Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление.
Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни.
С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.
Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии».
Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт».
Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке.
Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.
Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.
Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта перед казнью:
«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо захваченной земли!..
Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»
Содержание:
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена
«Эгмонт».
Автобиографические мотивы в этом произведении.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание);
В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль»
(пение).
Характеристика видов деятельности:
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с
точки зрения единства содержания и формы.Выявлять круг музыкальных образов в различных
музыкальных произведениях.
Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных
образов в произведениях одинаковых жанров и форм.
Воспринимать особенности интонационного и
драматургического развития в произведениях сложных
форм.
Исследовать многообразие форм построения музыкальных
произведений (сонатная форма).
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии,
гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных
выдающихся композиторов (Л. Бетховена).
«Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой…»И. В. Гёте
Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по
разному воплощалась в выдающихся произведениях.
Невозможность принять её жестокие условия породила
глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как
стремление к свободе и смерть как расплата за это
стремление.
Но в искусстве представлены и другие способы
противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван
Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы
его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю
этого великого музыканта, всё творчество которого –
потрясающая по мужеству летопись борьбы и
противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое
отдельное произведение этого великого композитораявляется свидетельством стойкости духа перед невзгодами
жизни.
С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена
связано рождение нового симфонического жанра –
программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая
открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.
Созданные как музыкальные вступления к театральным
спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь
самостоятельных симфонических произведений.
Именно Бетховен доказал возможность существования
одночастного оркестрового сочинения, способного по
глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с
многочастной симфонией. Бетховенские увертюры
представляют собой лаконичные инструментальные драмы,
«маленькие трагедии».Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к
трагедии Гёте «Эгмонт».
Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов
(современной Голландии) за независимость против
испанского владычества в XVI веке.
Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко
подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а
Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти.
Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает
горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она
погибает.
Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное
в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка
отражает последние слова Эгмонта перед казнью:«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как
море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов
злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо
захваченной земли!..
Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле
битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе
опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы
навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё
я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в
жертву».
Звуки музыки
Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме,
развитие музыки в которой близко развитию действия в
драматическом спектакле.Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с
ясным ощущением отдельных разделов, которые можно
уподобить отдельным актам драмы.
I Медленное вступление завязка драмы.
II Быстрая часть активное драматическое действие,
завершающееся трагической кульминацией.
III Кода триумф, торжество победы.
Открывается увертюра зловещеторжественным
вступлением. В основе первой темы – ритм старинного
испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая
«поступь» аккордов струнных инструментов воплощает
идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей.
Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая
мелодия деревянных духовых инструментов, которая
напоминает плач, стенания.Из второй темы вступления постепенно рождается
страстная тема борьбы, героического порыва. С это темы
начинается экспозиция увертюры.
Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих
тем: ритм сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание,
и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот
острый конфликт лежит в основе симфонического развития
увертюры.
Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К
чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из
следующего раздела увертюры – разработки.
Борьба обостряется: многократное повторение начала
главной партии каждый раз завершается двумя
отрывистыми и резкими аккордами как будто на робкие
просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В концерепризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит
особенно непреклонно, а тема народа особенно умоляюще
(повторяющаяся интонация из двух ниспадающих звуков).
И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка
движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как
бы возвещает о гибели героя.
Развитие музыки приводит к трагическому перелому –
гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному
нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного
ликования.
Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды
звучит как «победная симфония», прославляющая героизм
и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен
прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к вольности, к
свободе народа.Послушайте симфоническую увертюру Бетховена
«Эгмонт» и попробуйте определить многогранное образное
содержание этого выдающегося произведения.
Вопросы и задания:
Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены
в музыке увертюры «Эгмонт»?
Почему замысел увертюры композитор воплотил в
сонатной форме?
Какова роль музыкального вступления? Что выражает
заключительный раздел – кода?
Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже,
наиболее точно отражает характер взаимодействия главной
и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ.
Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани
одного образа.Образу какого раздела увертюры в большей степени
соответствует образ картины Л. Галле «Последние минуты
графа Эгмонта»?
В чём вы видите черты сходства и отличия двух
музыкальный произведений – П. Чайковского «Ромео и
Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?