ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов
Оценка 4.7

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература +2
Взрослым
16.03.2018
ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов
Данная подпрограмма дополнительного образования индивидуального развития одаренных обучающихся разработана на основе модифицированной программы дополнительного образования "Русская словесность" ("И творчество и чудотворство") (срок реализации 5 лет). Подпрограмма предназначена для обучающихся второго и последующих годов обучения, проявляющих высокую мотивированность и способность к обучению русской словесности. Обучение навыкам учебного исследования как отрасль знания и научное направление невозможно без трех составляющих: методологического фундамента (гносеологической теории, обосновывающей принципы, подходы, систему восприятия и т. д.), методического инструментария (системы практических приемов, способов и т. д.) и истории обучения, или истории методики, вобравшей в себя и основы методологии, и развитие инструментария. Дополнительное образование детей в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании данной индивидуальной программы дополнительного образования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
индивидуальная программа .docx
ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 ­ 11 классов ФИО: Доева В.С., педагог дополнительного образования                  Специальность: Словесность Срок реализации: 1 год ВЛАДИКАВКАЗ 1 Пояснительная записка                    Данная подпрограмма дополнительного образования индивидуального развития одаренных   обучающихся     разработана   на   основе   модифицированной   программы дополнительного   образования   "Русская   словесность"   ("И   творчество   и   чудотворство") (срок   реализации   5   лет).   Подпрограмма   предназначена   для   обучающихся   второго   и последующих годов обучения, проявляющих высокую мотивированность и  способность к обучению  русской словесности.   Обучение   навыкам   учебного   исследования   как   отрасль   знания   и   научное направление   невозможно   без   трех   составляющих:   методологического   фундамента (гносеологической теории, обосновывающей принципы, подходы, систему восприятия и т. д.), методического инструментария (системы практических приемов, способов и т. д.) и истории   обучения,   или   истории   методики,   вобравшей   в   себя   и   основы   методологии,   и развитие инструментария. Дополнительное образование детей в современных условиях призвано обеспечить функциональную   грамотность   и   социальную   адаптацию   обучающихся   на   основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально­ трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей   свои   потенциальные   возможности,   ресурсы   и   способы   реализации выбранного жизненного пути. На   основании   требований   Государственного   образовательного   стандарта   в содержании   данной   индивидуальной   программы   дополнительного   образования предполагается   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.   Цель   подпрограммы:  углубленное   изучение   русской   словесности;   подготовка обучающихся к олимпиадам и практическим конференциям разного уровня. Задачи обучения: приобретение   знаний   по   чтению   и   анализу   художественных   произведений   с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение   способами   правильного,   беглого   и   выразительного   чтения   вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; овладение   навыками   устного   пересказа   (подробного,   выборочного,   сжатого,   от другого   лица,   художественного)   –   небольшого   отрывка,   главы,   повести,   рассказа; свободного   владения   монологической   и   диалогической   речью   в   объеме   изучаемых произведений;    2    формирование   умений   развернутого   ответа   на   вопрос,   рассказа   о   литературном герое, характеристике героя; совершенствование   умений   создавать   отзыв   на   самостоятельно   прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Индивидуальное углубленное изучение    словесности по данной индивидуальной подпрограмме     предполагает   овладение   обучающимися   основами   исследовательской деятельности,   обеспечивает   преемственность   ступеней   образования   (школа   ­   вуз гуманитарного   профиля),   т.е.   способствует   успешной   подготовке   к   профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой   культуры,   умении   анализировать   художественный   текст   с использованием   знаний   в   области   истории   и   теории   литературы   с   привлечением литературной   критики   (в   стандарт   включены   фрагменты   статей   Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева,   А.В.Дружинина,   Д.И.Писарева).   Не   менее   важными   являются   умения делать обобщения на литературно­художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох.  Углубленное изучение словесности направлено на достижение следующих целей: воспитание средствами   художественной   литературы   духовно­развитой   личности, готовой   к   самопознанию   и   самоусовершенствованию,   способной   к   деятельности   в современном   мире   по   законам   добра,   совести,   чести,   справедливости,   патриотизма   и гражданского   долга;   формирование   гуманистического   мировоззрения   и   национального самосознания; развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России;   умения   рассматривать   русскую   литературу   в   широком   историко­культурном контексте;   углубление   представлений   о   единстве   этических   и   эстетических   ценностей, составляющих   духовную   культуру   нации;   развитие   способностей   сравнительно­ сопоставительного   анализа   различных   литературных   произведений;   формирование   умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно­ творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления   и   воображения,   эмоциональной   сферы   личности;   художественного   вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений; совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их   историко­литературной   обусловленности   с   использованием   теоретико­литературных знаний; умений выявлять в них конкретно­исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять   различные   научные,   критические   и   художественные   интерпретации литературных произведений; повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться   русским   литературным   языком,   писать   сочинения   на   литературные   темы, искать,   обрабатывать   и   использовать   информацию   необходимую   для   постижения художественных произведений (справочная литература, масс­медиа, ресурсы Интернета); подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.      3 Развитие читательской самостоятельности обеспечивается: —системой вопросов и заданий к монографиям после прочтения изучаемого произведения; —системой проектной и исследовательской деятельности; —системой   работы   с   цифровыми   образовательными   ресурсами,   цифровыми инструментами;   сайтами   писателей,   электронными   словарями,   библиотеками   и другими интернет­ресурсами; —плановым участием в сетевых проектах по предмету. Семинары,   проекты,   исследования как   содержательные   компоненты  данной методической   системы   последовательно   расширяют   степень   самостоятельности читательской деятельности обучающихся.  