Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Ижевский техникум индустрии питания»
Подпрограмма деятельности сетевого Ресурсного центра
«Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»
Авторы – разработчики:
1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
2. Пушина Нина Вячеславовна, заместитель руководителя по учебно – методической работе БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
2020
Содержание Подпрограммы
Стр.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Пояснительная записка к Подпрограмме деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»………………………………………………………………..…3
1.1.Актуальность реализации направления деятельности РЦ……………..4
1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»…………………………………………………………………8
1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы………………………………………………………………8
2. Модель и структура деятельности по направлению……………………11
3.Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению……….17
Заключение…………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………..19
Приложения………………………………………………………………..22
Введение
Социальное и профессиональное самоопределение субъектов образования выступает сегодня одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора получаемых компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
В современных условиях становится нормой раннее образовательное и профессиональное самоопределение, осуществляемое в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Готовность к ранней профессиональной мобильности и постоянному карьерному росту входит сегодня в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор специальных компетенций, предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:
-после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;
-на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования; продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования. Обозначенные моменты необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества.
Фактором развития профессиональной сферы всё в меньшей степени становятся потребности экономики или объективные потребности общества, и всё в большей степени – субъективные интересы конкретных работников, система их взглядов и ценностных ориентаций.
1.Пояснительная записка к Подпрограмме деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»
Для выпускников школы перспектива социальной и профессиональной успешности зависит от качества деятельности образовательных организаций, в которых субъект обучается. В современных образовательных условиях перспектива ранней профориентации и успешного самоопределения ещё на школьной скамье, как никогда высока. Сегодня в основе деятельности ОО по профориентационной работе и по раннему профессиональному самоопределению лежит:
«Концепция организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
1.1.Актуальность реализации Подпрограммы по заявленному направлению деятельности
Образовательные структуры, которые включили в составляющие своей деятельности экологию, непрерывное образование, поддержку культуры производства и новых технологий, обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с другими образовательными системами, в том числе и другими образовательными организациями.
Школа стоит перед проблемой, строго следовать запаздывающим установкам, ориентированным на вчерашние социальные вызовы и выступать в роли законного представителя государства на исполнительском уровне, или, определяя в зоне ближайшего и перспективного развития ценностные ориентиры образования, предлагать их социуму.
Профориентационная работа проводится сегодня с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры.
Процесс выстраивается на основе личностного восприятия учеником мира профессий, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты поселка, района, региона), путем расширения представления о мире профессий. Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Для решения этих задач, в первую очередь, используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:
-профессиональное просвещение;
-развитие профессиональных интересов и склонностей;
-профессиональную консультацию;
Социально-профессиональную адаптацию.
В школе предполагается разработать и апробировать Подпрограмму деятельности в рамках Ресурсного Центра по направлению: «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников».
Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения
Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.
Могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:
- по мере взросления школьника должны постепенно расширяться его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;
-по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»; -потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях, по мере взросления человека, снижается и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.
Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта:
-из общеобразовательной школы – в учреждение профессионального образования;
-из учреждения профессионального образования – в сферу профессиональной деятельности.
Для обеспечения постепенности и непрерывности сопровождения профессионального самоопределения необходимо использовать уровневый подход, который предполагает выделение определенных уровней развития субъекта самоопределения, с учетом особенностей образовательной ступени.
Так, для ступени общеобразовательной школы могут быть выделены следующие уровни самоопределяющегося учащегося:
-пассивный уровень;
-уровень взаимодействия;
-уровень самостоятельности и осмысленности.
В условиях реального образовательного процесса динамика субъекта самоопределения может проявляться в различных формах:
-развития, стагнации и деградации.
Выделение обозначенных уровней позволяет, используя инструменты психолого-педагогического мониторинга, определять динамику обучающихся как субъектов самоопределения и на основе этого выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью профориентационной деятельности в образовательных учреждениях.
Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения
В системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.
Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Не менее значимы такие моменты, как введение в повседневную школьную практику широкой и разносторонней системы профессиональных проб и различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.
Это предъявляет к таким специалистам особый набор требований и позволяет выделить проблему подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения в качестве отдельного направления работы.
В круг рассматриваемых вопросов и проблем по заявленному направлению деятельности, будут входить следующие:
1.Информационно-аналитическая деятельность по направлению.
2.Работа с учащимися в области профориентации и профессионального самоопределения.
3.Организационно - методическая работа с педагогическим коллективом по направлению.
4.Совместная работа школы, службы занятости населения и др., в том числе с социальными партнёрами.
5.Организационная работа с родителями учащихся.
6. Мониторинг качества профориентационной работы и профессионального самоопределения обучающихся.
