Подпрограмма деятельности сетевого Ресурсного центра "Профориентационная работа и профессиональное определение школьников"
Оценка 4.8

Подпрограмма деятельности сетевого Ресурсного центра "Профориентационная работа и профессиональное определение школьников"

Оценка 4.8
Документация
docx
математика +1
6 кл—11 кл +1
17.01.2020
Подпрограмма деятельности сетевого Ресурсного центра "Профориентационная работа и профессиональное определение школьников"
Подпрограмма по второму направлению «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников» инновационной программы деятельности сетевого ресурсного центра на базе БПОУ УР «ИТИП»
Подпрограмма Профориентация и самоопределение.docx

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

Удмуртской Республики

 «Ижевский техникум индустрии питания»

https://brainshef.ru/storage/app/uploads/public/4d9/899/c53/thumb__1400x0_0_0_crop.jpg

Подпрограмма  деятельности  сетевого Ресурсного центра

 

«Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

 

Авторы – разработчики:

1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

      2. Пушина  Нина Вячеславовна, заместитель руководителя по учебно – методической работе БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

 

 

 

 

 

2020

 

 

 

Содержание Подпрограммы

Стр.

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Пояснительная записка к Подпрограмме  деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»………………………………………………………………..…3

1.1.Актуальность реализации направления деятельности РЦ……………..4

1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»…………………………………………………………………8

1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы………………………………………………………………8

2. Модель и структура деятельности по направлению……………………11

3.Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению……….17

Заключение…………………………………………………………………17

Литература…………………………………………………………………..19

Приложения………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное и профессиональное самоопределение субъектов образования выступает сегодня одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора получаемых компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие  «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

В современных условиях становится нормой раннее образовательное и профессиональное самоопределение, осуществляемое  в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Готовность к ранней профессиональной мобильности и постоянному карьерному росту входит сегодня в число обязательных требований к  современному работнику и включает в себя набор специальных компетенций, предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:

-после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;

-на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования;  продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней;  изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования. Обозначенные моменты необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества.

         Фактором развития профессиональной сферы всё в меньшей степени становятся потребности экономики или объективные потребности общества, и всё в большей степени – субъективные интересы конкретных работников, система их взглядов и ценностных ориентаций.

 

1.Пояснительная записка к Подпрограмме  деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

     Для выпускни­ков школы перспектива социальной и профессиональной успешности зависит от качества деятельности образовательных  организаций, в которых субъект обучается. В современных образовательных условиях перспектива ранней профориентации и успешного самоопределения ещё на школьной скамье, как никогда высока. Сегодня в основе деятельности ОО по профориентационной работе и по раннему профессиональному самоопределению лежит:

 «Концепция организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»

1.1.Актуальность реализации Подпрограммы по заявленному направлению деятельности

     Образовательные струк­туры, которые включили в составляющие своей деятельности эколо­гию, непрерывное образование, поддержку культуры производства и новых технологий, обладают явными кон­курентными преимуществами по сравнению с другими образовательными системами, в том числе и другими образовательными организациями.  

Школа стоит перед проблемой, строго следовать запаздывающим установкам, ориентированным на вчерашние социальные вызовы и вы­ступать в роли законного представителя государства на исполнитель­ском уровне, или, определяя в зоне ближайшего и перспективного разви­тия ценностные ориентиры образования, предлагать их социуму.

      Профориентационная работа проводится сегодня с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся посредством  популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. 

Процесс выстраивается  на основе личностного восприятия учеником мира профессий,  приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты поселка, района, региона), путем расширения представления о мире профессий.        Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие  «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

     В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.     Для решения этих задач, в первую очередь,  используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

     Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:

-профессиональное просвещение;

-развитие профессиональных интересов и склонностей;

-профессиональную консультацию;

Социально-профессиональную адаптацию.

     В школе предполагается разработать  и апробировать Подпрограмму деятельности в рамках Ресурсного Центра по направлению: «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников».

Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения

     Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.

      Могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:

- по мере взросления школьника должны постепенно расширяться  его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;

-по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»; -потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях, по мере взросления человека, снижается и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.

     Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на  планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта:

-из общеобразовательной школы – в учреждение профессионального образования;

-из учреждения профессионального образования – в сферу профессиональной деятельности.

       Для обеспечения постепенности и непрерывности сопровождения профессионального самоопределения  необходимо использовать уровневый подход, который предполагает выделение определенных уровней развития субъекта самоопределения, с учетом особенностей образовательной ступени.

     Так, для ступени общеобразовательной школы могут быть выделены следующие уровни самоопределяющегося учащегося:

-пассивный уровень;

-уровень взаимодействия;

-уровень самостоятельности и осмысленности.

      В условиях реального образовательного процесса динамика субъекта самоопределения может проявляться в различных формах:

-развития, стагнации и деградации.

     Выделение обозначенных уровней позволяет, используя инструменты психолого-педагогического мониторинга, определять динамику обучающихся как субъектов самоопределения и на основе этого выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью профориентационной деятельности в образовательных учреждениях.

 

 

Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения

       В системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

     Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    Не менее значимы такие моменты, как введение в повседневную школьную практику широкой и разносторонней системы профессиональных проб и различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.

      Это предъявляет к таким специалистам особый набор требований и позволяет выделить проблему подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения в качестве отдельного направления работы.

      В круг рассматриваемых вопросов и проблем по заявленному направлению деятельности,  будут входить следующие:

    1.Информационно-аналитическая деятельность по направлению.

    2.Работа с учащимися в области профориентации и профессионального самоопределения.

