ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ… (литературно-музыкальная гостиная)
Оценка 5

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ… (литературно-музыкальная гостиная)

Оценка 5
doc
07.06.2024
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ… (литературно-музыкальная гостиная)
Прил 7 Сценарии утренника.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…

(литературно-музыкальная гостиная)


Ведущий. Все может родная земля! Может на­кормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить она себя не может... Поэтому защита Отечества и родной земли — долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой!

Уже древние летописцы отмечали, что наши предки — русы, русичи - хлебопашцы и земле­дельцы очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу поднимался стар и млад. Мужество и отвага русских воинов наводили страх и ужас на противников. В 602 г. в византийской армии вспыхнуло восстание под ру­ководством Фоки. Бунт был вызван тем, что император Маврикий приказал своему войску выс­тупить против русичей. Воины отказались выпол­нить приказ — таким грозным они считали своего противника.

Русские дружины вели войны, которые были вызваны необходимостью защиты своей земли и своих сородичей от иноземных захватчиков. «Ро­дился ли на свете, согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе нашу силу? Не обладать другим землей нашей... и в этом мы уверены, пока будут на земле войны и мечи», - гордо отвечали русичи тем, кто хотел покорить их.

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова).

Вбегают дети, выстраиваются.

Ведущий. Сегодня мы отмечаем День Победы наших воинов в Великой Отечественной войне. Мы разгромили не знающую до этого поражений армию Гитлера, продолжив тем самым славные традиции русского воинства...

Вам - ветераны яростных сражений,

Чья молодость закалена в бою!

Вам - труженики тыла,

Чьим трудом ковалась Победа!

Вам - дети войны, лишенные детства

И своим детским трудом

Приблизившие   Победу,

Посвящаем мы этот праздник!

Приносим вам любовь и уваженье,

И светлую признательность свою.

Низкий вам поклон.

(Все делают поклон.  Музыка смолкает.)

1-й  ребенок. Я знаю от папы, я знаю от деда –

 9 Мая пришла к нам Победа.

 Тот день весь народ ожидал,

 Тот день самым радостным стал.

2-й   ребенок.  То утро стало знаменитым –

По всей планете весть прошла:

Фашисты  подлые  разбиты!

Нашей армии хвала!

3-й  ребенок. Помнит славный День Победы

Наша вся страна,

В День Победы наши прадеды

Надевают ордена.

4-й  ребенок. Пусть гремит салют победы!

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших прадедов!

Дню Победы - многих лет!

Песня «Сегодня салют!» (муз. М, Пропасова, аранжировка И. Болотниковой).

Ведущий. С древних времен русские воины сто­яли на защите Отечества. Твой прадед воевал на полях Великой Отечественной, его прапрадед вме­сте с Кутузовым гнал с Российской земли Напо­леона, а твои далекие предки бились с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле.

Так было, и если Родина снова окажется в беде, то именно ты придешь ей на помощь. А чтобы стать настоящим защитником, надо быть ловким, сильным, смелым, находчивым:

Никогда не унывать,

Уметь друг друга выручать.

С песней, шуткою дружить

И  всегда примерным быть.

5-й   ребенок.  А когда мы подрастем,

В армию служить пойдем.

Вас мы будем охранять,

Родину защищать.

Песня «Бравые солдаты» (муз. Филипченко).

6-й   ребенок.  Мы про первый День Победы

Любим слушать рассказ,

Как сражались наши прадеды

За весь мир и за всех нас!

Под музыку дети убегают на второй план. Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Появляется бывалый солдат в форме 1812г.

Солдат. Здравия желаю!

               С праздником всех поздравляю!

К нему подбегают дети.

7-й  ребенок. Скажи-ка, дядя, ведь недаром

 Москва, спаленная пожаром,

 Французу отдана?

8-й  ребенок. Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром  помнит вся Россия

Про день Бородина!

Солдат.    Да, были люди  в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри  —  не  вы!

Ведущий.  Что вы, что вы? Просим нас не оби­жать.  Мы можем свою силу, ловкость показать.

Спортивный танец.

Гаснет свет, демонстрация слайдов на военную тему,

Солдат. Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

...Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена,  как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал  враг в тот день немало,

Что значит  русский  бой  удалый.

Наш   рукопашный   бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались  в  кучу  кони, люди,

И  залпы  тысячи  орудий

Слились  в  протяжный  вой...

Ведущий.   Мир  на  землю   вновь  пришел. Люди  ликовали,   пели,  танцевали.

Гусарский танец.

Солдат. Знаете ли вы, дети, уральцев, героев войны  1812 года?

Ответы детей.

Солдат.   Какие  поговорки   вы  знаете  о  русском солдате?

Ответы детей.

Солдат.   Молодцы! Частушки на военную тематику.

Кличет Гитлер Риббентропа,

Кличет он его к себе:

Я хочу, чтоб вся Европа

Помогала мне  в  войне.

Ты,  германец,  ты,  германец,

Ты кончай-ка воевать,

Надоело моему деду

Все в окопе ночевать.

Гитлер злится,  Гитлер злится,

Очень он ругается.

Приказал  Россию  взять,

Да не получается.

Русский  воин  — молодец,

Хорошо сражается,

Силою, смекалкою

Всегда он отличается.

Нынче  праздник День  Победы,

Очень он нам нравится.

Дорогие ветераны

Всем нам улыбаются.

На нас Гитлер наступает,

Всей Европе хвалится...

Ну  и  мы  не  оплошали,

Прикурить ему мы дали.

В деревню  немцы  ворвались,

От радости взбесились.

Поросят всех, кур поели,

Чтоб вы подавилися!

«Русиш,  русиш,  вам  капут»,  -

Немцы  так  кричали,

А  когда мы  победили,

В ноги  нам упали.

Наши  воины   в  Берлине

Празднуют  победу,

Все ликуют и  поют,

Честь солдату отдают.

 

Звучит музыка песни «Дороги» А. Новикова.

Ведущий   (на   фоне   музыки).   Тысяча  девятьсот сорок первый год!

Появляется матрос и пехотинец (форма времен Великой отече­ственной войны). Они здороваются.

Солдат. Здравия желаю! Только что-то формы я такой не знаю.

Пехотинец.  Я  солдат.

Матрос. А я моряк.

Пехотинец  и   матрос  (вместе).   Великой  Отече­ственной   войны!   (Обнимаются.)

Пехотинец   и   матрос   (вместе).  Значит,   бра­тья  мы  — защитники  Отечества.

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова).

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой     (Красный свет.)

С  фашисткой  силой  темною,

С проклятою ордой...»

Свет.

Пехотинец. И ярость благородная

Вскипала, как волна!

Была война народная,

Священная  война.

Моряк. Пошли  защищать  всей  силою,

Всем сердцем,  всей душой

Землю  нашу  милую...

Вместе.    И дали мы отпор.

Пехотинец. Солдатская доля бывает такой –

В обнимку со смертью дорога.

(Слайд Вечного  Огня.)

Не каждый с войны  возвратился домой...

(Пауза.)

Но встали герои, что пали в бою,

Взошли сапогами  на мрамор.

Звучат «Грезы» Шумана - минута молчания.

Мы с вами, друзья, как и прежде, в строю.

Друзья фронтовые, друзья боевые,

В суровом солдатском строю...

Свет.

Ведущий.  Дети,  знаете ли   вы магнитогорцев - героев   Великой Отечественный войны?

Ответы детей.

Ведущий. А пословицы  и  поговорки?

Ответы детей.

Звучит песня «Вася-Василек» (муз. А. Новикова).

Пехотинец. Нам русские песни с рождения  пели,

Нас ветер России в пути обнимал,

Когда вся Россия надела шинели,

Нередко, бывало, солдат вспоминал...

Детский оркестр - русский народный.

Выходит девочка с коромыслом.

Солдат.  Эй,  молодица, дай  воды  напиться!

