МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Проект
Поисково-творческий
«Толерантность»
Авторы:
Учитель технологии
Риминюк Н.А.
Учащиеся 10 классов.
Саратов
Поисково-Творческий проект «Толерантность»
Актуальность проекта
Каждая страна уникальна. И нам захотелось узнать, какие различие объединяют нас. При всей уникальности каждого народа их объединяют близость культуры, музыкальной, литературной, танцевальной. При реализации данного проекта каждый участник почувствовал дух общего дела, общих традиций, общего успеха. Для нас существует одна национальность - дети. В ходе работы над данным творческим проектом возрос концептуальный акцент – общая забота всех обо всех, радость и успех одного. Совместная работа окрыляет и создает атмосферу для раскрытия, развития общечеловеческих качеств, позитивных творческих способностей, бережного отношения друг к другу, своей семье, своему лицею, городу, Родине; развивает интерес к истокам культуры разных народов; позволяет сохранить традиции и формирует толерантность. В этих утверждениях и заключается значимость и актуальность нашего проекта.
· развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы с книгами и информационными источниками, формирование критического мышления;
· развитие умения видеть проблему и намечать пути ее решения;
· формирование интереса к исследованиям посредством развитие аналитического мышления;
· активизация творческой деятельности учащихся;
· формирование умений выражать свои чувства, мысли, отношение к исследовательской проблеме, делать чёткие выводы.
· формирование навыков ораторского мастерства;
· создание условий для приобщения к ценностям православия участников образовательного процесса
Методические задачи:
Обучающие:
· пользоваться ресурсами библиотеки, справочной и энциклопедической литературой.
· учить школьников находить, обрабатывать и обобщать необходимую информацию с целью выбора наиболее точного, достоверного, конкретного материала по проблеме;
· пользоваться компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для оформления результатов своей творческой работы;
· учить лаконично излагать свои мысли устно и письменно;
развивающие:
воспитательные:
Материалы и оборудование:
- персональный компьютер, подключенный к сети Internet, принтер, сканер, цифровая камера, мультимедийные энциклопедии, телевизор, обучающие программы, печатные изображения;
- художественная и учебная литература, справочники, видеоматериалы.
- ткани, инструменты для шитья, картон, клей, инструменты для работы с тканью, краски.
Основополагающий вопрос:
Национальные традиции - сберечь или законсервировать?
Аннотация проекта
Данный проект даёт возможность познакомиться: с народными костюмами, орнаментами, обрядами и традициями, оберегами, народными праздниками русского, казахского и татарского и армянского народов, а также с историей происхождения и этапами их развития. Цель данного проекта - расширить знания о традициях разных народов и развитие творческих способностей. Работа проводится во внеурочное время, а так же в индивидуальной форме. В процессе работы дети ищут информацию в интернете обрабатывают её. Результаты представляют в виде мультимедийных презентаций, итогового мероприятия педагогический форум «Толерантность». В рамках исследовательской проблемы учащиеся должны попытаться ответить на вопрос: «Национальные традиции - сберечь или законсервировать?» Реализация данного проекта возможна при чёткой организации исследовательской деятельности учащихся. Поэтому в проекте рассматриваются различные виды традиционной народной культуры: фольклор, танцы, песни, сказки, народное творчество, что позволяет познакомиться со старинными обычаями разных народов.
Темы исследований учащихся:
1. Славянские обереги.
2. Орнаменты народов России, Украины, Белоруссии.
3. Народные костюмы
4. Славянские традиции и обряды.
5. Православная вера.
Структура учебно-методического пакета:
· описание проекта;
· создание сайта проекта «Славянская слобода».
· мультимедийные презентации: «Славянская слобода», «Славянских народов дружная семья», «Из истории развития Народной куклы».
· критерии оценивания презентации, публикации;
· дидактические материалы: тест для определения знаний учащихся, тематические игры; итоговая рефлексия проекта.
