Подготовка к школе. Графический диктант.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.Конспект
Иконка файла материала Подготовка к школе Графический диктант -.docx
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.                                                                 (Рисование по клеточкам).     Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет  подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя  чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.     Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно  подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость  орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными  графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное  воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.     Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ  развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации  движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Как работать с данными графическими диктантами. В каждом диктанте даны задания для детей 5­ти – 7­ми лет.                     Графический диктант можно выполнять в двух вариантах.     1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же  рисунок в тетради в клетку.      2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений  (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения  свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.     Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой  гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь,  развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет  свой словарный запас.     Задания подбирайте по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с  ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых  первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.      Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда  исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6­ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку  (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.      В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается  цифрой, а направление обозначается стрелкой.  Например:Пример диктовки графического диктанта  следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.      Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните,  что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не  ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось  рисовать по клеткам.    Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы  навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что­то не получается, просто объясните, как  надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.     Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут  для детей 5­ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6­ти лет и 20 – 25­ти минут для детей 6 – 7­ми лет. Но  если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.      Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит  карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного,  большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в  тетради.     Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и  стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у  каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет  – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять,  что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.     После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите  ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите  «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать  клеточки.      Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки.  Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив  строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.       Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки,  чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку.  Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать  пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический  диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая  гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия. Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения.  Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант –это схематичное изображение предмета.      Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное  изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или  предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал.  Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная  шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее. Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:     1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит  скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.       2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в  другую.      3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.      4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами. А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно  приступать к занятиям.

Посмотрите также