ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
администрации +1
Взрослым
07.04.2017
Наша Родина Казахстан является полиэтническим государством, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, проявляющийся в национальной культуре, характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлений о семейных взаимоотношениях с другими людьми. Образование и общество не отделимы, как одна система. Ещё в условиях становления Казахстанской государственности, перехода к рыночным отношениям одной из главных проблем учебно - воспитательного процесса было возрождение национальной самобытности, поскольку она формирует будущее нации, ее социальный и культурный генофонд. Приобретенные в процессе обучения личностные качества, знания, умения и навыки не только обеспечивают основу обучения и национального воспитания, гуманитарной культуры, но в значительной степени определяют качества практической профессиональной деятельности будущего специалиста.Наша Родина Казахстан является полиэтническим государством, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, проявляющийся в национальной культуре, характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлений о семейных взаимоотношениях с другими людьми. Образование и общество не отделимы, как одна система. Ещё в условиях становления Казахстанской государственности, перехода к рыночным отношениям одной из главных проблем учебно - воспитательного процесса было возрождение национальной самобытности, поскольку она формирует будущее нации, ее социальный и культурный генофонд. Приобретенные в процессе обучения личностные качества, знания, умения и навыки не только обеспечивают основу обучения и национального воспитания, гуманитарной культуры, но в значительной степени определяют качества практической профессиональной деятельности будущего специалиста.
Статья полиэтническая культураПетренко Елена Александровна.docx
ГУ «Средняя школа №115 отдела образования
Казахстан,
акимата города Костаная»
Психолог, зам. директора по ВР
Петренко Елена Александровна
ele8730@mail.ru, сот.87773024812
Исследовательская статья
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Наша Родина Казахстан является полиэтническим государством, в составе
которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп.
Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых
образует его национальный характер, проявляющийся в национальной культуре,
характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлений о
семейных взаимоотношениях с другими людьми. Образование и общество не
отделимы, как одна система. Ещё в условиях становления Казахстанской
государственности, перехода к рыночным отношениям одной из главных
проблем учебно воспитательного процесса было возрождение национальной
самобытности, поскольку она формирует будущее нации, ее социальный и
культурный генофонд. Приобретенные в процессе обучения личностные
качества, знания, умения и навыки не только обеспечивают основу обучения и
1 национального воспитания, гуманитарной культуры, но в значительной степени
определяют качества практической профессиональной деятельности будущего
специалиста.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась
забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и
традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,
производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта,
накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила
народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в
человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании
с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной
педагогике.
Исследуя процесс воспитания национальной культуры и профессиональной
деятельности в поликультурном социуме современного специалиста, я пришла к
выводу, что развитие образования в XXI веке во многом определяется
тенденциями стремления человечества к полиэтнической стабильности, его
движения к мировой цивилизации. Общей исторической предпосылкой ее
становления явилось полиэтническое воспитание подрастающего поколения.
Воспитание субъекта мировой цивилизации предполагает помощь в
формировании у человека способности осваивать как общечеловеческое, так и
национальное начала в культуре, а также самоидентифицироваться по
отношению к ним, сохраняя и укрепляя свое уникальное и неповторимое «Я».
Цель полиэтнического воспитания в Казахстане сегодня можно
конкретизировать через систему задач, обозначенных в ежегодных Посланиях
Президента РК к народу Казахстана:
обеспечение в реальной жизни прав человека, как гуманистической
ценности и единой нормы всех людей без дискриминаций, на чем строится
открытое, демократическое, гражданское общество;
формирование национальной сознательности, принадлежности к родной
земле, народу, воспитание чувств патриотизма;
умения осмысливать моральные и культурные ценности, историю,
традиции и обычаи;
утверждение гуманистической морали и формирование уважения к таким
ценностям, как свобода, равенство, справедливость;
2 формирование социальной активности готовность к участию в
общественной жизни и работе в многонациональном обществе;
формирование политической и правовой культуры; формирование
толерантного отношения к другим культурам и традициям; воспитание
негативного отношения к какойлибо форме насилия;
Будучи органической частью нравственного формирования личности,
полиэтническое воспитание представляет собой целенаправленный процесс
включения молодёжи в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной
по своему содержанию с развитием гражданственности и культуры
межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у
себя этих моральных качеств.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести:
уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта
по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;
проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и
народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
В полиэтническом воспитании можно выделить два взаимосвязанных
аспекта. С одной стороны оно ориентирует на решение конкретных задач,
которые стоят перед учителями сегодня – подготовить молодежь к жизни в
специфическом культурногеографическом регионе. С другой стороны оно
должно дать детям перспективу на будущее – научить каждого студента не
только знать и подчиняться требованиям мирного сосуществования, но и
проявлять осознанность и активность в их осуществлении.