В совместной деятельности школы, профессионального и дополнительного образования просматривается профориентационная работа по направлениям с социальными институтами города: ГИБДД, музеи, библиотеки и др.
1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»
Нормативно-правовое обеспечение по сопровождения профессионального самоопределения и оказания соответствующей образовательной услуги
Реализация обязательного минимума профориентационных услуг во всех образовательных учреждениях должна опираться на нормативно-правовую основу – стандарт или административный регламент – что обеспечит доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.
Федеральный уровень:
Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Локальный уровень образовательной организации (Положения)
1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы
Цели и смысловые ориентиры
На уровне школы могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности:
во-первых, помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения
При этом следует учитывать, что профессиональный выбор человека – многомерный феномен, характеризующийся:
-профилем (содержательной направленностью, профессиональным интересом);
-широтой (заостренностью или, напротив, размытостью содержательного интереса);
-уровнем (уровнем притязаний, определенной карьерной ориентацией); устойчивостью (или, напротив, стремлением периодически изменять свой выбор).
во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях.
Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека: -осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда;
-противостоять при этом внешним манипулятивным воздействиям;
-ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения, проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут;
-владеть способами деятельности по реализации указанных целей; при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов.
Цель реализации Подпрограммы
Создать оптимальные условия для самоопределения и социализации обучающихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг. Создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей учащихся учителей, родителей учащихся, изменение методов и технологий обучения. повышение веса тех из них, которые формируют навыки самообучения, опыт ответственного выбора, опыт самоорганизации и становления ценностных ориентаций, информационно-коммуникативную компетентность
Основные задачи и мероприятия программы
*Обновление содержания образования, повышения его качества, доступности и воспитывающего потенциала.
*Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля на 3-ей ступени.
*Развитие широкого спектра познавательных интересов и ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
*Организация профильного обучения для реализации разноуровневых программ.
*Создание условий для сохранения здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся.
*Обеспечение широкого использования в образовательном процессе информационных технологий.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Подпрограммы
*Достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
*Модернизация образования, профилизация образования, углубление вариативности и индивидуализации образования;
*Совершенствование работы с одаренными детьми;
*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;
*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;
*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;
*Достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
*Модернизация образования, профилизация образования, углубление вариативности и индивидуализации образования;
*Выявление оптимального варианта организации профильного обучения в старших классах;
*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;
*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;
*Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса Совершенствование работы с одаренными детьми;
*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;
*Создание здоровьесберегающей среды школы;
*Формирование отношения к своему здоровью как к основному фактору успеха
*Функционирование системы психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям на разных ступенях обучения Рост квалификации кадров
2. Модель и структура деятельности по направлению
Механизмы реализации Концепции:
1) Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.
2) разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки.
3) Организация деятельности региональных координаторов в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.
4) поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня.
Возможные варианты:
-создание комплексных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
-создание прецедентов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, социального партнерства сферы образования и сферы бизнеса в целевой области различного формата и различной степени институционализации;
-создание и поддержка учреждений общего и профессионального образования, реализующих различные модели и программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;
-создание в структуре образовательных сетей специализированных учреждений – ресурсных центров, обеспечивающих концентрацию и эффективное использование внешних ресурсов сопровождения профессионального самоопределения в различных форматах (центры профориентации, центры детского творчества, профориентационные технологические площадки и др.).
5) Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.
Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
Направление 1.
Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство
В рамках работы по данному направлению предстоит выявить институциональные формы, модели и механизмы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях (региональном, муниципальном), определить и документировать условия их социально-педагогической эффективности и транслируемости.
Это предполагает, в том числе, решение следующих задач:
-разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в целевой сфере (включая разработку и принятие необходимых подзаконных актов, развивающих и дополняющих положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
-определение гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей независимо от места проживания (формирование государственных регламентов профориентационных услуг для различных категорий учащихся и студентов, различных уровней общего и профессионального образования);
-разработка и реализация механизмов, обеспечивающих реализацию следующих направлений организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
-совместное решение задач сопровождения профессионального самоопределения образовательными учреждениями различных типов и уровней;
-взаимодействие между образовательными учреждениями (различных типов и уровней) и специализированными организациями, осуществляющими сопровождение профессионального самоопределения;
организация межведомственного взаимодействия (органы образования, органы труда и социальной защиты) в сфере поддержки профессионального самоопределения;
-организация социального партнерства между потребителями и благополучателями услуг в области сопровождения профессионального самоопределения и субъектами организации и оказания соответствующих услуг (включая механизмы и пути вовлечения в целевую сферу представителей крупного, среднего и малого бизнеса и работодательских объединений, а также различных групп представителей общественности);
апробация и сравнительная оценка эффективности различных региональных моделей организации сопровождения профессионального самоопределения; разработка пакета типовых документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих необходимые условия для реализации данных моделей.
