МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На тему: «Подвижные игры как традиционные средства педагогики»
Тамбов
2021г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Игра как средство воспитания……………………………………………………4
Игра в жизни ребенка……………………………………………………………..5
Оздоровительное значение подвижных игр…………………………………….6
Подвижная игра на основе программного материала из раздела: "Гимнастика с элементами акробатики"………………………………………………………..7
Подвижные игры на основе программного материала из раздела : "Легкая атлетика"…………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………..12
Список используемой литературы……………………………………………13
Введение
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций .
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно-рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
В данной работе представлен сценарий подвижной игры и спортивные эстафеты, которые выступают как средства организационно несложного и эффективного развития двигательных качеств младших школьников (координации, ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве).
Для более эффективного обеспечения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить подвижные игры на свежем воздухе.
При проведении подвижных перемен (динамических пауз) для создания более яркой эмоциональной атмосферы предполагается по возможности использовать музыкальное оформление и сопровождение.
Подвижная игра на основе программного материала из раздела:
"Гимнастика с элементами акробатики"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Эстафета с лазанием и перелазанием».
Педагогическая задача :развитие гибкости и координационных способностей.
Подготовка:
1. Игра проводится в гимнастическом зале.
2. На расстоянии 10 м от гимнастической стенки устанавливают бревно на высоте 1 м.
3. Играющие делятся на 2 - 4 команды и выстраиваются в колонны по одному.
4. Расстояние между колонами 1-2 шага.
5. Перед играющими чертится линия старта.
6. Колонны располагаются в 15 - 20 м от гимнастической стенки напротив нее.
7. Около стенки кладут маты.
Описание игры:
По команде руководителя первые игроки в командах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, залезают на нее, перемещаются по ней, касаются рукой верхней рейки гимнастической стенки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно, подбегают к впереди стоящим в своих колоннах и касаются их рук. Те проделывают то же и т.д. Прибежавшие становятся в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до начинавших игру. Каждый раз вернувшийся игрок встает в конец своей колонны и вся колонна передвигается на полшага вперед так, чтобы очередной игрок стоял у линии старта.
Побеждает команда, в сумме которой будет больше очков.
Итоги игры подводят по правилам игры-эстафеты.
Правила:
1. Возвратившийся игрок касается правой рукой левой вытянутой руки очередного игрока, слева обходит колонну и становится в ее конец.
2. При влезании на стенку надо обязательно коснуться рукой ее верхней рейки.
3. При подведении итогов игры учитываются штрафные очки (за невыполнение условий игры).
Подвижные игры на основе программного материала из раздела : "Легкая атлетика"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Шишки, желуди, орехи».
Педагогическая задача: развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега.
Подготовка :
1. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий.
2. Остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего).
3. Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".
Описание игры:
По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила :
1. Вызванным запрещается оставаться на месте.
2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Гонка паровозов»
Педагогическая задача: развитие прыгучести в игровых условиях.
Подготовка:
1. Инвентарь: 6-10 набивных мячей.
2. Место: спортивный зал, площадка.
Описание игры:
Все играющие делятся на две или более команд с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу преподавателя команды передвигаются слитной колонной подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно.
Вариант игры: передвижение происходит по извилистой дорожке. К судейству следует привлекать учащихся, не занятых в игре.
Правила:
1. Прыгать можно только установленным способом.
2. За каждое нарушение назначается штрафное очко.
Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Удочка».
Задачи: развитие скоростно-силовых физических качеств; совершенствование прыгучести как одного из элементов техники игры в волейбол.
Подготовка :
1. Инвентарь: веревки длиной 2-3 м, грузик или скакалки.
2. Место: спортивный зал, площадка.
Описание игры:
Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце - грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног.
Варианты игры:
Игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев и т. д. Необходимо следить за правильностью выполнения задания. При использовании вместо веревки механического стержня через определенное время высоту его можно поднимать
Правила:
1. Игра начинается только по сигналу преподавателя.
2. Игрок, которого задела веревка, выбывает из круга.
Побеждает команда, у которой за определенное время, отведенное на игру, выбыло меньше игроков из круга.
Заключение
При составлении разработки учитывалось, что разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений младших школьников, всестороннего развития их физических, нравственных и психических качеств. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что систематическое включение подвижных игр в повседневные уроки по физической культуре способствуют не только вовлечению младших школьников к занятию спортом но и обще-укрепительными свойствами для улучшения состояния организма, поддержанию его в тонусе, оздоровлению благодаря выполнению простых движений, а также развитию качеств, необходимых в жизни каждому человеку.
Список используемой литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. – М.: Физкультура и спорт, 2004, 46с.
3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456 с.
8. Ноткина НА. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. - СПб., 1995. - 64 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.