Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку.Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? Цель: совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста определять главную информацию в тексте, обобщать её; исключать второстепенную информацию; писать сжатое изложение.( Каждый ученик получает листок с текстом). Надо ли знать природу?
Иконка файла материала знанио.docx
Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? ( 5­6 класс). Цель­ совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: ­формулировать основную мысль текста ­определять главную информацию в тексте, обобщать её; ­  исключать второстепенную информацию; ­писать сжатое изложение Ход урока. I.Организационный момент. ­ Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать. ­Спасибо. II.Актуализация знаний.( Слайд № 2, 3) 1.Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. (Сжатый). Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением). Какие цели мы  перед собой поставим ?  (Совершенствовать  навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и  исключать второстепенную информацию). 2.Обратимся   к   памятке,   вспомним   наши   действия   при   работе   над   сжатым изложением. (Слайд №4). 3.   Какие   способы   сжатия   текста   мы   с   вами   знаем?(   Исключение,   обобщение) «Способы сжатия текста».(Слайд № 5) IIIЗнакомство с текстом. ( Слайд №6). ( Каждый ученик получает листок с текстом). Надо ли знать природу? 1.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек,   не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия   Валентиновича   Бианки.   4.Называется   она   «   Сова».     5.Обидел   старик   сову.   6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания­ не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей,  и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14.   Вот тогда­то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16.   Смысл ещё и в том, что   в природе всё крепко­ накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А   вот,     оказывается,   имеет­   через   мышей,   через   шмелей,   через   клевер­   к   корове   и молоку.19.  Вот почему надо знать природу! ( По Ю. Дмитриеву). IV Аналитическая беседа по содержанию текста. ( Слайд №7) 1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы). 2) Какова основная мысль текста?(Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом). 13) Каков тип речи текста? ( Рассуждение). 4)   Из   каких   частей   состоит   текст­   рассуждение?(   Тезис,   аргумент(­ы),примеры, вывод. 5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,  вывод.(Тезис­ 1 предложение, аргумент­ 2 предложение,  пример 3­14,  вывод­15­ 19). 6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? ( Повествование). 7).   Назовите   предложения,   соединяющие   аргумент   с   примером.(3,   4).   Как содержание этих предложений можно передать другими  словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова») 8).Сколько  микротем выделим в тексте?( четыре). 9).Составим план текста.Каковы будут ваши предложения?     1. Люди должны знать природу.     2. Можно наделать много бед.     3. Сказка « Сова».     4.Почему надо знать природу. ( Слайд № 8). Обсудите   в   паре   и   подчеркните   в   тексте   то,   без   чего   нельзя   понять   смысл V.Сжатие микротем. рассуждения.    Сожмите каждую микротему. Надо ли знать природу? Первая микротема.(Слайд №9­10 ). 1. где бы ни жили.  Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, Вторая микротема( Слайд №11­12). 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Третья микротема.(Слайд13­14) 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки.  4. Называется она « Сова». 5.Обидел старик сову.  6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей.  7. Но старик не обратил на это внимания­ не будешь и не надо.    8.  Перестала  сова   ловить   мышей,     и  осмелели   мыши.    9.  Стали  гнёзда   шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик.  11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову.  13. И не стало у коровы молока.  14. Вот тогда­то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Четвёртая  микротема.( Слайд №15­16.) 15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей.  16. Смысл ещё и в том, что  в природе всё крепко­ накрепко связано между собой.  17. Казалось бы, какое имеет   отношение   сова   к   молоку?     18.   А  вот   ,оказывается,   имеет­   через   мышей,   через шмелей, через клевер­ к корове и молоку. 19. Вот почему надо знать природу! VI. Возможный вариант сжатого изложения.( Слайд №17) Любой человек должен знать законы природы.  Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В.  Бианки « Сова». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не 2обратил на это внимание. Мыши начали  гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.     Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу! VII.Работа над окончательным вариантом изложения.( Слайд № 18). Литература.( Слайд №19) 1.В.   И.   Капинос.   Изложения   :   тексты   с   лингвистическим   анализом.­М:   Линка   – Пресс, 1994. 2.Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9­м классе: метод и практика­М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011. 3