Подпрограмма деятельности сетевого Ресурсного центра "Профориентационная работа и профессиональное определение школьников"

  • Документация
  • docx
  • 17.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подпрограмма по второму направлению «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников» инновационной программы деятельности сетевого ресурсного центра на базе БПОУ УР «ИТИП»
Иконка файла материала Подпрограмма Профориентация и самоопределение.docx

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

Удмуртской Республики

 «Ижевский техникум индустрии питания»

https://brainshef.ru/storage/app/uploads/public/4d9/899/c53/thumb__1400x0_0_0_crop.jpg

Подпрограмма  деятельности  сетевого Ресурсного центра

 

«Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

 

Авторы – разработчики:

1. Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

      2. Пушина  Нина Вячеславовна, заместитель руководителя по учебно – методической работе БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

 

 

 

 

 

2020

 

 

 

Содержание Подпрограммы

Стр.

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Пояснительная записка к Подпрограмме  деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»………………………………………………………………..…3

1.1.Актуальность реализации направления деятельности РЦ……………..4

1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»…………………………………………………………………8

1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы………………………………………………………………8

2. Модель и структура деятельности по направлению……………………11

3.Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению……….17

Заключение…………………………………………………………………17

Литература…………………………………………………………………..19

Приложения………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное и профессиональное самоопределение субъектов образования выступает сегодня одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора получаемых компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие  «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

В современных условиях становится нормой раннее образовательное и профессиональное самоопределение, осуществляемое  в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Готовность к ранней профессиональной мобильности и постоянному карьерному росту входит сегодня в число обязательных требований к  современному работнику и включает в себя набор специальных компетенций, предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:

-после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;

-на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования;  продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней;  изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования. Обозначенные моменты необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества.

         Фактором развития профессиональной сферы всё в меньшей степени становятся потребности экономики или объективные потребности общества, и всё в большей степени – субъективные интересы конкретных работников, система их взглядов и ценностных ориентаций.

 

1.Пояснительная записка к Подпрограмме  деятельности РЦ «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

     Для выпускни­ков школы перспектива социальной и профессиональной успешности зависит от качества деятельности образовательных  организаций, в которых субъект обучается. В современных образовательных условиях перспектива ранней профориентации и успешного самоопределения ещё на школьной скамье, как никогда высока. Сегодня в основе деятельности ОО по профориентационной работе и по раннему профессиональному самоопределению лежит:

 «Концепция организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»

1.1.Актуальность реализации Подпрограммы по заявленному направлению деятельности

     Образовательные струк­туры, которые включили в составляющие своей деятельности эколо­гию, непрерывное образование, поддержку культуры производства и новых технологий, обладают явными кон­курентными преимуществами по сравнению с другими образовательными системами, в том числе и другими образовательными организациями.  

Школа стоит перед проблемой, строго следовать запаздывающим установкам, ориентированным на вчерашние социальные вызовы и вы­ступать в роли законного представителя государства на исполнитель­ском уровне, или, определяя в зоне ближайшего и перспективного разви­тия ценностные ориентиры образования, предлагать их социуму.

      Профориентационная работа проводится сегодня с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся посредством  популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. 

Процесс выстраивается  на основе личностного восприятия учеником мира профессий,  приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты поселка, района, региона), путем расширения представления о мире профессий.        Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития общества. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие  «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также  обучение способам использования этих ресурсов.

     В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.     Для решения этих задач, в первую очередь,  используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

     Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:

-профессиональное просвещение;

-развитие профессиональных интересов и склонностей;

-профессиональную консультацию;

Социально-профессиональную адаптацию.

     В школе предполагается разработать  и апробировать Подпрограмму деятельности в рамках Ресурсного Центра по направлению: «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников».

Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения

     Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.

      Могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:

- по мере взросления школьника должны постепенно расширяться  его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;

-по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»; -потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях, по мере взросления человека, снижается и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.

     Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на  планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта:

-из общеобразовательной школы – в учреждение профессионального образования;

-из учреждения профессионального образования – в сферу профессиональной деятельности.

       Для обеспечения постепенности и непрерывности сопровождения профессионального самоопределения  необходимо использовать уровневый подход, который предполагает выделение определенных уровней развития субъекта самоопределения, с учетом особенностей образовательной ступени.

     Так, для ступени общеобразовательной школы могут быть выделены следующие уровни самоопределяющегося учащегося:

-пассивный уровень;

-уровень взаимодействия;

-уровень самостоятельности и осмысленности.

      В условиях реального образовательного процесса динамика субъекта самоопределения может проявляться в различных формах:

-развития, стагнации и деградации.

     Выделение обозначенных уровней позволяет, используя инструменты психолого-педагогического мониторинга, определять динамику обучающихся как субъектов самоопределения и на основе этого выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью профориентационной деятельности в образовательных учреждениях.

 

 

Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения

       В системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

     Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    Не менее значимы такие моменты, как введение в повседневную школьную практику широкой и разносторонней системы профессиональных проб и различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.

      Это предъявляет к таким специалистам особый набор требований и позволяет выделить проблему подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения в качестве отдельного направления работы.

