Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Оценка 5
Лекции +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
03.03.2018
Сегодня нет ни одной страны в мире, где жили бы представители оной расы или национальности. Люди мигрируют из одной страны в другую. Причины для этого могут быть разные. Именно сейчас так важно приобщение подрастающего поколения к системе высших ценностных ориентаций, понимания основ культуры своего и других народов.
поликультурное воспитание.docx
Если я чемто на тебя не похож, я
этим вовсе не оскорбляю тебя, а,
напротив, одаряю.
АдеСентЭкзюпери.
Введение
В современном мире не существует ни одной страны, граждане которой
являлись бы представителями одного этноса. Люди все больше иммигрируют
и эмигрируют. Причины для переезда в другую страну бывают разными.
Кроме держав с высоким уровнем иммиграции, существуют также
государства, этнический состав которых формировался на протяжении
долгих веков. В таких странах культурные различия между разными
национальностями достаточно глубоки, несмотря на то, что их представители
живут внутри границ одного государства.
Культурное развитие государства всегда неразрывно связано с
политикой, проводимой в сфере образования. Федеральные государственные
стандарты второго поколения основаны на принципах поликультурности,
которые предполагают, что содержание образования должно отражать
определенные элементы различных этнических культур, составляющих
общенациональную российскую культуру.
Под полиэтнической культурой в данном контексте предлагается
понимать приобщение школьников к системе высших ценностных ориентаций,
понимание основ культуры своего и других народов, умение жить в
полиэтнической среде.
В России злободневность теоретической и практической разработки
поликультурного воспитания обострена, по крайней мере, тремя серьезными
обстоятельствами. Вопервых, кризисом идей и опыта социалистического
интернационального воспитания. Вовторых, социальнодемографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из
бывших республик СССР. Втретьих, усилением процессов национально
культурного самоопределения народов Российской Федерации. В условиях
сосуществования в стране различных типов цивилизаций требуется уделять
гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблем культурных
различий.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской
Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и
педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах
содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако
не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученыепедагоги, школьные
учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы»,
как
межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между
тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она
социально детерминирована и должна быть воспитана.
Поэтому основы поликультурного образования должны закладываться в
самом раннем возрасте. Оно предполагает индивидуальный подход к каждому
ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их классе или
группе учатся дети других национальностей, и каких именно, но должны быть
информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодействовать с
представителями других этносов, способствовать взаимному культурному
обогащению.
Итак, цель данного реферата — исследовать основные тенденции
развития поликультурного воспитания школьников в современном мире. Для
педагогов это весьма важно, поскольку способствует приобщению к
общечеловеческим приоритетам в воспитании и обучении.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность поликультурного воспитания школьников, его
принципы, функции, способы;
рассмотреть поликультурное воспитание на уроках технологии. 1. Формы и средства поликультурного воспитания.
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного
знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в
мировой педагогике с 60х гг. XX в. Российские ученые к разработке
поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно — в 90е гг.
XX в. Так что можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика
находится в стадии становления.
Кроме понятия «поликультурное воспитание» используются и другие
понятия: «кросскультурное образование», межкультурное образование,
интеркультурное образование, двукультурное образование и др.. Одно из
первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание»
дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры,
отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому
признаку».
Поликультурное образование представляет такую модель образования,
которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем
социальном пространстве, при обязательном сохранении национальных,
региональных особенностей и других культурных различий.
Основной целью поликультурного образования можно считать
формирование личности, готовой к активной созидательной деятельности в
современной полиэтнической, поликультурной среде. На пути к достижению
этой цели представляется необходимым решение ряда задач:
формирование представлений о культурнонациональном многообразии
мира
воспитание терпимости и уважения прав каждого народа
формирование способности к описанию поликультурной среды
формирование способности к описанию себя, как представителя этноса
социальнокультурная идентификация
Актуальность поликультурного воспитания обусловлена, прежде всего,
следующими факторами:
обострением проблем межнационального общения в поликультурном
пространстве современной России;
необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур
народов России и создания достойных условий для их изучения и
развития;
потребностью в восстановлении традиционной отечественной
ценностнонормативной системы общественной жизни;
ростом национального самосознания народов России и связанного с
этим интереса к своим культурноисторическим и национально
культурным традициям;
недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения
школьников к национальнокультурным традиция русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию
зарубежных стран.
