Полезные советы при выполнении лабораторных и практических работ
Оценка 4.6
Лабораторные работы +3
docx
физика
7 кл—11 кл
20.02.2018
В методической разработке приведены несколько примеров недостатков при выполнении лабораторных и практических работ в курсе средней школы и предложений по их устранению. При выполнении таких лабораторных и практических работ формируются и развиваются творческие способности, умения и навыки учащихся. Наблюдается бережное отношение к приборам.Файл представлен в формате Word 2010.
ПОЛ ХИТРОСТИ.docx
Предложения и советы учителя физики ______________
при выполнении лабораторных и практических работ
Полезные советы
Приборы и материалы, используемые в средней школе при выполнении
лабораторных работ по электричеству, имеют ряд недостатков. Это влияет на
качество выполнения лабораторных работ. Приведём несколько примеров
этих недостатков и предложений по их устранению.
* Использование гибких соединительных проводов. Поступающие в
кабинет физики средней школы соединительные провода несколько жѐсткие
и, следовательно, плохо сгибаются. Это доставляет неудобства при сборке
электрических цепей, так как они не способствуют чёткой установки на столе
лёгких приборов и материалов, таких как низковольтные лампы на
подставках, реостаты, ключи, резисторы, модели электродвигателей. Поэтому
предлагаем заменить вышеуказанные провода на провода гибкие. С ними
гораздо легче и приятнее работать.
* О клеммах (наконечниках) проводов. Клеммы (наконечники)
некоторых приборов предназначены для соединения с наконечниками
соединительных проводов петелькой (собразным загибом), а некоторые
приборы – штекером. Это очень неудобно при соединении этих приборов
между собой или параллельно друг с другом, так как клеммы (наконечники)
не соответствуют друг другу. Предлагаем сделать у части соединительных
проводов разные наконечники с двух концов. Можно также установить на
приборах универсальные клеммы (если они у них не имеются),
предназначенные для соединения соединительных проводов с наконечниками
и петелькой, и штекером. Последнее требует усердия и немалых усилий от
учителя, но зато как приятно видеть как удобно и с удовольствием работают
учащиеся с приборами и учебными материалами.
* Укрупнённая лабораторная работа. Для более глубокого изучения
физических процессов, по нашему мнению, целесообразно некоторые лабораторные работы объединить и выполнять на одном уроке. Это можно
реализовать выполнением комплекса сравнительно простых, убедительных и
понятных а, значит – легкоусвояемых учащимися лабораторных работ.
Такую лабораторную работу обозначим термином «укрупнённая
лабораторная работа». Укрупнённая лабораторная работа означает два или
больше лабораторных работ, проводимых с помощью одного и того же набора
приборов. Следует отметить, что по существующим рабочим программам по
предметам, как правило, планируется, и проводятся такие лабораторные
работы по одному и за один урок каждая работа. Как пишет талантливый
физик из Калмыкии Борис Алексеевич Шевенов: «Уместно тут отметить, что
такое положение отнюдь не содействует сознательному и экономному
овладению физическими знаниями». Важно осознать или даже просто
подумать о том, что большая часть учебного времени тратится на подготовку
первой лабораторной работы; вторая или последующие лабораторные работы
выполняются при уже подготовленном наборе приборов. По нашему мнению,
это требует значительно меньше времени, чем первая лабораторная работа и
нет необходимости несколько раз подготавливать один и тот же набор
приборов. Некоторое сэкономленное время (проводится один урок
лабораторных работ вместо двухтрёх) лучше использовать на другие учебные
занятия.
* Об использовании справочников по физике. На ученических столах
в кабинете физики нашей школы всегда лежат справочники по физике. Во
время выполнения лабораторных работ учащиеся находят в них справочные
данные для сравнения истинных и практических (им определённых
практически) численных величин. При этом закрепляют умения и навыки
работы со справочником.
* О рабочих местах учащихся. Кабинет физики в нашей школе
укомплектован компьютерными столами (с компьютерами), небольших
размеров и с выдвижными ящиками, в которых находятся приборы и материалы для лабораторных работ на каждого ученика. При выполнении
некоторых лабораторных работ столы переставляем так, чтобы было видно
группе учащихся (по тричетыре стола на группу). Делается это для того,
чтобы ребята видели действия одноклассников в группе и имели удобную
возможность посоветоваться друг с другом.
* О рабочем месте учителя. Стол преподавателя в кабинете физики
нашей школы установлен, не как обычно, перед столами учащихся, а в
посередине среднего ряда. Это понашему мнению удобнее учителю и
учащиеся чувствуют совместную учебную деятельность. Стол преподавателя
оборудован пультом управления с комплектом мультимедийной
дистанционной клавиатурой и мыши.
Отметим, что очень важно, все эти дополнительные приспособления и
усовершенствования к лабораторным работам изготавливаются учащимися на
занятиях физикотехнического кружка или во внеурочное время под
руководством учителя. При этом формируются и развиваются творческие
способности ребят. Надо отметить, что при такой организации учебной и
воспитательной работы у ребят наблюдается добросовестное, бережное
отношение к приборам и материалам не только в кабинете физики, но в школе
в целом.
1.
Богаев Д.П. Копилка методических находок. Предложения и советы
учителя физики, Эл., ЗАОр «НПП «Джангар», 2016, сс. 8688.
Полезные советы при выполнении лабораторных и практических работ
Полезные советы при выполнении лабораторных и практических работ
Полезные советы при выполнении лабораторных и практических работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.