«Полевые работы по изучению растительности»
Оценка 4.9

«Полевые работы по изучению растительности»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир +1
Взрослым
16.01.2017
«Полевые работы по изучению растительности»
В нашем семейном лагере дети ведут исследования растительности природного парка. Флора нашего края разнообразна. Начали мы исследования с изучения морфологии растений. Результатом работы является данная разработка, которая поможет юным любителям края. Здесь вы найдете содержание, методы и организацию полевых работ. В связи с тем, что основную территорию Якутии занимает таежная зона, то в методическом пособии включены примеры описания типов растительности данной зоны, хотя методологические основы могут быть использованы всеми, кто бывает в полевых условиях.
география растительности.docx
Алексеева Татьяна Викторовна Учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 89243642805 Alexevatatyana «Полевые работы по изучению растительности»  @   mail      .  ru Изучение   растительности   входит   как   элемент   комплексной характеристики ландшафтов. Играет важную роль для всех кто так или иначе занимается изучением природных ресурсов различных регионов. В связи с тем, что основную территорию Якутии занимает таежная зона, то   в   методическом   пособии   включены   примеры   описания   типов растительности   данной   зоны,   хотя   методологические   основы   могут   быть использованы всеми, кто бывает в полевых условиях. Цель и задачи описания растительности  в полевых условиях 1. Знакомство с методами полевых геоботанических обследований. 2. Знакомство с типами растительности и отдельными видами растений, их описание, классификация и систематика. 3. Выявление экологических связей с элементами ландшафта и окружающей среды. Содержание полевых работ Во   время   полевых   работ   надо   научиться   анализировать   особенности строения   вегетативных   и   генеративных   органов   высших   растений,   их жизненные   формы,   фенологию,   динамику   роста   в   связи   с   экологическими факторами.  Нужно изучить жизнь отдельных фитоценозов, их привязанность к отдельным ландшафтам, флористический состав, продуктивность и развитие во времени.        Методы полевых работ Методами полевых работ являются проведение экскурсий, беседы, сбор и   определение   растений,   их   гербаризация,   описание   фитоценозов,   замеры высоты растений, составление экологических профилей, большое количество описаний (минимум по 10 с разных типов растительности) с их привязкой на местности и на карте­схеме, который должен быть у каждой группы. Организация полевых работ Вводная   рекогносцировочная   экскурсия,   во   время   которой рассказывается   об   особенностях   района   прохождения   полевых   работ,   о содержании   и   методах   геоботанических   исследований.   Ознакамливаются   с основными   представителями   некоторых   систематических   групп   растений, производится их сбор, гербаризация и определение.  Затем определяется план работы каждого участника  полевой работы или бригад, которые должны полностью описать те или иные сообщества или растительность целых ландшафтов.  Каждый   день   экскурсии   (походов,   экспедиции)­самостоятельные работы по профилям, сбор гербария, описание сообществ и схематическое картирование. Отчетными материалами являются: 1. Оформленный по форме гербарий с этикетками. 2. Дневник записей по экскурсиям и самостоятельным наблюдениям. 3. Список собранных растений по семействам. 4. Бланки с описаниями растительности.   Основной итог ­ составление карты растительности по профилю или территории прохождения полевых работ привязанная с рельефом, с почвой и т.д. 1. Сбор и определение растений До   начала   сбора   надо   выяснить   специфические   черты   данной территории, узнать виды, которые редки и нуждаются в охране. Вообще не нужно собрать видов только раз встреченных. Для  сбора растений нужны: гербарная папка (46х63 см), копалка или нож, сетка­пресс, газетные бумаги, этикетки размером 9х12 см, простой карандаш, записные книжки, лупа.  Гербарный должен продемонстрировать   все   существенные   особенности   жизненной   формы травянистого экземпляр       растения   данного вида и его систематические признаки: крупные растения берутся по частям.  Водные растения собираются отдельно от сухопутных растений. Для сушки все растения очищаются от мусора, расправляются и размещаются так, чтобы ни одна часть не торчала из рубашки. Написать  этикетку  и  сложить  стопкой  так, чтобы  между  рубашками была   прокладочная   бумага,   которая   будет   меняться.   