Направление 2.
Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение
Комплекс работ по данному направлению призван обеспечить реализацию организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.
Реализация направления, в том числе, предполагает:
-разработку научно-методического обеспечения и рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;
-уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: самостоятельная образовательная область «Самоопределение»;
-включение профориентационного модуля в предмет «Технология»; включение материала профориентационной направленности в базовые предметы;
-усиление профориентационной направленности предпрофильных и профильных элективных курсов;
-система учебно-исследовательских проектов профориентационной направленности и др.);
-разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням), и на этой основе – создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов на предмет;
-формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодёжи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях; в учреждениях начального и среднего профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования детей;
-формирование системы «образовательного хэнд-хантинга» («hand-hunting») – системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в т. ч. техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования, при этом, сохранив преимущества нынешнего технологического образования;
-разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования;
-поиск и отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех этапах работы с населением в системе непрерывного образования и на этой основе – создание единой технологии профориентационной работы, основанной на общем для всех учреждений алгоритме, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
-разработка инновационного программно-компьютерного обеспечения, обеспечивающего индивидуализированную диагностику процесса профессионального самоопределения обучающихся
Направление 3. Кадровое обеспечение
Для обеспечения эффективной работы по данному направлению необходимо решение следующих задач:
-разработка внутрикорпоративного стандарта по виду деятельности «профориентационное сопровождение профессионального самоопределения» и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);
-формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров;
-разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;
-создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях
Успешное решение обозначенных задач, в перспективе, должно обеспечить условия для введения должности специалиста по сопровождению самоопределения обучающихся в штатное расписание образовательных учреждений.
Управление и образовательная политика организации, реализующей профориентационную деятельность
Управление образовательной организацией осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава, локальных актов. Успешно работают Педагогический совет, Родительский комитет, Методический совет и др. Переданные им полномочия регулируются Уставом и локальными актами.
В организации работают методические объединения и цикловые комиссии педагогов, ведущих, как общеобразовательные, так и общепрофессиональные циклы, библиотекарей, зам. директора по УВР. Опыт организации распространяется через участие в районных, региональных и федеральных (к примеру, «Билет в будущее») мероприятиях
3. Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению
Уточнение: алгоритм процесса мониторинга более подробно представлен в Подпрограмме: «Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся»
МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Известно, что в педагогическом оценивании применяется уровневый подход. Исследователи выделяют, как минимум три уровня готовности к учебно-познавательной деятельности. Рассматривая профессиональное самоопределение учащегося как компонент учебно-познавательной деятельности, мы также выделяем три уровня готовности учащихся 9-х классов, освоивших элективные образовательные программы, относящиеся к самоопределению, а именно репродуктивный, реконструктивный и творческий уровень готовности к профессиональному самоопределению
На каждого учащегося заполняется «Карта наблюдения» (в карте необходимо обвести кружочками соответствующие учащемуся номера признаков и компонентов), затем формируется «Итоговая таблица по классу»
Заключение
Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века предопределили появление повышенных требований к качеству подготовки будущих специалистов, породили конкуренцию на рынке труда. Эти требования в свою очередь повлияли на политику государства в сфере образования.
Школа, как и любая другая образовательная организация, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим социальным институтом гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека.
Развивающемуся обществу современной России нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.
В рамках современной быстро развивающейся экономики российского общества постоянно возникают новые технологии производства, развивается сфера услуг, что ведет к возникновению новых профессий, расширению сферы сервиса и т. д. Социальный заказ на профилизацию старшей ступени образования обусловлен запросами работодателей, родителей, педагогического сообщества, а также самих обучающихся. Профильное обучение способствует профессиональному самоопределению, выстраиванию собственной траектории образования. В последние годы накоплен немалый опыт новаторской педагогической деятельности, направленный на развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки.
От полноты и качества выполнения целей и задач профильного обучения и предпрофильной подготовки, во многом зависит успешная социализация вступающего в жизнь поколения.
Предлагаемое к реализации направление, выявить на раннем этапе детей способных к определённому по содержанию, творчеству, способствовать формированию основ творчества, к примеру, технического, проявление интереса к изобретательству, вследствие чего, становление исследовательских компетенций учащихся, позволяющих в дальнейшем профессионально успешно самоопределиться
Литература
1.Афанасьева, Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление [Текст]. Книга 2. Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие /Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова; под ред. Н. В. Немовой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 84 с.