      В круг рассматриваемых вопросов и проблем по заявленному направлению деятельности,  будут входить следующие:

    1.Информационно-аналитическая деятельность по направлению.

    2.Работа с учащимися в области профориентации и профессионального самоопределения.

    3.Организационно - методическая работа с педагогическим коллективом по направлению.

    4.Совместная работа школы, службы занятости населения и др., в том числе с социальными партнёрами.

    5.Организационная работа с родителями учащихся.

   6. Мониторинг качества профориентационной работы и профессионального самоопределения обучающихся.

      В совместной  деятельности школы, профессионального и дополнительного образования просматривается профориентационная работа по направлениям с социальными институтами города: ГИБДД, музеи, библиотеки и др.

 

1.2.Нормативно – правовое обеспечение направления деятельности «Профориентационная работа и профессиональное самоопределение школьников»

Нормативно-правовое обеспечение по сопровождения профессионального самоопределения и оказания соответствующей образовательной услуги

      Реализация обязательного минимума профориентационных услуг во всех образовательных учреждениях должна опираться на нормативно-правовую основу – стандарт или административный регламент – что обеспечит доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.

Федеральный уровень:

      Концепция организационно - педагогического  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

 

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Локальный уровень образовательной организации (Положения)

 

 

1.3.Цель, задачи и предполагаемые Результаты при реализации Подпрограммы

    Цели и смысловые ориентиры

     На уровне школы могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности:

во-первых, помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности /  конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения

     При этом следует учитывать, что профессиональный выбор человека – многомерный феномен, характеризующийся:

-профилем (содержательной направленностью, профессиональным интересом);

-широтой (заостренностью или, напротив, размытостью содержательного интереса);

-уровнем (уровнем притязаний, определенной карьерной ориентацией); устойчивостью (или, напротив, стремлением периодически изменять свой выбор).

    во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях.

     Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека: -осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный  выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда;

-противостоять при этом внешним манипулятивным воздействиям;

-ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения, проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут;

-владеть способами деятельности по реализации указанных целей; при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов.

     Цель реализации Подпрограммы

     Создать оптимальные условия для самоопределения и социализации обучающихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг. Создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей учащихся учителей, родителей учащихся, изменение методов и технологий обучения. повышение веса тех из них, которые формируют навыки самообучения, опыт ответственного выбора, опыт самоорганизации и становления ценностных ориентаций, информационно-коммуникативную компетентность

    Основные задачи и мероприятия программы

*Обновление содержания образования, повышения его качества, доступности и воспитывающего потенциала.

*Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля на 3-ей ступени.

*Развитие широкого спектра познавательных интересов и ключевых компетентностей, обеспечивающих  успешность в будущей профессиональной деятельности.

*Организация профильного обучения для реализации разноуровневых программ.

*Создание условий для сохранения здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся.

 *Обеспечение широкого использования в образовательном процессе информационных технологий.

    Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Подпрограммы

*Достижение заданного качества образования, повышение  конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

*Модернизация образования, профилизация образования,  углубление вариативности и индивидуализации образования;

*Совершенствование работы с одаренными детьми;

*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;

*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;

*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;

*Достижение заданного качества образования, повышение  конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

*Модернизация образования, профилизация образования,  углубление вариативности и индивидуализации образования;

*Выявление оптимального варианта организации профильного обучения в старших классах;

*Информатизация системы образования школы, переход на современные информационно- коммуникационные технологии образовательного процесса;

*Развитие экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения, реализация инновационных проектов и программ;

*Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса Совершенствование работы с одаренными детьми;

*Формирование личности учащегося – патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение;

*Создание здоровьесберегающей среды школы;

*Формирование отношения к своему здоровью как к основному фактору успеха

*Функционирование системы психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям на разных ступенях обучения Рост квалификации кадров

2. Модель и структура деятельности по направлению

Механизмы реализации Концепции:

1) Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

2) разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки.

3) Организация деятельности региональных координаторов в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

4) поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня.

     Возможные варианты:

-создание комплексных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

-создание прецедентов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, социального партнерства сферы образования и сферы бизнеса в целевой области различного формата и различной степени институционализации;

-создание и поддержка учреждений общего и профессионального образования, реализующих различные модели и программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;

-создание в структуре образовательных сетей специализированных учреждений – ресурсных центров, обеспечивающих концентрацию и эффективное использование внешних ресурсов сопровождения профессионального самоопределения в различных форматах (центры профориентации, центры детского творчества, профориентационные технологические площадки и др.).

5) Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.

Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

     Направление 1.

     Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство

     В рамках работы по данному направлению предстоит выявить институциональные формы, модели и механизмы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях (региональном, муниципальном), определить и документировать условия их социально-педагогической эффективности и транслируемости.

