживаем потому, что нас не понимают окружающие. (Способы сжатия – обобщение; упрощение (замена однородных членов родители, учителя, одноклассники родовым понятием окружающие); приёмы – слияние двух смежных предложений, повествующих об одном и том же; сокращение однородных членов предложения).
При обучении сжатому изложению учащиеся пользуются инструкцией «Как писать сжатое изложение»:
1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.
6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста.
7. Переведите информацию на «свой» язык.
8. Запишите сокращённый текст на черновике.
Хочется отметить, что умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с кратким ответом (В1 – В14), при этом все задания второй части не выходят за пределы базового уровня. Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.
Четырнадцать заданий с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5 – 9 классов.
Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст. Умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у наших выпускников в 11 классе, думается, что экзаменационная работа в 9 классе будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе.
Оба задания этой части контрольно-измерительных материалов для 9 классов одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой языковой анализ текста, который был введён в практику преподавания русского языка сравнительно недавно. Чтобы научить девятиклассников правильно высказываться на лингвистическую тему, коллективно выполняем следующие действия:
Внимательно изучаем задание.
1. Читаем текст, по которому учащиеся пишут сочинение.
2. Вспоминаем теоретический материал (читаем справочную литературу, объясняем значение лингвистических терминов).
3. Определяем тезис.
4. Подбираем аргументы.
5. Делаем вывод.
Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. Работа в этом направлении учителем ведется и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Самая главная задача – научить оформлять мысли в письменном виде. Необходимо напомнить учащимся, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к сочинению-рассуждению, т.е. обязательно содержать следующие структурные элементы: тезис (утверждение), доказательства, вывод, а также вступление и заключение. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится и в самой формулировке задания части С, однако учащиеся испытывают затруднения в построении самого рассуждения: с чего начать, как связать доказательства и вывод и т.д.
Прежде всего необходимо произвести содержательный (литературоведческий) анализ текста. Действуем по плану:
1. Подбираем краткую информацию о жизни и творчестве автора.
2. Внимательно читаем текст.
3. Находим ключевые слова.
4. Определяем тему текста.
5. Даём характеристику героям на основании их поступков.
6. Раскрываем роль средств выразительности.
7. Выявляем авторскую позицию.
8. Формулируем основную мысль.
Коллективный анализ текста помогает учащимся правильно понять его смысл. Считаю, что успех работы во многом зависит и от эмоционального восприятия текста девятиклассниками. Для этого активно использую на уроках зрительный и звуковой ряд (фотоматериалы, произведения музыки и живописи). После анализа текста зачитываем задание. Затем приступаем к работе над композицией сочинения. Во вступительной части кратко раскрываем тему текста и формулируем тезис. В основной части приводим доказательства. Потом делаем вывод. Особо обращаю внимание учащихся на то, что они должны приводить аргументы только из прочитанного текста. В этом и состоит сложность работы над сочинением. В связи с этим отсылаю учащихся к тестовым заданиям второй части экзаменационной работы (А1 – А6). Они содержат подсказку: помогают охарактеризовать героев, понять авторскую позицию.
Приведу сочинение – рассуждение по тексту В. А. Осеевой – Хмелёвой.
Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать.
Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20). Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста.
Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
Чаще всего в работах учащиеся допускают следующие ошибки: отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; непродуманность в расположении отдельных частей текста; однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста. Можно предупредить ошибки, можно воспользоваться готовыми советами, например, материалами журнала «Русский язык в школе». Однако ключ к успешному выполнению заданий на экзамене – это система обучения учащихся с 5 класса написанию сочинения. Четко продуманная система работы по обучению школьников создавать в учебном процессе тексты-рассуждения малой формы демонстрирует единство и взаимосвязь мышления, живой речи и познания законов языка, что обеспечивает полноценное языковое образование и продуктивное речевое развитие личности.
Использованная литература
Граник, Г.Г., Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Задачник по литературному чтению. [Текст]/ Г. Г. Граник. - М., 2003-2006.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах.
Пахнова, Т.М. От анализа текста – к изложению и сочинению. [Текст]/ Т. М. Пахнова. - М.: Чистые пруды, 2007.
Пересветова, Е. В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка. [Текст]/ Е. В. Пересветова. - М.: Чистые пруды, 2007.
Цыбулько
И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая
аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ ФИПИ. – М.:
«Интеллект-центр», 2009.
Шапиро, Н.А. Работа с текстом на уроках словесности. [Текст]/ Н. А. Шапиро. -
М.: Чистые пруды, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.