Формирование   ИКТ­компетентности обучающихся     как   базовой   для самореализации,   социализации,   развития   концептуального   мышления   и   повышения конкурентоспособности   обеспечивается   работой   с   цифровыми   образовательными ресурсами,   цифровыми   инструментами   и   средами,   электронными   словарями   и библиотеками, филологическими сайтами, сайтами писателей и др. Новоприобретенный культурный опыт — чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка художественных произведений и литературно­критических статей в историко­ культурном   контексте,   выявление   авторского   идеала   и   соотнесение   его   с   идеалом конкретной   эпохи   и   своего   времени   в   процессе   коллективной   и   самостоятельной читательской   деятельности   на основе   современных   образовательных   и информационно­коммуникационных технологий — будет способствовать повышению общей   читательской   культуры   и   осознанию   обучающимся     новых   задач самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Формы обучения Синтетический (комбинированный) урок, урок ­ творческий практикум, урок­игра, элементы   урока   ­   заочной   экскурсии,   путешествия, урок   –   презентация   проектно­ исследовательской деятельности, урок­исследование, урок­ролевая игра Методы и приемы обучения:  Рассказ о писателе (в форме доклада или презентации).  Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).  Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.  Пересказ  (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.  Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода; приёмы РКМЧП).  Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц, приёмы РКМЧП).  Составление   авторского   текста   в   различных   жанрах   (подготовка   своей   словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), 4 творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.  Наблюдение   за   речью   товарища,   выразительное   рассказывание,   чтение,   чтение   по ролям   с   интонационной   характеристикой   персонажей,   разыгрывание   сюжетных ситуаций.  Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную             тему: регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему; реализация установки на доработку и переработку обучающимся   текста сочинения по замечаниям педагога; проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения; проведение   на   завершающем   этапе   изучения   монографической   темы   уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению; систематическое   включение   в   процесс   обучения   письменных   заданий   небольшого объема,   требующих   ответа   на   проблемный   вопрос,   сопоставлений   тех   или   иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента; анализ   готовых   (опубликованных   или   ученических)   сочинений   с  точки   зрения   их сильных и слабых сторон; последовательное        формирование        навыка        тезирования, разного вида планов Приоритетные виды учебной деятельности рецептивная   деятельность:   чтение   и   полноценное   восприятие   текста,   заучивание наизусть; репродуктивная   деятельность:   осмысление   содержания   текста,   текстовых   реалий (осуществляется   в   виде   разного   типа   пересказов   (близких   к   тексту,   кратких, выборочных, с соответствующими лексико­стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); продуктивная   творческая   проектная   деятельность:   сочинение   разных   жанров, выразительное   чтение   художественных   текстов,   устное   словесное   рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; поисковая   деятельность:   самостоятельный   поиск   ответа   на   проблемные   вопросы, комментирование   художественного   произведения,   установление   ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; проектно­исследовательская   деятельность:   определение   темы   и   целей   проекта, планирование   деятельности,   разработка   проекта,   оформление,   представление   и оценивание результатов составления    Виды деятельности обучающихся  Передача впечатлений о прочитанном, прослушанном.  Беседа   о   прочитанном,   устные   и   письменные   рассказы,   ответы   на   проблемные вопросы, выполнение проблемных заданий.  Развернутая характеристика поэтических текстов.  Работа со словарями.  Выразительное чтение текстов, комментированное чтение, чтение по ролям.  Чтение наизусть. 5  Письмо по памяти.  Пересказ   прочитанного   (разной   степени   сжатости,   включая   составление   плана), услышанного. составление цитатного плана.  Взаимопроверка, оценка чтения, рассказа, прослушивание и анализ.  Словесное рисование.   Виды   работ,   связанные   анализом   произведений   (составление   словаря   языка персонажей,   кластеров,   синквейнов,   подготовка   вопросов   к   дискуссии,   подбор материалов   для   ответов   по   плану;   сопоставительный   анализ   героев,   эпизодов, произведений).  Подбор цитат для характеристики героев.  Участие в конкурсах, игре.  Создание творческих работ (сочинений).  Выполнение тестовых работ  Групповая деятельность, работа в команде  Проектно­исследовательская деятельность   Презентация, защита творческих и др. проектов. Курс   опирается   на   следующие   виды   деятельности   по   освоению   содержания художественных произведений и теоретико­ литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Определение   принадлежности   литературного   (фольклорного)   текста   к   тому   или иному роду и жанру. Анализ   текста,   выявляющий   авторский   замысел   и   различные   средства   его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Устные и письменные интерпретации художественного произведения. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно­тематического содержания произведения. Самостоятельный   поиск   ответа   на   проблемный   вопрос,   комментирование художественного  текста, установление  связи  литературы  с другими  видами  искусств  и историей. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка   рефератов,   докладов,   учебно­исследовательских   и   проектных   работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.                            Дидактические и методологические основы подпрограммы В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики: 1. Принцип преемственности обучения с основной школой. 6 2. Принцип деятельностного обучения. Деятельностный   принцип   обучения   помогает   формировать   активную   читательскую позицию   ученика   и   развитую   мотивацию   к   обучению.   Кроме   работ   аналитического характера обучающиеся выполняют и творческие задания, в том числе учатся работать в жанре рецензии. Именно в этом направлении они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов. При   этом   в   обучении   учитываются   возрастные   и   психологические   возможности обучающихся, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал. Реализация деятельностного подхода позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также воспитывать одарённость. 