Сушить   в   прессе   не более чем 15­20 рубашек 2­3 дня. Для сушки нежных частей растений можно использовать вату, ветки хвойных деревьев и сочные листья и побеги других растений рекомендуется обварить крутым кипятком. По мере возможности, сухие растения можно монтировать на плотной бумаге размером 30­40 см. Надежнее всего гербарий, пришитый при помощи иглы и нитки. В нижнем правом углу помещается этикетка.  Семейство .......................................... Название растения ............................ ............................................................. Местообитание.................................................. ................................................ Географический пункт ...................... .............................................................. Дата .................................................... Фамилия собравшего........................ Смонтированный   гербарий   сдается   тем   организациям,   которые направляли   Вас   на   полевые   работы,   и   сохраняется   для   работы   в   зимний период. Прежде чем описать растительность того или иного района в первую очередь   нужно   знать   отдельные   виды,   их   название,   морфологические признаки,   экологию.   Для   этого   надо   научиться   определять   растения   (для определения растений используются дополнительные пособия, справочники и т.д.),   что   требует   некоторого   навыка   в   употреблении   простейших ботанических терминов. Обработка собранного материала, написание отчета Обработка   гербария.  Собранный   в   поле   гербарий   в   камеральный период приводится в порядок: 1. определяются неизвестные виды; 2. черновые этикетки заменяются беловыми определенного формата и содержания и сдаются в общий фонд гербария университета. 3. Составляется   список   собранных   видов,   по   которому   проводится флористический анализ. Оформление   карты   растительности  и   составление   легенды проводится   также   в   камеральных   условиях.   Исходя   их   общепринятых обозначений   применяются   различные   условия   обозначения:   раскраска, фоновая раскраска (с условными значками и штриховкой), условные значки и штриховка. Приведем некоторые примеры условных обозначений: Краски  – степи раскрашиваются желтыми красками, луга – зелеными (оттенки – степень увлажненности), болота ­ синими и т.д. Условные знаки  дополняют раскраску (например, ель сибирская ­   ;   ),   береза ; сосна обыкновенная –  ; лиственница даурская ­  (приложение 1).   ­ Разными   видами   штриховки   можно   обозначить   различные   типы растительности   (например,   лес   обозначить   вертикальными   штрихами, кустарники – косыми, луга – горизонтальными и т.д.) Главной   для   окончательного   составления   карты   является   легенда. Объем легенды зависит от масштаба и от сложности карты. Легенда – это   расположенные   в   определенной   системе. условные   обозначения, Классификация условных обозначений может быть построена на различных принципах   (в   порядке   систематических   единиц;   из   географических принципов; по происхождению и т.д.). Отчет   о   геоботанический   может   быть   написан   индивидуально   или побригадно,   должен   быть   коротким,   но   содержательным.   Основное   место занимают   итоги   самостоятельных   работ.   В   отчете   могут   быть   следующие разделы: 1. физико­географическая   характеристика   района   обследования, основные   закономерности   распределения   растительного   покрова, классификация растительности. 2. Краткое   описание   типов   растительности   на   основе   собранного материала. 3. Флористический анализ. Отчет   иллюстрируется   схемами,   профилем,   фотографиями,   картой маршрутов и т.д. Литература 1. Гоголева П.А. Полевая учебная практика по географии растительности. Методические указания. Якутск: изд­во ЯГУ, 1993. ­ 52 с.   2. Гуленкова   М.И.,   Красникова   А.А.   Летняя   полевая   практика   по ботанике. М.: Просвещение, 1976. С. 224. 3. Летняя практика по геоботанике. Практическое руководство. (Под ред. В.С. Ипатова.) Л.: Изд­во ЛГУ, 1983. С. 176. 4. Пашканг К.В., Васильева И.В., Лапкина Н.А., Рычагов Г.И. Комплексная полевая практика по физической географии. М.: Высшая школа, 1969, с. 192.

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»

«Полевые работы по изучению растительности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017