     Это предполагает, в том числе, решение следующих задач:

-разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в целевой сфере (включая разработку и принятие необходимых подзаконных актов, развивающих и дополняющих положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

-определение гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей независимо от места проживания (формирование государственных регламентов профориентационных услуг для  различных категорий учащихся и студентов, различных уровней общего и профессионального образования);

-разработка и реализация механизмов, обеспечивающих реализацию следующих направлений организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

-совместное решение задач сопровождения профессионального самоопределения образовательными учреждениями различных типов и уровней;

-взаимодействие между образовательными учреждениями (различных типов и уровней) и специализированными организациями, осуществляющими сопровождение профессионального самоопределения;

организация межведомственного взаимодействия (органы образования, органы труда и социальной защиты) в сфере поддержки профессионального самоопределения;

-организация социального партнерства между потребителями и благополучателями услуг в области сопровождения профессионального самоопределения и субъектами организации и оказания соответствующих услуг (включая механизмы и пути вовлечения в целевую сферу представителей крупного, среднего и малого бизнеса и работодательских объединений, а также различных групп представителей общественности);

апробация и сравнительная оценка эффективности различных региональных моделей организации сопровождения профессионального самоопределения; разработка пакета типовых документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих необходимые условия для реализации данных моделей.

Направление 2.

 Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение

    Комплекс работ по данному направлению призван обеспечить реализацию организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.

    Реализация направления, в том числе, предполагает:

-разработку научно-методического обеспечения и рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;

-уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: самостоятельная образовательная область «Самоопределение»;

-включение профориентационного модуля в предмет «Технология»; включение материала профориентационной направленности в базовые предметы;

-усиление профориентационной направленности предпрофильных и профильных элективных курсов;

-система учебно-исследовательских проектов профориентационной направленности и др.);

-разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням), и на этой основе – создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов на предмет;

-формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодёжи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях; в учреждениях начального и среднего профессионального образования; в учреждениях дополнительного образования детей;

-формирование системы «образовательного хэнд-хантинга» («hand-hunting») – системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в т. ч. техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования, при этом, сохранив преимущества нынешнего технологического образования;

-разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования;

-поиск и отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих  реализацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех этапах работы с населением в системе непрерывного образования и на этой основе – создание единой технологии профориентационной работы, основанной на общем для всех учреждений алгоритме, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

-разработка инновационного программно-компьютерного обеспечения, обеспечивающего индивидуализированную диагностику процесса профессионального самоопределения обучающихся

Направление 3. Кадровое обеспечение

      Для обеспечения эффективной работы по данному направлению необходимо решение следующих задач:

-разработка внутрикорпоративного стандарта по виду деятельности «профориентационное сопровождение профессионального самоопределения» и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);

-формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров;

-разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;

-создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях

Успешное решение обозначенных задач, в перспективе, должно обеспечить условия для введения должности специалиста по сопровождению самоопределения  обучающихся в штатное расписание образовательных учреждений.

 

 

Управление и образовательная политика организации, реализующей профориентационную деятельность

Управление образовательной организацией  осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава, локальных актов. Успешно работают  Педагогический совет, Родительский комитет, Методический совет и др. Переданные им полномочия регулируются Уставом и локальными актами.

В организации работают методические объединения и цикловые комиссии педагогов, ведущих, как общеобразовательные, так и общепрофессиональные циклы,   библиотекарей, зам. директора по УВР. Опыт организации распространяется через участие в районных, региональных и федеральных (к примеру, «Билет в будущее») мероприятиях

 

3. Мониторинг и оценка качества деятельности по направлению      

       Уточнение: алгоритм процесса мониторинга более подробно представлен в Подпрограмме: «Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся»

МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

       Известно, что в педагогическом оценивании применяется уровневый подход. Исследователи выделяют, как минимум три уровня готовности к учебно-познавательной деятельности. Рассматривая профессиональное самоопределение учащегося как компонент учебно-познавательной деятельности, мы также выделяем три уровня готовности учащихся 9-х классов, освоивших элективные образовательные программы, относящиеся  к самоопределению, а именно репродуктивный, реконструктивный и творческий уровень готовности к профессиональному самоопределению

       На каждого учащегося заполняется «Карта наблюдения» (в карте необходимо обвести кружочками соответствующие учащемуся номера признаков и компонентов), затем формируется «Итоговая таблица по классу»

 

 

Заключение

      Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века предопределили появление повышенных требований к качеству подготовки будущих специалистов, породили конкуренцию на рынке труда. Эти требования в свою очередь повлияли на политику государства в сфере образования.

Школа, как и любая другая образовательная организация,  в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим социальным институтом гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека.

      Развивающемуся обществу современной России нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

         В рамках современной быстро развивающейся экономики российского общества постоянно возникают новые технологии производства, развивается сфера услуг, что ведет к возникновению новых профессий, расширению сферы сервиса и т. д. Социальный заказ на профилизацию старшей ступени образования обусловлен запросами работодателей, родителей, педагогического сообщества, а также самих обучающихся. Профильное обучение способствует профессиональному самоопределению, выстраиванию собственной траектории образования. В последние годы накоплен немалый опыт новаторской педагогической деятельности, направленный на развитие системы профильного обучения и предпрофильной  подготовки.

     От полноты и качества выполнения целей и задач профильного обучения и предпрофильной подготовки, во многом зависит успешная социализация вступающего в жизнь поколения. 