Все солдаты пьют и благодарят.

Пехотинец.  Где я только ни бывал,

Пол  Европы  прошагал,

А такой родниковой уральской воды

Нигде не пивал.

Дети.   Расскажите,   расскажите,   мы   хотим   все знать.

Пехотинец. Я не только расскажу, но и вас на­смешу. У них танцуют, совсем не так.

Дети. А как? Как?!

Пехотинец.  Надо кверху поднять глаза и запрыгать, ну,  как коза.

Показывает, все дети смеются.

Пробуют сами, хохочут, танцуют чарльстон. Дети подбегают к матросу.

Дети. А моряки тоже воевали?

Моряк.  Да.   Нам  тоже  пришлось  нелегко  и  на море, и на суше.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда...

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда...

Как только крутая волна закипит

И ветер хлестнет штормовой,

Сегодня морская душа говорит

Тебе о Победе былой.

Назовите магнитогцев - моряков, отличившихся в Великой Оте­чественной  войне.

Ответы детей.

Матрос.  А знаете ли  вы  морские  пословицы  и поговорки?

Ответы детей.

Ученик (капитан). Я тоже мечтаю стать моряком.

Моряк. Молодец, так держать!

Песня и танец с флажками «Морской капитан» (муз. М. Протасова).

Дети выстраиваются в шеренгу.

9-й ребенок. А потом пришла Победа,

Возвратились все домой,

Рады  взрослые и дети!

Ветераны — вам большой поклон!

10-й  ребенок. Вы в атаку шли не за награду,

Но велика награды той цена...

Во имя чести  воинской и правды

Сегодня вы надели ордена!

11-й   ребенок. И, празднуя  Победы много лет,

Вам славу воздаем,

Ликуем все,  играем,

Танцуем и поем.

Танец «Казачок».

12-й   ребенок. Хотим подарить мы

                           Солдатам цветы.

Все. Пусть больше не будет

        На свете войны!

Звучит песня «День Победы».

Дети дарят цветы, письма-треугольники, платочки с вышиты­ми голубями.

Ведущий. За то, что вы геройски воевали,

За то, что шли сквозь тысячу смертей,

За то, что никогда не забывали

О долге перед Родиной своей.

Низкий  вам  поклон!!!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63   ГОДА   ПОБЕДЕ

(сценарий праздника)


Участники: Ведущие — мальчик и девочка, мальчики в гимнастерках — 5 человек, девочки - 5 человек.

Атрибуты: барабан, игрушки (машинки, роботы, куклы Барби), лист с наклейками, игрушечные автоматы, пистолеты, подушечка с ме­далями и орденами, бумажные ленты с надписями: «XX век», «XXI век», «1941 -1945», «Магнитогорск в годы войны».

Звучит музыка - мелодия сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!». Выходят ведущие.

Мальчик. Никогда история не шагала по гладкой и ровной дороге... Извилист и ухабист ее путь.

Девочка. За годом — год, за вехой — веха, За полосою —  полоса, Хоть робко, но в XX век влились  и  наши  голоса.

Мальчик. Итак, XX век глазами детей.

Проносится лента с надписью «XX век», музыка «Время, вперед!».

Девочка. Сколько событий, фактов, десятилетий стали его позором. И даже наука несла гибель ему.

Мальчик.  Война века...

Девочка. Великая Отечественная!

Мальчик.  Преступник века...

Девочка.   Гитлер!

Мальчик.   Изобретение  века...

Девочка. Атомная бомба!

Мальчик.  Тюрьма  века...

Девочка. Архипелаг ГУЛАГ, лагеря смерти: Саласпилс, Хатынь, Освенцим, Бухенвальд.

Мальчик. И все же ушедший век был не только убийцей.

Девочка.  Годом  века был...

Мальчик.   Победный  45-й.

Девочка.  Полководцем  века назван...

Мальчик.   Маршал  Жуков!

Девочка.  Ученым   века  назван...

Мальчик.   Эйнштейн!

Девочка.  Событие  века...

Мальчик.  Освоение космоса!

Музыка «Время, вперед!»

Мальчик. Действительно, трудно найти страну века более многострадальную, чем наша. Сколько горя она испытала в Великую Отечественную войну!

Ведущие уходят. Проносится лента «1941 -1945», звучит фоног­рамма песни «Священная война». Выходят 5 мальчиков в гимнас­терках, выстраиваются в шеренгу.

1-й   мальчик. Пройдя  в боях сквозь вихрь огня  и дыма,

                           Мы  разгромили  наголо  врага.

Все.  Чтоб никогда на Родине любимой

         Не топала фашистская нога!

Сведения о городе: сколько ушло на фронт, сколько вернулось, чем занимался тыл. Выходит девочка с барабаном и делает 8 четких ударов. Мальчики начинают маршировать на счет 8. Барабанная дробь резко обры­вается. Мальчики под марш произносят слова.

2-й мальчик. Плескалось багровое знамя...

3-й   мальчик   (чуть   громче).   Горели   багровые звезды...

4-й мальчик (еще громче). Слепая пурга накры­вала...

5-й мальчик (громко). Багровый от крови закат.

1-й   мальчик.  И  слышалась  поступь дивизий...

2-й мальчик.  Великая поступь дивизий!

Все.  Великая поступь дивизий!!

         Точная поступь солдат!!!

Маршируют под громкие удары барабана. На счет 8 останав­ливаются.

1-й   мальчик.   Навстречу   раскатам   ревущего грома...

2-й  мальчик.  Мы в бой поднимались светло и сурово...

3-й    мальчик.   На   наших   знаменах   начертано слово...

Все (вскинув сцепленные руки).  Победа!

4-й  мальчик.  Во имя Отчизны...

Все.  Победа!

5-й  мальчик.  Во имя живущих...

Все.  Победа!

6-й  мальчик.  Во имя грядущих...

Все.  Победа!

Выходит баянист и играет «Катюшу», мальчики в гимнастерках уходят. К баянисту подходит первоклассник.

Ведущий: Снова, как в том 45-м,

Будит гармонь тишину,

Только другие ребята

Песни поют про войну...

Баянист переходит на частушечный наигрыш. Выходят дети с шумовыми инструментами, поют частушки на военную тему.

Частушки

Черна туча, черна туча

Громом с неба ахнула.

Милый мой на фронт ушел,

Я хожу заплакана.

Оставайтесь, дорогие,

Не грустите обо мне.

Мы, уральцы, все такие

Побеждаем на войне.

Я миленка - гармониста

Собирала тщательно.

Пусть  нечистого фашиста

Бьет он основательно.

Стой, кудрявая рябина,

Стой и не шатайся,

Ты с победою меня,

Милка, дожидайся!

До свиданья, речка Аи,

До свиданья, Сатка,

Мы  пошли  фашистов  бить.

Будет им не сладко.

Милые залеточки,

Где ваши походочки,

Вы глаза свои утрите,

Нас с победой скоро ждите.

Распроклятая Германия

Затеяла войну,

Взяли милого, хорошего,

Оставили одну.

Гитлер - изверг и нахал,

Заикаться что-то стал,

Почему он вдруг заекал?

На войну идет Урал.

Налетели вражьи птицы

На советские границы,

Им от наших от ворот

Показали поворот.

Сидит Гитлер за столом,

Лопает картошки,

Гитлерята под столом

Подбирают крошки.

Сидит Гитлер на заборе,

Плетет лапти языком,

Чтобы вшивая команда

Не ходила босиком.

Гитлер вздумал угоститься —

Чаю  тульского  напиться,

Зря, дурак, позарился –

Кипятком ошпарился.

Дети уходят. Проносится лента «XXI век». Мальчики в гимнастерках играют в войну. Слышны голоса: - Тра-та-та-та, ложись! Пехота - вперед! Сдавайся! Руки вверх! Бацбац...