    3.Организационно - методическая работа с педагогическим коллективом по направлению.

    4.Совместная работа школы, службы занятости населения и др., в том числе с социальными партнёрами.

    5.Организационная работа с родителями учащихся.

   6. Мониторинг качества профориентационной работы и профессионального самоопределения обучающихся.

      В совместной  деятельности школы, профессионального и дополнительного образования просматривается профориентационная работа по направлениям с социальными институтами города: ГИБДД, музеи, библиотеки и др.

 

1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

Нормативно-правовое обеспечение по сопровождения профессионального самоопределения и оказания соответствующей образовательной услуги

      Реализация обязательного минимума профориентационных услуг во всех образовательных учреждениях должна опираться на нормативно-правовую основу – стандарт или административный регламент – что обеспечит доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.

Федеральный уровень:

      Концепция организационно - педагогического  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

 

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Локальный уровень образовательной организации (Положения)

 

 

1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы

    Цели и смысловые ориентиры

     На уровне школы могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности:

во-первых, помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности /  конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения

     При этом следует учитывать, что профессиональный выбор человека – многомерный феномен, характеризующийся:

-профилем (содержательной направленностью, профессиональным интересом);

-широтой (заостренностью или, напротив, размытостью содержательного интереса);

-уровнем (уровнем притязаний, определенной карьерной ориентацией); устойчивостью (или, напротив, стремлением периодически изменять свой выбор).

    во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях.

     Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека: -осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный  выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда;

-противостоять при этом внешним манипулятивным воздействиям;

-ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения, проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут;

-владеть способами деятельности по реализации указанных целей; при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов.

     Цель реализации Подпрограммы

     Создать оптимальные условия для самоопределения и социализации обучающихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг. Создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей учащихся учителей, родителей учащихся, изменение методов и технологий обучения. повышение веса тех из них, которые формируют навыки самообучения, опыт ответственного выбора, опыт самоорганизации и становления ценностных ориентаций, информационно-коммуникативную компетентность

    Основные задачи и мероприятия программы

*Обновление содержания образования, повышения его качества, доступности и воспитывающего потенциала.

*Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля на 3-ей ступени.

*Развитие широкого спектра познавательных интересов и ключевых компетентностей, обеспечивающих  успешность в будущей профессиональной деятельности.

*Организация профильного обучения для реализации разноуровневых программ.

*Создание условий для сохранения здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся.

 *Обеспечение широкого использования в образовательном процессе информационных технологий.

    Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Подпрограммы

*Достижение заданного качества образования, повышение  конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

*Модернизация образования, профилизация образования,  углубление вариативности и индивидуализации образования;

*Совершенствование работы с одаренными детьми;

*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;

*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;

*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;

*Достижение заданного качества образования, повышение  конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

*Модернизация образования, профилизация образования,  углубление вариативности и индивидуализации образования;

*Выявление оптимального варианта организации профильного обучения в старших классах;

*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;

*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;

*Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса Совершенствование работы с одаренными детьми;

*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;

*Создание здоровьесберегающей среды школы;

*Формирование отношения к своему здоровью как к основному фактору успеха

*Функционирование системы психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям на разных ступенях обучения Рост квалификации кадров

2. Модель и структура деятельности по направлению

Механизмы реализации Концепции:

1) Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

2) разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки.

3) Организация деятельности региональных координаторов в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

4) поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня.

     Возможные варианты:

-создание комплексных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

-создание прецедентов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, социального партнерства сферы образования и сферы бизнеса в целевой области различного формата и различной степени институционализации;

-создание и поддержка учреждений общего и профессионального образования, реализующих различные модели и программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;

-создание в структуре образовательных сетей специализированных учреждений – ресурсных центров, обеспечивающих концентрацию и эффективное использование внешних ресурсов сопровождения профессионального самоопределения в различных форматах (центры профориентации, центры детского творчества, профориентационные технологические площадки и др.).

5) Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.

Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

     Направление 1.

     Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство

     В рамках работы по данному направлению предстоит выявить институциональные формы, модели и механизмы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях (региональном, муниципальном), определить и документировать условия их социально-педагогической эффективности и транслируемости.

     Это предполагает, в том числе, решение следующих задач:

-разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в целевой сфере (включая разработку и принятие необходимых подзаконных актов, развивающих и дополняющих положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

-определение гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей независимо от места проживания (формирование государственных регламентов профориентационных услуг для  различных категорий учащихся и студентов, различных уровней общего и профессионального образования);

-разработка и реализация механизмов, обеспечивающих реализацию следующих направлений организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

-совместное решение задач сопровождения профессионального самоопределения образовательными учреждениями различных типов и уровней;

-взаимодействие между образовательными учреждениями (различных типов и уровней) и специализированными организациями, осуществляющими сопровождение профессионального самоопределения;

организация межведомственного взаимодействия (органы образования, органы труда и социальной защиты) в сфере поддержки профессионального самоопределения;

-организация социального партнерства между потребителями и благополучателями услуг в области сопровождения профессионального самоопределения и субъектами организации и оказания соответствующих услуг (включая механизмы и пути вовлечения в целевую сферу представителей крупного, среднего и малого бизнеса и работодательских объединений, а также различных групп представителей общественности);

апробация и сравнительная оценка эффективности различных региональных моделей организации сопровождения профессионального самоопределения; разработка пакета типовых документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих необходимые условия для реализации данных моделей.

Направление 2.

 Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение

    Комплекс работ по данному направлению призван обеспечить реализацию организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.