Предлагаемое к реализации направление, выявить на раннем этапе детей способных к  определённому по содержанию, творчеству, способствовать формированию основ творчества, к примеру, технического, проявление интереса к изобретательству, вследствие чего,  становление исследовательских компетенций учащихся, позволяющих в дальнейшем профессионально успешно самоопределиться

 

Литература

1.Афанасьева, Т. П.  Профильное обучение: педагогическая система и управление [Текст]. Книга 2.  Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие /Т. П. Афанасьева, Н. В.  Немова; под ред. Н. В.  Немовой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 84 с.

2. Бабанский, Ю. К.  Учет возрастных и индивидуальных  особенностей школьников в учебно -воспитательном процессе [Текст] //  Нар.  образование. – 1982. – № 7.

3. Болотова, Е. Л.  Педагогу о профильном обучении  [Текст] : учеб.  пособие / Е. Л. Болотова, В. С. Рохлов. – М.:  Изд-во УРАО, 2005. – 68 с.

4. Болтянский, В.Г.  К  проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер //  Математика в школе. – 1988. – № 3. – С. 9-13.

5. Броневщук, С. Г.  Концепция введения профильного обучения в школах России [Текст] /С. Г.  Броневщук. – М., 1993.

6. Вахрушева, И. Г.  Профилизация образования: диагностика и формирование  профессиональных интересов учащейся молодежи  [Текст] : учебно-метод.  пособие / И. Г. Вахрушева, Д. М.  Шакирова. –  Казань:  Центр инновационных  технологий, 2004. – 204 с. – ISBN 5-93962-061-6.

7. Вишнякова, С. М.  Профессиональное  образование.  Словарь. Ключевые понятия,  термины ,актуальная лексика [Текст] / С. М.  Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

8. Гладкая, И. В.  Основы профильного обучения и  предпрофильной подготовки [Текст] :учебно-метод.  пособие  для учит. / И. В.  Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина ; под  ред. А. П.  Тряпициной. –  СПб, 2005.

9.  Голомшток, А. Е.  Выбор профессии и воспитание личности школьника:  Воспитательная концепция проф.  ориентации / А. Е. Голомшток. – М.:  Педагогика, 1979. – 160 с.

10.  Дидактический материал по курсу  «Твоя профессиональная карьера»: кн.  для учит. /И. П.  Арефьев, Т. В.  Васильева, А. Я.  Журакина и др.;  под ред. С.Н.  Чистяковой. – М. :Просвещение, 1998. – 191 с.

11.  Дифференциация в обучении математике  [Текст] / Г. В.  Дорофеев, А. А.  Кузнецов, С. Б. Суворова, В. В.  Фирсов //  Математика в  школе. – 1989. – № 4.

12.  Захаров, Н. Н.  Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н.  Захаров,В. Д.  Симоненко. – М.:  Просвещение, 1989. – 190 с.

13.  Зеер, Э.Ф.  Профориентология: теория и практика  [Текст] : учеб.  пособие для  высш.  шк. /Э. Ф.  Зеер, А. М.  Павлова, Н. О.  Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

14.  Ильина, Т. А.  Системно-структурный подход к организации  обучения / Т. А.  Ильина. – М.,1972.

15.  Ильясов, Д. Ф.  Образовательные программы [Текст] :  учеб.  пособие / Д. Ф.  Ильясов,Г. Н.  Сериков. –  Челябинск:  Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 90 с.–ISBN 5-696-02471-8.

16.  Карасова, И. С.  Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и  процессуальная стороны обучения) [Текст]:  монография / И. С.  Карасова.– Челябинск : Факел, 1997.–244 с.

17.  Карпов, А.В. Психологические основы  принятия решения в профессиональной работе [Текст] / А. В.  Карпов. – М., 1986.

18.  Климов, Е. А.  Психология  профессионального самоопределения [Текст] :  учеб.  Пособие для студ.  высш.  учеб.  заведений / Е. А.  Климов. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. – 304 с.

19.  Коджаспирова, Г. М.  Педагогический словарь: для студ.  высш. и  сред.  пед.  учеб. заведений/ Г. М.  Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е  изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

20. Козлова, К.Н.  Психологическое  сопровождение  профильной ориентации учащихся 9-11классов МОУ лицей № 120  [Текст] / К. Н.  Козлова // Практика и перспективы профильного обучения: первые итоги  эксперимента /  под ред. Т. В.  Абрамовой, С. Г.  Молчанова, И. М.  Никитиной //  Актуальные проблемы  управления  образованием в регионе. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. –  Выпуск  3 (35). – 130 с. – С. 111-118.

21. Концепция дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе (Материалы для обсуждения на  заседании Президиума АПН СССР) / под  ред. В. М. Монахова, В. А. Орлова. – М., 1990.

22.  Концепция  модернизации российского образования на  период  до 2010 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 1. – С. 3-16.

23.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  (Приказ Минобразования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783) // Стандарты и мониторинг в  образовании. – 2002. – № 3. – С. 3-16.

24.  Королев, А.А.  Положение о  портфолио  достижений учащихся [Текст] / А. А. Королев, В. С.  Красикова, Л. А.  Котова //  Практика административной  работы в школе. – 2006. – №2. – С. 14-17.

25.  Коротов, В. М.  Воспитывающее обучение [Текст] / В. М.  Коротов. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

26.  Кузнецов, А. А.  Профильное  обучение: цели, формы, структура  учебного плана. Профильное обучение в старшей  школе / А. А.  Кузнецов. – http:// informika. ru.