1-й мальчик (выходит вперед). Да, пацаны, игра игрой. Лишь бы  настоящей  войны  не было.

2-й мальчик (подходит к нему, кладет руку на плечо).

Представь, Серега, - танки,

Грохот дизельный,

Блиндаж в обугленном леске!

3-й мальчик (подходит к ним).

И друг, еще живой — единственный!

Лишь капля крови на виске...

4-й мальчик (приближается к ним, читает стихи).

В коридоре с друзьями бузил...

А меня уже нет, просто нет...

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил!

Мне бы бегать на поле футбольном

И  подругу встречать по весне...

Я зимой не вернулся из боя.

Я убит на Великой  войне!

Мать рыдает, горюет, страдая,

Над могилою ранней моей,

Да поет по весне, заливаясь,

Запорожский шальной соловей.

Побывайте у мамы  в квартире,

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне

Кто-то помнит в родном краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых.

Чтобы  пахло  мне  родиной  милой

На дорогах моих неземных.   (Пауза)

5-й  мальчик. Я не жалею, что прошел 

                          Тот пулеметный перестук...

1-й  мальчик. И сон в снегу, и грязи чавканье,

                          И  сотни  всяческих простуд!

2-й  мальчик. Там небо от разрывов морщилось,

                          Смертельная кружилась мгла...

(В конце фразы выходят девочки — 5 человек.)

1-я девочка.  Но там была еще и молодость!

Все девочки.  Прекрасной  молодость была.

Звучит фонограмма вальса «В лесу прифронтовом» (сл. М. Иса­ковского, муз. М. Блантера). Мальчики приглашают девочек, пары встают по кругу. Танцуют вальс. После танца пары уходят. Маль­чики за кулисами снимают гимнастерки, переодеваются. Выходит девочка-ведущая (что была в начале), у нее полные руки кукол Барби.

Девочка. Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Мальчик-ведущий (что был в начале) подходит к ней. У него в руках машинки, роботы, на шее - лист ватмана с наклейками от жвачек.

Мальчик. Это что у тебя? Твое увлечение? Ты это коллекционируешь?

Девочка. Да.  Мне нравится  играть в куклы. А у тебя, я вижу, тоже есть хобби?

Мальчик.   Да,   наклейки   и   роботы   -  это   мое хобби.

К ним подходит мальчик с подушечкой, на которой ордена и медали.

Мальчик. А у меня есть ордена!

                   Мне дедушка давно их подарил.

Он... был живой... и в праздник их носил!

Выходят все воспитанники, обступают мальчика с подушечкой.

Все.  Ордена!

1-я девочка. Они все за Победу.

                       За раны честные даны!

Все.  Ордена!

2-я девочка. В них теплятся рассветы,

                       Что солдаты отстояли в окопах той войны.

Все. Ордена!

1-й  мальчик. Солдатами гордимся!

                          Над сорок первым мощь ракет встает!

Все.  Ордена!

2-й  мальчик. В них, как живые, лица солдат,

                         Что спят в земле который год!

Все.     И солнце, и песню в боях отстояли

Герои  давно отгремевшей  войны!!!

3-я девочка.    Мы помним про подвиг,

Свершенный  когда-то.

3-я  мальчик. Дорогу отцов продолжают сыны.

4-я девочка. Спокойны и счастливы будьте, солдаты...

Все. Герои давно отгремевшей войны!

К ним подходят все участники (первоклассники и квартет), встают свободно. Все участники поют песню «Солнечный круг» (муз. А. Островского).

Использована литература:

1.     журнал «Классный руководитель» №1-98 г., №2 - 2000 г.

2.     стихи И. Рядченко, Р. Рождественского, М. Гетгуева.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово о Матери

Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню матерей России


Никто не знает все, как мать,

Никто, как мать, не понимает,

Никто не может так ласкать,

Никто, как мать, не сострадает.

Никто, как мать, не может дать,

Никто, как мать, прощать не может.

И так любить и ожидать

Никто, как мать, не может тоже.

Вера Кушнир

Информация.

Праздник День матерей России был установлен Ука­зом Президента РФ в 1998 году и отмечается в после­днее воскресенье ноября.

По данным Министерства труда и социального обес­печения России, сегодня матерями в нашей стране явля­ются более 50 миллионов женщин, из них более милли­она 700 тысяч - многодетными.

Это день, когда воздается должное материнскому тру­ду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих де­тей. Многие страны отмечают собственный день матери. Празднование дня матери уходит своими корнями в глу­бину веков. Древние греки отдавали дань уважения ма­тери всех богов Гее. Римляне посвящали три дня в мар­те (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле. Для кельтов днем матери был день чествования бо­гини Бриджит. С 17 по 19 век в Великобритании отмеча­лось Мамино воскресенье (Mothering Sunday). В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерья­ми или слугами, возвращаясь, домой, приносили в пода­рок своим мамам фруктовый пирог.

Оформление:

1.     Творческие работы учащихся на темы: «Моя семья»,
«Моя мама», «Интересный случай из жизни моей семьи».

2.     Репродукции икон Богоматери.

3.     Репродукции картин Б. Кустодиева «Утро», А. Венеци­анова  «На жатве.  Лето»,  плаката В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

4.     Стихи С. Есенина, Н. Некрасова, А. Твардовского.

Чтец.

Есть самое нежное слово на свете:

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и муке -

«Мама»!

Пускай наши чувства наружу -

Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,

Все могут твои материнские руки -

Мама!

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делают краше.

О, как мы порой бываем упрямы,

Мама!

В долгу пред тобою мы будем извечно,

За все благодарны тебе бесконечно.

Будь самой счастливой, любимою самой,

Мама!

1-й ведущий. Как хорошо, что мы все собрались здесь и пригласили своих мам! Сегодня мы будем гово­рить о самом близком человеке, о бережном отношении к нему.

От чистого сердца простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

2-й ведущий. Народная мудрость гласит... При солн­це тепло, а при матери добро. Мать кормит детей, как земля людей. Мать праведна - ограда каменна. Нет луч­ше дружка, чем родная матушка. Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота. Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица - до золотого кольца, мать - до веку. Добрые дети - дому венец, злые дети - дому ко­нец. Живы родители - почитай, померли - поминай.

А как живем мы? Что нас волнует и радует? Расска­жем о своей семье, о своей маме.

Девушки читают творческие работы.

1-й ведущий. Велика и многообразна русская по­эзия, выходят сборники стихов о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине... Но есть еще одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, любой не­потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это стихи о матери.

2-й ведущий. Что может быть на свете священнее имени матери? По отношению человека к матери народ измеряет свое отношение к человеку. По-настоящему глубоко и сильно тема матери звучит в русской литера­туре. Николай Алексеевич Некрасов создал образы жен­щины-матери: «Есть женщины в русских селеньях...», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», «Внимая ужа­сам войны...».

Чтец.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Песня под гитару.

1-й ведущий. Традиции Николая Некрасова были своевременно подхвачены и  широко разработаны не только поэтами, но и художниками. Демонстрация репродукций картин.

1-й ведущий. Нельзя не сказать о Сергее Есенине! Он  создал удивительно  искренние  и  эмоциональные стихи о своей матери-крестьянке.

Ученик читает стихотворение «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

2-й ведущий. Прав поэт: чувство любви к матери за­ложено в нас самой природой и живет в человеке до конца его дней. А помните, как в стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце» дивчина потребовала от казака... сер­дце матери?

Ученик читает стихотворение «Сердце».

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

1 -и ведущий. Марина Цветаева сказала в одном сти­хотворении о том, что наверняка «споткнется» на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное - это без­граничное великодушие матери. Сын не споткнулся, он пал. Его боль стала в тот же миг и ее кровной болью. И она прощает его. Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека, дает представ­ление о возможностях человеческого духа. Тут есть о чем задуматься.