2. Бабанский, Ю. К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебно -воспитательном процессе [Текст] // Нар. образование. – 1982. – № 7.
3. Болотова, Е. Л. Педагогу о профильном обучении [Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Болотова, В. С. Рохлов. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – 68 с.
4. Болтянский, В.Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. – 1988. – № 3. – С. 9-13.
5. Броневщук, С. Г. Концепция введения профильного обучения в школах России [Текст] /С. Г. Броневщук. – М., 1993.
6. Вахрушева, И. Г. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи [Текст] : учебно-метод. пособие / И. Г. Вахрушева, Д. М. Шакирова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 204 с. – ISBN 5-93962-061-6.
7. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины ,актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
8. Гладкая, И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки [Текст] :учебно-метод. пособие для учит. / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина ; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб, 2005.
9. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция проф. ориентации / А. Е. Голомшток. – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.
10. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: кн. для учит. /И. П. Арефьев, Т. В. Васильева, А. Я. Журакина и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвещение, 1998. – 191 с.
11. Дифференциация в обучении математике [Текст] / Г. В. Дорофеев, А. А. Кузнецов, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. – 1989. – № 4.
12. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров,В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
13. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для высш. шк. /Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
14. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. – М.,1972.
15. Ильясов, Д. Ф. Образовательные программы [Текст] : учеб. пособие / Д. Ф. Ильясов,Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 90 с.–ISBN 5-696-02471-8.
16. Карасова, И. С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная стороны обучения) [Текст]: монография / И. С. Карасова.– Челябинск : Факел, 1997.–244 с.
17. Карпов, А.В. Психологические основы принятия решения в профессиональной работе [Текст] / А. В. Карпов. – М., 1986.
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. – 304 с.
19. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
20. Козлова, К.Н. Психологическое сопровождение профильной ориентации учащихся 9-11классов МОУ лицей № 120 [Текст] / К. Н. Козлова // Практика и перспективы профильного обучения: первые итоги эксперимента / под ред. Т. В. Абрамовой, С. Г. Молчанова, И. М. Никитиной // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – Выпуск 3 (35). – 130 с. – С. 111-118.
21. Концепция дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе (Материалы для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР) / под ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. – М., 1990.
22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 1. – С. 3-16.
23. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 3. – С. 3-16.
24. Королев, А.А. Положение о портфолио достижений учащихся [Текст] / А. А. Королев, В. С. Красикова, Л. А. Котова // Практика административной работы в школе. – 2006. – №2. – С. 14-17.
25. Коротов, В. М. Воспитывающее обучение [Текст] / В. М. Коротов. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
26. Кузнецов, А. А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Профильное обучение в старшей школе / А. А. Кузнецов. – http:// informika. ru.
27. Кузнецов, А.А. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени [Текст] / А. А. Кузнецов, А. А. Пинский, М. В. Рыжаков, Л. О. Филатова. – М., 2003.
28. Кузнецова, И. Г. Коррекционные классы как тип дифференцированного обучения [Текст] / И. Г. Кузнецова, Е. Ю. Головинская // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 1. Ч. 1. «Дифференцированное обучение в школах». – Самара, 1997 – 1998.С. 87 – 112.
29. Лернер, П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей /П. С. Лернер // Школьные технологии. – 2002. – № 6. – С. 75-81.
30. Лукина, А.К. Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант [Текст]: монография / А. К. Лукина. – М. : Изд-во ИСПС РАО, 2005. – 76 с.
31. Михайлова, В.П. Организационно-педагогические условия введения профильного обуче-ния в старших классах учреждений общего образования (на примере Московской области)[Текст]: автореф. канд. пед. наук / В. П. Михайлова. – Москва, 2006. – 19 с.
32. Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь) [Текст]: учебн. пособие / С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян. – Челябинск: ИДППО, 2005.–44 с.
33. Монахов, В.М. Проблема дифференциации обучения в средней школе [Текст] /В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов. – М., 1990.
34. Морозова, Е. В. Технология создания элективных курсов [Текст] / Е. В. Морозова // Со-держание образования в профильной школе: методология деятельности и методика обучения в условиях перехода к новым образовательным стандартам: мат. науч. - практ. конфер. общеобраз. учр-ний. г. Челябинска / под ред. Е. В. Киприяновой. – Челябинск, 2005. – 224с. ISBN 5-93216-192-2.
35. Немов, Р. С. . Психология : учебн. для студ. высш. пед. учебн. заведений : в 3 кн. – 4-е изд./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. Психодиагностика. Вве-дение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.– 640 с.
36. Немова, Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников : учебно - метод. П особие / Н. В. Немова.–М. : АПК и ПРО, 2003.–68 с.