Поликультура это проявление общей культуры человека во всём её
многообразии. Главное для поликультуры это уважение, знание и ориентация
учащихся на общечеловеческие ценности.
Современные педагоги сходятся во мнении, что детям, учащимся в
межкультурном коллективе, мало преподавать исключительно теоретическую
информацию. Межкультурное взаимодействие не может быть эффективным
только после практики. Поэтому слово «воспитание» здесь подходит куда
более лучше. Это означает, что ребенок должен на собственном опыте
изучить, насколько разнятся его культура и традиции его одноклассника. Дети
должны общаться, выстраивать диалог, участвовать в мероприятиях,
обсуждать эти вопросы с родителями.
В качестве основных принципов поликультурного образования можно
выделить отвержение расизма в любых его проявлениях и формах,
ориентированность на интересы учащихся и индивидуальность каждого
ученика, а также приверженность практичности образования, чтобы каждый
ребенок мог в полной мере воспользоваться полученными знаниями.
Интеркультурное воспитание – цели и задачи:
Погружение и глубокое изучение учеником культуры собственного
народа. Необходимо формировать желание к культурному самоопределению
и национальному самосознанию – только после этого он будет готов
воспринимать сходства и различия с другими культурами.
Изучение многообразия культур региона, в котором проживает
учащийся, осознание, что для прогресса человечества важны все нации.
Воспитание глубокого уважения к культуре – как своего народа, так и
других этносов.
Развитие критического мышления.
Главная задача – создание комфортных условий для интеграции
учеников в культуры других народов.
Формы поликультурного воспитания Отдельным пунктом в поликультурном воспитании является история.
Многие ученые продолжают настаивать на том, чтобы этот предмет должен
излагаться максимально непредвзято и даже беспристрастно, с упором только
на объективные факты. Хотя, к сожалению, такой подход существует пока
что только в форме абсолютного идеала.
Что касается языка, то многие специалисты уверены, что в
интеркультурном воспитании или образовании важно изучать не только языки
тех культур, представители которой присутствуют в группе, но и
иностранные. Только в таком случае ученики будут способны воспринять
разные типы мышления, поведения и чувствования.
Средства поликультурного воспитания:
Общение между представителями разных народов – одна из наиболее
эффективных форм воспитания толерантности и формирования
межнациональной дружбы.
Литература и устное народное творчество – дают исчерпывающую
информацию о менталитете и традициях различных культур.
Изучение национальной музыки и живописи – главные формы
поликультурного воспитания.
Предметы декоративноприкладного искусства многое расскажут о
традициях и истории народа.
Посещение национальных музеев.
В плане межнационального общения хороший результат дают разного
рода сборы, экспедиции, туристические походы, и слеты. Такое профильное
мероприятие, направленное на изучение культуры и природы определенной
национальности поможет детям глубже осознать и принять все традиции
этноса. Кроме того, вдали от дома, в нестандартных условиях дети, как
правило, больше раскрываются, начинают общаться, активно делиться
впечатлениями и воспоминаниями.
Межэтническая толерантность
– одно из главных условий
эффективного поликультурного воспитания.
С учетом этого, можно сделать вывод, что в настоящее время на первый
план деятельности школы выдвигается обучение и воспитание школьников в условиях национального образования. Оно играет важнейшую роль в
гражданском становлении, нравственном формировании личности, в
выработке осознанного отношения школьников к национальной культуре и
традиции народов, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.
Давайте рассмотрим, как формируется поликультурное воспитание на уроках
технологии.
2.Поликультурное воспитание на уроках технологии.
«Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё
великое может быть сказано человеком или народом только посвоему и всё
гениальное родиться именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Надо
сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух
ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство
красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига,
волю к качеству, были национальными, а у нас в России – национально
русскими. В особенности следует обогащать их следующими сокровищами:
язык и поэзия, молитва и жития святых героев. песня и сказка, история,
армия, территория и хозяйство».
И.А. Ильин
« Национальное воспитание – путь духовного обновления ».