2-й ведущий. В наш современный век человек испы­тывает небывалые перегрузки. Более напряженной ста­ла работа. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого общения. Много пишут о небла­гополучии семейных отношений, о разобщенности роди­телей и детей. Между тем мы должны помнить: когда придет время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие, человек останется один на один со своей совестью и памятью. А сейчас мы и наши мамы - самые счастливые, мы можем пооткровенничать, пожаловаться, побеседовать, доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле - маме.

Ученик читает стихотворение.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко;

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

- Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела...

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

На собранье вместе мы ходили,

В праздник пели гимны до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели... Вот и собери!

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

«Дети, срочно!

Дети, очень срочно!

Приезжайте! Заболела мать».

Из Одессы, Киева, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко, -

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую, серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Беспокоить любящую мать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте!

Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Использованная литература:

1.     Учимся, читаем, играем. 1999. № 4.

2.     Коротаев В. Мать.

3.     Гончаров И. Ф. Подвигнут я тобою: Слово о матери. М.: Детская литература, 1988.

4.     Литература в школе. 1996. № 3.

5.     Стихи русских поэтов о матери.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом, который построили мы.

(игровая программа, посвященная всемирному дню семьи)


1 –й ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник, и нам очень приятно видеть в нашем зале и вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки. Встреча наша необычная, нам предстоит построить Дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии.

2 – й Ведущий. В XV веке была написана книга под названием «Домострой». Приведу из нее цитату: «И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем». Таким должен быть дом. А нам хотелось бы доба­вить, что в доме будет счастье, если построить его из «строительного материала» с особыми свойст­вами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора.

1 – й Ведущий. Сегодня в роли строителей Дома мечты выступят семейные команды. (Ведущий представляет 2 се­мейные команды родителей и детей, рассказывает об их увлечениях и традициях, приглашает на сце­ну.) Команды поднимаются на сцену, занимают свои места.

2 – й ведущий. (задает им вопросы)

·              Есть ли в вашей семье любимый праздник? Как вы его отмечаете?

·              Какую   телевизионную   передачу   вы   любите смотреть всей семьей?

·              Есть ли такое блюдо, которое любят все члены вашей семьи? Кто его обычно готовит?

·              Как вы проводите лето? Есть ли у вас любимое место отдыха?

·              Чем ваша семья занимается в свободное время?
Есть ли у кого-то из членов семьи хобби? Как к этому относятся другие домочадцы?

·              Есть ли в вашей семье домашние животные? Расскажите о них.

·              Был ли в вашей семье какой-нибудь смешной случай? Расскажите, пожалуйста.

1-й Ведущий: Итак, мы начинаем игру «Дом, который постро­им, мы...», но сначала мы хотели бы представить людей, которые будут оценивать результаты строи­тельства (представление членов жюри).

2-й Ведущий: Начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент. Наш ПЕРВЫЙ КОНКУРС называется «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ». (Семейные команды пока­зывают свои представления.)

1-й Ведущий: Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам пред­стоит возвести стены нашего дома. И первыми в эту стену будут положены «КИРПИЧИ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ».

Я предлагаю командам ответить на следующие во­просы:

1.     Как называется крытое углубление в земле, вы­рытое для жилья или укрытия? (Землянка)

2.     Как называется крестьянский дом в украинской или белоруской деревне? (Хата)

3.     Как называется переносное жилище у кочевых народов? (Кибитка)

4.     Как называется отдельная комната монаха в мо­настыре? (Келья)

5.     Как называется дворец и крепость феодала? (Замок)

6.     Первое жилище первостроителей Магнитки. (палатка)

7.     Как называется хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки? (Вигвам)

8.     Как называется загородный дом с парком или садом? (Вилла)

9.     Как называется изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка)

10. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш)

11. Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка)

12. Жилище первостроителей, вмещавшее до 200 человек. (Барак)

13. Кочевой шалаш у киргизского народа и некото­рых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)

14. Жилище кавказских горцев. (Сакля)

15. Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной  Си­бири. (Яранга)

16. Отдельное жилое помещение в доме - с кухней,
передней и т.д. (Квартира)

17. Жилище первостроителей перегороженное ситцевой занавеской. (Ситцевая комната)

2-й Ведущий: Большое спасибо командам. Понимание достигну­то. А сейчас давайте обратимся к народной мудро­сти. Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка - все это отражается в короткой фразе. В пословице. Я предлагаю вам следующий КОНКУРС: «ЗАКОНЧИТЕ ПОСЛОВИЦУ».

1.     Судят не по словам... (а по делам).

2.     Мал золотник... (да дорог).

3.     Долог день до вечера... (коли делать нечего).

4.     Молодец против овец... (а против молодца и сам овца).

5.     Тонул - топор сулил, а вынырнул.... (и топори­ща жалко).

6.     Сколько волка не корми... (он все равно в лес глядит).

7.     Береги платье снову... (а честь смолоду).

8.     Назвался груздем... (полезай в кузов).

9.     Слово не воробей... (вылетит, не поймаешь).

10. Старый друг... (лучше новых двух).

11. Встречают по одежке... (а провожают по уму).

12. За одного битого... (двух небитых дают).

1-й Ведущий: Молодцы, наши семейные команды, справились с этим испытанием. Кто, как ни женщина, является хранительницей домашнего очага. И именно жен­щина создает в доме тепло и уют. Поэтому сле­дующий кирпич «Красоты и уюта» в стену нашего Дома мечты положат мамы.

КОНКУРС называется «ЗВУЧАЩИЕ КРАСКИ». А можно ли увидеть музыку? Русский композитор Скрябин впервые попытался создать светомузыку. Цвет, свет, фантазия - и вот мы уже видим новые образы. Да и сама музыка приобрета­ет новое звучание.

Вам, милые мамы, предстоит под музыку создать композицию из цветов, которая украсит любой дом. (Мамы удаляются в отдельную комнату и готовят свои работы.)

2-й Ведущий: Пока наши мамы трудятся над созданием своих шедевров, мы перейдем к следующему КОНКУРСУ. Нам предстоит положить «КИРПИЧИ ВЗАИМОПОМОЩИ». И для участия в кон­курсе я приглашаю самых главных людей в семье - детей. А помогать им будут, конечно же, папы. Де­виз конкурса: «Сказки водят хоровод». Я буду по­очередно задавать ребятам вопросы сказочной вик­торины. За каждый правильный ответ присуждает­ся два балла, если вы отвечаете сами. А если обра­титесь за помощью к папе, то вам будет засчитан только один балл. Условия конкурса ясны? Тогда начинаем викторину.

Вопросы сказочной викторины:

1.     В сказке С. Михалкова поросята прогнали злого волка. Сколько было поросят? (Три, четыре, пять)

2.     Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Жар-птицу, Оленя, Конька-Горбунка)

3.     Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двена­дцать месяцев»? (фиалки, ландыши, подснежники)

4.     Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Папа Карло, Мальвина, Тортила)

5.     Из какой сказки Шемаханская царица? («Айбо­лит», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

6.     Назовите любимого зверя фрекен Бок. (Пес Барсик, кошка Матильда, Чебурашка.)

7.     Али-баба, герой сказки, перехитрил 36 или 38 разбойников? (40разбойников)

8.     Что значит слово «Буратино» на итальянском языке? (Деревянная кукла)

9.     Кто обул кота в сапоги, надел на девочку крас­ную шапочку, а на волка чепчик? (Французский сказочник Шарль Перро)

10. Чего больше всего на свете хотел крокодил Ге­на? (Найти друга)

11. Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело житейское)

12. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простоквашино? (Эдуард Успенский)

13. Предмет, делавший в сказках человека невиди­мым? (Шапка)

14. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (Одиннадцать)

15. Какое   из   произведений   принадлежит   перу Г.-Х. Андерсена? («Незнайка на Луне», «Огни­во», «Маленький Мук»)

1-й Ведущий:        Прошу уважаемое жюри подвести итоги прошед­ших конкурсов.

