Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (конспект урока по русскому языку, 6 класс)
Оценка 4.6

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (конспект урока по русскому языку, 6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
12.02.2017
Подготовка к написанию сочинения по картине  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (конспект урока по русскому языку, 6 класс)
конспект!!!!.docx

Управление образования администрации

МО «Вельский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        «Средняя школа №92 г.Вельска»

 

 

 

 

 

Подготовка к написанию сочинения по картине

Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

(конспект урока по русскому языку, 6 класс)

 

 

 

 

 

 

Горбачевская Жанна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №92 г.Вельска»;

г.Вельск, ул. Гайдара д.24, кв.5;

пер.Школьный, д.3;

8 921 076 37 7

 

 

 

Вельск

2016 год

Содержание

 

1.     Введение                                                                                       3                                                

2.     Основная часть                                                                              

2.1.          Работ над картиной (автор, композиция)                        5

2.2.          Описание картины                                                             7

2.3.          Выводы по картине                                                            8

2.4.          Домашнее задание                                                              9

3.     Заключение                                                                                   10                                                                                  

4.     Литература                                                                                    11                                                                                   

5.     Приложения

5.1 Приложение 1                                                                         12

5.2 Приложение 2                                                                         13                                                                        

5.3 Приложение 3                                                                         14

5.4 Приложение 4                                                                         15                                                                                       

                                                                               

                                                                             

                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методическая разработка по теме «Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» предназначена для обучающихся 6 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Ладыженской Т.А. Данный учебно-методический комплекс разрешен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

На подготовку к данному сочинению отводится один урок, на котором обучающиеся должны вспомнить особенности художественного описания картины, вспомнить слова-профессионализмы, поработать с толковым и орфографическим словарём. Вспомнить названия пунктов плана сочинения. Проявить своё творческое воображение и внимательность. На уроке обучающиеся учатся правильно формулировать свои мысли, развивают мышление, письменную и устную речь. Учатся строить связный текст. При помощи музыки развивается воображение и упорядочиваются мысли.

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка.

Цель урока:

Развитие и обогащение устной и письменной речи, мышления, творческого воображения обучающихся.

Задачи:

·  формировать умение составлять связный текст по картине;

·  продолжить обучение особенностям художественного описания произведения искусства;

·        способствовать эмоциональному восприятию картины.

Оборудование: репродукция картины Сыромятниковой «Первые зрители» на слайде (Приложение 4 [3]); репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, «Рабочий словарик» (Приложение 2), листы бумаги (формат А-4,), фломастеры, карандаши, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), памятка «Как работать в группе» (Приложение 1), толковые словари, раздаточный материал для рефлексии (Приложение 3), компьютер, аудиозапись музыки, проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Ø работа над картиной (автор, композиция)

Ход урока:

1. Организационный момент. (Приложение 4 [1])

- Здравствуйте, уважаемые зрители! Я не оговорилась! Да, именно «зрители»! Тот, кто смотрит концерт, спектакль -  зритель. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя не обучающимися, а актёрами и зрителями.

- Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

2.  Постановка темы (Приложение 4 [2]) и цели урока.

3. Работа над картиной (Приложение 4 [3])

- Вспомните, с какими картинами мы уже работали в этом году?

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

- Что нужно человеку, чтобы удивиться? Умеем ли мы радоваться простым вещам: лету, солнцу, цветам. Ответим на этот вопрос, познакомившись с картиной.

а) Автор.

- Вначале давайте немножко узнаем об авторе этого произведения искусства. Я просила вас подготовить небольшое сообщение о Екатерине Васильевне Сыромятниковой (выступление обучающегося).

б) Композиция.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

1. Вступление

- Обратимся непосредственно к самой картине. Рассмотрите её очень внимательно. А теперь закройте учебники и ответьте, пожалуйста, на вопросы:

* Сколько полотен изображено на картине?

*Какого цвета шторы на окне?

*Какие цветы стоят в вазе?

*Сколько и какие деревья за окном?

- Назовите мне, пожалуйста, все вам известные слова, которые употребляет в своей работе художник (ответы). Как они называются? (профессионализмы). А теперь назовите те профессионализмы, которые есть на картине (ответы обучающихся; запись слов на доске: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд). Все ли эти слова вам известны? Давайте узнаем лексическое значение непонятных и неизвестных нам слов (работа со словарём).

- И снова возвращаемся к картине. Опишите детали обстановки комнаты художника. Что изображено в центре? На переднем плане?

- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать? (ответы)

 - Что мог наблюдать художник из своего окна? (ответы)

- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины. Что так заинтересовало ребят в комнате художника? Опишите, пожалуйста, мальчиков. (Один постарше, в голубой футболке. Другой, в оранжевой рубашке, младше. Старший увидел картину и замер от радостного удивления.)  - Подумайте, что увидел он?

- Что изображено за окном? (За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)

- Опишите цветовую гамму этой картины. (Краски неяркие, приглушённые. Но на картине незримо присутствует солнце: в бликах на полу, на подоконнике, тенями на кресле.)

 

 

Ø описание картины

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

- Что запишем во второй части?

2. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

д) цветовая гамма

в) Выводы.

