Тема урока: Поэт и революция.
Подготовила : Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Иркутской области.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,
сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение поэта и читателя;
воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;
развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.
ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».
ОБЪЕТ САТИРЫ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | |
1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО | |||
«БУРЖУИ» | «НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР. | МЕТАФОРА | |
2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА | |||
ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ | САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА | АЛЛИТЕРАЦИЯ | |
3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ) | |||
МЕЩАНСТВО, БЮРОКРАТИЗМ | САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ» | ГРОТЕСК | |
4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ | ФАНТАСТИКА | ||
. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ | ПЬЕСА «КЛОП» | ||
Опорный конспект:
ЭПИГРАФ: Я убежден – в будущих школах
сатиру будут преподавать наряду с
арифметикой и с не меньшим успехом.
В.В. Маяковский
19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.
И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
"Резким движением руки он указывает в зал: "Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей..." И головы присутствующих невольно поворачиваются туда, куда он указал. Но кивком головы, высверком глаз футурист показывает в другую сторону: "Вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей". И кто-то невольно сжимается под пронзительным взглядом молодого человека в желтой блузе, пряча под стол руку, уснащенную золотым браслетом и перстнями, кто-то непроизвольным жестом прикрывает ухо, оттянутое массивной серьгой с изумрудом..
Через час отсюда в чистый переулоквытечет по человеку ваш обрюзгший жир,а я вам открыл столько стихов шкатулок,я – бесценных слов мот и транжир.
В зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Юноша на эстраде непоколебим. Лишь плотно сжатые губы да легкая бледность, проступающая сквозь смуглоту лица, выдают волнение. А на вальяжно рассевшихся за столиками падают слова, тяжелые, как булыжники, они вбивают сидящих в кресла:А если сегодня мне, грубому гунну,кривляться перед вами не захочется – и вотя захохочу и радостно плюну,плюну в лицо вамя – бесценных слов транжир и мот.
За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок. Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.
- Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?
- Какой прием сатиры использует автор?
(Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).
- Против кого направлена сатира Маяковского?
(Вызов мещанам, буржуазии, для которых
материальные ценности превыше духовных).
Наступил Октябрь 1917 года.
- Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)
- Какой вклад внес Маяковский в дело революции?
- Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .
1.Лезет барон, 2.Юденич взял Воронеж!
Лезет шайка баронова. Дяденька, держи, а то уронишь!
Врангеля – вон 3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!
И шайку воронову. День твой последний приходит, буржуй!
- Какой художественный прием использует В.Маяковский?
Против кого направлена
сатира Маяковского?
Аллитерация — это приём звуковой организации стиха, состоящий в повторении одинаковых или сходных согласных звуков в начальных слогах слов. Чаще всего звуки находятся в первых слогах слов.
Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.
В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:
Во веки веков, товарищи,
Вам – Слава! Слава! Слава!
А рядом с этим стихотворением было
помещено «О дряни».
И начиналось оно теми же словами:
Слава! Слава! Слава героям!
Впрочем,
Им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
- Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?
Мещанин, замаскированный под советского работника, - враг. Он приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
- Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?
Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.
- Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».
- Почему канарейкам?
Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.
- Традиции каких писателей продолжает Маяковский?
Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина
- Какую абсурдную картину рисует Маяковский?
Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.
- Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?
Метафоры -
Гротеск -
Фантастика -
В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.