37. Никитина, Е. Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе [Текст] : дисс. канд. пед. наук / Е. Ю. Никитина.– Челябинск, 1995. – 195 с.
38. Новикова, Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах : науч. - метод. пособие / Т. Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 112 с.
39. Новикова, Т. Г. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации [Текст] / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская,Е. Е. Федотова; под ред. Т. Г. Новиковой. – М.: АПКиПРОレ__チ・セ, 2004. – 112 с.
40. О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. – Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г., № 334.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
42. Остапенко, А. А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы [Текст]/ А. А. Остапенко // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 95- 98.
Приложения
Система мероприятий по реализации
Подпрограммы по заявленному направлению
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
|
1. Организационно-правовое обеспечение |
|||
|
Продолжить работу развитию информатизации в учебно-воспитательном процессе. |
|
|
|
Продолжить работу над созданием нормативно-правовой базы ОО в области профориентации и самоопределения школьников |
|
|
2. Повышение квалификации педагогических кадров |
|||
|
Ежегодно обеспечивать переподготовку педагогов |
|
|
|
Продолжить обмен опытом работы с другими организациями |
|
|
|
Организовать постоянно действующий семинар для педагогов по заявленному направлению деятельности |
|
|
|
Подготовить сборник методических материалов по заявленному направлению деятельности |
|
|
|
Обеспечить участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в работе научно-практических конференций и семинаров всех уровней |
|
|
|
Публиковать методические разработки учителей в педагогических изданиях различного уровня, сети Internet. |
|
|
|
Курсовая подготовка педагогов в дистанционном режиме |
|
|
3. В сфере общего образования |
|||
|
Активно внедрять в практику работы проектный и исследовательский методы учебной и внеучебной деятельности. |
|
|
|
Вести подготовительную работу по внедрению стандартов нового поколения |
|
|
|
Проводить конкурсы, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся. |
|
|
|
Расширить использование информационно-коммуникационных технологий в работе библиотеки. |
|
|
|
Способствовать развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности: проводить конкурсы среди педагогов по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе проводить конкурсы среди учащихся по созданию образовательных ресурсов |
|
|
|
Организовать классы по различным профилям согласно запросам учащихся и их родителей. |
|
|
|
Организовать мероприятия по участию выпускников в едином государственном экзамене: проводить разъяснительную работу среди учащихся, их родителей и учителей о порядке и сроках проведения ГИА и ЕГЭ; организовать «репетиционные» мероприятия, способствующие объективизации оценки знаний учащихся привлекать родителей в качестве общественных наблюдателей на экзамены итоговой государственной аттестации |
|
|
|
Введение проектной деятельности в учебные планы |
|
|
|
Проводить методические советы по проблеме «Пути совершенствования качества педагогического процесса в общеобразовательном учреждении» |
|
|
|
Совершенствовать систему мониторинговых исследований качества образования учащихся |
|
|
|
Способствовать созданию инструментария для изучения уровня усвоения учебных программ. |
|
|
|
Организовывать участие одаренных детей в районных, областных, российских конференциях, конкурсах, олимпиадах. |
|
|
|
Сетевое взаимодействие между образовательными организациями |
|
|
4. В сфере дополнительного образования детей |
|||
|
Продолжить работу кружков и предметных секций |
|
|
|
Принять участие в районных смотрах-конкурсах. |
|
|
|
Продолжить сотрудничество с организациями дополнительного образования ( ДЮСШ и др.) |
|
|
|
Дистанционная курсовая подготовка |
|
|
5. Совершенствование воспитания и обеспечения охраны прав и здоровья детей |
|||
5.1 В сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции |
|||
|
Продолжить работу по формированию активной жизненной позиции учащихся путем развития детского и молодежного общественного движения |
|
|
|
Стимулировать развитие системы ученического самоуправления. Изучить и внедрить новые формы самоуправления. |
|
|
|
Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. |
|
|
|
Совершенствовать патриотическое воспитание. |
|
|
|
Способствовать формированию толерантности как необходимого условия социализации личности |
|
|
|
Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию. |
|
|
5.2. В сфере трудового воспитания |
|||
|
Заключить договор о сотрудничестве с Центром занятости |
|
|
|
Вести профориентационную работу через Центр занятости и организовывать встречи с представителями ССУЗов и ВУЗов |
|
|
|
Организовать работу учащихся 9-10-х классов из малообеспеченных семей через Центр занятости |
|
|
|
Организовать работу учащихся по уходу за цветниками. |
|
|
|