3. Принцип “Исследовательская деятельность”. Подобный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся в России системой научно­практических конференций учащихся. В   качестве   исследователя   по   отношению   к   каждому   разбираемому   произведению литературы   выступает   прежде   всего   педагог,   умеющий     анализировать   произведение   в самых   неожиданных   для   себя   направлениях,   всесторонне   привлекая   к   этому   процессу обучающихся     и   учитывая   самые   разнообразные   (нередко   противоречивые)   суждения, совместный поиск  ответов на возникающие у них вопросы. III. Содержание подпрограммы 1. Содержание программы определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы XIX и XX веков в контексте истории   и   истории   культуры   и   во   взаимосвязи   с   традицией.   Вопросы   периодизации решаются в программе на современном уровне. Изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до   своеобразия   собственно   художественного   языка   и   стиля),   содержательности   его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном   мире   изучаемого   произведения,   в   традиционности   и   художественном новаторстве этого произведения. Вместе   с   тем   курс   литературы   строится   на   разумном   сочетании   анализа   отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего обучающихся с историко­литературным, историко­культурным и историко­социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко­литературные очерки, очерки   литературных   нравов,   знакомство   с   литературной   критикой,   фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов). 7 Десятый класс Повторение А.   С.   Пушкин.   Личность   и   творческий   путь.   Принципы   периодизации.   Эволюция гражданских   мотивов,   философских   мотивов   и   принципов   изображения   природы   (от «Воспоминаний в Царском Селе» до «Вновь я посетил. . . », от «Вольности» до «Пира Петра   I»).   Эволюция   жанровой   системы   пушкинской   лирики   (от   Пушкина   —   ученика элегической   школы   Жуковского,   Батюшкова   до   Пушкина   1830­х   годов),   разрушение жанровых   границ.   «Евгений   Онегин»   как   этап   творческой   эволюции   поэта.   Способы создания   “поэзии   действительности”   (точки   зрения,   детали   бытовой   и   духовной   жизни эпохи,   литературные   параллели   и   другие).   Темы   частной   жизни,   истории   и   судьбы   в творчестве   Пушкина   1830­х   годов   («Капитанская   дочка»,   «Медный   Всадник»,   «Из Пиндемонти»). М.   Ю.   Лермонтов.   Традиции   пушкинской   лирики   в   лирике   Лермонтова   («Пророк», «Узник»,   «Кинжал»,   «Демон»).   Единство   романтической   личности   лирического   героя Лермонтова. «Герой   нашего   времени».   Принципы   композиции   первого   психологического   романа (система точек зрения и другое). Особенности изображения Востока и Запада в романе. Отличие героя романа от героя лирики Лермонтова. Критика “романтической личности” в образе Печорина. Историко­ и теоретико­литературные понятия Закрепляются и углубляются представления о творческом пути писателя, о лирическом герое,   “точке   зрения”   в   произведении,   о   поэтических   жанрах,   романе   и   повести,   о своеобразии   сюжета   и   композиции,   об   особенностях   повествования,   о   литературной традиции и новаторстве, о художественном стиле писателя. Н. В. Гоголь. Эволюция гоголевского творчества (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мёртвых   душ»).   Значимость   сквозных   мотивов   в   творчестве   Гоголя   для   понимания поздних произведений. Эволюция мистико­фантастического взгляда на мир (от беззаботной сказочности «Вечеров» к распаду мира в «Петербургских повестях»; соединение того и другого   художественного   взгляда   в   «Мёртвых   душах»).   Принципы   создания многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя: соединение абсурда с трагизмом,   комического   с   драматическим   и   так   далее.   Особенности   образов   России, русского языка, национального характера в сложном художественном мире гоголевских произведений.   Использование   художественного   пространства   для   создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург, в том числе Петербург в «Повести о капитане Копейкине»). Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско­символическое. Историко­ и теоретико­литературные понятия 8 Углубление   представлений   о   стиле,   сатирическом   и публицистическом   пафосе,   о   фантастическом   и   его   функциях,   о   жанрах   романа­ путешествия, авантюрного романа, поэмы.   комическом,   гротеске, Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Сны   в  русской   литературе  первой   и  второй   половины   XIX  века.   Сходства  и   различия функций. Черты преемственности. Влияние изображения стихии и истории у Пушкина на литературу XX века. Традиция   Лермонтова   в   изображении   психологии   героя   в   романах   Достоевского (рекомендуется   обратить   внимание   учеников   не   только   на   программные   произведения Достоевского). Гоголь и Гофман. Соединение   в   произведениях   Гоголя   социальной   сатиры,   эсхатологии   и   “беззаботного” смеха. Многоаспектность и многозначность образов и произведений Гоголя. Особенности русской литературы второй половины XIX века Общая характеристика периода. Общественно­политическая, философская проблематика в литературе   этого   времени   (художественное   воплощение   жизненной,   религиозной   и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как   форма   публицистики   (Н.   А.   Некрасов   и   его   школа).   Становление   театра   как полноценного   поля   для   обсуждения   больных   вопросов   современности   и   глобальных вопросов мироустройства (А. Н. Островский и его школа). В. Г. Белинский. Интерпретация Пушкина и Гоголя и становление русской прозы 1840­х годов («О русской повести и повестях г. Гоголя»). И. А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально­бытовой и психологический роман. Сон Обломова   в   композиции   романа.   Черты   полемики   с   романтической   литературой   в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока   и   Запада   (халат   Обломова,   Обломов   и   Штольц   и   другие).   Судьба   России   и национальный   тип   в   изображении   Гончарова.   Проблема   счастья   в   романе,   проблема воспитания   в   романе   («Обломов»   как   российский   роман   воспитания).   Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской   дочки»   и   «Мёртвых   душ»)   в   романе   Гончарова.   Значение   детали   и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе. 9 И.   С.   Тургенев.   «Отцы   и   дети».   Раскол   в   «Современнике»   как   одна   из   причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к   взаимопониманию   в   гармоническом   устройстве   мира.   Система   персонажей   в   романе. Мастерство   Тургенева   в   смысловой   нагруженности   деталей   внешности,   речи,   одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе. Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции). Историко­ и теоретико­литературные понятия Понятие “натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Записках   охотника»   Тургенева,   «Бедных   людях»   Достоевского,   в   изображении сатирических   персонажей   романа   Гончарова   «Обломов».   Углубление   представлений   о литературной   полемике   средствами   художественной   литературы.   Социальная   и историософская проблематика, выражаемая литературными средствами. Ф. И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в   эпоху   превращения   литературы   в   поле   выяснения,   в   том   числе   и   публицистических вопросов,   в   эпоху   становления   русского   психологического   и   философского   романа; самоощущение   поэта­“дилетанта”   в   эпоху   профессионализации   литературного   труда. Натурфилософский   характер   лирики   Тютчева   («Весенняя   гроза»,   «Весенние   воды», «Видение», «Певучесть есть в морских волнах. . . », «Не то, что мните вы, природа. . . », «Когда   пробьёт   последний   час   природы.   .   .   »,   «День   и   ночь»).   Единство   личности   и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Как океан объемлет шар земной. . . », «Тени сизые смесились. . . », «О чём ты воешь, ветр ночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «От жизни той, что бушевала здесь. . . »). Тютчев о России («Эти бедные селенья. . . », «Слёзы людские, о слёзы людские. . . », «Умом   Россию   не   понять.   .   .   »).   Соотношение   мысли   и   драматизма   переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душа моя — Элизиум теней. . . »). Любовная лирика   поэта:   любовь   как   трагический   конфликт,   изображение   психологии   женщины   в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое. . . », «О, как убийственно мы любим. . . », «Не раз ты слушала признанье. . . », «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит. . . », «Есть и в моём страдальческом застое. . . », «Чему молилась ты с любовью. . . », «Последняя любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»). А.   А.   Фет*.   Лирический   герой   поэзии   А.   Фета,   его   погружённость   в   природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом. . . » (повторение), «Ещё весна — как будто не земной. . . », «Шёпот, робкое дыханье. . . », «Осень»). Представление Фета о творчестве («Одним толчком согнать ладью 10 живую. . . »).  Медитативная  лирика* («На стоге сена ночью южной. . . », «Измучен  я жизнью, коварством надежды. . . »). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учись у них — у дуба, у берёзы. . . »). Н. А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник».   Формирование   общественного   мнения   вокруг   журнала.   Некрасов­ журналист   и   поэт.   Публицистичность,   повествовательность,   “сюжетность”,   прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании   с   изысканностью   и   мастерством   поэтической   техники   (перебои   ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «В   дороге»,   «Еду   ли   ночью.   .   .   ».   Некрасов   о   поэте   и   поэзии   («Праздник   жизни   — молодости   годы»,   «Блажен   незлобивый   поэт.   .   .   »,   «Поэт   и   гражданин»).   Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мы с тобой бестолковые люди. . . »). «Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные  черты фольклорных жанров в  поэме (песня, сказка,  пословица, примета  и другие). Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века. Историко­ и теоретико­литературные понятия Противопоставление гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о   реалистическом   стиле,   народности,   национальном   своеобразии,   значение   традиции   и новаторства в литературе. Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении. Философские основы лирики Ф. Тютчева. Тютчев и Мандельштам. Некрасовский   город   в   прозе   Достоевского   (или   лирике   А.   Блока;   или   в   поэзии   В. Маяковского). Героини   любовной   лирики   Тютчева   и   Некрасова   в   сопоставлении   с   героинями Достоевского. 11 Ф. М. Достоевский. Биография и литературный путь. «Преступление   и   наказание».   Связь   понятий   —   “преступление”,   “грех”,   “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели   к   духовному   пути   и   психологии   главного   героя.   Сны   Раскольникова   как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего   мира   персонажа.   Своеобразие   образа   и   место   Петербурга   в   романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова. Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей   (Лебезятников).   Разоблачение   идеи   исключительной   личности   (наполеоновское начало).   Категорическое   отрицание   принципа   “цель   оправдывает   средства”.   Идея всеобщего   братства   (“сестринства”):   Алёна   Ивановна,   Лизавета,   Соня,   Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”. «Идиот»*.   Сквозные   темы   романов   Достоевского:   тема   денег,   Петербург,   болезнь   и выздоровление, влюблённость и красота, Россия и Запад. «Речь   о   Пушкине»*.   Своеобразие   прочтения   Пушкина   Достоевским.   Стремление   к достижению общего счастья всех людей как определяющее движение русской литературы в целом. Историко­ и теоретико­литературные понятия Углубление   представлений   о   сказе.   Понятие   “двойник”.   Психологизм   Достоевского   в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.   Н.   Островский. А. драматургического наследия Островского.   Творческий   путь   Островского.   Жанровое   многообразие «Гроза».   Художественное   пространство,   система   персонажей,   своеобразие   конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира   русской  провинции  и   купечества  (от  «Грозы»  к  «Бесприданнице»).  Смена  власти традиции властью денег. «Лес». Разрушение мира русской усадьбы в комедийном изображении Островского. Судьба русского   дворянства.   Искренность,   фальшь   и   театральность   как   категории   измерения человеческих отношений и качеств личности. «Бесприданница»*. Эволюция образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя (Карандышев и герои Достоевского). 12 Историко­ и теоретико­литературные понятия Углубление представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах. Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики. Л.   Н.   Толстой.   «Севастопольские   рассказы»*   («Севастополь   в   мае»,   «Севастополь   в августе 1855­го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально­шаблонных или наивно­романтических представлений о героизме. «Война   и   мир».   История   создания   романа.   Черты   эпопеи   в   романе   «Война   и   мир». Принципы   композиции   романа:   противопоставление   и   сопоставление   в   романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой­психолог. Различные   приёмы   изображения   героев,   любимых   писателем   и   не   принимаемых   им. Принципы изображения истории в романе. История как “семейная хроника”. Принципы изображения   семей   Ростовых   —   Курагиных   —   Болконских   в   романе.   Философская   и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России   и   Европы   начала   XIX   века.   Изображение   Кутузова.   Понятия   музыкальности   и гармонии   у   Толстого,   воплощённых   в   отдельном   персонаже,   в   семье,   в   законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие). «Смерть   Ивана   Ильича»*.   Сюжетно­композиционные   особенности   повести.   Духовный переворот в сознании Ивана Ильича. Тема смерти у Толстого (в сравнении с темой смерти в романе «Война и мир»). Историко­ и теоретико­литературные понятия Понятие   о   романе­эпопее.   Законы   соединения   психологического   романа   и историософского   сочинения.   Решение   исторических   и   философских   проблем художественными средствами. Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860­е годы. Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве Достоевского и Толстого. Россия и Европа у Толстого и Достоевского. Христианские идеи Достоевского. 13 Н. С. Лесков*. «Левша». Стилистические особенности сказа, стилизация  под народную легенду.   