2-й Ведущий: А сейчас в борьбу включатся главы семейств - па­пы. Они смогут положить в стену Дома мечты «КИРПИЧИ УЛЫБКИ И ДРУЖБЫ». Сле­дующий конкурс шуточный. Уважаемые мужчины, умеете ли вы водить машину? Если не все, то сей­час вы сможете наверстать упущенное и стать не­надолго профессиональным автогонщиком. (Проводится игра «веселый шофер» — кто быст­рее смотает клубок ниток, на конце которого привязана детская машинка).

1-й Ведущий: Уважаемые мужчины, вы обратили внимание, что к вашим автомобилям привязаны конверты. В них лежит задание для следующего конкурса. Итак, чтобы положить «кирпич дружбы», необходимо по моей команде вскрыть конверт, собрать разрезан­ную открытку, прочитать написанный на ней текст песни и, наконец, спеть эту песню дуэтом с вашим ребенком. Задание понятно? Тогда внимание, нача­ли! (Команды выполняют задание. Жюри оценивает конкурс. По окончании этого конкурса подво­дятся итоги конкурса «Звучащие краски».)

2-й Ведущий: И снова в борьбу вступают дети. Чтобы жить сча­стливо, все семейные отношения должны строить­ся на любви, и все дела должны делаться с любо­вью. Дети положат в стену нашего дома «КИРПИЧ ЛЮБВИ». Ребята, я предлагаю вам сле­дующий конкурс. Нарисуйте портрет вашей семьи. Изобразите тех людей, которых вы больше всех любите: маму, папу, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А потом вы нам покажете свои работы.

1-й Ведущий: Сейчас в нашем быту много разных технических приспособлений, о которых наши бабушки не мог­ли и мечтать. А нам эти вещи кажутся обычными: утюг «Тефаль», пылесос «Филлипс», тостер... Зато вещи, которыми пользовались наши предки, для нас настоящее чудо. Остается только удивляться, сколько теплоты, уюта исходит от этих вещей, ведь в них душа мастера, который их сделал. А какие ласковые названия: прялка, ухват, туесок... Следующий КОНКУРС - «ПРЕДМЕТОВ СТАРИННОГО БЫТА». Ваша задача - оп­ределить, что за предмет перед вами, как он назы­вается и как им пользоваться. (Жюри подводит итоги конкурсов «Портрет семьи» и «Предметы старинного быта».)

2-й Ведущий: Дорогие друзья, мы возвели стены, и нам осталось только построить крышу Дома мечты. Это будет «Крыша хорошего настроения».

1-й Ведущий: Шекспир сказал: «Жизнь - театр, и все мы в нем ак­теры». И, наверное, каждая семья - это маленький те­атр. Хотите в этом убедиться? Пожалуйста! КОН­КУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА. Сейчас каждый участник получит роль, которую должен бу­дет сыграть в нашем небольшом спектакле. Я буду читать текст, а вы, дорогие друзья, внимательно слу­шайте. Как только в тексте речь пойдет о вашем пер­сонаже, вы должны выйти на сцену и исполнить все то, о чем говорится в тексте. Итак...

Действующие лица: Ветерок, Береза, Кошка Мурка, Синичка Чика, Лайка Найда, Капелька росы, Бабушка.

Текст:

Весна. Дует легкий ветерок. Береза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под Березкой прогуливается ленивая Кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трется спинкой о Березу. На заборе сидит Синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и открывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит Лайка Найда, ей что-то снится, она дергает лап­ками и поскуливает. Ветер подул сильнее, засвистел, зашумел. Березка закачалась, заволновалась. На Березе висела Капелька росы, она блестела на сол­нышке и любовалась собой. Береза закачалась, Ка­пелька вздрогнула и упала прямо на нос Кошке Мур­ке. Мурка поежилась, фыркнула, изогнула спинку и побежала к крыльцу. Вдруг она увидела синицу и громко мяукнула. Ветер зашумел громче, Березка за­скрипела и закачалась. Синичка встрепенулась, за­хлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка изо­гнулась, прыгнула и схватила Синицу за хвост, Сини­ца громко закричала, Капелька росы покатилась по земле, Лайка проснулась, зарычала и залилась звон­ким лаем. Ветер разбушевался, Береза захлопала ветвями. Из домика выбежала Бабушка. Она заохала, замахала руками на Лайку. Лайка завиляла хвости­ком, Мурка выпустила Синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише, Береза плавно закача­лась. Светит солнышко. Весна.

Занавес. Актеры выходят на поклон.

1-й Ведущий: Вот мы и завершили строительство. У нас полу­чился очень счастливый дом. Ну, а как наши се­мейные команды справились с испытаниями, мы просим сообщить жюри.

Жюри подводит итоги.

Объявляются результат.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герасим- грачевник, или Праздник грачиной каши

Фольклорной зарисовка


Цели:

1.     Познакомить учащихся с одним из забытых праздни­ков русского  и башкирского народов.

2.     Развивать музыкальные и драматические способнос­ти учащихся, художественный вкус.

3.     Воспитывать бережное отношение к народной культу­ре, стремление побольше узнать об истории своих пред­ков, их обычаях и обрядах.

Герасим - грачевник отмечался нашими предками 4 мар­та по старому стилю (ныне это 17 марта). В этот день выходили русские люди в поле встречать первых весен­них птиц. По народным приметам судили о будущем уро­жае, о продолжительности весны и лета. Пели песни, водили хороводы, устраивали игры, центром которых была каша из разных круп.

Башкиры после прилета грачей устраивали весенний праздник каргатуй ("карга" - грач, "туй" - праздник). Девушки и женщины собирались за аулом на холме или в поле, чтобы встретить весну. Главным угощением на этом празднестве была ячменная каша, сваренная из общих продуктов в большом котле. Весело было на этом обрядовом празднике: песни, пляски, хороводы, соревнования. В беге, прыжках, в перетягивании тканного полотенца участвовали женщины всех возрастов. В конце каргатуя остатки ритуальной каши разбрасывали по сторонам или оставляли на камнях со словами: "Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, а жизнь благополучной".

Выходят девушки в русских народных костюмах, водят хоровод и поют.

Ой ты, черна птица, черная!

Ой ты, дивна птица, дивная!

Ты неси весну нам на крылышках,

Принеси во клюве нам солнышко!

Мать земля с тобой просыпается,

Мать земля с тобою лишь ласкова.

Прилетай скорее, грач-батюшка!

Пробуди нам землю родимую!

Ой ты, черна птица, черная!

Ой ты, дивна птица, дивная!

Ты неси весну нам на крылышках,

Принеси во клюве нам солнышко!

1-я девочка. Грачиную кашу сварили? Двое юношей выносят чугунки с кашей.

1-й мальчик. Сварили!

2-я девочка. Как на костре поднялась?

1-й мальчик. На огонь перелилась!

3-я девочка. То хорошо - к счастью, значит!

4-я девочка. А из чего кашу варили?

2-й мальчик. Гречка - для грачей,

Пшено - для журавлей.

Да других круп подмешали

Для хорошего урожая.

4-я девочка (пробуя кашу).

Хороша каша, навариста!

И людям в радость,

И птицам в сладость.

Девочкии поют песню «Сорока-сорока» и пробуют кашу.

Сорока-сорока,

Где была? - Далеко!

Кашу варила,

Деточек кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Весна услыхала,

Быть обещала. (Далее речитативом.)

Этого одарила,

Этого накормила,

Этого приодела,

Этого согрела.

Кого увидела –

Никого не обидела!

5-я девочка. Эй, ребятушки, берите-ка ухваты. Погля­дим, кто из вас самый ловкий.

Юноши берут ухваты с котелками. Девушки завязывают им глаза, юноши должны пронести кашу вокруг деву­шек. Девушки в это время поют.