Организовать самообслуживание учащихся (дежурство в столовой, в классных кабинетах) |
|
|
5.3 В сфере развития интеллектуальных способностей учащихся |
|||
|
Продолжить проведение интеллектуальных игр («Брейн-ринг», «Кенгуру»). |
|
|
|
Проводить интеллектуальные конкурсы: конкурс авторов литературных произведений (стихов, рассказов, сказок); проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
|
|
|
Проводить олимпиады и организовывать участие в районных и областных олимпиадах по предметам. |
|
|
|
Проводить тематические вечера. |
|
|
|
Проводить мероприятия для параллели по тематическим периодам. |
|
|
|
Участие в интернет конкурсах |
|
|
5.4 В сфере обеспечения здоровьесбережения детей |
|||
|
Реализовать целевую программу «Здоровье » |
|
|
|
Продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. |
|
|
|
Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы ОО: зарядка; подвижные перемены; физкультурные минутки; проведение уроков на свежем воздухе; экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. |
|
|
|
Оборудовать и лицензировать медицинский кабинет. |
|
|
|
Организовать участие в традиционных спортивных соревнованиях. |
|
|
|
Организовать проведение декад «Здоровье», «Против наркотиков и СПИДа». |
|
|
|
Проводить «День здоровья». |
|
|
|
Обеспечить контроль за организацией питания |
|
|
|
Продолжить проведение «Малых олимпийских игр» |
|
|
|
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся |
|
|
|
Организация работы специальной медицинской группы |
|
|
|
Работа кабинета логопеда |
|
|
|
Сотрудничество организации и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся |
|
|
|
Проведение ежегодного медицинского осмотра и вакцинации учащихся. |
|
|
|
Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов. |
|
|
|
Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении |
|
|
5.5. В сфере правового воспитания, обеспечения прав участников образовательного процесса |
|||
|
Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс программы правового всеобуча педагогов, родителей и учащихся |
|
|
|
Продолжить работу уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса. |
|
|
|
Продолжить работу коллегиального органа школьного самоуправления Совета ОО (Управляющего Совета) |
|
|
|
Утверждение ежегодного публичного доклада Советом ОО |
|
|
|
Реализация Положения ОО о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам организации |
|
|
|
Согласование сметы расходов с Советом ОО |
|
|
5.6. В организации работы с родителями |
|||
|
Продолжить проведение родительских собраний по проблемам воспитания (по плану) |
|
|
|
Активизировать работу классных родительских комитетов |
|
|
|
Продолжить проведение совместных мероприятий учащихся и их родителей |
|
|
6. Сохранение и укрепление учебно-материальной базы ОО |
|||
|
Продолжить реализацию программы по обеспечению пожарной безопасности. |
|
|
|
Продолжить развивать и оснащать классы компьютерной и мультимедийной техникой. |
|
|
|
Осуществлять меры по развитию материальной базы пищеблока |
|
|
|
Приобретение учебно-методических комплектов для учащихся |
|
|
|
Оснащение кабинетов мебелью |
|
|
|
Оборудование душевых кабин в спортивном зале. |
|
|
|
Оборудование гардероба |
|
|
3.1 Повышение эффективности менеджмента
№ |
Задачи-действия
|
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Развитие организационной структуры организации, модернизация уклада жизни. |
|
|
Повышение качества учебно-воспитательного процесса. |
|
Создание методического совета по разработке программы развития. |
|
|
Программа развития. |
|
Проведение коллективного обсуждения программы развития. |
|
|
Мотивация коллектива на реализацию программы. |
|
Проведение заседания педагогического и методического советов, семинары по изучению компетентностного подхода и проектных технологий. |
|
|
Внедрение проектных технологий |
|
Организация конкурса проектов для определения стратегии и тактики развития обучающихся («Мы в Интернете», «Формула успеха», «Здоровое поколение»). |
|
|
Сайт. Альбом. Презентации. Методические материалы. |
3.2 Повышение компетентности педагогического коллектива
№ |
Задачи-действия
|
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Реализация мотивационно-целевой функции управления повышением профессиональной компетентности педагогических работников: -разработка авторских программ, пособий, дидактических материалов; -проведение проблемных конференций, семинаров, педагогических чтений, фестивалей инновационных проектов и посещение аналогичных мероприятий в других ОО; -обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка публикаций и пособий в печати; -создание необходимых условий и оказание поддержки педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства. |
|
Постоянно |
Развитие системы повышения профессиональной компетентности кадров в школе. Эффективное профессиональное развитие учителя.
|
|
Разработка системы мотивации и стимулирования к профессиональному развитию педагогов, плана ее реализации. |
|
|
Развитие мотива состязательности, стремление занять определенное место в коллективе.
