Поклонимся великим тем годам

  • Документация
  • docx
  • 15.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Иконка файла материала Документ Microsoft Word (15).docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза  Ивана Архиповича Докукина» Дошкольное отделение №7 (1247)                                      Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна Детско­родительский проект «С книгой  вместе я расту»                                                                          «Если с детства у ребенка не воспитана                                                                                   любовь к книге, если чтение не стало его                                                                                 духовной потребностью на всю жизнь ­                                                                            в годы отрочества душа подростка                                                                             будет пустой, на свет божий  выползает, как                                                                        будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе  вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной,  открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве  станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация  заставляет искать новые подходы к проблеме. Книга и мир видеотехники в жизни  дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко  осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному  слову пребыть не только во времени, но и над временем» ­ и начиная с раннего возрастаприобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс  ненужным в жизни современного человека. Удачной находкой в работе с родителями  является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение  в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через  деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.  По составу участников: групповой По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2015 – апрель 2016 г) По целевой установке: практико­ориентировочный  Цель проекта:  Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста  познавательного интереса и мотивации к чтению.  Задачи проекта: Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех  участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. Повышать культуру речи  педагогов, родителей, детей. Воспитывать бережное отношение к книге.  Ожидаемый результат  Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе на 50%. Возрождение традиции домашнего чтения. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к  художественной литературе. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и  слушателя. Основное содержание проекта Современная система дошкольного образования использует большое количество  вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к  процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного  чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего  человека. Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими в  комплексной программе непрерывного образования «Из детства в отрочество» Т.И.  Дороновой, по которой работает ЦРР.  Программа дает возможность взаимодействовать с  семьей на основе современных, научных, психолога–педагогических требований к развитию,  воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста. Содержание проекта строится  так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво  способствуют:   развитию личности ребенка, его творческих способностей; приобщению детей к общечеловеческим ценностям;  формированию творческого воображения;  развитию любознательности, как основа познавательной активности.Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в  семье и детском саду.   В семье ежедневное чтение детям  художественных произведений; использовать в процессе домашнего  чтения рукописные книги и журналы  созданные детьми; В детском саду ежедневное чтение художественных  произведений, проведение бесед по содержанию  произведения, формирование у ребенка умения  высказывать собственное мнение о прочитанном; ввести в круг чтения детскую периодику; ввести в круг чтения детскую периодику; контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации  семейного чтения; следить за подбором детской  литературы, беседовать о прочитанном,  о литературе, о пользе чтения; развивать у детей индивидуальные литературные  предпочтения; заинтересовать детей чтением с  продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; привлекать детей к созданию собственных книг,  рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание  на том, кем создана книга, как  называется, кто ее иллюстрировал; создавать детскую домашнюю  библиотеку, учить пользоваться  книжным и журнальным фондом  публичной детской библиотеки; активизировать работу библиотеки детского сада  (обсуждение отдельных литературных  произведений, выставки книг с иллюстрациями  разных художников по одному литературному  произведению); вырабатывать потребность ежедневного общения  с художественной литературой, учить детей  уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой  жизни;       Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы,  как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы. Проект предлагает  разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с  помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного  эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя  (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное  рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское  воображение, сконструировать возникшие представления. Детям предлагается широкий спектр игр:   сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная  мастерская»; игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;  игры – драматизации  ­ ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной  выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх  разыгрываются готовые тексты; театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность  движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность,  совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как  основа самостоятельности. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах  деятельности: лепке и рисованию. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря  такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка,  которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к  художественной литературе. Реализация проекта предполагает: совместную деятельность родителей и детей; взаимодействия воспитателя с родителями; взаимодействие воспитателя с детьми; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети –  родители.       Участники Формы взаимодействия           воспитанники     непосредственно  образовательная деятельность; организация книжного уголка в группе; утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно); игры­драматизации, театрализованные игры­драматизации;  дидактические игры; дневные литературные чтения; создание книг­самоделок, книжные выставки; тренинги,  ситуативное обучение; Мастерская по изготовлению творческих работ; презентация опыта семейного чтения; наглядное   информирование, анкетирование, практические   консультации,  родительские встречи родители       открытые мероприятия с участием родителей; арт­выставки «Вместе с  книгой я расту»;выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям; экскурсия в городскую детскую библиотеку ; книжные выставки «Книжный парад для дошколят»; традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат»;    Литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»   родители,  воспитанники   Методическое обеспечение:        демонстрационный материал: серия сюжетных картин; тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»; биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по  организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей; конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов; сценарии литературных праздников, викторин,  детская художественная литература; детская познавательная литература. Технические средства обучения:  Проектор  Ноутбук  Мультимедийная установка.   Целевая аудитория: Участниками проекта  являются:  дети 5­6 лет 27 человек и родители.                     План мероприятий по реализации проекта.  Организационный этап (октябрь – ноябрь2015 год) 2. Изучить методико­педагогическую литературу по данной теме. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников,  викторин. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной  деятельности и режимных моментах. Провести анкетирование родителей. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.Обновить развивающую среду.  Практический этап (декабрь 2015г. – апрель 2016г.).  Продуктивная деятельность (рисование и аппликация) «Книжка­самоделка», «Герои  любимых сказок», «Обложки любимой книжки» и т.д. Беседы (этические) «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга», «Мой любимый сказочный  герой», «От глиняной дощечки к печатной страничке» и т.д. Чтение детской художественной литературы (сказки, были, рассказы, басни и т.д.) Консультации для родителей: «Организация книжного уголка в семье», «Как правильно  выбрать детскую книгу», «Организация чтения в семье», « Экскурсия в библиотеку 2 раза в  год на тематические выставки» и т.д. Музыкальная деятельность (разучивание песни) «Чтоб мы делали без книг», «Мы дружны с  печатным слово» и т.д.  Заучивание пословиц о книге, стихов, загадок о книге. Игровая деятельность (сюжетно­ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д. настольно­печатные игры «Расскажи сказку», «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д. Словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение», «Составь название книги  из картинок» и т.д. Заключительный этап (март­апрель 2016 года). Оформить памятки для родителей «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки  ребенка к школьному обучению». Книжки – самоделки в семье и в группе  «Моя любимая книга»     I.     Ожидаемые результаты проекта   Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и по приобщению детей к художественной литературе  Проведен мониторинг детей на начало и конец проекта.   Оформлены рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как  организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать  прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;  Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной  литературе презентацией семьи Гавриловых «Моя читающая семья» и семьи  Окуловских «Мама,папа,я­читающая семья» на совместном мероприятии с  родителями и с детьми ­клуб семейного чтения «Читаюшка»     Родители:  Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;  Повышают интерес ребенка к художественной литературе;  Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик; Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.   Воспитанники:   Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного  чтения; Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать  текст на доступном уровне;  Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;  Сформированы нравственные качества ребенка;  Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;     Список используемой литературы 1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» ­ М.: Просвещение,  2003 г. 2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения ­ М.: Просвещение,  2000г. 3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение,  1992. 4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию  здоровья и развитию детей 4­7 лет. «Из детства – в отрочество».­ М.: Просвещение,  2002 г. 5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.­ М: Русская школьная  библиотечная ассоциация, 2007 г. 6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.­ М: Русская школьная ассоциация, 2007 7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной  «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома,  организованного по семейному типу.  ­ М.: Просвещение, 2000г 8. Международный день детской книги.­ Ж.: Дошкольное образование, 2010. ­ №6. 9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения –  М.: Просвещение, 1996 г. 10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и  умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.­ М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008­ 2010 г. 12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное  образование.

Посмотрите также