Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Оценка 5

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
02.04.2017
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждения. Формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся.Формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
открытый урок 10 класс русский яязык.docx
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План­конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения ­ рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст» Тип урока: урок формирования умений и навыков Цели урока:  образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного,  подготовить к написанию  домашнего сочинения;   развивающий аспект:  формировать  умение определять основную проблему текста, формулировать   авторскую   позицию; подтверждающих   справедливость   выводов   этих;   умение   создавать   систему   аргументов,  стимулировать   мыслительную деятельности, творческие способности учащихся; воспитательный   аспект:  формирование   гражданской   позиции   по   общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства. Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал  (слайд 1  ) 1.      Оргмомент. (Слайд1) Ход урока. 2.Вступительное слово учителя.       Мотивация деятельности    .   Вызов интереса Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного  чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения  было  сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним  желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения.  Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения  задания части С. 3.   Подготовка   учащихся   к   восприятию   нового   учебного   материала, актуализация знаний. Определение темы урока. (Слайд2) Еще в начале века русский ученый   К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду». К чему вас должна побудить сегодняшняя работа? Давайте вспомним задание части С? (Слайд3) Обратите   внимание   на   первую   фразу:   «   Напишите   по   прочитанному   тексту»   и   на последующую   «Работа,   написанная   без   опоры   на   прочитанный   текст,   не   оценивается». Отсюда   следует,   что   важнейшим   условием   успешного   написания   сочинения   является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. Перед вами рабочие листы. Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст».  4. Формулирование цели урока. (Слайд4) Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель   урока   –   научиться   правильно   понимать   исходный   текст,   научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию).  ­Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Михаила Беляту. (Слайд5) 5.Чтение текста (Слайд6) (1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (З)Люди,  высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица... (4)Невероятно...  немыслимо... не верится... (5)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»!  (Э)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (11)Здорово! (12)Здорово!  (13)Здо­о­орово! (14)Ура­а­а!  (15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские  аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме  стихийных эмоций. (16)Может быть, впервые за все её восемь веков, по­настоящему  искренних и чистых. (17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отменённых уроков  меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.  (18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Москву. (19)Прямой репортаж из  «Внуково». (20)Новенький телевизор «Старт», купленный словно специально для такого  случая. (21)Тес­ный кружок соседей у мерцающего чёрно­белыми картинками экрана.  (22)Вот он идёт по ковровой дорожке... (23)Улыбается... (24)«А ведь симпатичный  парень!» — соглашаются соседи в один голос... (25)Вот развязался шнурок... (26)Все ахают  и замирают — упадёт, не упадёт... (27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС  Хрущёву...  (28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита»,  и «Туманность Андромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального  полёта человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не  столько зрительные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник. (31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали  выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на  космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено —  более 500 человек побывали там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят.  (37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полётом, в кабине корабля, при возвращении на  Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961­м, мне и в голову не могли прийти подобные  вопросы. (39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что  Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причём  не как­нибудь по­особенному, а исключительно законной гордостью. (42)Что же,  отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым.  (43)Теперь­то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. (44)Очень. (45)Ведь  летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем  шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность:  «поддержкамиллионов», «вера в мощь советской науки», «руководящая роль партии»...  (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть,  как и рождение, — акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят  объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не  умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».  (50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь  уже вечно молодого русского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху.  (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полёте в космос,  забываем имена других космонавтов, рассматривая всё это как события рядовые и  обыденные. (53)Наверное, так и должно быть.                                                                                                                                                                                                             (По М. Беляту) 6.   Работа   с   текстом.   