Из выше сказанного видно, что полиэтническое воспитание направлено на
достижение таких целей: формированию знаний, умений и навыков
положительного межэтнического общения и существования в поликультурной
среде, обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни и деятельности в
многонациональном Казахстане;
умение определять формы и способы своего участия в жизни
многонационального общества, общаться с демократическими институтами,
органами власти, защищать и поддерживать законы и права человека;
Научные исследования проблемы гражданского и национального
воспитания,
накопленный практический опыт дают возможность
сформулировать основные задачи полиэтнического воспитания. К ним следует
отнести:
ознакомление с культурным наследием соседей по региону;
3 воспитание уважительного отношения к представителям другой культуры,
языка и веры;
воспитание осознания своей принадлежности к многонациональному
обществу и зависимости своего комфортного существования в этом обществе от
отношения к его членам;
воспитание нетерпимого отношения к проявлениям шовинизма;
утверждение принципов общечеловеческой морали:
правды,
справедливости, патриотизма, толерантности и др;
привитие глубокого осознания взаимосвязи между идеями индивидуальной
свободы, правами человека и гражданской ответственностью.
предотвращение негативных поступков и поведений в обществе.
Познавательный аспект полиэтнического воспитания заключается в
овладении знаниями основ духовной и материальной культуры, осознании роли
своего этноса в общественных отношениях и культурном развитии региона и
страны, расширении знаний о путях борьбы с проявлениями шовинизма.
Полиэтническое воспитание является последствием процессов социализации,
воспитания и самовоспитания.
В содержание понятия «полиэтническое воспитание» я включаю следующие
компоненты:
∙Патриотизм – любовь к своему народу, к Казахстану; Национальная идея –
это отражение нацией своего места на земле и перспективы собственного
дальнейшего развития; Правосознание – осознание своих прав, обязанностей,
отношений к закону, к государственной власти; Политическая культура она
включает независимую политическую компетентность, знание о типах
государств, политических партиях, принципов, процедур и регламент
общественного взаимодействия, выборную систему; Национальные ценности –
как социальноматериальные (демократия, гуманизм, свобода, социальное
обеспечение и т.д.), так и духовнокультурные (принципы, взгляды, моральные
нормы, традиции), которые исповедует данная нация.; Национальная идеология
– система политических, правовых, экономических, философских, этнических,
культурологических, религиозных идей, идеалов, взглядов, которые отражают
отношения нации под углом зрения собственных интересов к окружающему
миру, социальному, физическому пространству, в котором она находится;
Национальные интересы – это обобщенное выражение актуальных потребностей
определенной национальной общины, которые формируются на основе
интересов граждан и социальных групп; Планетарное сознание, которое
4 включает чувства единства и уникальности жизни на Земле, уважение ко всем
народам, их правам, интересам и ценностям; понимание мира как единства и
разнообразия, системы государств, которые должны мирно взаимосуществовать,
совместно трудится в условиях свободы, на принципах моральных идеалов,
гуманизация международных отношений.
На основе вышеизложенного система образования должна обеспечить:
формирование личности профессионала патриота, который сознает свою
принадлежность к современной цивилизации, четко ориентируется в
современных реалиях и перспективах социально культурной динамики,
подготовлен к жизни и труду в XXI в;
сохранение и продолжение казахской культуры, традиций, воспитание
уважительного отношения к государственным святыням, государственному
языку и культуре, истории и культуре народов проживающих в Казахстане,
формирование культуры межэтнических отношений;
обеспечение образовательных запросов национальных меньшинств;
формирование национальных и общечеловеческих ценностей.
Практический аспект полиэтнического воспитания характеризуется
формированием практических умений и навыков для поддержания
положительных межнациональных отношений, привычек и навыков поведения в
полиэтнической среде.
Итак, полиэтническое воспитание – предполагает учет культурных и
воспитательных интересов разных национальностей и предусматривает:
адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования
множества разнородных культур;
взаимодействие между людьми и разными традициями, ориентацию на
диалог культур;
дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения
культурной ценности различных народов;
развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое
разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.
Отсутствие же должного внимания к полиэтнической образованности
людей, приводит к социальнокультурной нетерпимости и враждебности.
5 В то же время лишь человек, глубоко уважающий, знающий и понимающий
этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику
культурных ценностей других этносов. В связи с этим необходимо углубить и
усилить этнологическую, этнографическую, этнопсихологическую подготовку
педагогов, способных работать с разным контингентом детей во всех звеньях
системы образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1.О единстве и преемственности поколений(Из доклада на пятой сессии
Ассамблеи народов Казахстана Н.А.Назарбаева, 1999 г.)
2.От диалога религий – к сближению цивилизаций (выступление Президента
РК Н.Назарбаева на первом съезде лидеров мировых и традиционных религий
2324 сентября 2003 г.)
3.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу
Казахстана, 2015 г.
4. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч:
образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 2123.
6
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.