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок:

Пригодится носок

Клевать колосок.

Фома-сова,

Умна голова.

Не дерись с клестом,

Не верти хвостом,

Прогони мышей,

Собери стрижей,

Позови грача,

Не кричи сгоряча!

Один юноша спотыкается и роняет чугунок.

5-я девочка. Ах ты разиня! Собирай скорее кашу да неси в поле птицам!

6-я девочка. Русская каша - кормилица наша!

2-й мальчик. Русского мужика без каши не накормишь!

1-я девочка. Грачиная каша - для птиц. Грач на горе -так и весна на дворе.

2-я девочка. Увидел грача - весну встречай.

3-я девочка. И про других птиц нужно вспомнить, что были с нами всю зиму да с нами в весну и лето войдут.

4-я девочка. Вороны в кучу собираются - к ненас­тью, купаются - тоже к ненастью.

5-я девочка. Вороны каркают стаей летом - к нена­стью, зимой - к морозу.

6-я девочка. Воробьи в пыли купаются или щебечут - к дождю, а высоко летают - к ветру.

1-й мальчик. Ой, девчонки-пташки,

Ласточки-милашки!

Хватит на ворон глазеть,

Вам частушки надо петь!

Девочки и мальчики исполняют частушки.

 

Мой миленок - голубок,

Я - его голубка.

Я б за ним бы полетела –

Не пускает юбка.

Угораздило влюбиться

Не в орла, а в воробья.

Целовать меня боится:

Не допрыгнет до меня.

Моя милка возомнила,

Что поет как соловей.

Недослушал, что провыла,

Убежал я поскорей.

Петя, милый мой дружочек,

Петя, Петя, Петушок.

От меня уйти захочешь,

Вырву красный гребешок!

На свиданье к парню вышла,

Говорили мне - орел!

Пять минут с ним говорила:

Не орел он, а осел!

Лена лебедем проплыла

Мимо нашенских ребят.

Двоих насмерть задавила,

В коме пятеро лежат!

У мово у ухажера

Птичия фамилия.

Все равно пойду я замуж З

а Щегла Василия!

Я девчонка разбитная,

Люблю петь и танцевать.

Кабы крылья привязали,

Согласилась полетать!

Меня девки заклевали

На завалинке вчера.

Видно, точно мне жениться

На одной из них пора!

Чив-чив-чик-чирик.

Девки ходят напрямик,

Парни бегают кругами,

Не хотят водиться с нами!

В зал вбегает девочка, машет платочком.

3-я девочка. Прилетели, прилетели! Грачи прилете­ли! Да на старые гнезда!

4-я девочка. Знать, дружная будет весна, полая вода сбежит вся разом.

5-я девочка. Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое.

6-я девочка. Колосистое, ядренистое!

Чтобы было с чего пиво варити,

Пиво варити - ребят женити,

Ребят женити - девок отдавати!

Девочки и мальчики водят хоровод, поют песню.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли-люли, проходит.

Люли-люли, проходит.

Снег и холод прочь уводят,

Весну красную приводят.

Люли-люли, приводят.

Люли-люли, приводят.

Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше.

Люли-люли, подольше.

Люли-люли, подольше.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренник, посвящённый 8 Марта

Мама драгоценная моя


Действующие лица: Ведущая, Зима (взрослые); Грач, Грачиха, Весна, снежинки (дети).

Залл празднично украшен, звучит веселая музыка. В класс гурьбой вбегают дети, пританцовывая, поют пес­ню-поздравление.

Здравствуйте, мамы, тети и бабушки!

Вот, наконец, наступил этот день.

Мы круглый год вас сюрпризами радуем:

Делать сюрпризы нам вовсе не лень!

Пусть за окошком стоит стужа белая,

Алых цветочков домой принесем

(Мы целый день их все вместе делали)

И коллективно вам песню споем.

Честное слово, товарищи женщины,

Мы ни за что не смогли бы без вас.

Будем надежными, будем успешными –

Верьте, любите, надейтесь на нас.

Дети дарят подарки мамам и бабушкам, занимают мес­та за партами.

Ведущая. Это была присказка –

Сказка впереди.

Так давайте скажем хором:

«Сказка, к нам приди!»

Дети повторяют слова за ведущей. Звучит музыка из те­лепередачи «В гостях у сказки», в класс входит Зима в сопровождении своей свиты - снежинок.

Зима.       Вы чего развеселились,

Разыгрались, разрезвились?

Я здесь подольше погощу,

Весну сюда я не пущу! Зима поет песню.

Ветром подую, всех заколдую.

Все поднимайтесь, кружитесь как снег!

Радуйтесь, взрослые, радуйтесь, дети:

Зимняя сказка открыта для всех.

Звучит музыкальный фрагмент «В пещере горного коро­ля» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Танец Зимы и снежинок.

Зима.      Довольно! Всем сидеть! Смотрите,

Кто-то к нам спешит. Замрите!

В класс входят Грач и Грачиха.

Грачиха. Ты уверен? Нам сюда?

Грач.  Вроде - нет, а вроде - да...

Было раньше потеплей...

Грачиха. Ты как глупый воробей!

     Все трещишь, да только

     Никакого толка.

Грач. Я подумал, что пора...

Грачиха (легонько ударяет Грача по лбу).

Эх ты дубовая кора!

Говорил: «Летим скорей,

Там на родине теплей».

Прилетели. Тут снега.

Вместо солнышка пурга.

Зима.       Вам не нравится пурга?

И глубокие снега?

Грач. Что хорошего зимой?

Зима.       Сейчас узнаешь, дорогой!

Зима сильно дует на птиц, «выдувает» их из класса. Группа детей исполняет песню «Надоела нам зима».

Дни и ночи как качели:

Солнца мало, всюду тьма.

Надоела, надоела, надоела нам зима.

Дома долго мы сидели,

Книг прочитаны тома.

Надоела, надоела, надоела нам зима.

Ждем мы теплого апреля,

Чтоб растаяли снега.

Надоела, надоела, надоела нам зима.

Зима.  Вот как вы запели?

Лета захотели?

В класс входит Весна.

Весна.     Что я слышу? Здесь поют?

Зима.       И Весну совсем не ждут!

Весна.     Хватит злиться и шуметь,

Тебе пора домой лететь.

Грачи (заглядывая в класс).

И смотри: до декабря

Появляться здесь нельзя!

Весна.  Полно мерзнуть и скучать!

Всем пора весну встречать!

Грачи, прилетайте -

Смелее, давайте!

Звучит музыка. Танец Весны и птиц. После танца группа детей читает стихи.

1-й ребенок. Да здравствует солнце!

           Да будет светло!

           Весна подарила природе тепло.

2-й ребенок. И словно весна,

Наша мама приходит

И дарит улыбку и дарит добро.

3-й ребенок. А мамина мама и папина мама?

          Они для внучат расстараются прямо.

4-й ребенок. Варенье варить, волчок смастерить,

И сказку придумать, и детство дарить.

Дети поют песню о бабушке.

Бабушка-бабуля, я не знаю слов,

Чтобы рассказать тебе про свою любовь.

Ты меня балуешь - папа говорит,

Но, по-моему, он мне завидует.

Мама на работе, и на службе папа,

Мы с тобой без дела тоже не сидим.

Но вот только у тебя есть минутка для меня,

И для кошки, и для Жучки, и для дедушки.

Пусть проходят годы, улетают весны –

Я мою бабулю больше всех люблю.

Вырасту и стану я большим и взрослым

И тебе, бабуля, эту песенку спою.

Мальчик. Пусть сегодня не для нас

Танцы и приветы,

Тем не менее сейчас

Мы споем куплеты.

 

Куплеты мальчиков

Я умылся, причесался,

Даже галстук повязал.

И похоже, всех девчонок

В классе я очаровал.

Ты пока не задавайся,

Кверху нос не задирай.