Отработка   умений   и   навыков   работы   с   исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 1. Повторение теоретических знаний о тексте   ­Перед тем, как разбираться в прочитанном, определите стиль текста.   (Слайд7), (Слайд8) (Публицистический. Сообщение фактов, активное  воздействие  на чувства  человека,  актуальность проблематики). ­Мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (Слайд9 ­Заметьте, один из важных признаков текста­ информативность. Любой текст содержит   информацию:1) каком­либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе  (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту  информацию, то правильно поймете текст. ­Давайте снова обратимся к тексту. (Слайд10) Итак, какие слова являются ключевыми? Подчеркните в тексте. 1 абзац ­ (…очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть  информационным событием. Разве можно вспомнить всех!  Но первых помнят. И погибших тоже». 2 абзац – «Теперь­то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. Очень. Ведь  летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем  шансов вернуться.» 3 абзац – «Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов». Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху». ­ О чем же этот текст? (Слайд11) (текст – Первых и погибших космонавтов помнят и  сейчас. Подвиг Ю.А.Гагарина состоит в том, что он преодолел страх перед неизведанным и  осознанно рисковал жизнью без оглядки на «поддержку миллионов»).  2.Формулировка проблемы ­Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Давайте вспомним структуру сочинения­рассуждения (Слайд12).   (На доске расположены карточки, которые учащиеся выстраивают в определенной схеме, вспоминая    структуру сочинения­рассуждения).     Ещё раз посмотрите на план работы над сочинением. ­Теперь нам необходимо отобрать информацию для написания сочинения и первый наш шаг(Слайд13) «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».  ­Для   начала   давайте   вспомним,   что   такое   проблема?  (Слайд14)Справка:   (вопрос, который     требует изучения, над которым размышляет автор текста, даёт ответы).  Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Какой вопрос,   поставленный   автором   текста,   является   главным?   («Как   воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?») ­Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. (Слайд15). Чтение. (Как воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?  (Именно   эту   проблему   рассматривает   известный   писатель,   публицист   М.Белят).   В тексте  рассматривается,  исследуется,  анализируется   проблема  величия  подвига  первого космонавта Ю.А.Гагарина). (В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает проблему величия подвига первого космонавта Ю.А.Гагарина).   (Слайд16). ­Вот мы и сделали  один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1. 3.Составление комментария проблемы.     (Слайд17). ­Давайте вспомним, что такое комментарий?  Показать ее актуальность проблемы; объяснить интерес автора к проблеме.     (Слайд18). Комментарий   обязательно   должен   опираться   на   текст.   Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.  ­К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная и т. д.) ­Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ  и телевидении). ­Почему эта проблема привлекла внимание автора?  ­Кого особенно интересует эта проблема?  ­ На каком материале автор рассматривает проблему?  ­Для чего он это делает? Запишите ответ в рабочий лист.  (Слайд19). ­Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –  4. Формулировка авторской позиции (Слайд20).­Давайте вспомним, что такое позиция автора? . (Слайд21). Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.  Справка «Как может быть выражена авторская позиция».  Типовые конструкции (Слайд22).    Запишите ответ в рабочий лист.      (Слайд23) ­Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили своё мнение по проблеме? И получаем по К3­1 балл. 5. Аргументация собственного мнения. (Слайд24) ­    Аргументация   собственного   мнения   ­это,   действительно,   самая   трудная   часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем:  одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. (Слайд25). ­Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? Справка. (Слайд26,27). ­   Какие   аргументы   в   подтверждении   позиции   автора   вы   можете   использовать? (реальные факты) . (Слайд28). ­ После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в  космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.  Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим.  Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики.  Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто  умеет управлять электронно­вычислительными машинами, плавить металл, проводить  монтажные и разгрузочные работы.  Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во  имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи,  например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из  Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран. Получается и так, что в XX веке воля Вселенной выразилась в том, что женщина наравне с мужчиной вырвалась на просторы Космоса. Героиня Космоса, первая в мире женщина­космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Валентина Терешкова – первый в Российской   армии   женщина­генерал   ВВС.   Она   кандидат   технических   наук. Основоположник   космонавтики   К.Э.Циолковский   писал:   «Верю   в   блестящее   будущее человечества, верю, что человечество не только наследует Землю, но и преобразует мир планет».  7.Поведение итого урока Вот мы и закончили  работу над сочинением. Я  думаю, что наш сегодняшний  разговор поможет вам в написании сочинения . 8.Заключительное слово Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел   вас   как   человека   эрудированного,   мыслящего,   умеющего   вступить   в   диалог   с автором, умеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз. 9. Д/з: написать сочинение­рассуждение В.В. Львов, Ю.Н .Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. Русский язык.  ЕГЭ. ФИПИ. Издательство «Экзамен». Москва.3013г.  Используемые материалы:

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017