ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе географии 8-го класса рассматривается природа России, её особенности, сочетание и взаимосвязь компонентов, а также влияние человека на природу нашей страны.
Главные задачи курса – углубление изучения природы России; максимальное приближение содержания географических знаний и умений, приобретённых школьником, к запросам современной жизни; воспитание патриотического отношения к своей Родин: стремления к активному участию в решении природоохранных задач.
Возможность опоры на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География материков и океанов» в 7 классе, позволяет в 8-ом классе акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны, рассматривать вопросы прогнозирования природных явлений, обусловленных как природными так и антропогенными причинами.
В предлагаемом варианте структуры курса географии России изучению общего обзора природы страны предшествует ознакомление учащихся с некоторыми вопросами истории заселения и освоения её территории.
На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды карт физико-географического содержания, анализировать статистические данные, работать с материалами периодической печати.
Настоящая программа разработана на основе программы И.В Душиной и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Материал изучается по учебнику Э.М. Раковской «География: природа России».
В связи с тем, что в 9-ом классе необходимо выделение времени для изучения Владимирской области часть материала (тема «Население России») изучается в курсе 8-го класса.
Тема |
Основные вопросы. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Наглядное оборудование |
Домашнее задание |
1. Что изучается в курсе. Источники географических знаний. П/р «Ознакомление с картами атласа» |
Использование карт при изучении географических объектов. Задача физической географии России. Пути изучения природы и структура курса физической географии. Роль физической географии в решении экономических проблем. Основные источники географических знаний. Значение ЭВМ в современной географии. |
Определять виды карт и уметь их читать. Знать разнообразие природы и природных ресурсов России. Национальный состав страны. Причины многонациональности государства; пути изучения природы. Обосновывать размещения хозяйства по территории страны. Знать основные источники, по которым можно получить различную географическую информацию. |
Физическая карта и карта природных зон России. |
&1 |
2. Географическое положение России. Практическая работа: «Определение по физической карте географических координат крайних точек и границ Российской Федерации». |
Особенности географического положения России. С какими странами граничит наше государство. Влияние географического положения и размеров территории на развитие экономики и жизнь населения. Сравнение географического положения России с положением других стран. |
Знать: площадь России; протяжённость страны с севера на юг и с запада на восток; океаны, омывающие государство. Крайние точки; протяжённость границ; соседние государства; морские границы. Объяснять влияние географического положения и размеров территории на развитие экономики и жизнь населения: разнообразие природных условий, особенности размещения населения, размещение промышленности и ведение сельского хозяйства; минеральные богатства страны; размер и транспортные расходы. Уметь сравнивать географическое положение России с положением других государств. |
|
&2 |
3. Моря, омывающие территорию России. |
Количество морей, омывающих Россию. Торговый промысел. Территориальные воды и экономическая зона. Проблемы сохранения чистоты вод. Моря Северного Ледовитого океана: особенности, архипелаги, ледовитость, дрейф льдов, рельеф дна, значение. Моря Тихого океана: строение дна, острова, географическое положение и температура вод; стихийные бедствия, органический мир и значение. Моря Атлантического океана: географическое расположение, температура вод и разнообразие животного мира; значение. Каспийское море: причины образования, глубина, температура поверхностных вод, значение. Ресурсы морей. |
Знать моря омывающие Россию, их значение в хозяйственной деятельности человека. Объяснять особенности навигации в Северном Ледовитом океане. Знать отличия между понятиями территориальные и экономические воды. Описывать органический мир морей и особенности климата. Сравнивать значимость морей разных океанов. |
|
&3 |
4. Разница во времени на территории России. Практическая работа: «Определение поясного времени». |
Местное время. Поясное время: определение, значение, нулевой пояс и линия перемены дат. Путешествие из прошлого в будущее. Количество часовых поясов в нашей стране. Почему границы часовых поясов проводят строго по меридианам только в океане. Декретное время: определение, для чего было введено. Почему мы переходим на летнее время. |
Знать, что называют местным, поясным, декретным временем. Объяснять почему переходят на летнее время. Знать количество часовых поясов в России, причины введения поясного времени. Определять поясное время. |
Карта часовых поясов России. |
&4 |
