ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ-ПРАКТИКУМА
«ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (10 КЛАСС)
Кочеткова К.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №11 г.о.Самара
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Цели урока:
Обучающие:
· Повторить пунктуацию простого осложнённого предложения.
· Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.
· Выработать умение интонационно выделять в речи обращения, вводные слова, однородные и обособленные члены предложения.
Развивающие:
· Развивать логическое мышление учащихся.
· Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию.
Воспитывающие:
· Любовь к родному языку.
· Языковую личность учащегося, реализующего разные виды компетентности: лингвистическую, языковую, речевую, коммуникативную.
Прогнозируемые результаты урока:
· Знать признаки простого предложения.
· Уметь выделять в тексте и характеризовать простые предложения.
· Совершенствовать навык синтаксического разбора.
Информационно-технологические ресурсы:
· Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011-2013.
· Проверка готовности к ЕГЭ. Рабочая тетрадь по рус.яз.под ред.М.В.Козулиной. Саратов: Лицей, 2013.
· Дидактический материал для работы в группах.
ХОД УРОКА
Этапы учебного занятия |
Задачи этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
Организационный момент |
Положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке |
Учитель приветствует детей, выясняет фамилии отсутствующих.
|
Проверяют, готовы ли они к уроку. |
Наблюдение |
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Постановка целей и задач урока
|
Мотивация к пробному учебному действию |
- Ребята, в 11 классе вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку. Наша задача в 10 классе – подготовиться к сдаче этого непростого экзамена. При подготовке к ЕГЭ вы, несомненно, будете пользоваться различными справочными материалами, чтобы вспомнить и отработать изученный материал. Давайте попробуем на этом уроке подобрать и разработать материал для раздела такого справочника «Пунктуация простого предложения». Подробно разберем простое осложненное предложение. Учитель обсуждает с учащимися цели и задачи урока. |
Усваивают цели и задачи урока, осознают значимость последующей работы для себя. |
Фронтальный: слово учителя. |
Осознание значимости целей и задач урока
|
Повторение и обобщение и углубление изученного ранее материала. 1.Работа в группах |
Применение изученных ранее знаний на языковом материале |
- Работаем в группах. Потребуется 3 группы, каждая из которых получит карточку с заданием. На карточке представлен научный текст (об однородных, обособленных членах предложения, вводных словах и обращениях), который нужно изучить и составить схему по предложенной теме, отразив все ее трудности. Кроме научного текста, в карточке содержится текст (отрывок из художественного произведения), из которого нужно выбрать примеры по своей теме. |
Работают в группах. Через 5 минут один представитель от группы на доске чертит схему материала. |
Групповой: составление схемы, подбор языкового материала. |
Умение представлять теоретический материал в виде схем, подбирать материал в качестве примеров
|
2.Презентация результатов |
- Проверим результаты. Один человек от группы должен по схеме рассказать о своей теме, другие ребята приведут примеры из текста. Члены остальных групп внимательно слушают одноклассников, так как им предстоит разбирать предложение, содержащее материал на применение одного из правил, о котором будут говорить другие ребята. |
Группы представляют результаты своей работы: рассказывают по схеме о своей теме, приводят примеры из текста. |
|||
Закрепление материала |
Применение ранее изученных и новых правил |
- Продолжаем работать в группах. Каждой группе дается задание по материалу, который представляли другие группы. Необходимо расставить знаки препинания и составить характеристику предложения:
1. Белый лебедь лебедь чистый Сны твои всегда безмолвны Безмятежно-серебристый Ты скользишь рождая волны. (К.Бальмонт) 2. К сожалению тучи покрывавшие почти все небо распространяли такую темноту что не было никакой возможности хорошо рассмотреть усадьбу. 3. Крупный мокрый снег кружится около слабо мерцающих фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши лошадиные спины плечи шапки. 4. Заложив руки в карманы откинув голову назад то и дело забегая вперед матушки он казался совсем молодым человеком.
- Проверим результат. |
Работают в группах.
Читают характеристики предложений. |
Групповой: работа с карточками |
Правильно выполненное задание |
Самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону |
Закрепление материала |
- Самостоятельно работаем с карточками. На них представлены тестовые задания (в формате ЕГЭ).
- Карточки подпишите и сдайте на проверку. |
Работают с карточками. |
Индивидуальный: работа с карточками |
Правильно выполненное задание |
Рефлексия. Прием «Незаконченные предложения» |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
- Закончите устно предложения: «Сегодня на уроке я вспомнил (-а)…» «Сегодня на уроке я узнал (-а)…» «Сегодня на уроке я научился (-ась)…» |
Учащиеся устно продолжают фразы. |
Фронтальный: беседа |
Оценка собственной деятельности |
Диагностика результатов |
Соотнесение целей с результатами деятельности |
- Какова была тема урока? - Каковы были цели? Достигнуты ли они? |
|
Фронтальный: беседа |
Зафиксированный в устной речи результат деятельности |
Домашнее задание |
Информация о домашнем задании |
Выполните задания в рабочей тетради (стр.41-51) |
|
|
Зафиксированный в письменной речи результат деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.