Подходы к организации и способы педагогической деятельности и развития обучающихся с ОВЗ в системе общего и дополнительного образования детей
Чащина Т В, методист, преподаватель
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Инклюзивное образование – включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс школы, ДОО, организаций дополнительного образования
Классификация ЗПР
Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский)
Причины ЗПР и последствия
Нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции
Расторможенность, тревожность, «застревание», медлительность, обидчивость, плаксивость
Малая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания, замедленное формирование речи
Причины ЗПР и последствия
Нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, мыслительных процессов и речи
Замедленность переключаемости психических процессов
Неспособность к систематическому труду
Аффективная лабильность
www.themegallery.com
Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости
В сравнении с УО у детей с ЗПР гораздо выше возможности развития их познавательной деятельности.
При УО страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
Дети ЗПР способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО.
Игровое задание повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как с УО оно может служить для непроизвольного соскальзывания внимания с задания.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Выделяют особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность, распределение.
Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия.
У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у N) запоминания
большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной
заметное преобладание наглядной памяти над словесной
нарушение кратковременной памяти, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи при наглядно-образном мышлении.
Словесно-логическое мышление у большинства не развито.
Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения
Неспособность к волевому усилию
Инфантилизм
Преобладание игровых мотивов
Стремление к получению удовольствия
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Незрелость различных систем анализаторов
Неполноценность зрительно- пространственной, вербально-пространственной ориентированности
Двигательная разбалансированность
Импульсивность
Нарушения координации движения
Слабость мелкой моторики
Гиперактивность
Повышенный мышечный тонус
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Дефекты произношения
Ограниченность словарного запаса
Трудности словоизменения, словообразования
Нарушение синтаксической структуры предложения
Недостаточность речевой регуляции деятельности
Трудности вербализации действий
Несформированность планирующей функции речи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.