5. Общая характеристика природы. Из истории исследования России. Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока. |
Заселение территории Русской равнины до 7 в. н. э. Образование первых княжеств в 9-ом чеке. 10 в. – «Путь из варяг в греки». Освоение севера Русской равнины и первые экспедиции в Сибирь в 10-12вв. Формирование в 13 веке нового центра русских земель во главе Москвы. 16 в. -присоединении Астраханского и Казанского ханств. Путь в Сибирь свободен. Первые попытки исследования Сибири. Открытие Камчатки. |
Знать как и кем заселялась территория с древнейших времён до 17 века; делались первые шаги в освоении севера Сибири. Объяснять причины, почему русские длительное время не могли освоить Сибирь двигаясь через южный Урал и почему русские длительное время не могли выйти к берегам Тихого океана. |
Физическая карта России. Портреты первооткрывателей. |
&5 |
6. Исследование территории России в 18-19 веках. |
Создание первого Атласа. Экспедиции времен Петра I. Великая Северная экспедиция. Вклад в географию России М. Ломоносова. Исследования Урала. Работа В.В. Докучаева о почвах. Попытки прохождения Ледовитого океана за одну навигацию. |
Знать кто впервые попытался создать Атлас России; исследования Северной экспедиции; вклад великих исследователей и первопроходцев земли русской. Объяснять причины, препятствующие изучению северных берегов страны. |
Физическая карта России. Портреты первооткрывателей |
&6 |
7. Изучение территории России в советское время. |
Особенности исследования территории России в советский период. Северо-Восточная Сибирь – белое пятно на карте (экспедиция Обручева). Исследование Арктики: вклад О.Ю. Шмидта, И.Д. Папанина; проход северным морским путём в одну навигацию. Завершение работы по созданию карты России. Комплексные экспедиции и специальные исследования отдельных районов России. |
Знать какие неизведанные ранее территории были исследованы, проведены более точные измерения. Объяснять почему более подробное изучение Северо-Восточной Сибири началось только в советское время. Знать какой вклад внесли папанинцы, экспедиция Вилькицкого Б.А., О.Ю. Шмидта и других исследователей; кто прошёл Северным морским путём в одну навигацию; кто создал подробную карту России. |
Физическая карта России. Портреты первооткрывателей |
&7 |
8. Рельеф и полезные ископаемые. Главные особенности рельефа России и строение земной коры. |
Рельеф: определение, значение для хозяйственной жизни человека. Размещение крупных форм рельефа. Строение земной коры. |
Знать, что такое рельеф, основные равнины горные системы нашей Родины. Объяснять почему горы располагаются по окраинам страны и как они появились. |
Физическая карта России. Карта строения земной коры. |
&8 |
9. Геологическое летоисчисление. |
Причины появления современных различий в рельефе. Расположение и особенности залегания горных пород на равнинах и в горной местности. Геологическое летоисчисление. Эры. Периоды. Геохронологическая таблица. Геологические карты. |
Знать, что такое геологическое летоисчисление, эра, период, геохронологическая таблица, геологические карты. Уметь пользоваться геохронологическими таблицами. Объяснять положение пород на равнинах и в горах.. |
Карта строения земной коры. |
&9 |
10. Горы складчатых областей. Платформенные равнины. |
Горы России. Виды. Причины образования. Равнины: примеры, размещение, строение, возраст. |
Знать основные горные системы России: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Хибины, горы При- и Забайкалья, горы Дальнего Востока и Северо-Восточной Сибири. Уметь находить основные горные массивы на карте. Объяснять причины и особенности образования гор и их строение. |
|
&10 |
11. Полезные ископаемые России. Практическая работа: «Основные месторождения полезных ископаемых». |
Полезные ископаемые складчатых областей. Месторождение: определение, наиболее крупные. Бассейн: определение, примеры. Особенности залегания полезных ископаемых в горах. Полезные ископаемые платформ: виды полезных ископаемых, наиболее крупные месторождения. Меры по сбережению минеральных ресурсов. |
Знать, что такое полезные ископаемые, месторождение, бассейн. Уметь находить крупные месторождения полезных ископаемых на карте. Знать какие виды полезных ископаемых существуют, как и где залегают. Объяснять особенности залегания полезных ископаемых на равнинах и в горах. Знать меры по сбережению полезных ископаемых. |
Физическая карта России. |
&11 |
12. Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные бедствия. |
Изменение рельефа во времени. Рельефообразующие факторы. Новейшие тектонические движения. Землетрясения : причины возникновения, области наибольшей тектонической подвижности. Вулканы. |
Знать причины изменения рельефа Земли, основные рельефообразующие факторы. Объяснять какое влияние на рельеф оказывают новейшие тектонические движения, землетрясения и вулканизм. |
Физическая карта России. |
&12 |
13. Внешние процессы, формирующие рельеф. Стихийные бедствия. |
Древнее оледенение. Деятельность моря. Деятельность текучих вод. Процессы, вызванные действием силы тяжести. Деятельность человека. |
