Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.Конспект
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.
(Рисование по клеточкам).
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет
подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя
чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно
подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость
орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными
графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное
воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ
развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации
движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Как работать с данными графическими диктантами.
В каждом диктанте даны задания для детей 5ти – 7ми лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах.
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же
рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений
(влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения
свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой
гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь,
развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет
свой словарный запас.
Задания подбирайте по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с
ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых
первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда
исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку
(0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается
цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Например:Пример диктовки графического диктанта
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните,
что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не
ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось
рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы
навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него чтото не получается, просто объясните, как
надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут
для детей 5ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6ти лет и 20 – 25ти минут для детей 6 – 7ми лет. Но
если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит
карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного,
большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в
тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и
стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у
каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет
– это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять,
что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите
ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе
были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните
малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите
«влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать
клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки.
Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив
строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки,
чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку.
Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать
пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический
диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая
гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения.
Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант –это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное
изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или
предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал.
Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная
шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит
скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в
другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно
приступать к занятиям.