    Реализация направления, в том числе, предполагает:

-разработку научно-методического обеспечения и рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;

-уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: самостоятельная образовательная область «Самоопределение»;

-включение профориентационного модуля в предмет «Технология»; включение материала профориентационной направленности в базовые предметы;

-усиление профориентационной направленности предпрофильных и профильных элективных курсов;

-система учебно-исследовательских проектов профориентационной направленности и др.);

-разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням), и на этой основе – создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов на предмет;

-формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодёжи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях; в учреждениях начального и среднего профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования детей;

-формирование системы «образовательного хэнд-хантинга» («hand-hunting») – системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в т. ч. техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования, при этом, сохранив преимущества нынешнего технологического образования;

-разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования;

-поиск и отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих  реализацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех этапах работы с населением в системе непрерывного образования и на этой основе – создание единой технологии профориентационной работы, основанной на общем для всех учреждений алгоритме, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

-разработка инновационного программно-компьютерного обеспечения, обеспечивающего индивидуализированную диагностику процесса профессионального самоопределения обучающихся

Направление 3. Кадровое обеспечение

      Для обеспечения эффективной работы по данному направлению необходимо решение следующих задач:

-разработка внутрикорпоративного стандарта по виду деятельности «профориентационное сопровождение профессионального самоопределения» и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);

-формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров;

-разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;

-создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях

Успешное решение обозначенных задач, в перспективе, должно обеспечить условия для введения должности специалиста по сопровождению самоопределения  обучающихся в штатное расписание образовательных учреждений.

 

 

Управление и образовательная политика организации, реализующей профориентационную деятельность

Управление образовательной организацией  осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава, локальных актов. Успешно работают  Педагогический совет, Родительский комитет, Методический совет и др. Переданные им полномочия регулируются Уставом и локальными актами.

В организации работают методические объединения и цикловые комиссии педагогов, ведущих, как общеобразовательные, так и общепрофессиональные циклы,   библиотекарей, зам. директора по УВР. Опыт организации распространяется через участие в районных, региональных и федеральных (к примеру, «Билет в будущее») мероприятиях

 

3. Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению      

       Уточнение: алгоритм процесса мониторинга более подробно представлен в Подпрограмме: «Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся»

МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

       Известно, что в педагогическом оценивании применяется уровневый подход. Исследователи выделяют, как минимум три уровня готовности к учебно-познавательной деятельности. Рассматривая профессиональное самоопределение учащегося как компонент учебно-познавательной деятельности, мы также выделяем три уровня готовности учащихся 9-х классов, освоивших элективные образовательные программы, относящиеся  к самоопределению, а именно репродуктивный, реконструктивный и творческий уровень готовности к профессиональному самоопределению

       На каждого учащегося заполняется «Карта наблюдения» (в карте необходимо обвести кружочками соответствующие учащемуся номера признаков и компонентов), затем формируется «Итоговая таблица по классу»

 

 

Заключение

      Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века предопределили появление повышенных требований к качеству подготовки будущих специалистов, породили конкуренцию на рынке труда. Эти требования в свою очередь повлияли на политику государства в сфере образования.

Школа, как и любая другая образовательная организация,  в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим социальным институтом гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека.

      Развивающемуся обществу современной России нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

         В рамках современной быстро развивающейся экономики российского общества постоянно возникают новые технологии производства, развивается сфера услуг, что ведет к возникновению новых профессий, расширению сферы сервиса и т. д. Социальный заказ на профилизацию старшей ступени образования обусловлен запросами работодателей, родителей, педагогического сообщества, а также самих обучающихся. Профильное обучение способствует профессиональному самоопределению, выстраиванию собственной траектории образования. В последние годы накоплен немалый опыт новаторской педагогической деятельности, направленный на развитие системы профильного обучения и предпрофильной  подготовки.

     От полноты и качества выполнения целей и задач профильного обучения и предпрофильной подготовки, во многом зависит успешная социализация вступающего в жизнь поколения. 

Предлагаемое к реализации направление, выявить на раннем этапе детей способных к  определённому по содержанию, творчеству, способствовать формированию основ творчества, к примеру, технического, проявление интереса к изобретательству, вследствие чего,  становление исследовательских компетенций учащихся, позволяющих в дальнейшем профессионально успешно самоопределиться

 

Литература

1.Афанасьева, Т. П.  Профильное обучение: педагогическая система и управление [Текст]. Книга 2.  Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие /Т. П. Афанасьева, Н. В.  Немова; под ред. Н. В.  Немовой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 84 с.

2. Бабанский, Ю. К.  Учет возрастных и индивидуальных  особенностей школьников в учебно -воспитательном процессе [Текст] //  Нар.  образование. – 1982. – № 7.

3. Болотова, Е. Л.  Педагогу о профильном обучении  [Текст] : учеб.  пособие / Е. Л. Болотова, В. С. Рохлов. – М.:  Изд-во УРАО, 2005. – 68 с.

4. Болтянский, В.Г.  К  проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер //  Математика в школе. – 1988. – № 3. – С. 9-13.

5. Броневщук, С. Г.  Концепция введения профильного обучения в школах России [Текст] /С. Г.  Броневщук. – М., 1993.

6. Вахрушева, И. Г.  Профилизация образования: диагностика и формирование  профессиональных интересов учащейся молодежи  [Текст] : учебно-метод.  пособие / И. Г. Вахрушева, Д. М.  Шакирова. –  Казань:  Центр инновационных  технологий, 2004. – 204 с. – ISBN 5-93962-061-6.