Знать какое влияние на рельеф оказали древнее оледенение, деятельность моря и человека и сила тяжести. Объяснять где перечисленные процессы проявляются сильнее, где слабее и почему. Находить территории, на которые оказывают влияние данные процессы на карте. |
Физическая карта России. |
&13 |
14. Обобщение по теме: «Рельеф России». |
|
|
|
|
15. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие особенности климата России. |
Разнообразие климатов России. Значение климата, для хозяйственной деятельности человека. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности. |
Знать какие факторы относят к климатообразующим, что такое солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс. Объяснять какое влияние на климат территории оказывает её географическое положение, количество солнечной радиации движение воздушных масс и состав подстилающей поверхности. Уметь находить на карте территории с разными типами климата. |
Климатическая карта России. |
&14 |
16. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. |
Образование атмосферных фронтов. Циклоническая деятельность. Циклоны и антициклоны. Синоптические карты. |
Знать, что называют атмосферным фронтом, виды фронтов, циклон и антициклон. Описывать особенности теплого и холодного фронтов, циклона и антициклона. Объяснять причину образования атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Уметь пользоваться синоптическими картами. |
Таблица «Атмосферные фронты» и «Циклоны и антициклоны». |
&15 |
17. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Практическая работа: «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэф. увлажнения для отдельный географических объектов», |
Распределение температуры воздуха. Распределение осадков. Коэффициент увлажнения. |
Знать, что такое изотермы. Уметь определять по карте средние многолетние температуры июля и января, температурный максимум и минимум. Объяснять причины разного расположения летних и зимних изотерм, а также особенности распределения осадков по территории России. Знать, что называют коэффициентом увлажнения, испарением и испаряемостью. |
Климатическая карта России. |
&16 |
18. Типы климатов России. |
Общие черты, характерные для климатов России. Арктический климат. Субарктический климат. Климат умеренного пояса: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный. |
Знать какие типы климатов располагаются на территории России. Описывать каждый тип климата, используя климатическую карту. Объяснять почему бывают погодные отклонения от нормы. |
Карта климатических поясов мира. |
&17 |
19. Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические условия. |
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. |
Описывать какое влияние оказывает климат на человека и его хозяйственную деятельность. Знать что подразумевается под климатическим районированием и для чего оно проводится. Знать какие неблагоприятные климатические явления бывают на территории России и чем они опасны. Определять, используя климатическую карту территории с наиболее и наименее благоприятными климатическими условиями. Знать зачем и от чего необходимо охранять воздух. |
Климатическая карта России. |
&18 |
20. Обобщение по теме: «Климат». |
|
|
|
|
21. Внутренние воды и водные ресурсы. Внутренние воды России. Реки. Практическая работа: «Определение режима и питания реки». |
Значение воды в природе и жизни человека. распределение внутренних вод по территории страны. Реки. Питание и режим рек. Твердый сток. Стихийные бедствия, связанные с реками. |
Знать какое значение имеет вода в жизни человека; какие воды относят к внутренним. Находить на карте наиболее крупные реки страны. Знать, что такое уклон и падение реки, как различаются реки по характеру течения; чем питаются и какой режим имеют. Объяснять как режим реки зависит от её питания. Знать, что такое твердый сток и какие реки России имеют наибольший твердый сток. Описывать опасность, которую несут реки. |
Физическая карта России. |
&19 |
22. Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. |
Озёра и водохранилища. Виды озёрных котловин. Особенности размещения озёр. Виды. Болота. Современное оледенение. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. |
Знать наиболее крупные озера страны, виды озёрных котловин. Объяснять причины образования озёрных котловин и многолетней мерзлоты. Знать о значении многолетней мерзлоты и ледников в жизни человека. Находить озёра и границы многолетней мерзлоты на карте. Знать о размещении подземных вод и их роли в жизни человека. |
Физическая карта России. |
&20 |
23. Водные ресурсы. Охрана вод. |
Использование воды человеком. Соотношение пресных и солёных вод на Земле. Водные ресурсы страны. Регулирование внутреннего стока, создание каналов. Охрана вод от загрязнения. |
Знать объемы потребления воды в современном мире и в России. Объяснять причины размещения водных ресурсов по территории страны и обеспеченность водой разных регионов. Находить на карте территории наиболее и наименее обеспеченные водными ресурсами. Знать основных водопотребителей. Объяснять от чего и почему необходимо защищать водные ресурсы.
