ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗНАНИЕ ТЕКСТОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Оценка 4.8

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗНАНИЕ ТЕКСТОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗНАНИЕ ТЕКСТОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Подведение итогов.doc

Подведение итогов. Знание текстов
детского фольклора

Цели: обобщить знания о детском фольклоре; воспитывать интерес к детском фольклору.

Оборудование: книги, альбомы, тетради учеников, рисунки, картины.

 

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! В течение учебного года мы изучали жанры, литературоведческие термины, много читали, сами сочиняли. Вы узнали много интересного. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям решило объявить 2007 год Годом чтения. Сегодня каждый третий россиянин не читает книг. Еще немного, и Россия в смысле книжной безграмотности населения сравняется с Америкой.

Мы на занятиях не только читали, но и повысили грамотность литературоведческую. Каждый из вас сейчас не только берет книгу, но грамотно может назвать жанр, определить тему, идею и т. д.

И наша задача сегодня показать эрудицию, помочь своей команде выиграть.

Приветствие.

Дети читают стихи.

Учитель. Я вам прочту первое стихотворение русского автора, напечатанное в Москве:

Сия зримая малая книжица

По реченному алфавитица

Напечатана бысть по царьскому велению

Вам младым детям к научению.

Ты же, благоумное отроча, сему внимай,

И от нижния степени на вышнюю восступай.

И нелености и не нерадиве учися,

И дидаскала своего во всем добреем.

Наказании блюдися

И не супротивляйся ему в добрых ни в чем

Наипаче преклоняй выю свою во всем.

Нам всем понятно, что автор говорит о пользе учения.

Проведение игры.

1-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е:

– К какому жанру относятся эти слова:

Бай, баю, бай,

Баю, дитятко!

Сон ходит по лавке,

Дрема по другой.

Они ищут-поищут

И Ванюшку.

Уж оне его найдут,

Да и спать укладут;

Не захочет Ваня спать,

Колотушек надают,

Колотушек двадцать пять,

Будет Ваня крепко спать.

Бай, баю, бай,

Баю, дитятко! (Колыбельная песня.)

 

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ! (Пестушка.)

 

– Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Далеко ли ты летал?

До Куликова поля,

До матушкина дома.

Что тебе матушка дала?

Овин с овсом,

Мерина с хвостом,

Курицу в опаре,

Петуха в заваре. (Детская народная песня.)

 

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои дети на повети

Мед колупают,

Деткам кидают. (Закличка.)

 

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за лесом.

Огонь горит –

Твоих деток спалит. (Приговорка.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относятся эти слова?

Кто подаст пирога,

Полон двор живота,

Подавай не ломай;

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога;

Тому бык да корова,

Да и та безголова,

Она дегтем доит,

Она смолку цедит.

Окна скачут,

Причалины пляшут,

Столы раздвигаются,

Полы подымаются,

Печка замуж идет,

Перебор ее берет. (Обрядовая песня.)

 

Ах ты, Левка-требуха!

Съел корову да быка,

Овцу яловицу,

Свинью пакостницу,

Пятьдесят поросят –

Одни ножки висят.

Пришел капрал,

Остатки побрал,

А за ним Елизар –

Все чистенько подлизал. (Дразнилка.)

 

– Сенька! Под ногами-то грязь…

(Смотрит себе по ноги.)

– Не кланяйся, я тебе не князь… (Поддевка.)

 

Проснись, чудо горохово,

Прикати грохоло,

Перелопать три кучи гороха,

Пропусти горох через грохоло,

Да не оброни зерна горохова. (Скороговорка.)

 

Дора, лора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать.

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге.

Он шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Была помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки,

Что угодно для души.

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей. (Считалка.)

Подведение итогов 1-го тура.

2-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

Отгадай загадки.

Катится вертушечка,

золотая коклюшечка,

никто ее не достанет:

ни царь, ни царица,

ни красная девица. (Солнце.)

 

Мету, мету –

не вымету,

несу, несу –

не вынесу,

пора придет –

сам уйдет. (Луч солнца.)