7. Вишнякова, С. М.  Профессиональное  образование.  Словарь. Ключевые понятия,  термины ,актуальная лексика [Текст] / С. М.  Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

8. Гладкая, И. В.  Основы профильного обучения и  предпрофильной подготовки [Текст] :учебно-метод.  пособие  для учит. / И. В.  Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина ; под  ред. А. П.  Тряпициной. –  СПб, 2005.

9.  Голомшток, А. Е.  Выбор профессии и воспитание личности школьника:  Воспитательная концепция проф.  ориентации / А. Е. Голомшток. – М.:  Педагогика, 1979. – 160 с.

10.  Дидактический материал по курсу  «Твоя профессиональная карьера»: кн.  для учит. /И. П.  Арефьев, Т. В.  Васильева, А. Я.  Журакина и др.;  под ред. С.Н.  Чистяковой. – М. :Просвещение, 1998. – 191 с.

11.  Дифференциация в обучении математике  [Текст] / Г. В.  Дорофеев, А. А.  Кузнецов, С. Б. Суворова, В. В.  Фирсов //  Математика в  школе. – 1989. – № 4.

12.  Захаров, Н. Н.  Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н.  Захаров,В. Д.  Симоненко. – М.:  Просвещение, 1989. – 190 с.

13.  Зеер, Э.Ф.  Профориентология: теория и практика  [Текст] : учеб.  пособие для  высш.  шк. /Э. Ф.  Зеер, А. М.  Павлова, Н. О.  Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

14.  Ильина, Т. А.  Системно-структурный подход к организации  обучения / Т. А.  Ильина. – М.,1972.

15.  Ильясов, Д. Ф.  Образовательные программы [Текст] :  учеб.  пособие / Д. Ф.  Ильясов,Г. Н.  Сериков. –  Челябинск:  Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 90 с.–ISBN 5-696-02471-8.

16.  Карасова, И. С.  Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и  процессуальная стороны обучения) [Текст]:  монография / И. С.  Карасова.– Челябинск : Факел, 1997.–244 с.

17.  Карпов, А.В. Психологические основы  принятия решения в профессиональной работе [Текст] / А. В.  Карпов. – М., 1986.

18.  Климов, Е. А.  Психология  профессионального самоопределения [Текст] :  учеб.  Пособие для студ.  высш.  учеб.  заведений / Е. А.  Климов. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. – 304 с.

19.  Коджаспирова, Г. М.  Педагогический словарь: для студ.  высш. и  сред.  пед.  учеб. заведений/ Г. М.  Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е  изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

20. Козлова, К.Н.  Психологическое  сопровождение  профильной ориентации учащихся 9-11классов МОУ лицей № 120  [Текст] / К. Н.  Козлова // Практика и перспективы профильного обучения: первые итоги  эксперимента /  под ред. Т. В.  Абрамовой, С. Г.  Молчанова, И. М.  Никитиной //  Актуальные проблемы  управления  образованием в регионе. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. –  Выпуск  3 (35). – 130 с. – С. 111-118.

21. Концепция дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе (Материалы для обсуждения на  заседании Президиума АПН СССР) / под  ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. – М., 1990.

22.  Концепция  модернизации российского образования на  период  до 2010 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 1. – С. 3-16.

23.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  (Приказ Минобразования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783) // Стандарты и мониторинг в  образовании. – 2002. – № 3. – С. 3-16.

24.  Королев, А.А.  Положение о  портфолио  достижений учащихся [Текст] / А. А. Королев, В. С.  Красикова, Л. А.  Котова //  Практика административной  работы в школе. – 2006. – №2. – С. 14-17.

25.  Коротов, В. М.  Воспитывающее обучение [Текст] / В. М.  Коротов. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

26.  Кузнецов, А. А.  Профильное  обучение: цели, формы, структура  учебного плана. Профильное обучение в старшей  школе / А. А.  Кузнецов. – http:// informika. ru.

27.  Кузнецов, А.А.  Структура и  принципы  формирования содержания профильного  обучения на старшей ступени [Текст] / А. А.  Кузнецов, А. А.  Пинский, М. В.  Рыжаков, Л. О.  Филатова. – М., 2003.

28.  Кузнецова, И. Г.  Коррекционные классы как тип дифференцированного обучения [Текст] / И. Г. Кузнецова, Е. Ю. Головинская //  Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы.  Вып. 1. Ч. 1.  «Дифференцированное обучение в школах». – Самара, 1997 – 1998.С. 87 – 112.

29. Лернер, П.С.  Профильное образование: взаимодействие противоположностей /П. С.  Лернер // Школьные технологии. – 2002. – № 6. – С. 75-81.

30.  Лукина, А.К.  Региональная модель  профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант  [Текст]: монография / А. К.  Лукина. – М. :  Изд-во ИСПС РАО, 2005. – 76 с.

31.  Михайлова, В.П.  Организационно-педагогические условия введения профильного обуче-ния в старших классах  учреждений общего образования  (на примере Московской области)[Текст]:  автореф. канд. пед. наук / В. П. Михайлова. – Москва, 2006. – 19 с.

32. Молчанов, С.Г.  Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь) [Текст]:  учебн. пособие / С. Г. Молчанов, Р. Я.  Симонян. –  Челябинск: ИДППО, 2005.–44 с.

33.  Монахов, В.М.  Проблема дифференциации  обучения в средней школе [Текст] /В. М.  Монахов, В. А.  Орлов, В. В.  Фирсов. – М., 1990.