Содержание учебных предметов в общеобразовательной школе
создает благоприятные условия для того, чтобы дать ученикам представление
о национальном характере славян, русских, молдаван, украинцев; о
людях, прославивших нашу родину (полководцах, государственных мужах,
ученых ,деятелях культуры и др.); о традициях семьи и особенностях
семейного воспитания; о трудовых традициях крестьянства, народных
ремеслах и промыслах; об укладе деревенской жизни, досуга (предметах материального быта, его эстетике, праздниках, приметах и т.д.); о
нравственных ценностях и верованиях; о природных богатствах своего края и
возможных путях его развития.
Поликультурное образование должно вестись на всех уровнях
микро: семья, школа, малая Родина /город, посёлок и т.д./
мезо: регион, страна.
макро: мир, государства мира, глобальные проблемы человечества.
Поликультурное
воспитание
опирается на этническую
осведомленность, включающую знания:
о месте жительства народов;
характере основных форм труда (по возможности с учетом их
народном быте (жилище, предметы быта, национальные блюда);
языке и основных жанрах народного творчества (сказки,
специфики);
пословицы, поговорки, загадки, потешки, подвижные игры, игрушки, музыка,
колыбельная песня);
искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения
художественной литературы, изобразительное искусство, в том числе
живопись, декоративноприкладное искусство);
общечеловеческих нравственных качествах.
Безусловно, существенная роль в решении этих задач принадлежит и
урокам технологии, которая позволяет познакомиться не только с
разнообразием современных этносов, географическими условиями их
проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры.
Знания об обычаях и культурных ценностях других народов, естественно,
должны усваиваться после полноценного овладения этническими
особенностями своей культуры. Ведь понять и принять других может лишь
тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность
собственного народа. С этой точки зрения поликультурное воспитание
учеников должно проходить три стадии:
1) национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения
к своему народу, гордости за его культурноисторические достижения; 2) ознакомление школьников с народами ближайшего национального
окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и
взрослым представителям соседних национальностей на основе приобщения к
обычаям и традициям их народов;
3) сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и
формирование эмоциональноположительного отношения к национальному
многообразию планеты.
Уроки технологии, как и внеурочная деятельность, дают широкий круг
возможностей для активного поликультурного воспитания школьников,
особенно актуального в современном многоликом мире. Предмет
«Технология» представляет определенную систему знаний, ценностей и
способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие
учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носители
культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру
отношений, нормы и стереотипы поведения. На уроках технологии можно
знакомить учащихся с другими традициями,
нормами
определенного поведения разных народов, воспитываю патриотизм и
религией,
толерантность.
что Россия –
многонациональное государство. Уроки технологии позволяют вводить в
Для учащихся важно понимание,
мировоззрение учащихся понятие толерантности.
На уроках технологии учитель способен пробудить, зажечь искорку
таланта, помочь реализовать творческий потенциал. Связь с красотой родной
природы, с народной памятью и традициями сохраняет культурную
этническую целостность. Позволяет формировать основы целостной,
эстетической культуры через развитие исторической памяти их творческих
способностей.
Основная форма учебновоспитательной работы − урок. Как
разнообразить его, сделать более интересным для учащихся, добиться
поставленных целей? Творчески работающие педагоги поразному решают эту
задачу. Со временем стало ясно, что на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Дело учителя, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих
учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями,
прониклись самоуважением. Значимость урока должна заключаться в том,
чтобы обучающиеся стремились самостоятельно, добровольно к решению
полученных знаний, конечно не под страхом получения неудовлетворительной
оценки, а для того чтобы больше думать. Привлекательность учебного
процесса является важнейшим условием результативности обучения и
фактором подготовленности учащихся, наличие у них вкуса к познанию,
стремление к образованию, положительного отношения к школе.
Образовательная область «Технология» позволяет значительно
расширить деятельность учащихся, знакомить их на уроках с этнокультурой,
направленной на сохранение живого наследия народа. Наиболее эффективно
эта задача может быть решена путем организации целостного учебно
воспитательного процесса технологической подготовки учащихся,
использования в преподавании современных педагогических технологий и
развивающих личность методов обучения.
На уроках технологии учащиеся научатся ценить произведения
искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и
услышанное, на занятиях по декоративноприкладному искусству.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего
мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим
раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический
вкус. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать
своими руками оригинальные изделия.
Уроки технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их
мастерство. Необходимым моментом в работе ученического коллектива
является проектноисследовательская деятельность, выставка выполненных
изделий, выявление лучших работ. Такая форма позволяет детям критически
оценивать не только чужие работы, но и свои. Для формирования поликультурной компетентности учащихся на
уроках технологии используются различные формы и методы: урок
творчество, урок беседа, урокпутешествие, урок с использованием ИКТ,
урокэкскурсия.