|
|
Методическое повышение компетентности педагогического коллектива. |
|
|
Владение современными педагогическими технологиями. |
|
Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья: -продолжать работу по осуществлению мониторинга и разработке критериев оценки результатов учебно-воспитательной деятельности в аспекте обеспечения и сохранения физического, психического и социального благополучия детей; -стимулировать творческую деятельность учащихся, учителей, родителей по осуществлению сбережения здоровья детей и взрослых; -способствовать повышению уровня знаний педагогов в области культуры здоровья через проведение семинаров по единой теме «Здоровый ребенок в здоровой школе»; -продолжить реализацию целевой программы «Здоровье »; провести конкурсы учащихся, учителей, родителей (конкурс проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», конкурс творческих работ «Я и мое здоровье»). |
|
|
Проявление творческого потенциала учителя в условиях модернизации образования, построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся по своим предметным дисциплинам. Использование результатов психолого-педагогического мониторинга учащихся в работе классных руководителей и учителей-предметников.
|
3.3 Модернизация содержания образования
№ |
Задачи-действия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Модернизация действующей модели учебного плана как основы организации образовательного процесса и его научно-методическое обоснование. |
|
|
Наличие учебного плана. |
|
Модернизация программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебным планом, стандартами по следующим направлениям: 8-9 классы – предпрофильная подготовка, создание условий для выбора путей продолжения образования после окончания основной школы; 10-11 классы – профильное обучение . |
|
|
Наличие программно-методического обеспечения учебного плана. |
|
Создание и обновление банка программно-методического обеспечения преподавания курсов по выбору и элективных курсов. |
|
Постоянно |
Наличие программ курсов по выбору и элективных курсов, мониторинг результатов обучения заключение об эффективности внедрения новых программ и программно- методических материалов. |
|
Модернизация рабочих программ преподавания отдельных предметов в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образованием. |
|
|
Наличие рабочих программ по предметам в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образования. |
|
Развитие внеурочной работы по предметам. |
|
Постоянно |
Проведение предметных мероприятий. |
3.4 Социально-педагогическая поддержка развития личности учащихся
№ |
Задачи-действия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутреннем учете: постоянное сопровождение в учебно-воспитательном процессе детей, находящихся в социально-опасном положении; вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении в кружки, секции по интересам, в различные мероприятия, мониторинг занятости в каникулярное и учебное время; обследование социально неблагополучных семей, составление актов обследования материально-бытовых условий, работа по плану совместной работы по профилактике правонарушений и безнадзорности с ПДН (комиссией по делам несовершеннолетних), организация совместной психолого-педагогической помощи учащимся и семьям, состоящим на учете. |
|
|
Созданы условия для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды. Решаются проблемы посредничества между ребенком и окружающим его социумом. Решаются проблемы соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме. Нет учащихся состоящих на учете в ПДН. Соблюдается социально-правовая защищенность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспитательно-педагогические проблемы решаются совместно с различными государственными и общественными структурами. Наблюдается положительная динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития учащихся. |
|
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся. |
|
|
|
|
Работа по формированию благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе: информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещании учителей и методическом объединении классных руководителей; пропаганда знаний о правах ребенка; консультации и помощь классным руководителям в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности и по вопросам охраны детства. |
|
|
|
|
Работа по оздоровлению семейной обстановки: оказание консультативной помощи ребенку и его родителям, обследование жилищно-бытовых условий многодетных, малообеспеченных семей, семей опекунов; социальное патронирование семей, определение доминирующего фактора неблагополучия, составление социального паспорта семьи. |
|
|
|
|
Работа по изучению ситуаций риска и предупреждению нарушений здоровья во всех его проявлениях. |
|
|
|
|
Работа с опекаемыми и их семьями. |
|
|
|
|
Работа по защите прав детства. |
|
|
3.5 Мониторинг результативности учебно-воспитательной работы и достижений учащихся
№ |
Задачи-действия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Разработка Портфолио (портфель личных достижений учащегося). |
|
|
Наличие портфолио выпускников, отражающего учебные и внеурочные достижения школьников. |
|
Модернизация форм контроля достижений учащихся (промежуточный, текущий контроль, итоговая аттестация). |
|
|
Внедрение рейтинговой оценки знаний |
|
Освоение и внедрение компетентностного подхода. |
|
|
Использование проектных методик в учебно-воспитательном процессе. |
|
Создание мониторинга по направлениям: соматическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-психологическое здоровье. |
|
|
Организация образовательного процесса на диагностической основе. |
|
Подготовка рекомендаций . |
|
|
Выступления на методических совещаниях. Публикации в методических журналах и сети Internet. |
|
Использование информационно-коммуникационных технологий.