Этапы и сроки проведения проекта:
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
1. Формирование творческой группы воспитателей и учителей для работы над проектом.
2. Подготовка веб-сайта «Славянская слобода» и размещение его в сети Интернет.
3. Создание презентации проекта учащимися «Славянская слобода», «Моя народная кукла», «Обереги славян».
4. Создание образцов для творческих работ учащихся.
5. Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализации проекта: цикл классных часов («Славянские народы на славянской земле», «Православная вера», «Толерантность и религия»).
6. Разработка тестов, аналитических материалов по анализу результативности проекта.
Этапы исследований:
1. Проведение консультаций для учащихся.
Ознакомление с исследовательскими темами. (сентябрь-ноябрь)
2. Работа с компьютерными программами, необходимыми для оформления результатов работы - (сентябрь-октябрь)
3. Корректировка найденной информации по темам, подбор иллюстративного материала, составление чётких и лаконичных выводов по теме, сортировка материала по страничкам будущей презентации. (октябрь-декабрь)
4. Создание творческих работ к ярмарке – (октябрь-февраль).
5. Оформление творческого отчета и размещение их на страницах сайта проекта «Славянская слобода» (март).
Заключительный этап:
1. Презентация творческого проекта в виде мероприятия «Славянская слобода». (март)
2. Проведение ярмарки и мастер-класс «Русские узоры» (октябрь-февраль)
3. Подведение итогов проекта с демонстрацией лучших газет по темам: Россия, Белоруссия, Украина, Награждение победителей и участников конкурса рисунка «Веселье земли славянской» (март)
4. Контрольное тестирование по полученным знаниям (март)
5. Рефлексия и анализ работы по проекту (март)
6. Проведение мероприятия в национальной деревне «Русские узоры»
Срок проведения: сентябрь - март
Этапы подготовки
Этот проект послужил объединению педагогов и детей разного возраста, и работа над проектом «Славянская слобода» строилась по разным направлениям:
1. Художественное
Участие в конкурсах рисунков «Веселье земли славянской», «Орнамент», «Русские народные промыслы», посещение этнографического музея, разучивание народных песен, танцев. Изготовление народных костюмов. Подготовка к ярмарке «Славянские узоры».
2 Историческое
Проведение тематических классных часов:
- «Славянские народы на Саратовской земле»
(история, быт, традиции, культура);
- «Православная вера»;
- «Толерантность и религия»;
- «Славянские узоры»
(фольклорно – интеллектуальная игра)
Диспут «Жить в мире с собою и другими»
3. Познавательное
- Экскурсии: этнографический музей «Национальные костюмы», «Национальная деревня».
- Игра – путешествие «Славянских народов дружная семья» «Русские узоры».
- Мастер-класс «Моя народная кукла» (обереги славян).
4. Проектно-поисковое
Программа проекта
9 Класс
Тема: «Славянская слобода»
Задачи:
- Знакомство и творческое освоение традиционного народного орнамента разных народов (России, Белоруссии, Украины).
- Расширение кругозора и воспитание детей в духе толерантности и дружбы между народами, уважения к их национальной культуре и религии.
- Знакомство с историей народных традиций и обрядов, отражающих её поэтичность, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств.
Дата |
Содержание работы |
Творческая деятельность |
|
Сентябрь
|
Рассказать о декоративно-прикладном искусстве широко распространенном на всей территории России, Белоруссии, Украины. |
Тема: «Народный орнамент в аппликациях народов России» Беседа – диалог. |
|
Сентябрь
|
Шефская работа с начальными классами. |
Тема «Сказки России»
|
|
Сентябрь |
Рассказать о существовании тканных Белорусских орнаментов. В изделиях могут применяться тканые узоры, основу которых составляют простые и красочные узоры..
