ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
15.02.2018
Данная статья раскрывает значение подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, что в свою очередь способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В статье приведены конкретные примеры игр-упражнений, которые можно использовать в целях развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольника.Статья
Статья Могутова Е.Ф. 1.docx
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Могутова Елена Фёдоровна,воспитатель
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 ОАО «РЖД»
В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение
условий, способствующих развитию социальноактивной личности, особенно
значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и,
прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и
эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.
Ф.В.Бассин,
В.К.Вилюнас,
Л.И.Божович,
Проблемой изучения эмоциональной сферы личности занимались:
А.В.Запорожец,
П.К.Анохин,
А.Н.Леонтьев М.С.Неймарк, П.В.Симонов, Г.X.,Шингаров, Г.А.Фортунатови.
Развитие социальноактивной и социализированной личности связано во многом
с развитием социальных эмоций, с формированием у детей социальных
эталонов, принятых в данном обществе. Эти эталоны опосредуют реакции
ребенка на социальные воздействия, на требования, предъявляемые как
взрослыми, так и сверстниками. Таким образом, они являются одним из
значимых факторов, определяющих вхождение личности в социум. Приобщаясь
к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок
открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков.
Осваивая язык эмоций, обогащается регистр человеческих переживаний, их
осознание и потребность в овладении собственными эмоциями. У детей
появляется способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать и полноценно проживать, что в конечном итоге является
необходимым условием развития и личности, и общения. Особенно важным с
этой точки зрения является дошкольный возраст, так как именно в этот период
формируются основы личностного развития, складывается структура общения :
ребеноквзрослыйсверстник, развивается эмоциональная сфера.
Социальные эмоции это переживание человеком своего отношения к
окружающим людям возникают, формируются и проявляются в системе
межличностных взаимоотношений. Целенаправленное развитие социальных
эмоций у детей старшего дошкольного возраста возможно при включении
системы специальных игрупражнений в различные виды детской деятельности
в ДОУ и в частности в рамках физкультурных занятий.
Одним из методов развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
являются игры. Например: игрыэтюды на осознание и выражение основных
эмоций; игры, направленные на развитие определенных эмоций, на умение
чувствовать настроение окружающих; игры, направленные на развитие
понимания связи различных настроений и т.д. Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению
поведенческих ситуаций у ребенка.
Подвижная игра
сложная эмоциональная деятельность детей,
направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и
наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.). Игра активизирует дыхание,
кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их
координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать
в соответствии с правилами, осознанно действовать в игровой ситуации,
познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает
мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей,
учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует
честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать,
помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению
пространственной терминологии.
Рассмотрим примеры использования в целях развития и коррекции
эмоциональной сферы дошкольников игрупражнений.
Под играми
упражнениями мы будем понимать специально разработанные игры,
направленные на коррекцию и развитие определенных социальных эмоций, а
также игры, основанные на методиках диагностики эмоциональной сферы
дошкольников. Трансформирование методики диагностики в игруупражнение
осуществляется путем добавления в методику игрового момента и отмены при
этом самой процедуры диагностирования и расчета результатов. Подобные
игрыупражнения можно использовать в различных видах деятельности детей в
детском саду: музыкальных занятиях, на занятиях по рисованию и т.д. В рамках
образовательной деятельности по физической культуре используются
игрыупражнения на снятие напряжения и снятие состояния эмоционального
дискомфорта. Необходимо учить детей снимать эмоциональное и мышечное
напряжение с помощью таких игр: «Походки», «Покажи настроение»,
«Мимическая гимнастика» и др. Рассмотрим эти игры:
Игрыупражнения, трансформированные из методик диагностики:
«Танец эмоции» игра трансформирована из методики «Пластическое
моделирование эмоционального содержания музыкального текста».
Пластическое моделирование музыки — одна из форм и фаза превращения
(преобразования) эмоционального содержания музыкального произведения в
«психохудожественную» визуальную модель субъективного переживания (Л; Я.
Дорфман, 1997). Суть игры и методика проведения: «Все, что слышит ребенок
в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции. Эти
реакции способствуют расчленению звуков, усиливают впечатление от них и
объединяют впечатления постоянной связью».
Игра тренирует в определении эмоционального содержания, помогает
детям раскрепоститься, выразить свои внутренние чувства путем свободы
исполнения. Учит умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Игры на распознавание чувств:
Игра «Море волнуется». Водящий (а на первых порах это воспитатель
группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д., на месте замри». Далее
водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
Игра «Волны». Для выполнения этого упражнения потребуются две
голубые атласные ленты длиной 1—1,5 метра. Воспитатель называет детям по
очереди то или иное чувство, предлагает попробовать превратиться в морские
волны и с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны
страха» и др.