 

Фырчит, рычит,

ветки ломает,

пыль поднимает,

с ног сбивает,

слышишь его,

да не видишь его. (Ветер.)

 

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото.)

 

Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдет:

ни царь, ни царица,

ни красна девица,

а кто подойдет,

тот с собой понесет. (Репейник.)

 

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

 

Сидит Матрена намокрена,

не говорит – еще терпима,

а как речи начнет –

всех досада возьмет. (Лягушка.)

 

На точеном кружку,

в одном ворошку

стоят сто чашей

с невареной кашей.

ни ложек, ни масла –

а есть можно. (Улей, пчелы, соты, мед.)

 

В мае месяце летели птицы:

крылья у них орловы,

груди слоновы,

ноги львовы,

носы железны;

мы их бить,

а они – нашу кровь пить. (Комары.)

 

Гребень имею –

не пользуюсь им,

шпоры имею –

не езжу верхом. (Петух.)

 

Мальчишка

в сером армячишке

по дворам шныряет,

крохи подбирает,

по полям ночует,

коноплю ворует. (Воробей.)

Подведение итогов 2-го тура.

3-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относится этот отрывок?

Он берет Илью за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей,

И поехал он по святым горам. (Былина.)

Кулик – болотная птица с красными лапками – всегда перед дождем протяжно кричит, и в его крике можно услышать слова: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!»… Когда все звери рыли русло для реки, он не помогал – дескать, у него сапожки новые, красивые, не хочет их запачкать. Вот Господь его и наказал: запретил ему пить из реки. С тех пор кулик пьет только дождевую воду и все время просит пить в ожидании дождя. (Легенда.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– К какому жанру относится этот отрывок?

…Она взяла воды из одной бочки и побрызгала ее на сестер, затем из другой бочки. И сестры ожили и рассказали ей. Она велела сидеть им в этом амбаре, а сама закрыла его и пошла в дом. Пришел медведь, посмотрел, что пальчик не завязан. Значит, не была Поля в крайнем амбаре. Так они и живут вместе… (Сказка.)

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали. (Песня.)

Подведение итогов 3-го тура.

4-й  т у р.

В о п р о с ы   п е р в о й   к о м а н д е.

– Как называются в литературе слова, которые определяют, поясняют, характеризуют какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета? (Эпитет.)

– Как назывались русские повествовательные песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в старину безымянными певцами-сказителями и устно передававшиея из поколения в поколение? (Былины.)

В о п р о с ы   в т о р о й   к о м а н д е.

– Что это за жанр?

Один из видов устного народного творчества: короткая, обычно из четырех строк песенка, быстрый поэтический отклик на злободневные события общественно-политического или бытового характера. (Частушка.)

– К какому жанру относится: небольшая музыкальная пьеса для пения? (Романс.)

Подведение итогов 4-го тура.

5-й  т у р.

З а д а н и я   к а п и т а н а м.

Рассказать по два анекдота на школьную тему.

6-й  т у р.

З а д а н и е   п е р в о й   к о м а н д е.

Рассказать былину на современную тему, которую вы написали на занятии по теме « Былины».

З а д а н и е   в т о р о й   к о м а н д е.

Рассказать сказку на современную тему, которую вы написали на занятии по теме «Сказка».

Подведение итогов игры, награждение победителей.


Подведение итогов. Знание текстов детского фольклора

Подведение итогов. Знание текстов детского фольклора

И Ванюшку. Уж оне его найдут,

И Ванюшку. Уж оне его найдут,

Столы раздвигаются, Полы подымаются,

Столы раздвигаются, Полы подымаются,

Луч солнца.) Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его

Луч солнца.) Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его

Воробей.) Подведение итогов 2-го тура

Воробей.) Подведение итогов 2-го тура

К какому жанру относится: небольшая музыкальная пьеса для пения? (Романс

К какому жанру относится: небольшая музыкальная пьеса для пения? (Романс
Скачать файл