Подведение итогов. Знание
текстов
детского фольклора
Цели: обобщить знания о детском фольклоре; воспитывать интерес к детском фольклору.
Оборудование: книги, альбомы, тетради учеников, рисунки, картины.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! В течение учебного года мы изучали жанры, литературоведческие термины, много читали, сами сочиняли. Вы узнали много интересного. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям решило объявить 2007 год Годом чтения. Сегодня каждый третий россиянин не читает книг. Еще немного, и Россия в смысле книжной безграмотности населения сравняется с Америкой.
Мы на занятиях не только читали, но и повысили грамотность литературоведческую. Каждый из вас сейчас не только берет книгу, но грамотно может назвать жанр, определить тему, идею и т. д.
И наша задача сегодня показать эрудицию, помочь своей команде выиграть.
Приветствие.
Дети читают стихи.
Учитель. Я вам прочту первое стихотворение русского автора, напечатанное в Москве:
Сия зримая малая книжица
По реченному алфавитица
Напечатана бысть по царьскому велению
Вам младым детям к научению.
Ты же, благоумное отроча, сему внимай,
И от нижния степени на вышнюю восступай.
И нелености и не нерадиве учися,
И дидаскала своего во всем добреем.
Наказании блюдися
И не супротивляйся ему в добрых ни в чем
Наипаче преклоняй выю свою во всем.
Нам всем понятно, что автор говорит о пользе учения.
Проведение игры.
1-й т у р.
В о п р о с ы п е р в о й к о м а н д е:
– К какому жанру относятся эти слова:
Бай, баю, бай,
Баю, дитятко!
Сон ходит по лавке,
Дрема по другой.
Они ищут-поищут
И Ванюшку.
Уж оне его найдут,
Да и спать укладут;
Не захочет Ваня спать,
Колотушек надают,
Колотушек двадцать пять,
Будет Ваня крепко спать.
Бай, баю, бай,
Баю, дитятко! (Колыбельная песня.)
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ! (Пестушка.)
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Далеко ли ты летал?
До Куликова поля,
До матушкина дома.
Что тебе матушка дала?
Овин с овсом,
Мерина с хвостом,
Курицу в опаре,
Петуха в заваре. (Детская народная песня.)
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои дети на повети
Мед колупают,
Деткам кидают. (Закличка.)
Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за лесом.
Огонь горит –
Твоих деток спалит. (Приговорка.)
В о п р о с ы в т о р о й к о м а н д е.
– К какому жанру относятся эти слова?
Кто подаст пирога,
Полон двор живота,
Подавай не ломай;
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога;
Тому бык да корова,
Да и та безголова,
Она дегтем доит,
Она смолку цедит.
Окна скачут,
Причалины пляшут,
Столы раздвигаются,
Полы подымаются,
Печка замуж идет,
Перебор ее берет. (Обрядовая песня.)
Ах ты, Левка-требуха!
Съел корову да быка,
Овцу яловицу,
Свинью пакостницу,
Пятьдесят поросят –
Одни ножки висят.
Пришел капрал,
Остатки побрал,
А за ним Елизар –
Все чистенько подлизал. (Дразнилка.)
– Сенька! Под ногами-то грязь…
(Смотрит себе по ноги.)
– Не кланяйся, я тебе не князь… (Поддевка.)
Проснись, чудо горохово,
Прикати грохоло,
Перелопать три кучи гороха,
Пропусти горох через грохоло,
Да не оброни зерна горохова. (Скороговорка.)
Дора, лора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Он шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Была помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей. (Считалка.)
Подведение итогов 1-го тура.
2-й т у р.
В о п р о с ы п е р в о й к о м а н д е.
Отгадай загадки.
Катится вертушечка,
золотая коклюшечка,
никто ее не достанет:
ни царь, ни царица,
ни красная девица. (Солнце.)
Мету, мету –
не вымету,
несу, несу –
не вынесу,
пора придет –
сам уйдет. (Луч солнца.)
Фырчит, рычит,
ветки ломает,
пыль поднимает,
с ног сбивает,
слышишь его,
да не видишь его. (Ветер.)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото.)
Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдет:
ни царь, ни царица,
ни красна девица,
а кто подойдет,
тот с собой понесет. (Репейник.)
В о п р о с ы в т о р о й к о м а н д е.
Сидит Матрена намокрена,
не говорит – еще терпима,
а как речи начнет –
всех досада возьмет. (Лягушка.)
На точеном кружку,
в одном ворошку
стоят сто чашей
с невареной кашей.
ни ложек, ни масла –
а есть можно. (Улей, пчелы, соты, мед.)
В мае месяце летели птицы:
крылья у них орловы,
груди слоновы,
ноги львовы,
носы железны;
мы их бить,
а они – нашу кровь пить. (Комары.)
Гребень имею –
не пользуюсь им,
шпоры имею –
не езжу верхом. (Петух.)
Мальчишка
в сером армячишке
по дворам шныряет,
крохи подбирает,
по полям ночует,
коноплю ворует. (Воробей.)
Подведение итогов 2-го тура.
3-й т у р.
В о п р о с ы п е р в о й к о м а н д е.
– К какому жанру относится этот отрывок?
Он берет Илью за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он по святым горам. (Былина.)
Кулик – болотная птица с красными лапками – всегда перед дождем протяжно кричит, и в его крике можно услышать слова: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!»… Когда все звери рыли русло для реки, он не помогал – дескать, у него сапожки новые, красивые, не хочет их запачкать. Вот Господь его и наказал: запретил ему пить из реки. С тех пор кулик пьет только дождевую воду и все время просит пить в ожидании дождя. (Легенда.)
В о п р о с ы в т о р о й к о м а н д е.
– К какому жанру относится этот отрывок?
…Она взяла воды из одной бочки и побрызгала ее на сестер, затем из другой бочки. И сестры ожили и рассказали ей. Она велела сидеть им в этом амбаре, а сама закрыла его и пошла в дом. Пришел медведь, посмотрел, что пальчик не завязан. Значит, не была Поля в крайнем амбаре. Так они и живут вместе… (Сказка.)
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали. (Песня.)
Подведение итогов 3-го тура.
4-й т у р.
В о п р о с ы п е р в о й к о м а н д е.
– Как называются в литературе слова, которые определяют, поясняют, характеризуют какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета? (Эпитет.)
– Как назывались русские повествовательные песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в старину безымянными певцами-сказителями и устно передававшиея из поколения в поколение? (Былины.)
В о п р о с ы в т о р о й к о м а н д е.
– Что это за жанр?
Один из видов устного народного творчества: короткая, обычно из четырех строк песенка, быстрый поэтический отклик на злободневные события общественно-политического или бытового характера. (Частушка.)
– К какому жанру относится: небольшая музыкальная пьеса для пения? (Романс.)
Подведение итогов 4-го тура.
5-й т у р.
З а д а н и я к а п и т а н а м.
Рассказать по два анекдота на школьную тему.
6-й т у р.
З а д а н и е п е р в о й к о м а н д е.
Рассказать былину на современную тему, которую вы написали на занятии по теме « Былины».
З а д а н и е в т о р о й к о м а н д е.
Рассказать сказку на современную тему, которую вы написали на занятии по теме «Сказка».
Подведение итогов игры, награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.