34.  Морозова, Е. В.  Технология создания элективных курсов [Текст] / Е. В. Морозова // Со-держание образования в профильной  школе:  методология деятельности и методика обучения в условиях перехода к  новым образовательным стандартам: мат.  науч. - практ.  конфер. общеобраз. учр-ний. г.  Челябинска / под ред. Е. В.  Киприяновой. –  Челябинск, 2005. – 224с. ISBN 5-93216-192-2.

35.  Немов, Р. С. .  Психология :  учебн.  для студ.  высш.  пед. учебн. заведений : в 3 кн. – 4-е изд./ Р. С.  Немов. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3.  Психодиагностика.  Вве-дение в научное психологическое  исследование с элементами математической статистики.– 640 с.

36. Немова, Н. В.  Управление введением системы  предпрофильного обучения девятиклассников : учебно -  метод. П особие / Н. В.  Немова.–М. : АПК и ПРО, 2003.–68 с.

37. Никитина, Е. Ю.  Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе  [Текст] :  дисс.  канд.  пед.  наук / Е. Ю. Никитина.– Челябинск, 1995. – 195 с.

38.  Новикова, Т. Г.  Проектирование эксперимента в образовательных системах :  науч. -  метод. пособие / Т. Г.  Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 112 с.

39. Новикова, Т. Г.  Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации [Текст] / Т. Г.  Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская,Е. Е.  Федотова; под ред. Т. Г.  Новиковой. – М.: АПКиПРО__チ・セ, 2004. – 112 с.

40. О  проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. – Постановление  Правительства РФ от 9 июня 2003 г., № 334.

41. Ожегов, С.И. Словарь  русского языка: Ок. 57000 слов  [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.:  Рус. яз., 1986. – 797 с.

42. Остапенко, А. А.  Профильное обучение в старших  классах малочисленной школы [Текст]/ А. А. Остапенко //  Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 95- 98.

Приложения

Система мероприятий по реализации

Подпрограммы по заявленному направлению  

 

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

1. Организационно-правовое обеспечение

 

Продолжить работу развитию информатизации в учебно-воспитательном процессе.

 

 

Продолжить работу над созданием нормативно-правовой базы ОО в области профориентации и самоопределения школьников

 

2. Повышение квалификации педагогических кадров

 

Ежегодно обеспечивать переподготовку педагогов

 

 

Продолжить обмен опытом работы с другими организациями

 

 

Организовать постоянно действующий семинар для педагогов по заявленному направлению деятельности

 

 

Подготовить сборник методических материалов по заявленному направлению деятельности

 

 

Обеспечить участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в работе научно-практических конференций и семинаров всех уровней

 

 

Публиковать методические разработки учителей в педагогических изданиях различного уровня, сети Internet.

 

 

Курсовая подготовка педагогов в дистанционном режиме

 

3. В сфере общего образования

 

Активно внедрять в практику работы проектный и исследовательский методы учебной и внеучебной деятельности.

 

 

Вести подготовительную работу по внедрению стандартов нового поколения

 

 

Проводить конкурсы, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

 

 

Расширить использование информационно-коммуникационных технологий в работе библиотеки.

 

 

Способствовать развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности:

проводить конкурсы среди педагогов по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе

проводить конкурсы среди учащихся по созданию образовательных ресурсов

 

 

Организовать классы по различным профилям согласно запросам учащихся и их родителей.

 

 

Организовать мероприятия по участию выпускников в едином государственном экзамене:

проводить разъяснительную работу среди учащихся, их родителей и учителей о порядке и сроках проведения ГИА и ЕГЭ;

организовать «репетиционные» мероприятия, способствующие объективизации оценки знаний учащихся

привлекать родителей в качестве общественных наблюдателей на экзамены итоговой государственной аттестации

 

 

Введение проектной деятельности в учебные планы  

 

 

Проводить методические советы по проблеме «Пути совершенствования качества педагогического процесса в общеобразовательном учреждении»

 

 

Совершенствовать систему мониторинговых исследований качества образования учащихся

 

 

Способствовать созданию инструментария для изучения уровня усвоения  учебных программ.

 

 

Организовывать участие одаренных детей в районных, областных, российских конференциях, конкурсах, олимпиадах.

 

 

Сетевое взаимодействие между образовательными организациями

 

4. В сфере дополнительного образования детей

 

Продолжить работу кружков и предметных секций

 

 

Принять участие в районных смотрах-конкурсах.

 

 

Продолжить сотрудничество с организациями дополнительного образования (  ДЮСШ и др.)

 

 

Дистанционная курсовая подготовка

 

5. Совершенствование воспитания и обеспечения охраны прав и здоровья детей

5.1  В сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции

 

Продолжить работу по формированию активной жизненной позиции учащихся путем развития детского и молодежного общественного движения

 

 

Стимулировать развитие системы ученического самоуправления. Изучить и внедрить новые формы самоуправления.

 

 

Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

 

 

Совершенствовать патриотическое воспитание.

 

 

Способствовать формированию толерантности как необходимого условия социализации личности

 

 

Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

 

5.2. В сфере трудового воспитания

 

Заключить договор о сотрудничестве с Центром занятости

 

 

Вести профориентационную работу через Центр занятости и организовывать встречи с представителями ССУЗов и ВУЗов

 

 

Организовать работу учащихся 9-10-х классов из малообеспеченных семей через Центр занятости

 

 

Организовать работу учащихся  по уходу за цветниками.

 

 

Организовать самообслуживание учащихся (дежурство в столовой, в классных кабинетах)

 

5.3 В сфере развития интеллектуальных способностей учащихся

 

Продолжить проведение интеллектуальных игр («Брейн-ринг», «Кенгуру»).

