Тема «Первые весенние цветы»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы» (весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, ветреница, мимоза; первый, нежный, белый, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными), навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки по теме[1], живые первоцветы, тетрадь №2, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями комнатных растений, магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, изображение паровозика и двух вагончиков для магнитной доски.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Расширение естественнонаучных представлений. Уточнение и активизация словаря.]
Логопед. Давайте послушаем стихотворение о мать- и-мачехе.
Золотые лепестки, хрупкий стебелек,
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала, сжались лепесточки.
На зеленых стебельках — круглые комочки.
Логопед. Расскажите как говорится о цветке в стихотворении?
Но сегодня мы с вами будем говорить не только о мать-и-мачехе, но и о других первых весенних цветах-первоцветах.
2. Беседа о первоцветах. [Расширение естественнонаучных и экологических представлений. Уточнение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие связной речи.]
Логопед. А вот и еще первоцветы. Кто знает, как они называются?
Дети. Это подснежники.
Логопед. Верно. Это настоящие подснежники. Они уже цветут в лесу. Собирать эти редкие цветы и лесу нельзя. Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья. Что вы можете сказать о них?
Дети. Цветки и бутоны красивые, белые. Стебельки тонкие, а листочки длинные.
Логопед. Это очень нежные цветы. Послушайте стихотворение о подснежнике.
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
В. Нищев
Остальные первоцветы мы с вами рассмотрим на картинках. Посмотрите на них. (Ставит картинки на наборное полотно.} Это крокус и ветреница. Наверное, крокус вы видели у себя на даче? У него нежные сиреневые цветы. Он расцветает, когда снег еще не весь растаял, появляется на проталинке.
Посмотрите! Что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру озяб слегка,
Но прекрасней нет цветка.
Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?
Дети. Он красивый, нежный. У него длинные листики.
Логопед. А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие листики?
Дети. У него белые цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листики.
Логопед. И подснежник, и ветреница — нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу. Лучше не рвать их, а любоваться ими, иначе скоро мы сможем увидеть их только на картинках и фотографиях, потому что они исчезнут.
3. Рассказывание стихотворения «Март». [Работа над темпом и ритмом речи.]
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. А теперь давайте все вместе расскажем стихотворение еще об одном растении, на котором цветы распускаются ранней весной. Цветы этого растения дарят маме Восьмого марта. Как вы думаете, что это за растение?
Дети. Это мимоза.
Логопед. Послушайте, как я расскажу его, а потом расскажем его все вместе.
Март. Еще стоят морозы,
Но весна не за горами.
Я пушистую мимозу
Подарил сегодня маме.
В. Нищев
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, потом можно предложить рассказать его всем по одному.
4. Подвижное упражнение «На лужайке». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Совершенствование навыков бега по кругу, прыжков на носках обеих ног.]
Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, приглашает детей на ковер.
Логопед. Давайте сделаем упражнение «На лужайке».
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я — подснежник, ты — вьюнок. Становитесь в наш венок. |
Встают в круг, берутся за руки. |
Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. |
Делают 4 шага назад, расширяя круг. |
А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. |
Бегут по кругу, взявшись за руки. |
Становитесь в круг опять, |
Смыкают круг. |
Будем в солнышко играть. |
Опять бегут по кругу. |
Мы — веселые лучи, |
Останавливаются, тянутся на носочках. |
Мы резвы и горячи. |
Прыгают на носочках, руки на поясе. |
5. Игра «Что лишнее?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи.]
Логопед приглашает детей к наборному полотну.
Логопед. А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?» Посмотрите на картинки. Назовите их.
Дети. Подснежник, кактус, крокус, мать-и-мачеха.
Логопед. Что лишнее? Как вы думаете?
Дети. Лишний кактус.
Логопед. Почему?
Д е т и. Он растет дома.
Логопед. Верно, это комнатное растение. А как мы называем остальные растения?
Дети. Это первые весенние цветы.
Логопед. Правильно. Молодцы.
6. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики, диалогической речи.]
Логопед предлагает детям сесть и раздает им открытые тетради. Ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Что за первоцвет изобразил художник в вашей тетради?
Дети. Это подснежник.
Логопед. Я поставлю подснежники перед вами, чтобы вы смогли раскрасить свой цветок правильно. Какими будут стебель и листики?
Дети. Зелеными.
Логопед. Каким карандашом вы раскрасите проталинку?
Дети. Черным или коричневым.
Логопед. Верно. Выполняйте задание, а дома, если захотите, вы можете нарисовать еще одну проталинку и подснежник на ней. Видите, художник оставил для этого место.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она необходима.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что нового узнали, что им понравилось делать. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.