|
|
|
Использование информационно-коммуникационных технологий |
|
Организация постоянно действующего семинара для педагогов. |
|
|
Применение педагогами на уроках и во внеклассной деятельности здоровьесберегающих технологий, разработка авторских программ Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. |
|
Развитие учебной и исследовательской деятельности учащихся. |
|
|
Увеличение количества школьников, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. Участие в конкурсах творческих работ учащихся разного уровня: районных, городских, областных, всероссийских. |
|
Создание здоровьесберегающей образовательной среды. |
|
|
Соответствие всех параметров учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям к условиям обучения в ОУ |
3.6 Оптимизация психологического климата в школе
№ |
Задачи-действия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Организация комплексного, тематического фронтального и выборочного отслеживания инновационных процессов в школе: психолого-педагогическая диагностика педагогов и учащихся; социально-педагогическая исследование педагогического коллектива. |
|
|
Учителя и ученики узнают свои индивидуально-личностные особенности, понимают своеобразие другого, продуктивно взаимодействуют. |
|
Подготовка комплекса диагностических методик по отдельным психолого-педагогическим аспектам жизнедеятельности школьников и педагогов. |
|
|
Наличие разнообразных диагностических методик, внедрение их в работу педагогов. |
|
Обеспечить развитие способности самоорганизации и формирования диалогической культуры. |
|
|
Формирование навыка самоорганизации, практическое использование полученных знаний. |
|
Поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. |
|
|
Толерантные отношения внутри коллектива. |
|
Оказание психолого-педагогической поддержки, проведение психолого-педагогических семинаров. |
|
|
Повышение психологической культуры коллектива, самореализация личности учителя. |
|
Организация процесса изучения индивидуально-личностных особенностей учителей и учеников. |
|
|
Повышения профессионального уровня, самоактуализация, творческий рост. |
3.7 Совершенствование материально-технической базы
№ |
Задачи-действия |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
|
Провести дифференциацию учебной среды: приобрести мебель в кабинеты профильного изучения предметов |
|
|
Оборудованное классно-кабинетное пространство. |
|
Капитальный ремонт туалетов |
|
|
Создание здоровых и безопасных условий. |
|
Подключение к Интернету. |
|
|
Расширение информационного пространства. |
|
Создание локальной компьютерной сети. |
|
|
Расширение информационного пространства. |
|
Приобрести множительную технику. |
|
|
Обеспечение учебно-методическими материалами учителей-предметников. |
|
Совместно с учащимися и родителями благоустроить двор: оборудовать клумбы на территории двора. |
|
|
Благоустроенный двор школы. |
|
Приобрести оборудование в кабинеты химии, физики, биологии.
|
|
|
Оборудованные кабинеты. |
Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий
Класс |
Тема |
Задачи |
Формы работы |
1-2 |
Профессии наших родителей
|
- Знакомство с профессиями родителей. - формирование положительного отношения к трудовой деятельности. |
- классные часы, встречи; - рассказы о профессиях; - конкурсы рисунков, фотографий, проектов, сочинений, ДПИ; - профориентационные игры. |
3-4 |
Мир профессий |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий. |
- беседы о труде; - внеклассные мероприятия; - путешествия по миру профессий. |
5-6 |
Кем быть? |
- Формирование основ профессиональной направленности. |
- анкетирование; - тестирование; - тренинги. |
- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии. |
- сотрудничество со специалистами Центра занятости; - консультации; - акции; - участие в ярмарках профессий средних профессиональных учебных заведений; - посещение музеев; - занятия в кружаках и секциях ОУ и учреждениях дополнительного образования. |
||
7-8 |
Самоопределение в области «человек – труд – профессия» |
- Формирование профессионального самоопределения. - Определение личностного смысла выбора профессии. |
План работы по организации профориентационной работы
№п\п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Ответственный |
1. |
Анкетирование выпускников (9,11классов) с целью выявления профессиональных намерений |
Декабрь |
|
2. |
Проведение групповой диагностики по выявлению профессионально- значимых
качеств учащихся старших классов |
декабрь |
|
3. |
Проведение консультаций по темам: 1. « Основы выбора профессии» 2. «Классификация профессий» 3.«Профессия, специальность, должность» 4.«Особенности профессионального обучения» 5. «Профессиональные способности» 6. «Мотивы выбора профессии»
|
в течение года |
|
4. |
Организация и проведение профессиографических экскурсий |
|
|
5. |
Организация встреч учащихся с представителями различных профессий |
в течение года |
|
6. |
Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам профессиональной ориентации школьников |
по заявке |
|
7. |
Проведение развивающих занятий по профориентации для начального и среднего звена |
по заявке |
|
8. |
Участие в родительских собраниях |
в течение года |
|
9. |
Деятельность в ОО мобильного профпункта |
в течение года |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.