Особое место в поликультурном воспитании на уроках технологии
занимает декоративноприкладное творчество.
Важную роль народного и декоративноприкладного искусства в
поликультурном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы,
исследователи детского творчества А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я.
Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие. Они
убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного
творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, ее культуре,
способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру
прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.
Так, например, в разделе «Кулинария» в 5 классе, знакомясь с
современной кухонной посудой, дети изучают народные промыслы
«Жестово», «Мезенская роспись», «Дымка», «Гжель», «Уралосибирская
роспись» и др.
Изделия декоративноприкладного искусства,
которые видят
обучающиеся, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают
им усвоить обычаи, передаваемые им из поколения в поколение, учат
понимать и любить прекрасное.
Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым
покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская
керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса
все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как
художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам,
сохраняя историческую связь времен.
При изучении темы «Гигиена девушки и косметика» можно рассказать
о секретах ухода за собой народными средствами из состава растений,
растущих в местном регионе: о видах и особенностях плетения косичек и кос по национальным обычаям. Провести практическую часть, научиться
заплетать косички, выполнять различные прически.
Раздел «Художественная обработка материалов» включает
национальные виды декоративноприкладного искусства: вышивание
цветными нитками. При изучении национальной вышивки можно познакомить
девочек с особенностями национального орнамента, научить составлять узор в
круге, овале. Изучить технологию выполнения различных швов, применяемых
в национальной вышивке: двустороння гладь, стебельчатый, тамбурный,
сетчатый швы. Учащиеся изготавливают различные изделия с национальной
вышивкой. Например, отделка национальной вышивкой чехла для сотового
телефона, футляра для очков, вышивание украшений для платья.
Изготовление национальных сувениров (женских украшений, предметов быта
и одежды). Например, вышивка бисером, аппликация на ткани, обработка
кожи.
В разделе «Элементы домашней экономики и основы
предпринимательства» рассказать учащимися о истории экономики разных
народностей. Так, например, в темах по профессиональной ориентации
знакомимся с широким кругом этнических ремесел.
Также реализация этнокультурного компонента на уроках технологии
Занятия рукоделием привлекают
осуществляется через рукоделие.
результатами труда. Очень важно не только научиться технике исполнения
того или иного изделия, но и раскрыть эстетическую сторону труда.
Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим
чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному
индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые
ценностные ориентации. Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт
народных традиций, тем органичнее закладывается фундамент его
эстетических и нравственных идеалов.
Особую значимость в процессе обучения имеет метод проектов,
который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектнотехнологической цепочке – от
идеи до её реализации в модели, изделии. Каждый проект начинается с
исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная
тематика в традициях. Главная особенность этого подхода активизировать
обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать
учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Формирование этнокультурной компетентности происходит не только
через уроки, но и через поисковоисследовательскую работу. Учащиеся
выступают с рефератами на конференциях различного уровня.
Рассматривая традиционные виды деятельности народов прошлого века,
которые повсеместно умели обрабатывать материал и изготавливать все виды
одежды, трудно не согласиться с мнением ученого И.С. Кона, что «качества,
которые были традиционными для народа на протяжении рода поколений, в
последующих поколениях могут ослабляться и исчезать». К сказанному
следует добавить, что формирование этнокультурной компетентности
учащихся через уроки технологии способствует сохранению и развитию
декоративноприкладного искусства.
Кросскультурное воспитание широко практикуется и во внеклассных
учреждениях. Нагляднее всего разница между разными культурами, а главное
– общие черты – можно познать в результате обучения различным народным
ремеслам в кружках. Это в большинстве случаев может дать более глубокое
понимание культурных особенностей народа, чем даже его язык или изучение
его истории. Во многих домах творчества и центрах развития существуют
такие студии. Как правило, дети участвуют в выставках, праздниках и
фестивалях, часто принимают участие в выездных мероприятиях, что весьма
способствует их обоюдному поликультурному воспитанию.
Всевозможные виды этнического рукоделия, например, вышивка или
создание кукол разных народов также сближает этносы. Занятия в
кулинарном кружке помогут узнать много нового о народе через его
традиционную кухню.