- Попытайтесь передать общее настроение картины. (Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего текста? (Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

- Основная мысль. (Художник как бы вдохнул в картину животворящую силу лета, радость первооткрывателей, впустил нас, зрителей, в свой мир.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø выводы по картине

-  Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

- Как мы его назовём?

3. Идея, основная мысль картины

У вас на столах лежат листы формата А-4 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на той картине, которая принадлежит неизвестному нам автору, хозяину творческой мастерской, изображённой на картине

Е.В. Сыромятниковой?

- Нарисуйте, пожалуйста, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии. (Звучит спокойная музыка. Обучающиеся рисуют элементы картины.)

- Мы с вами ранее определили цветовую гамму всей картины, её общее настроение. Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. (Рисунки детей вывешиваются на доске с помощью магнитов.)

- А вот как говорит о картине Е.В. Сыромятниковой поэт Игорь Брумер (Приложение 4 [4]).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø домашнее задание

4. Домашнее задание

- Итак, что же необычного вы увидели в этой картине? (Картина

 Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна, прежде всего, по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.)

- И поэтому мы можем придумать рассказ-повествование от четырёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской; заглядывающих в окно мальчиков и обычного обучающегося школы, которому задали домой написать сочинение по картине.

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц: (Приложение 4 [5])

1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я группа – от лица художника, хозяина мастерской,

3-я группа – от лица мальчиков,

4-я группа – от лица обучающегося школы.

5. Рефлексия (Приложение 4 [6])

- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, своё настроение после урока (раздаются оценочные листы). (Приложение 4 [7]).

(Приложение 4 [8])

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная методическая разработка помогает выявить умения обучающихся работать с картиной, их уровень знаний, умения формулировать мысли и логически строить текст, умения работы со словарями. Помогает проявить творческое воображение. Музыка способствует развитию творческого мышления.

Учитель использует современные информационно-коммуникативные технологии, ведь необходимо преподавать русский язык на новом методическом и техническом уровне. При необходимости можно привлекать также и материал любого учебника, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.            Алабугина Ю.В. Орфографический словарь – М., 2004

2.            Даль В.И. Толковый словарь / В.И. Даль – СПб. – М., 1880

3.            Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2012

4.            Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. – М.: Просвещение, 2010

5.            Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru, http://www.myshared.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Памятка.

«Как работать в группе».

1.            Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы.

Выслушивайте каждого. Говорите по существу.

2.            Внимательно читайте задания.

Уточните, всё ли каждому понятно в них.

3.            Обсудите поставленный вопрос в группе.

Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

4.            Запишите ответ.

5.            При необходимости обратитесь за разъяснением к преподавателю, словарю.

Вдохновения, терпения, удачи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

Рабочий словарик

·                Многогранная личность, творческая;

·                Мольберт, холст, палитра, этюдник;

·                Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;

·                В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.

   Слова-помощники о художнице

·                Сыромятникова Екатерина Васильевна

·                художник

·                живописец

·                автор картины

·                мастер кисти

·                редкий, необычный сюжет;

·                просторная светлая комната;

·                старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки;

·                распахнутое настежь окно;

·                тонкая светлая занавеска;

·                мольберт, повёрнутый к окну;

·                керамическая ваза, букет полевых ромашек;

·                белоствольные берёзы, свежая зелень;

·                изумрудная трава;

·                лес, окутанный дымкой;

·                неподдельный интерес;

·                летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.

 

 

 

 

Приложение 3

1.     На уроке я работал

2.     Своей работай на уроке я

3.     Урок для меня оказался

4.     За урок я

5.     Моё настроение

6.     Материал урока мне был

 

 

7.     Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен
лёгким / трудным

интересно / не интересно

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 4

 

                     

 

                     

 

                    

 

                    


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации

Управление образования администрации

Содержание 1. Введение 3 2

Содержание 1. Введение 3 2

Введение Методическая разработка по теме «Подготовка к написанию сочинения по картине

Введение Методическая разработка по теме «Подготовка к написанию сочинения по картине

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л

Основная часть Ø работа над картиной (автор, композиция)

Основная часть Ø работа над картиной (автор, композиция)

Какого цвета шторы на окне? *Какие цветы стоят в вазе? *Сколько и какие деревья за окном? -

Какого цвета шторы на окне? *Какие цветы стоят в вазе? *Сколько и какие деревья за окном? -

Не будем забывать о плане сочинения

Не будем забывать о плане сочинения

Как называется третий пункт плана? (Заключение)

Как называется третий пункт плана? (Заключение)

Домашнее задание - Итак, что же необычного вы увидели в этой картине? (Картина

Домашнее задание - Итак, что же необычного вы увидели в этой картине? (Картина

Заключение Данная методическая разработка помогает выявить умения обучающихся работать с картиной, их уровень знаний, умения формулировать мысли и логически строить текст, умения работы со словарями

Заключение Данная методическая разработка помогает выявить умения обучающихся работать с картиной, их уровень знаний, умения формулировать мысли и логически строить текст, умения работы со словарями

Литература 1. Алабугина

Литература 1. Алабугина

Приложение 1 Памятка. «Как работать в группе»

Приложение 1 Памятка. «Как работать в группе»

Приложение 2 Рабочий словарик ·

Приложение 2 Рабочий словарик ·

Приложение 3 1.

Приложение 3 1.

Приложение 4

Приложение 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017