 

 

Проводить интеллектуальные конкурсы:

конкурс авторов литературных произведений (стихов, рассказов, сказок);

проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

 

Проводить олимпиады и организовывать участие в районных и областных олимпиадах по предметам.

 

 

Проводить  тематические вечера.

 

 

Проводить мероприятия для параллели по тематическим периодам.

 

 

Участие в интернет конкурсах

 

5.4 В сфере обеспечения здоровьесбережения детей

 

Реализовать  целевую программу «Здоровье »

 

 

Продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

 

 

Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы ОО:

зарядка;

подвижные перемены;

физкультурные минутки;

проведение уроков на свежем воздухе;

экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся.

 

 

Оборудовать и лицензировать медицинский кабинет.

 

 

Организовать участие в традиционных спортивных соревнованиях.

 

 

Организовать проведение декад «Здоровье», «Против наркотиков и СПИДа».

 

 

Проводить  «День здоровья».

 

 

Обеспечить контроль за организацией питания

 

 

Продолжить проведение «Малых олимпийских игр»

 

 

Осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся

 

 

Организация работы специальной медицинской группы

 

 

Работа кабинета логопеда

 

 

Сотрудничество организации и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся

 

 

Проведение ежегодного медицинского осмотра и вакцинации учащихся.

 

 

Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

 

 

Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении

 

5.5.  В сфере правового воспитания, обеспечения прав участников

образовательного процесса

 

Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс программы правового всеобуча педагогов, родителей и учащихся

 

 

Продолжить работу уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса.

 

 

Продолжить работу коллегиального органа школьного самоуправления Совета ОО (Управляющего Совета)

 

 

Утверждение ежегодного публичного доклада Советом ОО

 

 

Реализация Положения ОО о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам организации

 

 

Согласование сметы расходов с Советом ОО

 

5.6. В организации работы с родителями

 

Продолжить проведение родительских собраний по проблемам воспитания  (по плану)

 

 

Активизировать работу классных родительских комитетов

 

 

Продолжить проведение совместных мероприятий учащихся и их родителей

 

6. Сохранение и укрепление учебно-материальной базы ОО

 

Продолжить реализацию программы по обеспечению пожарной безопасности.

 

 

Продолжить развивать и оснащать классы компьютерной и мультимедийной техникой.

 

 

Осуществлять меры по развитию материальной базы пищеблока

 

 

Приобретение учебно-методических комплектов для учащихся

 

 

Оснащение кабинетов  мебелью

 

 

Оборудование душевых кабин в спортивном зале.

 

 

Оборудование  гардероба

 

 

      3.1 Повышение эффективности менеджмента

 

 

 

Задачи-действия

 

 

Ответственные

 

Сроки

 

Результат

 

Развитие организационной структуры организации, модернизация уклада жизни.

 

 

Повышение качества учебно-воспитательного процесса.

 

Создание методического совета по разработке программы развития.

 

 

Программа развития.

 

Проведение коллективного обсуждения программы развития.

 

 

Мотивация коллектива на реализацию программы.

 

Проведение заседания педагогического и методического советов,   семинары по изучению компетентностного подхода и проектных технологий.

 

 

Внедрение проектных технологий

 

Организация конкурса   проектов для определения стратегии и тактики развития обучающихся  («Мы в Интернете»,  «Формула успеха», «Здоровое поколение»).

 

 

Сайт. Альбом. Презентации. Методические материалы.

 

3.2 Повышение компетентности педагогического коллектива

 

 

 

Задачи-действия

 

 

Ответственные

 

Сроки

 

Результат

 

Реализация мотивационно-целевой функции управления повышением профессиональной компетентности педагогических работников:

-разработка авторских программ, пособий, дидактических материалов; -проведение проблемных конференций, семинаров, педагогических чтений, фестивалей инновационных проектов и посещение аналогичных мероприятий в других ОО;

-обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка публикаций и пособий в печати; -создание необходимых условий и оказание поддержки педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

 

Постоянно

Развитие системы повышения профессиональной компетентности кадров в школе. Эффективное профессиональное развитие учителя.

 

 

Разработка системы мотивации и стимулирования к профессиональному развитию педагогов, плана ее реализации.

 

 

Развитие мотива состязательности, стремление занять определенное место в коллективе.

 

 

Методическое повышение компетентности педагогического коллектива.

 

 

Владение современными педагогическими технологиями.

 

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья: -продолжать  работу   по осуществлению мониторинга и разработке критериев оценки результатов учебно-воспитательной деятельности в аспекте обеспечения и сохранения физического, психического и социального благополучия детей; -стимулировать творческую деятельность учащихся, учителей, родителей по осуществлению сбережения здоровья детей и взрослых;

-способствовать повышению уровня знаний педагогов в области культуры здоровья через проведение семинаров по единой теме «Здоровый ребенок в здоровой школе»; -продолжить реализацию целевой программы «Здоровье »; провести конкурсы учащихся, учителей, родителей (конкурс проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», конкурс творческих работ «Я и мое здоровье»).

 

 

Проявление творческого потенциала учителя в условиях модернизации образования, построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся по своим предметным дисциплинам. Использование результатов психолого-педагогического мониторинга учащихся в работе классных руководителей и учителей-предметников.

 

 

 

3.3 Модернизация содержания образования

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Модернизация действующей модели учебного плана как основы организации образовательного процесса и его научно-методическое обоснование.

 

 

Наличие учебного плана.

 

Модернизация программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебным планом, стандартами по следующим направлениям:

8-9 классы – предпрофильная подготовка, создание условий для выбора путей продолжения образования после окончания основной школы; 10-11 классы – профильное обучение .