Близость   повествователя   и   героев   сказа.   Авторское   видение   героя   и   событий повести.   Пародийное   осмысление   исторических   персонажей   и   реалий   времени   в   сказе Лескова. Трагический пафос произведения. Проблема национального характера в повести: “маленькие великие люди” (Лесков) в изображении автора. «Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана   Флягина   в   художественной   системе   повести.   Иван   Флягин   —   герой   и повествователь. Своеобразие стиля повести. Проблема   русского   национального   характера   в   творчестве   Лескова.   Развитие   традиции сказа в русской литературе XX века*. М.   Е.   Салтыков­Щедрин*.   Журналистская   деятельность   Салтыкова­Щедрина   (обзор). «История одного города»: фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска.   Совмещение   исторических   времён   в   «Истории   одного   города».   Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории   Салтыковым­Щедриным   и   пародийной   поэмы   А.   К.   Толстого   «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва». А. П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. Своеобразие темы   “маленького   человека”   в   рассказах   раннего   Чехова.   Современный   мир   и   его социальная   иерархия;   “маленький   человек”   как   жертва   несправедливости   и   как   её носитель.   Проза  зрелого   Чехова.   Проблема   отчуждения   человека   в  творчестве   Чехова. Разрыв   человеческих   связей   как   характерная   примета   времени   в   изображении   Чехова. «Студент».   Особенности   категории   времени   и   пространства   в   рассказе.   Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь   и   абсурдность   попыток   жёстко   её   регламентировать.   «Ионыч».   Идеалы   русской интеллигенции   конца   XIX   века   в   изображении   Чехова.   Характер   чеховской   детали, повторяемость её; “случайная” и мотивированная деталь. Принципиальный отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в человеческой судьбе (например, «Дама с собачкой»). Театр Чехова. «Вишнёвый сад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе   чеховской   драмы.   Новаторская   система   персонажей.   Значение   эпизодических   и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе. Историко­ и теоретико­литературные понятия 14 Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения. Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Маленький человек у Чехова и его предшественников. Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова. Драматургия “без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький. Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького. Одиннадцатый класс Особенности реализма конца XIX — начала XX века И. А. Бунин.  «Антоновские  яблоки».  Лирическое  преображение  быта  в повествовании. Образ   повествователя   и   его   стилистическое   воплощение.   Ностальгические   мотивы   в рассказе   и   их   значение;   единство   мира,   основанное  на   памяти,   хранящей   живой   облик ушедшего. Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе Бунина. «Лёгкое   дыхание».   Необычность,   иррациональность   поведения   героини,   её   природная сущность. Парадоксальность изображения любви, привязанности, восхищения у Бунина. «Господин из Сан­Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское богатство; пароход   и   его   устройство;   времяпрепровождение   туристов   на   пароходе   и   в   Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы   воплощения   мёртвой   (псевдоживой)   жизни:   образы   дьявольского   в   рассказе. Апокалиптические   мотивы   и   образы   в   рассказе   «Господин   из   Сан­Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе. «Чистый понедельник»*. Конкретное и символическое в рассказе. Образы героев и образ России в рассказе. «Окаянные   дни»*.   Своеобразие   жанра   записок,   стилизованных   под   дневник.   История глазами   “пристрастного”   свидетеля.   Гармоничность   прежней   жизни   и   бесформенность современной.   Символы   прошлого   и   их   значение   в   записках.   Невосполнимая   утрата красоты. Значение подлинного документа в структуре произведения. Портреты знаменитых современников писателя. Тема разрушения слова как разрушения смысла в записках. А.   И.   Куприн*.   «Гранатовый   браслет».   Своеобразие   главного   героя   повести,   его несоответствие традиционной роли “маленького человека”. Несовпадение “романтической” таинственности,   к   которой   стремится   герой,   и   его   социальной   роли   (телеграфист 15 Желтков). собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».   Противопоставление   понимания   любви   Желтковым   и   обществом, М. Горький. «На дне». Место творчества М. Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М.   Горького.   Своеобразие   места   действия   и   социальной   принадлежности   персонажей. Своеобразие   системы   персонажей:   отсутствие   главных   и   второстепенных   действующих лиц. Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор   о   человеке.   Понятие   правды   в   драме.   Возможности   символического   прочтения драмы. «Мать»*. Изображение социалистического революционного движения как новой религии. Черты жанра жития в романе Горького. Роман Горького в контексте духовного осмысления революционного движения в русской литературе конца XIX — начала XX века «Несвоевременные   мысли»*.   Анархическое   начало   революции   (по   Горькому, крестьянское),   грозящее   уничтожением   культуры.   Неприятие   Горьким   заигрывания политиков с разрушительными стихийными силами. Теоретико­литературные понятия Своеобразие   реализма   начала   XX   века.   Углубление   представлений   о   психологизме,   об особенностях повествования.  Особенности жанра  рассказа  рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе. Важнейшие особенности поэзии серебряного века Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным   литературным   экспериментам:   от   Брюсова   (“старшие   символисты”)   до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910­х годов) и особенностей поэтического языка М. Цветаевой в 1920­х годах. А. А. Блок. Значение идей В. Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи   о   Прекрасной   Даме».   Героиня   первых   поэтических   книг   поэта,   своеобразие лирического   героя.  «Вступление»   («Отдых   напрасен.   Дорога   крута.   .   .  »),   «Вхожу  я   в тёмные храмы. . . », «Мы встречались с тобой на закате. . . », «Предчувствую тебя. . . »*, «Я отрок, зажигаю свечи. . . », «Девушка пела в церковном хоре. . . »*. Символизм Блока. Принципы   циклизации   поэтических   книг   Блока.   Три   тома   лирики   как   путь   и   судьба лирического героя. «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «На островах»*, «О доблестях, о подвигах, о славе. . . »). Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», «Клеопатра»*, «Соловьиный сад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов. 16 Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл   «Родина»   («На   поле   Куликовом»,   «На   железной   дороге»,   «Родина»,   «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”. «Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная   молитва   и   другие).   Контраст   как   основной   принцип   построения   поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная   природа   революции.   