Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза
Ивана Архиповича Докукина»
Дошкольное отделение №7 (1247)
Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна
Детскородительский проект «С книгой
вместе я расту»
«Если с детства у ребенка не
воспитана
любовь к книге, если
чтение не стало его
духовной потребностью на
всю жизнь
в годы отрочества душа
подростка
будет пустой, на свет божий
выползает, как
будто неизвестно откуда
взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы.
Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе
вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной,
открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит
и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве
станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация
заставляет искать новые подходы к проблеме. Книга и мир видеотехники в жизни
дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко
осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному
слову пребыть не только во времени, но и над временем» и начиная с раннего возрастаприобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс
ненужным в жизни современного человека. Удачной находкой в работе с родителями
является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение
в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через
деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2015 – апрель 2016 г)
По целевой установке: практикоориентировочный
Цель проекта: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста
познавательного интереса и мотивации к чтению.
Задачи проекта:
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех
участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе на 50%.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к
художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и
слушателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество
вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к
процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью
этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного
чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего
человека. Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими в
комплексной программе непрерывного образования «Из детства в отрочество» Т.И.
Дороновой, по которой работает ЦРР. Программа дает возможность взаимодействовать с
семьей на основе современных, научных, психолога–педагогических требований к развитию,
воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста. Содержание проекта строится
так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво
способствуют:
развитию личности ребенка, его творческих способностей;
приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
формированию творческого воображения;
развитию любознательности, как основа познавательной активности.Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в
семье и детском саду.
В семье
ежедневное чтение детям
художественных произведений;
использовать в процессе домашнего
чтения рукописные книги и журналы
созданные детьми;
В детском саду
ежедневное чтение художественных
произведений, проведение бесед по содержанию
произведения, формирование у ребенка умения
высказывать собственное мнение о прочитанном;
ввести в круг чтения детскую периодику;
ввести в круг чтения детскую периодику;
контролировать процесс семейного чтения. Давать
рекомендации родителям по организации
семейного чтения;
следить за подбором детской
литературы, беседовать о прочитанном,
о литературе, о пользе чтения;
развивать у детей индивидуальные литературные
предпочтения;
заинтересовать детей чтением с
продолжением, побуждать удерживать в
памяти содержание прочитанного;
привлекать детей к созданию собственных книг,
рукописных журналов, использовать их в процессе
группового чтения;
учить ребенка правильному обращению с
книгой, концентрировать его внимание
на том, кем создана книга, как
называется, кто ее иллюстрировал;
создавать детскую домашнюю
библиотеку, учить пользоваться
книжным и журнальным фондом
публичной детской библиотеки;
активизировать работу библиотеки детского сада
(обсуждение отдельных литературных
произведений, выставки книг с иллюстрациями
разных художников по одному литературному
произведению);
вырабатывать потребность ежедневного общения
с художественной литературой, учить детей
уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой
жизни;
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы,
как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы. Проект предлагает
разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с
помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного
эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя
(родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное
рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское
воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная
мастерская»;
игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
игры – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх
разыгрываются готовые тексты;
театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность
движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность,
совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как
основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах
деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря
такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка,
которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к
художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
совместную деятельность родителей и детей;
взаимодействия воспитателя с родителями;
взаимодействие воспитателя с детьми;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети –
родители.
Участники
Формы взаимодействия
воспитанники
непосредственно образовательная деятельность;
организация книжного уголка в группе;
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
игрыдраматизации, театрализованные игрыдраматизации;
дидактические игры;
дневные литературные чтения;
создание книгсамоделок, книжные выставки;
тренинги, ситуативное обучение;
Мастерская по изготовлению творческих работ;
презентация опыта семейного чтения;
наглядное информирование, анкетирование, практические
консультации, родительские встречи
родители
открытые мероприятия с участием родителей;
артвыставки «Вместе с книгой я расту»;выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
экскурсия в городскую детскую библиотеку
; книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат»;
Литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
родители,
воспитанники
Методическое обеспечение:
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по
организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
сценарии литературных праздников, викторин,
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
Проектор
Ноутбук
Мультимедийная установка.
Целевая аудитория: Участниками проекта являются: дети 56 лет 27 человек и родители.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап (октябрь – ноябрь2015 год)
2. Изучить методикопедагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников,
викторин.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной
деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.Обновить развивающую среду.
Практический этап (декабрь 2015г. – апрель 2016г.).
Продуктивная деятельность (рисование и аппликация) «Книжкасамоделка», «Герои
любимых сказок», «Обложки любимой книжки» и т.д.
Беседы (этические) «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга», «Мой любимый сказочный
герой», «От глиняной дощечки к печатной страничке» и т.д.
Чтение детской художественной литературы (сказки, были, рассказы, басни и т.д.)
Консультации для родителей: «Организация книжного уголка в семье», «Как правильно
выбрать детскую книгу», «Организация чтения в семье», « Экскурсия в библиотеку 2 раза в
год на тематические выставки» и т.д.
Музыкальная деятельность (разучивание песни) «Чтоб мы делали без книг», «Мы дружны с
печатным слово» и т.д.
Заучивание пословиц о книге, стихов, загадок о книге.
Игровая деятельность (сюжетноролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.
настольнопечатные игры «Расскажи сказку», «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д.
Словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение», «Составь название книги
из картинок» и т.д.
Заключительный этап (мартапрель 2016 года).
Оформить памятки для родителей «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки
ребенка к школьному обучению».
Книжки – самоделки в семье и в группе «Моя любимая книга»
I. Ожидаемые результаты проекта
Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и
по приобщению детей к художественной литературе
Проведен мониторинг детей на начало и конец проекта.
Оформлены рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как
организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать
прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной
литературе презентацией семьи Гавриловых «Моя читающая семья» и семьи
Окуловских «Мама,папа,ячитающая семья» на совместном мероприятии с
родителями и с детьми клуб семейного чтения «Читаюшка»
Родители:
Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик; Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному
и нужному занятию.
Воспитанники:
Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного
чтения;
Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать
текст на доступном уровне;
Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
Сформированы нравственные качества ребенка;
Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
Список используемой литературы
1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» М.: Просвещение, 2003 г.
2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения М.: Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение,
1992.
4. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию
здоровья и развитию детей 47 лет. «Из детства – в отрочество». М.: Просвещение,
2002 г.
5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. М: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2007 г.
6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. М: Русская школьная ассоциация, 2007
7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной
«семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома,
организованного по семейному типу. М.: Просвещение, 2000г
8. Международный день детской книги. Ж.: Дошкольное образование, 2010. №6.
9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения –
М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и
умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.
М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008
2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное
образование.