 

 

Наличие программно-методического обеспечения учебного плана.

 

Создание и обновление банка программно-методического обеспечения преподавания курсов по выбору и элективных курсов.

 

Постоянно

Наличие программ курсов по выбору и элективных курсов, мониторинг результатов обучения заключение об эффективности внедрения новых программ и программно- методических материалов.

 

Модернизация рабочих программ преподавания отдельных предметов в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образованием.

 

 

Наличие рабочих программ по предметам в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образования.

 

Развитие внеурочной работы по предметам.

 

Постоянно

Проведение предметных мероприятий.

 

 

 

3.4 Социально-педагогическая поддержка развития личности учащихся

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутреннем учете:                          постоянное сопровождение в учебно-воспитательном процессе детей, находящихся в социально-опасном положении; вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении в кружки, секции по интересам, в различные мероприятия, мониторинг занятости в каникулярное и учебное время; обследование социально неблагополучных семей, составление актов обследования материально-бытовых условий,  работа по плану совместной работы по профилактике правонарушений и безнадзорности с ПДН (комиссией по делам несовершеннолетних),  организация совместной психолого-педагогической помощи учащимся и семьям, состоящим на  учете.

 

 

Созданы условия для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды. Решаются проблемы посредничества между ребенком и окружающим его социумом. Решаются проблемы соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме. Нет учащихся состоящих на учете в ПДН. Соблюдается социально-правовая защищенность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспитательно-педагогические проблемы решаются совместно с различными государственными и общественными структурами. Наблюдается положительная динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития учащихся.

 

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

 

 

 

 

Работа по формированию благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе: информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещании учителей и методическом объединении классных руководителей; пропаганда знаний о правах ребенка; консультации и помощь классным руководителям в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности и по вопросам охраны детства.

 

 

 

Работа по оздоровлению семейной обстановки: оказание консультативной помощи ребенку и его родителям, обследование жилищно-бытовых условий многодетных, малообеспеченных семей, семей опекунов; социальное патронирование семей, определение доминирующего фактора неблагополучия, составление социального паспорта семьи.

 

 

 

Работа по изучению ситуаций риска и предупреждению нарушений здоровья во всех его проявлениях.

 

 

 

Работа с опекаемыми и их семьями.

 

 

 

Работа по защите прав детства.

 

 

 

3.5 Мониторинг результативности учебно-воспитательной  работы и достижений учащихся

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Разработка  Портфолио (портфель личных достижений учащегося).

 

 

Наличие портфолио выпускников, отражающего учебные и внеурочные достижения школьников.

 

Модернизация форм контроля достижений учащихся (промежуточный, текущий контроль, итоговая аттестация).

 

 

Внедрение рейтинговой оценки знаний

 

Освоение и внедрение  компетентностного подхода.

 

 

Использование проектных методик в учебно-воспитательном процессе.

 

Создание мониторинга по направлениям: соматическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-психологическое здоровье.

 

 

Организация образовательного процесса на диагностической основе.

 

Подготовка рекомендаций .

 

 

Выступления на методических совещаниях. Публикации в методических журналах и сети Internet.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий.

 

 

 

Использование информационно-коммуникационных технологий

 

Организация постоянно действующего семинара

для педагогов.

 

 

Применение педагогами на уроках и во внеклассной деятельности здоровьесберегающих технологий, разработка авторских программ

Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.

 

Развитие учебной и исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Увеличение количества школьников, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. Участие в конкурсах творческих работ учащихся разного уровня:

районных, городских, областных, всероссийских.

 

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

 

 

Соответствие всех параметров учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям к условиям обучения в ОУ

 

 

3.6 Оптимизация психологического климата в школе

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Организация комплексного, тематического фронтального и выборочного отслеживания инновационных процессов  в школе: психолого-педагогическая диагностика педагогов и учащихся; социально-педагогическая исследование педагогического коллектива.

 

 

Учителя и ученики узнают свои индивидуально-личностные особенности, понимают своеобразие другого, продуктивно взаимодействуют.

 

Подготовка комплекса диагностических методик по отдельным психолого-педагогическим аспектам жизнедеятельности школьников и педагогов.

 

 

Наличие разнообразных диагностических методик, внедрение их в работу педагогов.

 

Обеспечить развитие способности самоорганизации и формирования диалогической культуры.

 

 

Формирование навыка самоорганизации, практическое использование полученных знаний.

 

Поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

 

 

Толерантные отношения внутри коллектива.

 

Оказание психолого-педагогической поддержки, проведение психолого-педагогических семинаров.

 

 

Повышение психологической культуры коллектива, самореализация личности учителя.

 

Организация процесса изучения индивидуально-личностных особенностей учителей и учеников.

 

 

Повышения профессионального уровня, самоактуализация, творческий рост.

 

 

 

 

 

 

3.7 Совершенствование материально-технической базы

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Провести дифференциацию учебной среды: приобрести мебель в кабинеты профильного изучения предметов

 

 

Оборудованное классно-кабинетное пространство.

 

Капитальный ремонт туалетов

 

 

Создание здоровых и безопасных условий.

 

Подключение к Интернету.

 

 

Расширение информационного пространства.

 

Создание  локальной компьютерной сети.

 

 

Расширение информационного пространства.

 

Приобрести множительную технику.

 

 

Обеспечение  учебно-методическими материалами  учителей-предметников.

 

Совместно с учащимися и родителями благоустроить  двор: оборудовать клумбы на территории  двора.