Ветер  и   метель   как  символы   революционной   стихии. Символические   образы   в   поэме.   Разнообразные   толкования   образа   Двенадцати. Особенности   композиции   поэмы.   Значение   финала   поэмы,   его   принципиальная непрояснённость. А. А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini». Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью. . . ». Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920­х годов) — «Июль 1914», «Не с теми я, кто бросил землю. . . », «Всё расхищено, предано, продано. . . », «Я гибель накликала милым. . . », «Для того ль тебя носила. . . », «А Смоленская нынче именинница. . . », «Когда в тоске самоубийства. . . », «Ты — отступник: за остров зелёный. . . ». Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «В сороковом году», «Мужество», «Реквием», «Северные элегии»*, «Поэма без героя»*. Ахматова о поэте и поэзии («Тайны ремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта. О. Э. Мандельштам*. Книги: «Камень» и «Tristia». Сиюминутное   —   вечное   у   раннего   Мандельштама   («Дано   мне   тело»).   Трагическое ощущение   хрупкости   смертного   и   холодности,   безликости   вечного   («Нет,   не   луна,   а светлый циферблат. . . »). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно­осязаемых   образах   (камня,   дерева,   ласточки   и   другом).   Значимость архитектурных   мотивов   («Notre   Dame»,   «Айя­София»),   в   том   числе   в   связи   с   темой культурной преемственности («Я не слыхал рассказов Оссиана», «Silentium», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление.   Образ   Петербурга   в   стихотворениях   Мандельштама.   Тема   гибели культуры,   апокалиптические   мотивы   («Петербургские   строфы»,   «Адмиралтейство»,   «В Петрополе прозрачном мы умрём», «Сумерки свободы», «Нет, никогда ничей я не был современник. . . », «За гремучую доблесть…», «Мы живём, под собою не чуя страны…»). 17 В. В. Маяковский. Предреволюционная лирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей   в   характере   лирического   героя:   грубость–нежность,   ненависть– любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая   метафоричность   образов,   значение   языка,   гиперболы.   Своеобразие   и   функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «А вы могли бы?. . », «Любовь» («Девушка пугливо куталась в болото. . . »), «Послушайте!», «А всё­таки», «Адище города», «Нате!», «Скрипка   и   немножко   нервно»,   «Вам!»,   «Облако   в   штанах».   Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Понятие акцентного стиха*. Маяковский о назначении поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Во весь голос». Современность   в   зеркале   сатиры   Маяковского   («О   дряни»,   «Прозаседавшиеся». Сатирическая драматургия Маяковского* («Баня», «Клоп»). С. А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность   и   гармоничность   образа   Родины,   значение   фольклорного   начала   в   поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни   и   родины   в   лирике   Есенина   («Край   ты   мой   заброшенный»,   «Как   захожий богомолец я смотрю твои поля. . . »*, «Отговорила роща золотая. . . »). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом»,   «По­осеннему   кычет   сова»).   Противопоставление   цивилизации   и   природы   («Я последний поэт деревни», «Песнь о хлебе»*). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона   ль   ты   моя,   сторона!»,   «Не   жалею,   не   зову,   не   плачу»,   «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая»*, «Анна Снегина»). Поздняя  любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»). Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрный человек»*. М.   И.   Цветаева*.   Романтическое   мироощущение   Цветаевой.   «Стихи   о   Москве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «Стихи к Блоку»; «Стихи к Ахматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл   «Провода»,   «Русской   ржи   от   меня   поклон»,   «Расстояния:   вёрсты,   мили»).   М. Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалека заводит речь»). Б.   Л.   Пастернак.   Единство   поэзии,   жизни   и   природы   в   лирике   Пастернака   («Февраль. Достать   чернил   и   плакать!»,   «Марбург»*,   «Определение   поэзии»,   «Про   эти   стихи»*, «Поэзия» («Поэзия, я буду клясться»)*, «Во всём мне хочется дойти. . . ». Музыкальные темы   и   мотивы*   («Импровизация»*,   «Опять   Шопен   не   ищет   выгод»*,   «Годами   когда­ нибудь в зале концертной. . . »*). «Доктор   Живаго»*.   Многоплановость   романа:   о   революции,   о   поколении,   об   истории. Художественное   решение   проблемы   соотношения   жизни   и   смерти.   Роль   искусства   в 18 бессмертии   человека.   Образ   эпохи   в   романе.   Роман   Пастернака   в   контексте   традиций русской классики и литературы ХХ века. Соотношение   прозаической   и   стихотворной   части   романа.   Законы   организации   цикла стихотворений Юрия Живаго. Историко­ и теоретико­литературные понятия Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм,   акмеизм,   футуризм,   имажинизм   в   русской   поэзии.   Представление   о реминисценции.   Углубление   представлений   о   поэтическом   мотиве,   лирическом   герое, выразительных   средствах   поэтического   языка,   прежде   всего   метафоре,   звукописи, словотворчестве.   О   лирическом   сюжете,   традиции   и   новаторстве   в   литературе;   о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию. Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Принципы французского символизма и русская поэзия. Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго. Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока. Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой. Экзотика и традиция в поэзии Н. Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя. Языковые эксперименты В. Маяковкого (или В. Хлебникова). Живописность образов В. Маяковского (или А. Блока). Поэтический синтаксис Цветаевой. Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой. Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А. Жолковский) у Б. Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии. Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н. Клюева и С. Есенина. ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930­х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ (“новый человек”, “новый быт”, “новый язык”) Е. И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и   её   перспектив   в   образе   обезличенного   механизированного   общества   и   государства 19 будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*. На выбор одно или несколько произведений о Гражданской войне: И. Э. Бабель*. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя. А. А. Фадеев*. «Разгром». Своеобразие композиции романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика). Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи Гражданской войны. М. А. Шолохов*. «Тихий Дон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в   романе   Шолохова:   распад   патриархальных   семейных   связей,   разрушение   этических представлений   как   следствие   кризиса   русского   общества   накануне   революции.   Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе. М. А. Булгаков. «Белая гвардия»*. Изображение истории в романе. Противопоставление дома и города: дом — основа человечности в бесчеловечном мире. Мир культуры в романе: театр,  литература,   семейные  и   социальные  традиции  как   основа  романа  и   как  условие сохранения   возможностей   нормальной   жизни.   