|
Тема: «Народный орнамент в аппликациях народов Белоруссии» Беседа |
|
Октябрь |
Шефская работа с начальными классами |
Тема: «Сказки Белоруссии» |
|
Октябрь |
Рассказать о традиционных формах Украинских аппликаций входящих в орнаментации предметов быта, одежды и обуви. |
Тема: «Яркие узоры Украины»
|
|
Октябрь |
Рассказать о истории м быте, традициях и культуре славянских народов. |
Классный час «Славянские народы на славянской земле» |
|
Ноябрь |
Поговорить об основах христианской этики: подвести детей к понятию добра и зла, размышлению к таким предметам морали, как совесть любовь, терпимость, умеренность. |
Тема: «Православная вера» Беседа - размышление
|
|
Ноябрь |
Шефская работа с начальными классами |
Тема: «Сказки Белоруссии»
|
|
Декабрь |
«Славянские обычаи и традиции» (фольклорная интеллектуальная игра)
|
Тема: «Славянские узоры» Классный час |
|
Декабрь |
Экскурсия в этнографический музей |
Тема: «Орнаменты национальной одежды славянских народов» |
|
Декабрь |
Шефская работа с начальными классами. |
Тема: «Сказки славян» |
|
Январь |
Продолжить изучать народно-религиозный календарь примет и традиций, связанный с природой и временами года у славян. |
Тема: «О Рождественских праздниках и постах». Краткий словарь христианских терминов Беседа-диалог. |
|
Январь |
Подготовка к проекту. Изготовление поделок из различных материалов.. |
Тема: «Славянские узоры» |
|
Февраль |
Знакомство с гуцульскими инкрустациями с геометрическими фигурами |
Тема: «Геометрические фигуры Украины»
|
|
Февраль |
Мотивация школьников к изучению фольклора славянских стран. Толерантность. |
Тема: «Жить в мире с собой и другими». Диспут |
|
Март |
Создать у учащихся яркий образ славянского народа |
Тема: «Славянские народы» Конкурс газет. |
|
Март |
Рассказать об истории костюма, орнамента и природы славянских народов.. |
Тема: «Веселье земли славянской». Конкурс рисунков |
|
Март |
Презентация проекта «Славянская слобода» |
Тема: «Славянская слобода» Оформление зала. |
|
Март |
Рассказать об оберегах славянских стран. |
Тема: Игра – путешествие «Славянских народов дружная семья». |
|
Апрель |
Создание сайта в интернете. Рефлексия по итогам проекта. Подведение итогов и награждение. |
Тема: «Славянская слобода» |
|
Результат:
· Проведение мероприятия «Славянская слобода»
· Подведение итогов конкурса газет «Славянские народы», и конкурса рисунков «Веселье земли славянской»
· Создание сайта «Славянская слобода»
Результат дает возможность:
· Развивать духовно-богатую личность ребенка, как активного участника проекта.
· Реализовать свои творческие способности.
· Создать благоприятные условия для саморазвития учащихся.
· Формировать толерантные отношения между народами.
Вывод: Таким образом, благодаря данному проекту у учащихся возрос интерес к национальным традициям, сформировались соответствующие знания и духовно – нравственные качества. Мероприятие послужило развитию культурно – творческого потенциала ребят, воспитанию чувства гордости за свою страну и толерантного отношения к народам разных национальностей; способствовало формированию умения жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Задачи:
1. Воспитание устойчивого интереса и уважения к истории и культуре русского народов.
2. Создание благоприятных условий для творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями.
3. Познакомить детей с русскими обрядовыми праздниками, с различными жанрами народного творчества.
4. Развитие индивидуальной творческой успешности, разновозрастного сообщества детей и социума. Вовлечение в воспитательный процесс всех его участников (детей, родителей, учителей).
Ход мероприятия:
Педагогический форум Проект Русские узоры
Музыкальное оформление: « У самовара я и моя Маша »
Ведущий 1: Трава пахучая да чашка кипятка
Бурлящая и на пару крутая.
С плантаций чайных, он приходит к нам издалека.
И мы на чай, вас всех сегодня приглашаем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.