Привлекают к пониманию между разными народностями психологов, которые осуществляют диагностику толерантности
среди школьников, а также во время групповых занятий вырабатывают
доверие между представителями двух разных культур.
Стоит также сказать, что большинство внеклассовых преподавателей и
воспитателей разрабатывают формы и методы поликультурного воспитания,
руководствуясь больше интуицией, чем методическими рекомендациями. Но
именно творческий и нестандартный подход помогает привить детям
настоящее уважение к культуре и традициям других народов.
К поликультурному воспитанию сегодня активно привлекаются
родители детей, а также различные культурные центры и общественные
организации. Мама и папа могут не только общаться с ребенком на
межэтнические темы, объяснять ему различия и сходства между двумя
культурами, но и всячески способствовать кросскультурному воспитанию.
Ребенка можно сводить в краеведческий музей, на интересную экскурсию по
родному краю или запишите на познавательную лекцию.
Следовательно, формирование этнокультурной компетентности
учащихся на основе уровневого подхода, при контрастносопоставительном
изучении различных стилей жизни и культурных символов, а также поэтапной
социализации учащихся в этнокультурной среде, дополняя друг друга,
решают задачу поликультурного воспитания личности, способной к
взаимному признанию национальнокультурной идентичности, сохраняющей
свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей
многомерность мира и признающей и организующей партнерство
представителей различных культур. Заключение
Изучение мирового школьнопедагогического опыта служит
формированию открытого педагогического мышления, при котором
осваиваются наиболее целесообразные и перспективные идеи и взгляды на
проблемы воспитания. При всей специфичности воспитание в отдельных
странах отражает актуальные и глобальные педагогические подходы, что
позволяет приобщать школьников к тем ценностям воспитания и образования,
которые лежат вне корпоративных, узких социальных и национальных
интересов. Развитие воспитания в современном мире — многосторонний
процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли
решительные изменения,
вызванные меняющимися потребностями
человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический
язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс
школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности,
очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных
ценностей. Школа заметно меняет свой облик, который приближается к
уровню современных социальных, политических, педагогических требований.
Резюмируя развитие воспитания в современном мире, выделим в нем те
тенденции, которые вызывают особые надежды:
— линия на демократизацию воспитания;
— диверсификация и дифференциация воспитания;
— гуманистическая направленность воспитания;
— использование форм и методов воспитания, повышающих
активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; — модернизация учебновоспитательного процесса;
— опытноэкспериментальная деятельность;
— педагогизация новейших технических средств;
— интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования;
Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики.
При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое,
воспитание наполняется иным содержанием.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного
знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких
слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической
реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире,
межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные
дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные
противоречия. Развитие этого направления современной педагогической
науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов
демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать
общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности,
защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ
многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных
педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный
инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий
гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
В условиях экономической и политической интеграции все большее
значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в
воспитании.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать
многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного
мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур,
включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым
решения актуальных проблем педагогики. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением
международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых
меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Понимая важность вышеперечисленных проблем, школа в свою очередь
стремится реализовать поликультурное воспитание ученика. Митрополит
Крутицкий и Коломенский Ювеналий по этому поводу отметил, что «именно
в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую
ступень внутренней жизни».
Список использованных источников
1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов учреждений
высшего профессионального образования. Гриф УМО МО РФ Год:
2013 2. Панфилова А.П.
Взаимодействие участников образовательного
процесса. Учебник для бакалавров (+ CDROM) Год: 2014
3. Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса:
проблемы и пути решения : сб. материалов XI науч. практ. конф.
«Бушелевские чтения», ПетропавловскКамч., 2830 марта 2012 г. / отв.
ред. В.Н. Ефименко ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск
Камч. : КамГУ им. Вигуса Беринга, 2013. —205 с.
4. Яковенко И. М.Этнопедагогика: учеб.методическое пособие / И. М.
Яковенко; Е. В. Ковалева ; КамГУ им. Витуса Беринга. —
ПетропавловскКамчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 422 с.
Дополнительная литература
1. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур //
Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105—107.
2. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М., 1999.
3.
Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее
образование в России. – 2003. – № 1.
4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. — Л., 2005.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. — М., 2000
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Поликультурное воспитание. Выступление на конференции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.