Своеобразие   пространства   и   времени   в романе. Литературная традиция в романе. Сатирическое и трагедийное в изображении 1920–1930­х годов М.   А.   Булгаков.   «Собачье   сердце»*.   Булгаков   об   историческом   эксперименте.   Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов. «Мастер   и   Маргарита».   Философский   релятивизм   романа:   отказ   от   традиционных представлений   о   времени,   пространстве,   границах   между   истиной   и   ложью,   жизнью   и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских   глав.   Полемика   с   евангельской   историей   Христа:   человеческая   природа Иешуа, пародийность образа Левия Матвея, сложность образа Пилата. Пародирование в московских главах элементов церковной службы и христианских таинств. Неоднозначность образа Мастера. Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. Образ Воланда и разгул нечистой   силы   в   современной   Булгакову   Москве.   Сатирические   мотивы   в   романе. Музыкальные   мотивы   в   романе.   Литературная   традиция   и   её   значение   для   понимания романа. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь»*, «Анна на шее»*. 20 Новый   тип   героя   и   новый   тип   повествования   в   творчестве   Зощенко.   Соединения сочувствия  и   сатиры   в  авторской   позиции.  Функция   названий  и   сюжетов  классической русской литературы XIX века в прозе Зощенко*. А.   П.   Платонов.   «Сокровенный   человек».   Язык   как   предмет   и   средство   изображения нового мира и нового героя. «Котлован»*.   Платонов   об   отношениях   человека   и   природы   и   возникшей   между   ними дисгармонии.   сцен раскулачивания,   гибели   ребёнка.   Особенности   новой   жизни   через   особенности   языка. Традиции русской литературы и философии в романе.   Символический   смысл   котлована,   бездомности   ребёнка, Н. А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («Меркнут знаки Зодиака», «Движение», «Рыбная лавка»).   Художественная   оправданность   сочетания   высокого   и   низкого   в   «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. “Детский” взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого. А.   Н.   Толстой*.   «Пётр   Первый».   Изображение   времени   Петра   в   идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью советского времени 1920–1930­х годов. Историко­ и теоретико­литературные понятия Утопия   и   антиутопия.   Понятия   “положительный   герой”,   “отстранение”.   Углубление представлений   о   комическом,   сатире,   сказе.   Содержательная   функция   языковых экспериментов: использование смешения стилей как основа для изображения особенностей новой   жизни   (появление   этого   приёма   в   поэме   А.   Блока   «Двенадцать»).   Новые эксперименты   в   поэзии   конца   1920­х   годов,   абсурд   в   поэзии.   Обериуты.   Углубление представления   об   актуальном   обращении   к   историческому   материалу.   Развитие представлений о традициях и новаторстве. Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Театральность романа Булгакова «Белая гвардия». «Фауст» Гёте и роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Традиции Л. Толстого в прозе 1920­х годов о Гражданской войне. Герои Замятина и традиции изображения художника, поэта в литературе. Мастер и традиция изображения творца в литературе. Проблема положительного героя в советской литературе 1920–1930­х годов. Авангардная живопись (например, П. Филонова) и поэзия Н. Заболоцкого. 21 Игра в поэзии Д. Хармса. Литература второй половины XX века рассматривается выборочно в связи с проблемными темами   («Человек   в   современном   мире»,   «Человек   и   государство»,   «Противостояние человека   жестокости   и   насилию»,   «Человек   и   история»,   «Экологические   проблемы современного мира», «Роль культурной традиции в формировании нового искусства»). Человек и война А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»*. Судьба героя, вобравшая в себя судьбы многих. Особенности и значение юмора в поэме. Толстовская традиция изображения “невоенных” эпизодов в войне. «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины. . . ». Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского. В.   П.   Некрасов*.   «В   окопах   Сталинграда».   Реализм   изображения   военного   быта.   Идея ответственности офицера за отданный приказ. К. Воробьёв*. «Убиты под Москвой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе. В. Быков*. «Обелиск». Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма. В.   П.   Астафьев*.   «Пастух   и   пастушка».   Отсутствие   героизации   в   изображении   войны. Война как безликая жестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих. Проблема сохранения человечности в этих условиях. Г.   В.   Владимов*.   «Генерал   и   его   армия».   Тема   человеческих   связей   в   тоталитарном государстве.   Проблема   нравственного   выбора   и   предательства.   Вопросы   цены   военной карьеры.   Тема   прочтения   войны   XX   века   через   призму   идей   Толстого.   Новаторство   в показе нравственных проблем и идейных исканий при изображении людей, разделённых фронтом. Проблема войны против русских, перешедших на сторону Гитлера. В. С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды». Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного   поколения.   «Тот,   который   не   стрелял»,   «Песенка   про   Серёжку   Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны. “Ролевые” песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение   советской   реальности.   Драматическое   и   комическое   в   песнях   Высоцкого. «Диалог   у   телевизора»,   «Милицейский   протокол»,   «Поездка   в   город»,   «Инструкция», «Лекция о международном положении», «Письмо в редакцию телепередачи “Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи», «Охота на волков». 22 Б. Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики», «Бери шинель, пошли домой». Лирическое изображение войны в песнях Окуджавы. «Полночный троллейбус», «Гори, огонь, гори», «Песенка о голубом шарике», «Песенка об Арбате», «Живописцы», «На фоне Пушкина снимается семейство», «Молитва», «О Володе Высоцком».   Романтический   мир   песен   Окуджавы.   Идеалы   любви,   дружбы,   верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском обществе. Человек и время А. И. Солженицын*. «Один день Ивана Денисовича». Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный   быт   в   изображении   Солженицына.   Воспитанная   годами   советской   истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам. «Матрёнин двор». Мотивы русской литературы XIX века в рассказе: мотивы метели и железной  дороги.  История  советского  государства  и  судьба  человека.  Образ  Матрёны­ праведницы. Российский масштаб изображённого. Ю. В. Трифонов*. «Старик». Историческая основа романа. Соединение документального и художественного. Различные временные пласты в романе. Своеобразие повествования и образ повествователя — Павла Евграфовича Летунова. Художественное значение образа Мигулина. Позиция автора. Художественный смысл финала. В.   М.   Шукшин*.   «Чудик»,   «Срезал»,   «Миль   пардон,   мадам!»,   «Верую!»,   «Выбираю деревню на жительство». Герои и антигерои Шукшина. Комическое и трагическое в рассказах писателя. Особенности сюжета, композиции, жанра рассказов   Шукшина.   