ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗНАНИЕ ТЕКСТОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

  • doc
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подведение итогов.doc

Подведение итогов. Знание текстов
детского фольклора

Цели: обобщить знания о детском фольклоре; воспитывать интерес к детском фольклору.

Оборудование: книги, альбомы, тетради учеников, рисунки, картины.

 

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! В течение учебного года мы изучали жанры, литературоведческие термины, много читали, сами сочиняли. Вы узнали много интересного. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям решило объявить 2007 год Годом чтения. Сегодня каждый третий россиянин не читает книг. Еще немного, и Россия в смысле книжной безграмотности населения сравняется с Америкой.

Мы на занятиях не только читали, но и повысили грамотность литературоведческую. Каждый из вас сейчас не только берет книгу, но грамотно может назвать жанр, определить тему, идею и т. д.

И наша задача сегодня показать эрудицию, помочь своей команде выиграть.

Приветствие.

Дети читают стихи.

Учитель. Я вам прочту первое стихотворение русского автора, напечатанное в Москве:

Сия зримая малая книжица

По реченному алфавитица

Напечатана бысть по царьскому велению

Вам младым детям к научению.

Ты же, благоумное отроча, сему внимай,

И от нижния степени на вышнюю восступай.

И нелености и не нерадиве учися,

И дидаскала своего во всем добреем.

Наказании блюдися

И не супротивляйся ему в добрых ни в чем

Наипаче преклоняй выю свою во всем.

Нам всем понятно, что автор говорит о пользе учения.

Проведение игры.

1-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е:

– К какому жанру относятся эти слова:

Бай, баю, бай,

Баю, дитятко!

Сон ходит по лавке,

Дрема по другой.

Они ищут-поищут

И Ванюшку.

Уж оне его найдут,

Да и спать укладут;

Не захочет Ваня спать,

Колотушек надают,

Колотушек двадцать пять,

Будет Ваня крепко спать.

Бай, баю, бай,

Баю, дитятко! (Колыбельная песня.)

 

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ! (Пестушка.)

 

– Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Далеко ли ты летал?

До Куликова поля,

До матушкина дома.

Что тебе матушка дала?

Овин с овсом,

Мерина с хвостом,

Курицу в опаре,

Петуха в заваре. (Детская народная песня.)

 

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои дети на повети

Мед колупают,

Деткам кидают. (Закличка.)

 

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за лесом.

Огонь горит –

Твоих деток спалит. (Приговорка.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относятся эти слова?

Кто подаст пирога,

Полон двор живота,

Подавай не ломай;

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога;

Тому бык да корова,

Да и та безголова,

Она дегтем доит,

Она смолку цедит.

Окна скачут,

Причалины пляшут,

Столы раздвигаются,

Полы подымаются,

Печка замуж идет,

Перебор ее берет. (Обрядовая песня.)

 

Ах ты, Левка-требуха!

Съел корову да быка,

Овцу яловицу,

Свинью пакостницу,

Пятьдесят поросят –

Одни ножки висят.

Пришел капрал,

Остатки побрал,

А за ним Елизар –

Все чистенько подлизал. (Дразнилка.)

 

– Сенька! Под ногами-то грязь…

(Смотрит себе по ноги.)

– Не кланяйся, я тебе не князь… (Поддевка.)

 

Проснись, чудо горохово,

Прикати грохоло,

Перелопать три кучи гороха,

Пропусти горох через грохоло,

Да не оброни зерна горохова. (Скороговорка.)

 

Дора, лора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать.

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге.

Он шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Была помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки,

Что угодно для души.

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей. (Считалка.)

Подведение итогов 1-го тура.

2-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

Отгадай загадки.

Катится вертушечка,

золотая коклюшечка,

никто ее не достанет:

ни царь, ни царица,

ни красная девица. (Солнце.)

 

Мету, мету –

не вымету,

несу, несу –

не вынесу,

пора придет –

сам уйдет. (Луч солнца.)

 

Фырчит, рычит,

ветки ломает,

пыль поднимает,

с ног сбивает,

слышишь его,

да не видишь его. (Ветер.)

 

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото.)

 

Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдет:

ни царь, ни царица,

ни красна девица,

а кто подойдет,

тот с собой понесет. (Репейник.)

 

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

 

Сидит Матрена намокрена,

не говорит – еще терпима,

а как речи начнет –

всех досада возьмет. (Лягушка.)

 

На точеном кружку,

в одном ворошку

стоят сто чашей

с невареной кашей.

ни ложек, ни масла –

а есть можно. (Улей, пчелы, соты, мед.)

 

В мае месяце летели птицы:

крылья у них орловы,

груди слоновы,

ноги львовы,

носы железны;

мы их бить,

а они – нашу кровь пить. (Комары.)

 

Гребень имею –

не пользуюсь им,

шпоры имею –

не езжу верхом. (Петух.)

 

Мальчишка

в сером армячишке

по дворам шныряет,

крохи подбирает,

по полям ночует,

коноплю ворует. (Воробей.)

Подведение итогов 2-го тура.

3-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относится этот отрывок?

Он берет Илью за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей,

И поехал он по святым горам. (Былина.)

Кулик – болотная птица с красными лапками – всегда перед дождем протяжно кричит, и в его крике можно услышать слова: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!»… Когда все звери рыли русло для реки, он не помогал – дескать, у него сапожки новые, красивые, не хочет их запачкать. Вот Господь его и наказал: запретил ему пить из реки. С тех пор кулик пьет только дождевую воду и все время просит пить в ожидании дождя. (Легенда.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относится этот отрывок?

…Она взяла воды из одной бочки и побрызгала ее на сестер, затем из другой бочки. И сестры ожили и рассказали ей. Она велела сидеть им в этом амбаре, а сама закрыла его и пошла в дом. Пришел медведь, посмотрел, что пальчик не завязан. Значит, не была Поля в крайнем амбаре. Так они и живут вместе… (Сказка.)

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали. (Песня.)

Подведение итогов 3-го тура.

4-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

– Как называются в литературе слова, которые определяют, поясняют, характеризуют какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета? (Эпитет.)

– Как назывались русские повествовательные песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в старину безымянными певцами-сказителями и устно передававшиея из поколения в поколение? (Былины.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– Что это за жанр?

Один из видов устного народного творчества: короткая, обычно из четырех строк песенка, быстрый поэтический отклик на злободневные события общественно-политического или бытового характера. (Частушка.)

– К какому жанру относится: небольшая музыкальная пьеса для пения? (Романс.)

Подведение итогов 4-го тура.

5-й  т у р.

З а д а н и я   к а п и т а н а м.

Рассказать по два анекдота на школьную тему.

6-й  т у р.

З а д а н и е   п е р в о й   к о м а н д е.

Рассказать былину на современную тему, которую вы написали на занятии по теме « Былины».

З а д а н и е   в т о р о й   к о м а н д е.

Рассказать сказку на современную тему, которую вы написали на занятии по теме «Сказка».

Подведение итогов игры, награждение победителей.


Посмотрите также