Управление образования администрации
МО «Вельский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №92 г.Вельска»
Подготовка к написанию сочинения по картине
Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
(конспект урока по русскому языку, 6 класс)
Горбачевская Жанна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №92 г.Вельска»;
г.Вельск, ул. Гайдара д.24, кв.5;
пер.Школьный, д.3;
8 921 076 37 7
Вельск
2016 год
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть
2.1. Работ над картиной (автор, композиция) 5
2.2. Описание картины 7
2.3. Выводы по картине 8
2.4. Домашнее задание 9
3. Заключение 10
4. Литература 11
5. Приложения
5.1 Приложение 1 12
5.2 Приложение 2 13
5.3 Приложение 3 14
5.4 Приложение 4 15
Введение
Методическая разработка по теме «Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» предназначена для обучающихся 6 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Ладыженской Т.А. Данный учебно-методический комплекс разрешен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
На подготовку к данному сочинению отводится один урок, на котором обучающиеся должны вспомнить особенности художественного описания картины, вспомнить слова-профессионализмы, поработать с толковым и орфографическим словарём. Вспомнить названия пунктов плана сочинения. Проявить своё творческое воображение и внимательность. На уроке обучающиеся учатся правильно формулировать свои мысли, развивают мышление, письменную и устную речь. Учатся строить связный текст. При помощи музыки развивается воображение и упорядочиваются мысли.
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка.
Цель урока:
Развитие и обогащение устной и письменной речи, мышления, творческого воображения обучающихся.
Задачи:
· формировать умение составлять связный текст по картине;
· продолжить обучение особенностям художественного описания произведения искусства;
· способствовать эмоциональному восприятию картины.
Оборудование: репродукция картины Сыромятниковой «Первые зрители» на слайде (Приложение 4 [3]); репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, «Рабочий словарик» (Приложение 2), листы бумаги (формат А-4,), фломастеры, карандаши, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), памятка «Как работать в группе» (Приложение 1), толковые словари, раздаточный материал для рефлексии (Приложение 3), компьютер, аудиозапись музыки, проектор.
Основная часть
Ø работа над картиной (автор, композиция)
Ход урока:
1. Организационный момент. (Приложение 4 [1])
- Здравствуйте, уважаемые зрители! Я не оговорилась! Да, именно «зрители»! Тот, кто смотрит концерт, спектакль - зритель. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя не обучающимися, а актёрами и зрителями.
- Обратите внимание на то, что и картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».
2. Постановка темы (Приложение 4 [2]) и цели урока.
3. Работа над картиной (Приложение 4 [3])
- Вспомните, с какими картинами мы уже работали в этом году?
- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.
- Что нужно человеку, чтобы удивиться? Умеем ли мы радоваться простым вещам: лету, солнцу, цветам. Ответим на этот вопрос, познакомившись с картиной.
а) Автор.
- Вначале давайте немножко узнаем об авторе этого произведения искусства. Я просила вас подготовить небольшое сообщение о Екатерине Васильевне Сыромятниковой (выступление обучающегося).
б) Композиция.
- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
1. Вступление
- Обратимся непосредственно к самой картине. Рассмотрите её очень внимательно. А теперь закройте учебники и ответьте, пожалуйста, на вопросы:
* Сколько полотен изображено на картине?
*Какого цвета шторы на окне?
*Какие цветы стоят в вазе?
*Сколько и какие деревья за окном?
- Назовите мне, пожалуйста, все вам известные слова, которые употребляет в своей работе художник (ответы). Как они называются? (профессионализмы). А теперь назовите те профессионализмы, которые есть на картине (ответы обучающихся; запись слов на доске: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд). Все ли эти слова вам известны? Давайте узнаем лексическое значение непонятных и неизвестных нам слов (работа со словарём).
- И снова возвращаемся к картине. Опишите детали обстановки комнаты художника. Что изображено в центре? На переднем плане?
- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать? (ответы)
- Что мог наблюдать художник из своего окна? (ответы)
- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины. Что так заинтересовало ребят в комнате художника? Опишите, пожалуйста, мальчиков. (Один постарше, в голубой футболке. Другой, в оранжевой рубашке, младше. Старший увидел картину и замер от радостного удивления.) - Подумайте, что увидел он?
- Что изображено за окном? (За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)
- Опишите цветовую гамму этой картины. (Краски неяркие, приглушённые. Но на картине незримо присутствует солнце: в бликах на полу, на подоконнике, тенями на кресле.)
Ø описание картины
- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
(Основная часть).
- Что запишем во второй части?
2. Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)
д) цветовая гамма
в) Выводы.
- Попытайтесь передать общее настроение картины. (Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)
- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего текста? (Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)
- Основная мысль. (Художник как бы вдохнул в картину животворящую силу лета, радость первооткрывателей, впустил нас, зрителей, в свой мир.)
Ø выводы по картине
- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
3. Идея, основная мысль картины
У вас на столах лежат листы формата А-4 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на той картине, которая принадлежит неизвестному нам автору, хозяину творческой мастерской, изображённой на картине
Е.В. Сыромятниковой?
- Нарисуйте, пожалуйста, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии. (Звучит спокойная музыка. Обучающиеся рисуют элементы картины.)
- Мы с вами ранее определили цветовую гамму всей картины, её общее настроение. Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. (Рисунки детей вывешиваются на доске с помощью магнитов.)
- А вот как говорит о картине Е.В. Сыромятниковой поэт Игорь Брумер (Приложение 4 [4]).
Ø домашнее задание
4. Домашнее задание
- Итак, что же необычного вы увидели в этой картине? (Картина
Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна, прежде всего, по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.)
- И поэтому мы можем придумать рассказ-повествование от четырёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской; заглядывающих в окно мальчиков и обычного обучающегося школы, которому задали домой написать сочинение по картине.
- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц: (Приложение 4 [5])
1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,
2-я группа – от лица художника, хозяина мастерской,
3-я группа – от лица мальчиков,
4-я группа – от лица обучающегося школы.
5. Рефлексия (Приложение 4 [6])
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, своё настроение после урока (раздаются оценочные листы). (Приложение 4 [7]).
(Приложение 4 [8])
Заключение
Данная методическая разработка помогает выявить умения обучающихся работать с картиной, их уровень знаний, умения формулировать мысли и логически строить текст, умения работы со словарями. Помогает проявить творческое воображение. Музыка способствует развитию творческого мышления.
Учитель использует современные информационно-коммуникативные технологии, ведь необходимо преподавать русский язык на новом методическом и техническом уровне. При необходимости можно привлекать также и материал любого учебника, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Литература
1. Алабугина Ю.В. Орфографический словарь – М., 2004
2. Даль В.И. Толковый словарь / В.И. Даль – СПб. – М., 1880
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2012
4. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. – М.: Просвещение, 2010
5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru, http://www.myshared.ru
Приложение 1
Памятка.
«Как работать в группе».
1. Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы.
Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
2. Внимательно читайте задания.
Уточните, всё ли каждому понятно в них.
3. Обсудите поставленный вопрос в группе.
Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.
4. Запишите ответ.
5. При необходимости обратитесь за разъяснением к преподавателю, словарю.
Вдохновения, терпения, удачи!
Приложение 2
Рабочий словарик
· Многогранная личность, творческая;
· Мольберт, холст, палитра, этюдник;
· Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;
· В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.
Слова-помощники о художнице
· Сыромятникова Екатерина Васильевна
· художник
· живописец
· автор картины
· мастер кисти
· редкий, необычный сюжет;
· просторная светлая комната;
· старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки;
· распахнутое настежь окно;
· тонкая светлая занавеска;
· мольберт, повёрнутый к окну;
· керамическая ваза, букет полевых ромашек;
· белоствольные берёзы, свежая зелень;
· изумрудная трава;
· лес, окутанный дымкой;
· неподдельный интерес;
· летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.
Приложение 3
1. На уроке я работал 2. Своей работай на уроке я 3. Урок для меня оказался 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен
/ скучен интересно / не интересно |
Приложение 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.