27.  Кузнецов, А.А.  Структура и  принципы  формирования содержания профильного  обучения на старшей ступени [Текст] / А. А.  Кузнецов, А. А.  Пинский, М. В.  Рыжаков, Л. О.  Филатова. – М., 2003.

28.  Кузнецова, И. Г.  Коррекционные классы как тип дифференцированного обучения [Текст] / И. Г. Кузнецова, Е. Ю. Головинская //  Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы.  Вып. 1. Ч. 1.  «Дифференцированное обучение в школах». – Самара, 1997 – 1998.С. 87 – 112.

29. Лернер, П.С.  Профильное образование: взаимодействие противоположностей /П. С.  Лернер // Школьные технологии. – 2002. – № 6. – С. 75-81.

30.  Лукина, А.К.  Региональная модель  профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант  [Текст]: монография / А. К.  Лукина. – М. :  Изд-во ИСПС РАО, 2005. – 76 с.

31.  Михайлова, В.П.  Организационно-педагогические условия введения профильного обуче-ния в старших классах  учреждений общего образования  (на примере Московской области)[Текст]:  автореф. канд. пед. наук / В. П. Михайлова. – Москва, 2006. – 19 с.

32. Молчанов, С.Г.  Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь) [Текст]:  учебн. пособие / С. Г. Молчанов, Р. Я.  Симонян. –  Челябинск: ИДППО, 2005.–44 с.

33.  Монахов, В.М.  Проблема дифференциации  обучения в средней школе [Текст] /В. М.  Монахов, В. А.  Орлов, В. В.  Фирсов. – М., 1990.

34.  Морозова, Е. В.  Технология создания элективных курсов [Текст] / Е. В. Морозова // Со-держание образования в профильной  школе:  методология деятельности и методика обучения в условиях перехода к  новым образовательным стандартам: мат.  науч. - практ.  конфер. общеобраз. учр-ний. г.  Челябинска / под ред. Е. В.  Киприяновой. –  Челябинск, 2005. – 224с. ISBN 5-93216-192-2.

35.  Немов, Р. С. .  Психология :  учебн.  для студ.  высш.  пед. учебн. заведений : в 3 кн. – 4-е изд./ Р. С.  Немов. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3.  Психодиагностика.  Вве-дение в научное психологическое  исследование с элементами математической статистики.– 640 с.

36. Немова, Н. В.  Управление введением системы  предпрофильного обучения девятиклассников : учебно -  метод. П особие / Н. В.  Немова.–М. : АПК и ПРО, 2003.–68 с.

37. Никитина, Е. Ю.  Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе  [Текст] :  дисс.  канд.  пед.  наук / Е. Ю. Никитина.– Челябинск, 1995. – 195 с.

38.  Новикова, Т. Г.  Проектирование эксперимента в образовательных системах :  науч. -  метод. пособие / Т. Г.  Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 112 с.

39. Новикова, Т. Г.  Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации [Текст] / Т. Г.  Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская,Е. Е.  Федотова; под ред. Т. Г.  Новиковой. – М.: АПКиПРО__チ・セ, 2004. – 112 с.

40. О  проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. – Постановление  Правительства РФ от 9 июня 2003 г., № 334.

41. Ожегов, С.И. Словарь  русского языка: Ок. 57000 слов  [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.:  Рус. яз., 1986. – 797 с.

42. Остапенко, А. А.  Профильное обучение в старших  классах малочисленной школы [Текст]/ А. А. Остапенко //  Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 95- 98.

Приложения

Система мероприятий по реализации

Подпрограммы по заявленному направлению  

 

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

1. Организационно-правовое обеспечение

 

Продолжить работу развитию информатизации в учебно-воспитательном процессе.

 

 

Продолжить работу над созданием нормативно-правовой базы ОО в области профориентации и самоопределения школьников

 

2. Повышение квалификации педагогических кадров

 

Ежегодно обеспечивать переподготовку педагогов

 

 

Продолжить обмен опытом работы с другими организациями

 

 

Организовать постоянно действующий семинар для педагогов по заявленному направлению деятельности

 

 

Подготовить сборник методических материалов по заявленному направлению деятельности

 

 

Обеспечить участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в работе научно-практических конференций и семинаров всех уровней

 

 

Публиковать методические разработки учителей в педагогических изданиях различного уровня, сети Internet.

 

 

Курсовая подготовка педагогов в дистанционном режиме

 

3. В сфере общего образования

 

Активно внедрять в практику работы проектный и исследовательский методы учебной и внеучебной деятельности.

 

 

Вести подготовительную работу по внедрению стандартов нового поколения

 

 

Проводить конкурсы, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

 

 

Расширить использование информационно-коммуникационных технологий в работе библиотеки.

 

 

Способствовать развитию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности:

проводить конкурсы среди педагогов по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе

проводить конкурсы среди учащихся по созданию образовательных ресурсов

 

 

Организовать классы по различным профилям согласно запросам учащихся и их родителей.