Лучше бабушке и маме

Ты почаще помогай.

Почему Восьмое марта

Раз в году бывает?

Мама вкусный торт печет,

Папа убирает.

Мы поздравили девчонок,

Мам, и бабушек, и теть.

Пусть весна для вас, родные,

Расцветает целый год.

 

Девочка.  Да, в искусстве комплиментов

Вы всех в мире превзошли.

Лучше б дома постарались –

Своим мамам помогли.

Куплеты девочек

Мы девчонки боевые,

Мы без дела не сидим:

То частушки сочиняем,

То за модою следим.

Раз с отцом решили маму

Мы сюрпризом удивить:

Как по телеку в рекламе,

Стали пятна выводить.

Результата мы такого

Не видали много лет:

И на скатерти на новой

Дырки есть, а пятен нет.

Девочка (речитативом). Вы все еще не в белом? Тог­да мы идем к вам!

Мы яйцо в микроволновке

Постарались, испекли.

А потом ее, ребята,

Отмывали как могли.

Наша мама не сердилась,

Наша мама - просто клад.

Объявила мне и папе

Долгий кухонный наряд.

Мы пропели вам частушки

Задушевно, с огоньком.

Хорошо тому живется,

Кто с частушками знаком.

 

 

Ведущая.

Закончился праздник, пора расставаться. Желаем вам юными век оставаться. И больше улыбок и меньше потерь. Пусть вам прямо в счастье откроется дверь.

Праздник заканчивается чаепитием.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну".


Сценарий вечера

Под звуки фрагмента оперы Глинки “Иван Сусанин” торжественно открываются двери актового зала. В зал входят участники вечера в костюмах разных эпох истории Отечества.

Голос в микрофон:

Храпя преданья, вековые.
Ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой и видишься Россия,
Ты наяву мне и во сне.

Летописец: Откуда есть, русская земля? И кто в Киеве начал первый княжити?

Ведущий: (в старославянском костюме) “И быша 3 братия: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. И сотвориша град, во имя брата своего старшего, и нарекоша ему имя Киев.

Ведущая: (в костюме славянки) После смерти Кия, Щека и Хорива нашли славян хазары и сказали: “Платите нам дань”. Посовещались славяне и дали от дома по мечу. Отнесли хазары к своему князю; и сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта, княже. Мы доискались ее оружием острым только с одной стороны—саблями. А у этих оружие обоюдоострое – мечи. Станут они когда-нибудь, собирать дань и с нас, и с иных земель”.

Звучит тревожная музыка.

Сценка I

Ведущий:

Взятие Рязани Батыем
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Девочка: В тот день короткий, день морозный,

Под снегом спали зеленя,

В тот день у проруби молодки

Смеялись ведрами звеня.

У ребятишек шло катанье...

А у девушек плясанье.

Звучит песня “Светит месяц”. Девочки в цветных платках исполняют танец.

Старуха: (в черном) О, лихо! Лихо! О и беда! Стоит орда! Грозит орда! Тревожная музыка и нарастает.

Былинник: К Батыю с пышными дарами

Рязанский князь пришел тогда

Он сам собрал Батыю дань...

Рязанский князь: Возьми дары!

                                 Не тронь Рязань!

Батый: Коль хочешь мира, русский бай, –

Княгиню в жены мне отдай!

Былинник:

Враги в ворота ворвались,

Таких не знала ты доныне!

С высокой колокольни вниз

С младенцем бросилась княгиня.

И чашу смертную до дна

Испив от горького начала,

В огне на площади она Батыя мертвая встречала...

Звучит музыка “Аве Авария”

Летописец:

Горят хоромы, терема –

Все чем Рязань была богата....

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

Задание зрителям:

1480

1147

1380

1547

1556

1654

988

Первое упоминание о Москве

Куликовская битва

Конец зависимости Руси от Золотой орды

Воссоединение Украины с Россией

Крещение Руси

Начало царствования Ивана IV

Добровольное присоединение Башкортостана.

Выберите нужную дату к следующим событиям: (конкурс проходит в виде эстафеты)

Назовите:

·        башкирские роды, направившие послов к русскому царю для подписания грамот о добровольном присоединении;

·        первопроходца Сибири;

·        прозвище Иван IV;

·        князя, победившего в Невской битве;

·        хана, проигравшего Куликовскую битву;

·        князя, который говорил: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”.

Сценка II

Петр I и его указ.

(На сцене столы с напитками, стулья, звучит минуэт. Танцуют пары.

Впереди Пётр I и Екатерина. Заканчивается танец и все рассаживаются).

Меньшиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в Церкви Преображения до окончания службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.

Петр: Маленько?

Меньшиков: Побили батогами.

Петр I: А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда и их экзаменовать буду?

Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят, учиться.

Петр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

К Петру I бросается в ноги молодой щеголь.

Щеголь: Батюшка царь! Не издавай указ хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

Петр 1: Так женись! Как звать-то тебя?

Щеголь: Василий.

Петр 1: А невеста-то далеко, Василий?

Щеголь: Да здесь она, Ваше величество.

Петр I: Так зови ее!

Парень выводит смущенную девушку.

Петр 1: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то? Василий Да хоть завтра.

Петр I: А школу-то закончил?

Василий: Нет, батюшка, царь, не хочу учиться.

Петр I: Ну, Василий тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

Василий: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..

Петр I: И не проси Василий. Вначале учиться, а лотом жениться.

Звучит музыка

Конкурс для зрителей “Живые портреты”

I. Я отважный киевский князь. Не один раз мое войско отгоняло половцев от Руси. Я заботился о простых людях и хотел единства Русской земле. Кто я?

Ответ: К вам обращаюсь я, Владимир Мономах! Что умеете хорошо, ребята, того не забывайте, а чего не умеете, тому, учитесь! Не ленитесь, творите добро! Остерегайтесь лжи и пьянства, от этого душа гибнет и тело! Помогайте слабым. Защищайте их!

II. Я с детства мечтал служить в армии и поэтому закалял свое здоровье. Я брал Измаил и другие крепости. Я не проиграл пи одного сражения. Мне было присвоено высшее воинское звание — генералпсимуса. Кто я?

Ответ: Ребята, тяжело в ученье, но легко в бою.

Учитесь, и широкие дороги откроются перед вами.

Ученье - свет, а неученее — тьма. За ученого трех неученых дают. Меня зовут Александр Васильевич Суворов!

III. Я вырос в рыбацкой деревушке, с детства любил книги. Выучился и стал академиком, сделал много научных открытий, писал стихи и картины. Я основал первый в России университет. Кто я?

Ответ: Постигайте науки, ребята! А как поднимитесь вы науками высоко, то стой, высоты на всю нашу землю глядите! Где на ней, правда, а где не правда! За правду – стойте, против неправды – бейтесь, жизни не жалея! Говорю с вами я Михаил Васильевич Ломоносов!

Ведущий:

- Какой памятник был открыт в Уфе на Первомайской площади в 1965 году? Назовите авторов этого памятника?

Ребята, посмотрите на эмблему — это эмблема предстоящего юбилея. Она свидетельствует о том, что приближается славный юбилей в истории взаимоотношений Республики Башкортостан и России, ведь главным элементом здесь является фрагмент рельефа Монумента Дружбы. Кроме того, там присутствуют цифры 450 и 1557-2007. - Определите на эмблеме, где стоят русские послы, а где башкиры?

Почему послы обоих государств опираются на щиты?

Что означает рукопожатие?

Сколько лет существует в Уфе Монумент Дружбы?

Когда был он установлен?

Следовательно, в 2007 году исполняется 450 лет добровольному вхождению Башкирии в состав Русского государства. Гости столицы республики во время знакомства с Уфой, побывав на крутом берегу реки Белой (башкирское название Агидель), любуются одной из главных достопримечательностей нашего города — Монументом Дружбы. Сегодняшний вечер мы посвятили изучению истории Башкортостана и России.