 

 

Благоустроенный

двор школы.

 

Приобрести оборудование в кабинеты химии, физики, биологии.

 

 

 

Оборудованные кабинеты.

                                                               

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий

 

Класс

Тема

Задачи

Формы работы

1-2

Профессии наших родителей

 

-     Знакомство с профессиями родителей.

-     формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

-         классные часы, встречи;

-         рассказы о профессиях;

-         конкурсы рисунков, фотографий, проектов, сочинений, ДПИ;

-         профориентационные игры.

3-4

Мир профессий

-     Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

-         беседы о труде;

-         внеклассные мероприятия;

-         путешествия по миру профессий.

5-6

Кем быть?

-     Формирование основ профессиональной направленности.

-            анкетирование;

-            тестирование;

-            тренинги.

-     Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

-            сотрудничество со специалистами Центра занятости;

-            консультации;

-            акции;

-            участие в ярмарках профессий  средних профессиональных учебных заведений;

-            посещение музеев;

-            занятия в кружаках и секциях ОУ и учреждениях дополнительного образования.

7-8

Самоопределение в области «человек – труд – профессия»

-          Формирование профессионального самоопределения.

-          Определение личностного смысла выбора профессии.

 

План работы по организации профориентационной  работы

 

№п\п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

1.

Анкетирование выпускников (9,11классов) с целью выявления профессиональных намерений

Декабрь

 

2.

Проведение групповой  диагностики

по выявлению профессионально- значимых

 

качеств учащихся старших классов

 

декабрь

 

3.

Проведение консультаций по темам:

1. « Основы выбора профессии»

2. «Классификация профессий»

3.«Профессия, специальность, должность»

4.«Особенности профессионального обучения»

5. «Профессиональные способности»

6. «Мотивы выбора профессии»

 

в течение года

 

4.

Организация и проведение профессиографических  экскурсий

 

 

5.

Организация встреч учащихся с представителями  различных профессий

в течение года

 

6.

Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам профессиональной ориентации школьников

по заявке

 

7.

Проведение развивающих занятий по профориентации для начального и среднего звена

по заявке

 

8.

Участие в родительских собраниях

в течение года

 

9.

Деятельность в ОО мобильного профпункта

в течение года

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Подпрограммы Стр.

Содержание Подпрограммы Стр.

Введение Социальное и профессиональное самоопределение субъектов образования выступает сегодня одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества и представляет собой непрерывный процесс

Введение Социальное и профессиональное самоопределение субъектов образования выступает сегодня одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества и представляет собой непрерывный процесс

Сегодня в основе деятельности ОО по профориентационной работе и по раннему профессиональному самоопределению лежит: «

Сегодня в основе деятельности ОО по профориентационной работе и по раннему профессиональному самоопределению лежит: «

Для решения этих задач, в первую очередь, используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся

Для решения этих задач, в первую очередь, используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся

Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности

Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности

При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации

При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации

Региональный уровень Муниципальный уровень

Региональный уровень Муниципальный уровень

Цель реализации Подпрограммы

Цель реализации Подпрограммы

Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение; *Достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда; *Модернизация…

Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение; *Достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда; *Модернизация…

Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т

Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т

Направление 2. Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение

Направление 2. Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение

Направление 3. Кадровое обеспечение

Направление 3. Кадровое обеспечение

Управление и образовательная политика организации, реализующей профориентационную деятельность

Управление и образовательная политика организации, реализующей профориентационную деятельность

Развивающемуся обществу современной

Развивающемуся обществу современной

Вахрушева, И. Г. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи [Текст] : учебно-метод

Вахрушева, И. Г. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи [Текст] : учебно-метод

Никитиной // Актуальные проблемы управления образованием в регионе

Никитиной // Актуальные проблемы управления образованием в регионе

Морозова, Е. В. Технология создания элективных курсов [Текст] /

Морозова, Е. В. Технология создания элективных курсов [Текст] /

Повышение квалификации педагогических кадров

Повышение квалификации педагогических кадров

Продолжить работу кружков и предметных секций

Продолжить работу кружков и предметных секций

Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы

Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы

Задачи-действия Ответственные

Задачи-действия Ответственные

ОО; -обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка публикаций и пособий в печати; -создание необходимых условий и оказание поддержки педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах…

ОО; -обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка публикаций и пособий в печати; -создание необходимых условий и оказание поддержки педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах…

Здоровый ребенок в здоровой школе»; -продолжить реализацию целевой программы «Здоровье »; провести конкурсы учащихся, учителей, родителей (конкурс проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», конкурс творческих…

Здоровый ребенок в здоровой школе»; -продолжить реализацию целевой программы «Здоровье »; провести конкурсы учащихся, учителей, родителей (конкурс проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», конкурс творческих…

Наличие программно-методического обеспечения учебного плана

Наличие программно-методического обеспечения учебного плана

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутреннем учете: постоянное сопровождение в учебно-воспитательном процессе детей, находящихся в социально-опасном положении; вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении в…

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутреннем учете: постоянное сопровождение в учебно-воспитательном процессе детей, находящихся в социально-опасном положении; вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении в…

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся

Внедрение рейтинговой оценки знаний

Внедрение рейтинговой оценки знаний

Создание здоровьесберегающей образовательной среды

Создание здоровьесберегающей образовательной среды

Оказание психолого-педагогической поддержки, проведение психолого-педагогических семинаров

Оказание психолого-педагогической поддержки, проведение психолого-педагогических семинаров

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий

Проведение консультаций по темам: 1

Проведение консультаций по темам: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020