 

 

Организовать мероприятия по участию выпускников в едином государственном экзамене:

проводить разъяснительную работу среди учащихся, их родителей и учителей о порядке и сроках проведения ГИА и ЕГЭ;

организовать «репетиционные» мероприятия, способствующие объективизации оценки знаний учащихся

привлекать родителей в качестве общественных наблюдателей на экзамены итоговой государственной аттестации

 

 

Введение проектной деятельности в учебные планы  

 

 

Проводить методические советы по проблеме «Пути совершенствования качества педагогического процесса в общеобразовательном учреждении»

 

 

Совершенствовать систему мониторинговых исследований качества образования учащихся

 

 

Способствовать созданию инструментария для изучения уровня усвоения  учебных программ.

 

 

Организовывать участие одаренных детей в районных, областных, российских конференциях, конкурсах, олимпиадах.

 

 

Сетевое взаимодействие между образовательными организациями

 

4. В сфере дополнительного образования детей

 

Продолжить работу кружков и предметных секций

 

 

Принять участие в районных смотрах-конкурсах.

 

 

Продолжить сотрудничество с организациями дополнительного образования (  ДЮСШ и др.)

 

 

Дистанционная курсовая подготовка

 

5. Совершенствование воспитания и обеспечения охраны прав и здоровья детей

5.1  В сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции

 

Продолжить работу по формированию активной жизненной позиции учащихся путем развития детского и молодежного общественного движения

 

 

Стимулировать развитие системы ученического самоуправления. Изучить и внедрить новые формы самоуправления.

 

 

Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

 

 

Совершенствовать патриотическое воспитание.

 

 

Способствовать формированию толерантности как необходимого условия социализации личности

 

 

Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

 

5.2. В сфере трудового воспитания

 

Заключить договор о сотрудничестве с Центром занятости

 

 

Вести профориентационную работу через Центр занятости и организовывать встречи с представителями ССУЗов и ВУЗов

 

 

Организовать работу учащихся 9-10-х классов из малообеспеченных семей через Центр занятости

 

 

Организовать работу учащихся  по уходу за цветниками.

 

 

Организовать самообслуживание учащихся (дежурство в столовой, в классных кабинетах)

 

5.3 В сфере развития интеллектуальных способностей учащихся

 

Продолжить проведение интеллектуальных игр («Брейн-ринг», «Кенгуру»).

 

 

Проводить интеллектуальные конкурсы:

конкурс авторов литературных произведений (стихов, рассказов, сказок);

проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

 

Проводить олимпиады и организовывать участие в районных и областных олимпиадах по предметам.

 

 

Проводить  тематические вечера.

 

 

Проводить мероприятия для параллели по тематическим периодам.

 

 

Участие в интернет конкурсах

 

5.4 В сфере обеспечения здоровьесбережения детей

 

Реализовать  целевую программу «Здоровье »

 

 

Продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

 

 

Ввести оздоровительные мероприятия в режим работы ОО:

зарядка;

подвижные перемены;

физкультурные минутки;

проведение уроков на свежем воздухе;

экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся.

 

 

Оборудовать и лицензировать медицинский кабинет.

 

 

Организовать участие в традиционных спортивных соревнованиях.

 

 

Организовать проведение декад «Здоровье», «Против наркотиков и СПИДа».

 

 

Проводить  «День здоровья».

 

 

Обеспечить контроль за организацией питания

 

 

Продолжить проведение «Малых олимпийских игр»

 

 

Осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся

 

 

Организация работы специальной медицинской группы

 

 

Работа кабинета логопеда

 

 

Сотрудничество организации и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся

 

 

Проведение ежегодного медицинского осмотра и вакцинации учащихся.

 

 

Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

 

 

Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении

 

5.5.  В сфере правового воспитания, обеспечения прав участников

образовательного процесса

 

Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс программы правового всеобуча педагогов, родителей и учащихся

 

 

Продолжить работу уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса.

 

 

Продолжить работу коллегиального органа школьного самоуправления Совета ОО (Управляющего Совета)

 

 

Утверждение ежегодного публичного доклада Советом ОО

 

 

Реализация Положения ОО о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам организации

 

 

Согласование сметы расходов с Советом ОО

 

5.6. В организации работы с родителями

 

Продолжить проведение родительских собраний по проблемам воспитания  (по плану)

 

 

Активизировать работу классных родительских комитетов

 

 

Продолжить проведение совместных мероприятий учащихся и их родителей

 

6. Сохранение и укрепление учебно-материальной базы ОО

 

Продолжить реализацию программы по обеспечению пожарной безопасности.

 

 

Продолжить развивать и оснащать классы компьютерной и мультимедийной техникой.

 

 

Осуществлять меры по развитию материальной базы пищеблока

 

 

Приобретение учебно-методических комплектов для учащихся

 

 

Оснащение кабинетов  мебелью

 

 

Оборудование душевых кабин в спортивном зале.

 

 

Оборудование  гардероба

 

 

      3.1 Повышение эффективности менеджмента

 

 

 

Задачи-действия

 

 

Ответственные

 

Сроки

 

Результат

 

Развитие организационной структуры организации, модернизация уклада жизни.

 

 

Повышение качества учебно-воспитательного процесса.

 

Создание методического совета по разработке программы развития.

 

 

Программа развития.

 

Проведение коллективного обсуждения программы развития.

 

 

Мотивация коллектива на реализацию программы.

 

Проведение заседания педагогического и методического советов,   семинары по изучению компетентностного подхода и проектных технологий.