Своеобразие   повествования.   Способы   воплощения   авторского отношения   к   героям.   Авторский   идеал   и   художественный   мир   рассказов   Шукшина. Скрытое величие души простого человека. В.   Г.   Распутин*.   «Последний   срок».   Своеобразие   повествования.   Тема   человеческого отчуждения. Патологичность и фантасмагоричность изображённого. «Прощание   с   Матёрой».   Экологическая   проблематика   повести.   Проблема   гибели деревенской России и разрушения традиционных этических ценностей. И.   А.   Бродский*.   Романтический   мир   в   поэзии   раннего   Бродского   и   его   связь   с реальностью.   «Рождественский   романс»,   «В   твоих   часах   не   только   ход,   но   тишь»*. Автобиографические мотивы в лирике Бродского. «Как тюремный засов», «К Северному краю»*, «Пророчество». Античные мотивы. Тема изгнания и значение традиции Овидия*. «К   Ликомеду,   на   Скирос»*.   Жанр   “большого   стихотворения”.   От   пристального, конкретного   взгляда   на   жизнь   вокруг   к   философскому   осмыслению   жизни.   Значение метафоры в поэзии Бродского. «Разговор с небожителем». Саркастические ноты в поэзии Бродского.   «На   смерть   Жукова».   Темы   одиночества,   изгнанничества,   вечной   разлуки. «Узнаю этот ветер, налетающий на траву»*, «Я родился и вырос в балтийских болотах, 23 подле. . . », «Я был только тем, чего. . . ». Романтическая ирония в поэзии Бродского. «Я входил   вместо   дикого   зверя   в   клетку».   Евангельские   мотивы.   «Бегство   в   Египет», «Рождественская звезда». Особенности стиха Бродского. В результате обучения по программе  обучающиеся овладевают умением: —воспринимать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, концептуально осмысливать прочитанное; —анализировать литературно­художественные произведения разных исторических эпох; —воспринимать отдельное литературное произведение в контексте эпохи, в его историко­ литературных связях; —находить   в   произведении   черты   сложного   взаимодействия   литературной   традиции   и новаторства писателя; —ориентироваться   не   только   в   истории,   но   и   в   теории   литературы,   использовать литературоведческий аппарат при разговоре о произведении; —воспринимать своеобразие и ценность каждого историко­культурного периода; —находить   общие   черты   в   произведениях   определённого   исторического   периода; различать произведения, созданные разными художественными методами, принадлежащие к разным литературным направлениям и течениям; —улавливать   основные   тенденции   развития   литературы,   её   связь   с   историей   развития общества; —видеть эволюцию писателя в процессе его творческого пути; —самостоятельно формулировать тему сочинения; —оценивать язык современного литературного искусства; ориентироваться в современном литературном процессе; —писать рецензии на произведения современной литературы. Обучение методике исследовательской работы целесообразно проводить прямо в ходе исследования,   обращая   внимание   обучающихся   на   задачи   каждого   этапа,   на   их последовательность. Приобщение к исследовательской деятельности на групповых занятиях.  Если на занятии   реализуется проблемный подход ­ представление различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ обучающимися   т.н.   «первоисточников»   и   высказываются   различные   мнения.   Можно 24 организовать доклады обучающихся по поставленным проблемам, с отражением различных точек зрения на проблему, с элементами научной дискуссии и формулировкой выводов. Планирование   индивидуальных   занятий   с   обучающимися   по   выполнению исследовательских работ (34 ч) № п/п Содержание занятия Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Подготовительный этап Вводное занятие «Как написать исследовательскую работу?» Лекция «Сегодня­ за партой , завтра – за кафедрой» Выбор   темы   исследования,   обоснование   ее   актуальности.   Определение предмета и объекта исследования Формулировка цели и задач исследования Составление индивидуального рабочего плана Подбор   литературы   по   теме   исследования.   Требования   к   оформлению библиографии. Действующий ГОСТ Практическое занятие в библиотеке «Составление библиографии» Работа   с   научной   литературой   по   теме   исследования.   Конспектирование. Составление плана, тезисов. Написание аннотации, рецензии Сбор и анализ материала Сбор   языкового   материала.   Методы   сбора   и   паспортизации   языкового материала 10 Сбор материала с помощью Интернета.  11 Методы исследования. Описательный метод лингвистических иссле­ дований. Методики, в которых реализуется описательный метод: методика прототипов и др. 12 Сопоставительный метод в лингвистике и литературоведении 13 Метод   лингвистического   эксперимента.   Методики,   в   которых   реализуется экспериментальный метод: анкетирование, опрос, ассоциативный эксперимент и др. 14 Проблема   достоверности   результатов   лингвистического   эксперимента. Верификационный   «порог».   Составление   опросника,   выбор   группы испытуемых   (учёт   возрастных   характеристик,   гендерных,   социальных), условия проведения (анонимность и пр.) 15 Первичная обработка собранного материала 16 Консультации по анализу материала 17 Создание типологий, принципы классификации Оформление работы 1 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 5 2 18 Научный стиль, его основные признаки 19 Структура   и   логика   работы.   Соотнесённость   рубрикации   работы   с 1 1 поставленными задачами 20 Приложения к работе. Правила оформления 1 25 21 Редактирование окончательного варианта работы 22 Составление тезисов 23 Подготовка доклада 24 Подготовка презентации Итоговая рефлексия 25 Анализ выступления на конференции 26 Анализ проделанной работы 27 Перспективы дальнейшего исследования 1 1 1 1 1 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арсирий   А.Т.   Дмитриева   Г.М.   Материалы   по   занимательной   грамматике.   –   М.: Просвещение,1963 2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение,1966 26 3. Вопросы и задания Всероссийской олимпиады по русскому языку. // Русский язык в школе. – 1997.­ №4 4. Горшков А.И.Русская словесность. М.: Просвещение,1996 5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988 6. Иванов   В.В..   Потиха   З.А.   Исторический   комментарий   к   занятиям   по   русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение,1978 7. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение,1984 8. Коротеев   А.А.   Грамматические   викторины   для   старшеклассников.   –   М.: Просвещение,1996 9. Лозинская   Т.П.   Лингвостилистический   анализ   на   уроках   словесности.   –   М.: Моск.лицей.1997 10. Львова С.И. Уроки словесности. М.: Дрофа, 1996 11. Материалы   к   устному   экзамену   по   русскому   языку:   9   кл./   Н.С.Бачманова, Г.А.Богданова, В.И. Капинос и др. – М.: Валент, 1997 12. Олимпиада по литературе. Задания. Работы учащихся./Сост. Калганова Т.А., М.: 1997 13. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение,1984 14. Проценко Б.Н. Орфография и пунктуация. Таганрог: Антон,1993 15. Ушаков   Н.Н.     Кружковая   работа   по   русскому   языку   и   литературе.   –   М.: Просвещение,1979 27

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов

ПОДПРОГРАММА (модифицированная) ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018