Поговорим о синонимах и антонимах

  • Документация
  • docx
  • 13.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, сравнивая, выделяя и обобщая существенные признаки, строя речевое высказывание учащийся научится оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; научится использовать синонимы и антонимы в собственной речи
Иконка файла материала Поговорим о синонимах и антонимах.docx

Поговорим о синонимах и антонимах.

 

 Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает  определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять  и обобщать существенные признаки;  строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»;умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.

 

 

Ход урока.

1.      Орг.момент.

2.      Актуализация знаний.

Вывешиваются карточки. Слова-карточки: иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно - печалится, на доске.

Чем интересны данные слова? (Слова, которые имеют близкое значение)

Слова-карточки: горячий – холодный, светло – темно, тяжёлая – лёгкая, тупой – острый на доске.

Чем интересны данные слова? (Это слова имеют противоположное значение)

3.      Постановка цели урока.  

–А теперь послушаем стихотворение.

а) Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает,

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

- Как называются слова близкие по значению?

- Слова, близкие по значению называются – … (Синонимы.)

 

 б) - Если суп не горячий, то, значит, ……… (холодный)

- Если в комнате не светло, то в ней …… (темно)

- Если сумка не тяжёлая, то она ………… (лёгкая)

- Если нож не тупой, то он ……………… (острый)

- Как называются слова противоположные по значению?

    Слова, противоположные по значению называются – ... (Антонимы.)

Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Синонимы и антонимы)

4.Изучение нового материала.

А)Найди друзей. К словам левого столбика. Подбери близкие по смыслу слова из правого. Соедини их стрелками.(в паре)

1.Алфавит

1.Аккуратный

2.Огонь

2.Алый

3.Шалун

3.Скакать

4.Чистый

4.Азбука

5.Прыгать

5.Пламя

6.Бросать

6.Озорник

7.Красный

7.Кидать

Проверка.

Б) Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.(в паре)

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

В) Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

а)         Я трудилась не напрасно

 И запомню навсегда:

Хлеб вкуснеет не от масла,

Хлеб вкуснеет от работы________          

б)         Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

 И озирается вокруг ______________

в)         Листья в поле пожелтели

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную берегут_____________ 

 

(Дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

4.Физкультминутка.

– Ребята, я называю пары слов, а вы думаете, это С или А. Одна рука –С, две руки-А.

 Сторожить – охранять, автомобиль – машина, близкий – далёкий, зима – лето, скупой – жадный, сладкий – горький, глаза – очи, день – ночь, толстый – тонкий, храбрость – трусость, промчался – пробежал.

5.Закрепление изученного материала.

А)Замени слова синонимами из 4 букв.

Приятель____________ (друг)

Противник ___________(враг)

Шагать_____________(идти)

Солдат___________(боец)

Красный__________(алый)

Печаль_________(боль)

Работа__________(труд)

Зной_________(жара)

 

Б)Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

Карлик

Малыш,крошка,гном

Тесный

Просторный

Свободный,необъятный, широкий

Скучно

Интересно

Любопытно,увлекательно,занимательно

Возражать

Соглашаться

Договариваться,идти,признавать

Бледный

Румяный

Красный,розовый, алый,пунцовый

Вред

Польза

Толк, выгода,благо,помощь

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.

В)Упражнения в подборе  антонимов.

Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки.

От доброго житья толстеют, от дурного_________________

С чем пришёл, с тем и___________

Ученье -свет, а неученье-____________________

 IV. Итог урока.

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

- Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

-Чему научились на уроке?

- Чем отличаются синонимы от антонимов?

- Для чего нужны синонимы в речи? (Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.)

- Для чего нужны антонимы в речи? (Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.)

 Рефлексия.

-Научились ли подбирать слова. Я буду кидать Вам мяч, а Вы возвращаете его произнеся

۞ слово-антоним.

Закрыть – открыть, скучный – весёлый, тяжёлый – лёгкий, узкий – широкий.

۞ Слово-синоним.

Торопиться – спешить, доктор – врач, сырой – мокрый, грустный – печальный.

- Ребята, благодарю вас за активную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синонимы

 

Антонимы

 

 

 

1.Алфавит

1.Аккуратный

2.Огонь

2.Алый

3.Шалун

3.Скакать

4.Чистый

4.Азбука

5.Прыгать

5.Пламя

6.Бросать

6.Озорник

7.Красный

7.Кидать

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

 

 

 

 

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце

Другой скажет: «Тень

Один скажет: «Близко

Другой: «Далеко

Один скажет: «Низко

Другой: «Высоко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Я трудилась не напрасно

 И запомню навсегда:

Хлеб вкуснеет не от масла,

Хлеб вкуснеет от работы________

 

Слова для работы: дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

 И озирается вокруг ______________

 

Слова для работы:дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Листья в поле пожелтели

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную берегут_____________ 

 

Слова для работы: дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

 Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Я трудилась не напрасно

 И запомню навсегда:

Хлеб вкуснеет не от масла,

Хлеб вкуснеет от работы________

 

Слова для работы: дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

 И озирается вокруг ______________

 

Слова для работы:дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)

Листья в поле пожелтели

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную берегут_____________ 

 

Слова для работы: дело, по соседству, берегут,  занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)

 

 

 

 

 

Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

 

 

Тесный

 

 

Скучно

 

 

Возражать

 

 

Бледный

 

 

Вред

 

 

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.

 

Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

 

 

Тесный

 

 

Скучно

 

 

Возражать

 

 

Бледный

 

 

Вред

 

 

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.

 

Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

 

 

Тесный

 

 

Скучно

 

 

Возражать

 

 

Бледный

 

 

Вред

 

 

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.

 

Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

 

 

Тесный

 

 

Скучно

 

 

Возражать

 

 

Бледный

 

 

Вред

 

 

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.

 

Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.

 

Антоним

Синоним

Великан

 

 

Тесный

 

 

Скучно

 

 

Возражать

 

 

Бледный

 

 

Вред

 

 

Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.