 

 

Внедрение проектных технологий

 

Организация конкурса   проектов для определения стратегии и тактики развития обучающихся  («Мы в Интернете»,  «Формула успеха», «Здоровое поколение»).

 

 

Сайт. Альбом. Презентации. Методические материалы.

 

3.2 Повышение компетентности педагогического коллектива

 

 

 

Задачи-действия

 

 

Ответственные

 

Сроки

 

Результат

 

Реализация мотивационно-целевой функции управления повышением профессиональной компетентности педагогических работников:

-разработка авторских программ, пособий, дидактических материалов; -проведение проблемных конференций, семинаров, педагогических чтений, фестивалей инновационных проектов и посещение аналогичных мероприятий в других ОО;

-обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка публикаций и пособий в печати; -создание необходимых условий и оказание поддержки педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

 

Постоянно

Развитие системы повышения профессиональной компетентности кадров в школе. Эффективное профессиональное развитие учителя.

 

 

Разработка системы мотивации и стимулирования к профессиональному развитию педагогов, плана ее реализации.

 

 

Развитие мотива состязательности, стремление занять определенное место в коллективе.

 

 

Методическое повышение компетентности педагогического коллектива.

 

 

Владение современными педагогическими технологиями.

 

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья: -продолжать  работу   по осуществлению мониторинга и разработке критериев оценки результатов учебно-воспитательной деятельности в аспекте обеспечения и сохранения физического, психического и социального благополучия детей; -стимулировать творческую деятельность учащихся, учителей, родителей по осуществлению сбережения здоровья детей и взрослых;

-способствовать повышению уровня знаний педагогов в области культуры здоровья через проведение семинаров по единой теме «Здоровый ребенок в здоровой школе»; -продолжить реализацию целевой программы «Здоровье »; провести конкурсы учащихся, учителей, родителей (конкурс проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», конкурс творческих работ «Я и мое здоровье»).

 

 

Проявление творческого потенциала учителя в условиях модернизации образования, построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся по своим предметным дисциплинам. Использование результатов психолого-педагогического мониторинга учащихся в работе классных руководителей и учителей-предметников.

 

 

 

3.3 Модернизация содержания образования

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Модернизация действующей модели учебного плана как основы организации образовательного процесса и его научно-методическое обоснование.

 

 

Наличие учебного плана.

 

Модернизация программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебным планом, стандартами по следующим направлениям:

8-9 классы – предпрофильная подготовка, создание условий для выбора путей продолжения образования после окончания основной школы; 10-11 классы – профильное обучение .

 

 

Наличие программно-методического обеспечения учебного плана.

 

Создание и обновление банка программно-методического обеспечения преподавания курсов по выбору и элективных курсов.

 

Постоянно

Наличие программ курсов по выбору и элективных курсов, мониторинг результатов обучения заключение об эффективности внедрения новых программ и программно- методических материалов.

 

Модернизация рабочих программ преподавания отдельных предметов в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образованием.

 

 

Наличие рабочих программ по предметам в соответствии с Примерными программами начального, основного общего и среднего (полного) образования.

 

Развитие внеурочной работы по предметам.

 

Постоянно

Проведение предметных мероприятий.

 

 

 

3.4 Социально-педагогическая поддержка развития личности учащихся

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на внутреннем учете:                          постоянное сопровождение в учебно-воспитательном процессе детей, находящихся в социально-опасном положении; вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении в кружки, секции по интересам, в различные мероприятия, мониторинг занятости в каникулярное и учебное время; обследование социально неблагополучных семей, составление актов обследования материально-бытовых условий,  работа по плану совместной работы по профилактике правонарушений и безнадзорности с ПДН (комиссией по делам несовершеннолетних),  организация совместной психолого-педагогической помощи учащимся и семьям, состоящим на  учете.

 

 

Созданы условия для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды. Решаются проблемы посредничества между ребенком и окружающим его социумом. Решаются проблемы соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме. Нет учащихся состоящих на учете в ПДН. Соблюдается социально-правовая защищенность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспитательно-педагогические проблемы решаются совместно с различными государственными и общественными структурами. Наблюдается положительная динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития учащихся.

 

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

 

 

 

 

Работа по формированию благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе: информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещании учителей и методическом объединении классных руководителей; пропаганда знаний о правах ребенка; консультации и помощь классным руководителям в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности и по вопросам охраны детства.

 

 

 

Работа по оздоровлению семейной обстановки: оказание консультативной помощи ребенку и его родителям, обследование жилищно-бытовых условий многодетных, малообеспеченных семей, семей опекунов; социальное патронирование семей, определение доминирующего фактора неблагополучия, составление социального паспорта семьи.

 

 

 

Работа по изучению ситуаций риска и предупреждению нарушений здоровья во всех его проявлениях.

 

 

 

Работа с опекаемыми и их семьями.

 

 

 

Работа по защите прав детства.

 

 

 

3.5 Мониторинг результативности учебно-воспитательной  работы и достижений учащихся

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Разработка  Портфолио (портфель личных достижений учащегося).

 

 

Наличие портфолио выпускников, отражающего учебные и внеурочные достижения школьников.