Игра «Театр». Детям предлагается представить себя актерами и показать
заданное чувство только ртом, или только глазами, или рукой (спиной, посадкой
и т.п.). Воспитатель помогает детям, закрывая листом бумаги лицо или его
части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике ребенкаактера.
«По грибы». Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики,
жестов какойлибо из грибов: съедобный или несъедобный. Водящий —
«грибник», он бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается
рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит:
«Хороший грибок, полезай в кузовок!» — и уводит игрока в одну сторону. Если
ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в
уголок!» — уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник
проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если
чтото перепутал.
Для тренировки умения владеть своими чувствами можно предлагать де
тям следующие упражнения.
Упражнение «щекоталки». Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на
пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между
детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при
этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из
детей.
Упражнение «кричалки». Ведущий вслух читает тексты разнообразных
нелепиц, небылиц, перевертышей из русского фольклора, при этом он совершает
некоторые движения (постукивания, похлопывания, притопывания). Дети вслед
за ведущим повторяют его движения и слова — все громче и громче, в конце все
дружно кричат их.
Упражнение «шепталки». Является вариантом предыдущего упражнения,
только текст произносят все тише и тише, а в самом конце шепчут.
Игрыупражнения на снятие напряжения и снятие состояния эмоционального
дискомфорта:
«Походки» автор Леви В.
а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и
животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может
придумывать и сам ребенок.
б). Можно в эту игру играть и подругому, предложив детям по походке
угадать кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается
напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.
«Мои эмоции». Эта игра направлена на развитие умения чувствовать
настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.
Ребенку предлагается нахмуриться как рассерженный человек, как осенняя
туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма. Испугаться как зайчик
трусишка, как котенок, увидевший собаку. Улыбнуться, как хитрая лисица, как
счастливый ребенок. Обрадоваться как цветы солнышку, как птицы весне.
«Покажи настроение». Данная игра снимает эмоциональное и мышечное
напряжение. Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка
настроение: полетаем, как бабочка, как орел. Походим, как маленький ребенок,
а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на
болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему
поступить, пробежимся по солнечной лужайке.
«Мимическая гимнастика». Предложите ребенку выполнить следующие
мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови —
расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза
— открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот —
расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.
«Настроение». Игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой
различные настроения. Ребенок садится на стул. Взрослый бросает мяч и
называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч
обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый—злой;
веселый— грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый —
страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый —
общительный.
«Продолжи предложение». Ребенок садится на стул. Бросающий
произносит какоенибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч,
должен его закончить.
«Ролевая гимнастика». Игра направлена на снятие напряжения, на
эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у
ребенка.
а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом: очень
быстро; шепотом; со скоростью улитки; как иностранец; как робот.
б). Походи, как: младенец; лев; глубокий старик.
в). Улыбнись, как: кот на солнышке; как само солнышко.
г). Посиди, как: пчела на цветке; наездник на лошади.
д). Попрыгай, как: кузнечик; козлик; кенгуру.
е). Нахмурься, как: осенняя туча; рассерженная мама; разъяренный лев.
«Театр зверей автор Лопухина И. С. В процессе этой игры ребенок, подражая движениям зверей,
совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять
своим телом. Игра способствует раскрепощению.
«Зайчик». Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет,
передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо
оглядывается.
«Кошечка». Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед,
опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой.
Прогнуться.
«Ежик». Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая
мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками
колени, голову вниз.
«Петушок». Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая
руками «крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.
«Воробушек». Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»:
бежит, размахивая руками «крыльями», движения частые и неширокие.
Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.
«Лошадка». Бьет копытом — поднимает и опускает ногу, скользя носком
по полу впередназад. Затем скачет приставным галопом — приставляет на
скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Голова поднята, корпус прямой.
Подвижные игры включаются в разные формы работы по физическому
воспитанию такие как: физическая культура (на воздухе и в зале), утренняя
гимнастика, прогулка, фитнес занятия, вечера досуга, динамические паузы и др.
В процессе образовательной деятельности по физической культуре возможно
использование подвижных игры разного характера: большой, средней и малой
подвижности. В играх сюжетного характера, где сюжет захватывает внимание
ребенка, ярче всего проявляются эмоции. Использование подобных игр
упражнений будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, в
результате такой работы дети становятся более дружелюбными, внимательными
друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное
значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Литература:
1. Марцинковская Т.Д. Социальные эмоции и их роль в процессе
ресурс):
(электронный
социализации
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38785
человека
2. Ражников В.Г. Дневник творческого развития. М., 2000.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.