Поговорим о синонимах и антонимах.
Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные (УУД):
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать
правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные (УУД): используя свой жизненный опыт, информацию,
полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать существенные
признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в
совместной деятельности, задавать вопросы.
Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»;умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
Вывешиваются карточки. Слова-карточки: иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно - печалится, на доске.
– Чем интересны данные слова? (Слова, которые имеют близкое значение)
Слова-карточки: горячий – холодный, светло – темно, тяжёлая – лёгкая, тупой – острый на доске.
– Чем интересны данные слова? (Это слова имеют противоположное значение)
3. Постановка цели урока.
–А теперь послушаем стихотворение.
а) Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду, и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
- Как называются слова близкие по значению?
- Слова, близкие по значению называются – … (Синонимы.)
б) - Если суп не горячий, то, значит, ……… (холодный)
- Если в комнате не светло, то в ней …… (темно)
- Если сумка не тяжёлая, то она ………… (лёгкая)
- Если нож не тупой, то он ……………… (острый)
- Как называются слова противоположные по значению?
Слова, противоположные по значению называются – ... (Антонимы.)
Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Синонимы и антонимы)
4.Изучение нового материала.
А)Найди друзей. К словам левого столбика. Подбери близкие по смыслу слова из правого. Соедини их стрелками.(в паре)
1.Алфавит |
1.Аккуратный |
2.Огонь |
2.Алый |
3.Шалун |
3.Скакать |
4.Чистый |
4.Азбука |
5.Прыгать |
5.Пламя |
6.Бросать |
6.Озорник |
7.Красный |
7.Кидать |
Проверка.
Б) Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.(в паре)
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
В) Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
а) Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от работы________
б) Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается вокруг ______________
в) Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную берегут_____________
(Дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
4.Физкультминутка.
– Ребята, я называю пары слов, а вы думаете, это С или А. Одна рука –С, две руки-А.
Сторожить – охранять, автомобиль – машина, близкий – далёкий, зима – лето, скупой – жадный, сладкий – горький, глаза – очи, день – ночь, толстый – тонкий, храбрость – трусость, промчался – пробежал.
5.Закрепление изученного материала.
А)Замени слова синонимами из 4 букв.
Приятель____________ (друг)
Противник ___________(враг)
Шагать_____________(идти)
Солдат___________(боец)
Красный__________(алый)
Печаль_________(боль)
Работа__________(труд)
Зной_________(жара)
Б)Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
Карлик |
Малыш,крошка,гном |
Тесный |
Просторный |
Свободный,необъятный, широкий |
Скучно |
Интересно |
Любопытно,увлекательно,занимательно |
Возражать |
Соглашаться |
Договариваться,идти,признавать |
Бледный |
Румяный |
Красный,розовый, алый,пунцовый |
Вред |
Польза |
Толк, выгода,благо,помощь |
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
В)Упражнения в подборе антонимов.
Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки.
От доброго житья толстеют, от дурного_________________
С чем пришёл, с тем и___________
Ученье -свет, а неученье-____________________
IV. Итог урока.
- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)
- Что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу)
- Что такое антонимы? (противоположные по смыслу слова)
-Чему научились на уроке?
- Чем отличаются синонимы от антонимов?
- Для чего нужны синонимы в речи? (Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.)
- Для чего нужны антонимы в речи? (Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.)
Рефлексия.
-Научились ли подбирать слова. Я буду кидать Вам мяч, а Вы возвращаете его произнеся
۞ слово-антоним.
Закрыть – открыть, скучный – весёлый, тяжёлый – лёгкий, узкий – широкий.
۞ Слово-синоним.
Торопиться – спешить, доктор – врач, сырой – мокрый, грустный – печальный.
- Ребята, благодарю вас за активную работу.
Синонимы
Антонимы
|
1.Аккуратный |
|
2.Алый |
|
3.Скакать |
4.Чистый |
4.Азбука |
5.Прыгать |
5.Пламя |
|
6.Озорник |
7.Красный |
7.Кидать |
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни слова-антонимы.
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Слова-неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от работы________
Слова для работы: дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается вокруг ______________
Слова для работы:дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную берегут_____________
Слова для работы: дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от работы________
Слова для работы: дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается вокруг ______________
Слова для работы:дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.(Сделать нужно в рифму)
Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную берегут_____________
Слова для работы: дело, по соседству, берегут, занятие, кругом, соблюдают, труд, соблюдают, занятие, хранят.)
Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
|
|
Тесный |
|
|
Скучно |
|
|
Возражать |
|
|
Бледный |
|
|
Вред |
|
|
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
|
|
Тесный |
|
|
Скучно |
|
|
Возражать |
|
|
Бледный |
|
|
Вред |
|
|
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
|
|
Тесный |
|
|
Скучно |
|
|
Возражать |
|
|
Бледный |
|
|
Вред |
|
|
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
|
|
Тесный |
|
|
Скучно |
|
|
Возражать |
|
|
Бледный |
|
|
Вред |
|
|
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
Найди и выпиши антонимы к словам из первого столбика. А затем придумай и запиши в третий столбик синонимы к словам из второго столбика.
|
Антоним |
Синоним |
Великан |
|
|
Тесный |
|
|
Скучно |
|
|
Возражать |
|
|
Бледный |
|
|
Вред |
|
|
Слова для работы: интересно, соглашаться, просторный, карлик, польза,румяный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.