 

Модернизация форм контроля достижений учащихся (промежуточный, текущий контроль, итоговая аттестация).

 

 

Внедрение рейтинговой оценки знаний

 

Освоение и внедрение  компетентностного подхода.

 

 

Использование проектных методик в учебно-воспитательном процессе.

 

Создание мониторинга по направлениям: соматическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-психологическое здоровье.

 

 

Организация образовательного процесса на диагностической основе.

 

Подготовка рекомендаций .

 

 

Выступления на методических совещаниях. Публикации в методических журналах и сети Internet.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий.

 

 

 

Использование информационно-коммуникационных технологий

 

Организация постоянно действующего семинара

для педагогов.

 

 

Применение педагогами на уроках и во внеклассной деятельности здоровьесберегающих технологий, разработка авторских программ

Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.

 

Развитие учебной и исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Увеличение количества школьников, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. Участие в конкурсах творческих работ учащихся разного уровня:

районных, городских, областных, всероссийских.

 

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

 

 

Соответствие всех параметров учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям к условиям обучения в ОУ

 

 

3.6 Оптимизация психологического климата в школе

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Организация комплексного, тематического фронтального и выборочного отслеживания инновационных процессов  в школе: психолого-педагогическая диагностика педагогов и учащихся; социально-педагогическая исследование педагогического коллектива.

 

 

Учителя и ученики узнают свои индивидуально-личностные особенности, понимают своеобразие другого, продуктивно взаимодействуют.

 

Подготовка комплекса диагностических методик по отдельным психолого-педагогическим аспектам жизнедеятельности школьников и педагогов.

 

 

Наличие разнообразных диагностических методик, внедрение их в работу педагогов.

 

Обеспечить развитие способности самоорганизации и формирования диалогической культуры.

 

 

Формирование навыка самоорганизации, практическое использование полученных знаний.

 

Поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

 

 

Толерантные отношения внутри коллектива.

 

Оказание психолого-педагогической поддержки, проведение психолого-педагогических семинаров.

 

 

Повышение психологической культуры коллектива, самореализация личности учителя.

 

Организация процесса изучения индивидуально-личностных особенностей учителей и учеников.

 

 

Повышения профессионального уровня, самоактуализация, творческий рост.

 

 

 

 

 

 

3.7 Совершенствование материально-технической базы

 

Задачи-действия

Ответственные

Сроки

Результат

 

Провести дифференциацию учебной среды: приобрести мебель в кабинеты профильного изучения предметов

 

 

Оборудованное классно-кабинетное пространство.

 

Капитальный ремонт туалетов

 

 

Создание здоровых и безопасных условий.

 

Подключение к Интернету.

 

 

Расширение информационного пространства.

 

Создание  локальной компьютерной сети.

 

 

Расширение информационного пространства.

 

Приобрести множительную технику.

 

 

Обеспечение  учебно-методическими материалами  учителей-предметников.

 

Совместно с учащимися и родителями благоустроить  двор: оборудовать клумбы на территории  двора.

 

 

Благоустроенный

двор школы.

 

Приобрести оборудование в кабинеты химии, физики, биологии.

 

 

 

Оборудованные кабинеты.

                                                               

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий

 

Класс

Тема

Задачи

Формы работы

1-2

Профессии наших родителей

 

-     Знакомство с профессиями родителей.

-     формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

-         классные часы, встречи;

-         рассказы о профессиях;

-         конкурсы рисунков, фотографий, проектов, сочинений, ДПИ;

-         профориентационные игры.

3-4

Мир профессий

-     Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

-         беседы о труде;

-         внеклассные мероприятия;

-         путешествия по миру профессий.

5-6

Кем быть?

-     Формирование основ профессиональной направленности.

-            анкетирование;

-            тестирование;

-            тренинги.

-     Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

-            сотрудничество со специалистами Центра занятости;

-            консультации;

-            акции;

-            участие в ярмарках профессий  средних профессиональных учебных заведений;

-            посещение музеев;

-            занятия в кружаках и секциях ОУ и учреждениях дополнительного образования.

7-8

Самоопределение в области «человек – труд – профессия»

-          Формирование профессионального самоопределения.

-          Определение личностного смысла выбора профессии.

 

План работы по организации профориентационной  работы

 

№п\п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

1.

Анкетирование выпускников (9,11классов) с целью выявления профессиональных намерений

Декабрь

 

2.

Проведение групповой  диагностики

по выявлению профессионально- значимых

 

качеств учащихся старших классов

 

декабрь

 

3.

Проведение консультаций по темам:

1. « Основы выбора профессии»

2. «Классификация профессий»

3.«Профессия, специальность, должность»

4.«Особенности профессионального обучения»

5. «Профессиональные способности»

6. «Мотивы выбора профессии»

 

в течение года

 

4.

Организация и проведение профессиографических  экскурсий

 

 

5.

Организация встреч учащихся с представителями  различных профессий

в течение года

 

6.

Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам профессиональной ориентации школьников

по заявке

 

7.

Проведение развивающих занятий по профориентации для начального и среднего звена

по заявке

 

8.

Участие в родительских собраниях

в течение года

 

9.

Деятельность в ОО мобильного профпункта

в течение года

 

 


Скачано с www.znanio.ru