Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по-разному воплощалась в выдающихся произведениях. Невозможность принять её жестокие условия породила глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть как расплата за это стремление. Но в искусстве представлены и другие способы противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого – потрясающая по мужеству летопись борьбы и противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое отдельное произведение этого великого композитора является свидетельством стойкости духа перед невзгодами жизни. С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией. Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии». Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов (современной Голландии) за независимость против испанского владычества в XVI веке. Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает. Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка отражает последние слова Эгмонта перед казнью: «О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо захваченной земли!.. Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву».
Иконка файла материала 1.docx
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен.  Увертюра «Эгмонт» Содержание: Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена  «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль»  (пение). Характеристика видов деятельности: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с  точки зрения единства содержания и формы.Выявлять круг музыкальных образов в различных  музыкальных произведениях. Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм. Воспринимать особенности интонационного и  драматургического развития в произведениях сложных  форм. Исследовать многообразие форм построения музыкальных  произведений (сонатная форма). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии,  гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных  выдающихся композиторов (Л. Бетховена). «Лишь тот достоин счастья и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой…»И. В. Гёте Судьба, подобно другим вечным темам искусства, по­ разному воплощалась в выдающихся произведениях.  Невозможность принять её жестокие условия породила  глубоко трагические сюжеты, где соседствуют любовь как  стремление к свободе и смерть как расплата за это  стремление. Но в искусстве представлены и другие способы  противостояния судьбе. Вспомним, например, Людвига ван  Бетховена, чья музыка явилась выражением могучей силы  его личности. Много жизненных испытаний выпало на долю этого великого музыканта, всё творчество которого –  потрясающая по мужеству летопись борьбы и  противостояния злой воле обстоятельств. Да и каждое  отдельное произведение этого великого композитораявляется свидетельством стойкости духа перед невзгодами  жизни.  С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена  связано рождение нового симфонического жанра –  программной увертюры. Увертюра – это музыка, которая  открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.  Созданные как музыкальные вступления к театральным  спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь  самостоятельных симфонических произведений. Именно Бетховен доказал возможность существования  одночастного оркестрового сочинения, способного по  глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с  многочастной симфонией. Бетховенские увертюры  представляют собой лаконичные инструментальные драмы,  «маленькие трагедии».Во всём мире хорошо известна увертюра Бетховена к  трагедии Гёте «Эгмонт». Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов  (современной Голландии) за независимость против  испанского владычества в XVI веке.  Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко  подавлено испанским правителем герцогом Альбой, а  Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает  горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она  погибает. Увертюра усиливает драматическое состояние, переданное  в произведении Гёте. Пожалуй, наиболее точно музыка  отражает последние слова Эгмонта перед казнью:«О храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как  море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов  злобных крепость! Топите их, гоните вон с несправедливо  захваченной земли!.. Чу! Слышишь? Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе  опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы  навстречу почётной смерти. Я умираю за свободу. Для неё  я жил, за неё боролся, и ей в страданьях я приношу себя в  жертву». Звуки музыки Увертюра «Эгмонт» Бетховена сочинена в сонатной форме, развитие музыки в которой близко развитию действия в  драматическом спектакле.Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с  ясным ощущением отдельных разделов, которые можно  уподобить отдельным актам драмы. I ­ Медленное вступление ­ завязка драмы. II ­ Быстрая часть ­ активное драматическое действие,  завершающееся трагической кульминацией. III ­ Кода ­ триумф, торжество победы.  Открывается увертюра зловеще­торжественным  вступлением. В основе первой темы – ритм старинного  испанского танца сарабанды. Мощная, суровая, гнетущая  «поступь» аккордов струнных инструментов воплощает  идею власти. Создаёт образ жестоких завоевателей.  Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая  мелодия деревянных духовых инструментов, которая  напоминает плач, стенания.Из второй темы вступления постепенно рождается  страстная тема борьбы, героического порыва. С это темы  начинается экспозиция увертюры.  Во второй теме экспозиции чередуются интонации обеих  тем: ритм сарабанды, сохраняющий своё зловещее звучание, и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот  острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры. Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К  чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из  следующего раздела увертюры – разработки. Борьба обостряется: многократное повторение начала  главной партии каждый раз завершается двумя  отрывистыми и резкими аккордами ­ как будто на робкие  просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В концерепризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит  особенно непреклонно, а тема народа ­ особенно умоляюще  (повторяющаяся интонация из двух ниспадающих звуков).  И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка  движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как  бы возвещает о гибели героя. Развитие музыки приводит к трагическому перелому –  гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному  нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного  ликования.  Яркая, мажорная, огненная, торжественная музыка коды  звучит как «победная симфония», прославляющая героизм  и самопожертвование во имя свободы. Так Бетховен  прочёл сюжет трагедии: через смерть героя – к вольности, к свободе народа.Послушайте симфоническую увертюру Бетховена  «Эгмонт» и попробуйте определить многогранное образное  содержание этого выдающегося произведения. Вопросы и задания: Какие важные свойства личности Л. Бетховена воплощены  в музыке увертюры «Эгмонт»? Почему замысел увертюры композитор воплотил в  сонатной форме? Какова роль музыкального вступления? Что выражает  заключительный раздел – кода? Какое из слов (словосочетаний), приведённых ниже,  наиболее точно отражает характер взаимодействия главной и побочной партий? Обоснуйте ваш ответ. Слова для справок: взаимодействие, контраст, две грани одного образа.Образу какого раздела увертюры в большей степени  соответствует образ картины Л. Галле «Последние минуты  графа Эгмонта»? В чём вы видите черты сходства и отличия двух  музыкальный произведений – П. Чайковского «Ромео и  Джульетта» и увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»?