|
|
&21 |
24. Обобщение по теме: «Внутренние воды». |
|
|
|
&22 |
25. Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. Практическая работа: «Определение условий образования почв». |
Почва и её состав. Почвообразующие факторы. Строение почв. Механический состав. Структура. Разнообразие почв. |
Знать строение почв, особенности и скорость образования. Объяснять какие факторы относятся к почвообразующим и почему. Описывать почвенные горизонты, механический состав и структуру почв. Объяснять причины разнообразия почв. |
Таблица «Состав и структура почв». |
&23 |
26. Главные типы почв России и закономерности их распространения. |
Закономерности размещения почв. Главные типы почв: тундровые глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые, мерзлотно-таёжные, серые лесные, чернозёмы, каштановые и бурые полупустынь. Почвенная карта. |
Объяснять закономерности размещения почв. Описывать главные типы почв. Уметь пользоваться почвенной картой России. |
Таблица «Почвы России». |
&24 |
27. Почвенные ресурсы России. |
Почвенные и земельные ресурсы. Основная земледельческая зона России. От чего необходимо охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. |
Знать какие ресурсы относятся к земельным и почвенным. Уметь по почвенной карте находить территории с наиболее и наименее плодородными почвами. Объяснять отчего нужно защищать почву. Знать роль мелиорации и рекультивации в повышении плодородия или восстановлении почв. Знать как проводится охрана почв. |
Таблицы «Почвы России» и «Мелиорация почв». |
&25 |
28. Растительный и животный мир. Растительный мир нашей страны. |
Размещение растительности на территории России. Основные типы растительности: тундровая, лесная, степная, пустынная, болотная, луговая. Растительные ресурсы. |
Объяснять особенности размещения растений на территории страны. Знать, что такое растительные сообщества и какие встречаются в России. Описывать тундровые, лесные, степные, пустынные, болотные сообщества. Уметь находить их на карте природных зон. |
Зоогеографическая карта мира. |
&26 |
29. Животный мир. Охрана органического мира. |
Животный мир и его размещение. Охотничье-промысловые ресурсы. Охрана и восстановление растительного и животного мира. |
Знать размещение видов животных по России. Описывать животный мир тундр, лесов, степей и пустынь. Объяснять от чего и почему необходимо охрана сообществ. |
Зоогеографическая карта мира. |
&27 |
30. Природные комплексы России. Природное районирование. ПТК – результат развития географической оболочки. |
Природный территориальный комплекс. Развитие географической оболочки и формирование природно-территориального комплекса. |
Знать, что называют природным комплексом. Объяснять особенности формирования ПК. Приводить примеры природных комплексов. |
Таблица «Сообщество широколиственного леса». |
&28 |
31. Природное районирование. Воздействие человека на ПТК. |
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы, изменённые человеком. Проблемы сохранения природных территориальных комплексов. |
Знать, что такое природное районирование и для чего проводится. Объяснять причины появления разных природно-территориальных комплексов Описывать особенности изменений, вызванных деятельностью человека. |
|
&29 |
32. Природные зоны. Природная зона как природный комплекс. природные зоны России. Практическая работа: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон». |
Природная зональность. Формирование природных зон и климатические факторы. Природные зоны России: зона арктических пустынь, тундр, лесотундр. Влияние человека на эти зоны. |
Объяснять причины возникновения зональности. Описывать особенности природных зон России. Находить природные зоны на карте природных зон России. Объяснять степень влияния человека на различные природные зоны. |
Зоогеографическая карта. Карта растительности мира. |
&30 |
33. Лесные зоны России. |
Особенности лесной зоны: расположение, состав древесных пород, животный мир, климатические особенности, почвы, влияние на неё человека. |
Находить зоны на карте. Описывать особенности лесных зон. Знать о влиянии на них человека. |
Карта природных зон. |
&31 |
34. Южные безлесные зоны. Высотная поясность. |
Безлесные зоны ( степь, полупустыни, пустыни): расположение, особенности климата, растительного и животного мира, изменение человеком. Значение зон в сельском хозяйстве. Высотная поясность: определение, географическое положение, отличительные черты. Значение. |
Находить зоны на карте. Описывать особенности безлесных зон. Знать о использовании и влиянии на них человека. |
Карта природных зон. |
&32 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.