Касаясь вопроса подготовки к празднованию 450-летия и оценивая события многовековой давности, Муртаза Губайдуллович высказался так: “Именно в результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, установились обширные хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство сохранило за башкирами занимаемые ими земли, башкиры обязались вносить в казну поземельную подать и за свой счет нести военную службу. Это, если хотите, был один из первых примеров цивилизованных договорных отношений Москвы и регионов. Потомки должны помнить такие даты”.

Звучит музыка курая, исполняется башкирский танец. Театрализованное награждение победителей конкурса “Юных архитекторов” — за макеты памятников архитектуры.

Члены жюри – учащиеся старших классов готовят сценку награждения самостоятельно.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Повесть временных лет. (Памятники литературы Древней Руси* Начало русской литературы IX — начала XII вв.) М., 1978.

2.     Сказание о Борисе и Глебе. (Памятники литературы Древней Руси.) М.,1978.

3.     Там же “Житие Феодосии Печерского”. Там же “Поучение Владимира Мономаха”, Злато слово. — М., 1986.

4.     Хрестоматия истории России с древнейших времен до XVII в.— М., 1994.

5.     Н. М. Карамзин “История государства “Российского”.— М., 1992.

6.     С. М. Соловьев “Чтения и рассказы по истории России”.—М., 1989.

7.     В. О. Ключевский “Исторические портреты”. — М., 1990.

8.     И. И, Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”. — М., 1993.

9.     П. П. Павлов—Сильваиский “Феодализм в России”. — М., 1988.

10. И. А. Заичкин, П. И. Почкаев “Русская история”. — М., 1994. История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991.

11. История России. Социально-экономические и внутриполитические аспекты. — Екатеринбург, 1992.

12. Русское православие: вехи истории. — М., 1989.

13. П. А. Казакова “Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века”. — Л., 1970.

14. B. Б. Кобрин “Иван Грозный” — М., 1989.

15. Он же “Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?”. (История отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России 9—начала 20 вв.) М., 1991.

16. C. Ф. Платонов “Учебник русской, истории”. — М., 1992.

17. А. О. Ишимова “История России для детей”,—М., 1993.

18. Журнал “Агидель” № 4,5,6,8 - Уфа, 2006.

Журнал “Башкортостан укытыусыхы” № 5 - Уфа, 2006.


ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ… (литературно-музыкальная гостиная)

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ… (литературно-музыкальная гостиная)

Ведущий . Все может родная земля!

Ведущий . Все может родная земля!

Приблизившие Победу, Посвящаем мы этот праздник!

Приблизившие Победу, Посвящаем мы этот праздник!

Так было, и если Родина снова окажется в беде, то именно ты придешь ей на помощь

Так было, и если Родина снова окажется в беде, то именно ты придешь ей на помощь

Не то, что нынешнее племя:

Не то, что нынешнее племя:

Кличет Гитлер Риббентропа, Кличет он его к себе:

Кличет Гитлер Риббентропа, Кличет он его к себе:

Пехотинец и матрос (вместе)

Пехотинец и матрос (вместе)

Ответы детей. Ведущий. А пословицы и поговорки?

Ответы детей. Ведущий. А пословицы и поговорки?

Как только крутая волна закипит

Как только крутая волна закипит

Звучит песня «День Победы». Дети дарят цветы, письма-треугольники, платочки с вышиты­ми голубями

Звучит песня «День Победы». Дети дарят цветы, письма-треугольники, платочки с вышиты­ми голубями

ГОДА ПОБЕДЕ (сценарий праздника)

ГОДА ПОБЕДЕ (сценарий праздника)

Участники: Ведущие — мальчик и девочка, мальчики в гимнастерках — 5 человек, девочки - 5 человек

Участники: Ведущие — мальчик и девочка, мальчики в гимнастерках — 5 человек, девочки - 5 человек

Девочка . Ученым века назван

Девочка . Ученым века назван

Мы в бой поднимались светло и сурово

Мы в бой поднимались светло и сурово

Черна туча, черна туча Громом с неба ахнула

Черна туча, черна туча Громом с неба ахнула

Чтобы вас здесь никто не убил!

Чтобы вас здесь никто не убил!

Выходит девочка-ведущая (что была в начале), у нее полные руки кукол

Выходит девочка-ведущая (что была в начале), у нее полные руки кукол

Все. И солнце, и песню в боях отстояли

Все. И солнце, и песню в боях отстояли

Слово о Матери Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню матерей

Слово о Матери Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню матерей

Никто не знает все, как мать,

Никто не знает все, как мать,

Лето», плаката В. Корецкого «Воин

Лето», плаката В. Корецкого «Воин

А как живем мы? Что нас волнует и радует?

А как живем мы? Что нас волнует и радует?

Как не поднять плакучей иве

Как не поднять плакучей иве

Дивчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты,

Дивчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты,

В наш современный век человек испы­тывает небывалые перегрузки

В наш современный век человек испы­тывает небывалые перегрузки

Дети, очень срочно! Приезжайте!

Дети, очень срочно! Приезжайте!

Дом, который построили мы. (игровая программа, посвященная всемирному дню семьи)

Дом, который построили мы. (игровая программа, посвященная всемирному дню семьи)

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник, и нам очень приятно видеть в нашем зале и вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые: мамы,…

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник, и нам очень приятно видеть в нашем зале и вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые: мамы,…

Был ли в вашей семье какой-нибудь смешной случай?

Был ли в вашей семье какой-нибудь смешной случай?

Временное помещение из натянутой на остов ткани

Временное помещение из натянутой на остов ткани

И именно жен­щина создает в доме тепло и уют

И именно жен­щина создает в доме тепло и уют

Чебурашка.) 2. Али-баба, герой сказки, перехитрил 36 или 38 разбойников? (40разбойников) 3

Чебурашка.) 2. Али-баба, герой сказки, перехитрил 36 или 38 разбойников? (40разбойников) 3

Жюри оценивает конкурс. По окончании этого конкурса подво­дятся итоги конкурса «Звучащие краски»

Жюри оценивает конкурс. По окончании этого конкурса подво­дятся итоги конкурса «Звучащие краски»

Действующие лица: Ветерок, Береза,

Действующие лица: Ветерок, Береза,

Герасим- грачевник, или Праздник грачиной каши

Герасим- грачевник, или Праздник грачиной каши

Цели: 1. Познакомить учащихся с одним из забытых праздни­ков русского и башкирского народов

Цели: 1. Познакомить учащихся с одним из забытых праздни­ков русского и башкирского народов

Прилетай скорее, грач-батюшка!

Прилетай скорее, грач-батюшка!

Этого одарила, Этого накормила,

Этого одарила, Этого накормила,

Русского мужика без каши не накормишь! 1-я девочка

Русского мужика без каши не накормишь! 1-я девочка

Мой миленок - голубок, Я - его голубка

Мой миленок - голубок, Я - его голубка

Встает солнышко пораньше, Светит красное подольше

Встает солнышко пораньше, Светит красное подольше

Утренник, посвящённый 8 Марта

Утренник, посвящённый 8 Марта

Действующие лица : Ведущая, Зима (взрослые);

Действующие лица : Ведущая, Зима (взрослые);

Радуйтесь, взрослые, радуйтесь, дети:

Радуйтесь, взрослые, радуйтесь, дети:

Книг прочитаны тома. Надоела, надоела, надоела нам зима

Книг прочитаны тома. Надоела, надоела, надоела нам зима

И сказку придумать, и детство дарить

И сказку придумать, и детство дарить

Вы всех в мире превзошли. Лучше б дома постарались –

Вы всех в мире превзошли. Лучше б дома постарались –

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к

Сценарий вечера Под звуки фрагмента оперы

Сценарий вечера Под звуки фрагмента оперы

В тот день у проруби молодки

В тот день у проруби молодки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024