Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» на тему Полонез
Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское и в переводе означает «польский». В давние времена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей и его танцевали только мужчиныв материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для
общеобразовательной и музыкальной школ по теме Выразительные средства
музыки:
на тему Полонез
Ритм полонеза ещё одна разновидность трёхдольного размера. Полонез
представляет собой торжественный бальный танецшествие, поэтому в его
трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь
придворных дам и их кавалеров полузабытая картина давно ушедших
времён.
Полонез самый древний из польских танцев. В старину его называли
«великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское и в переводе
означает «польский». В давние времена он представлял собой праздничное
церемониальное шествие рыцарей и его танцевали только мужчины. Со
временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им
открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые
танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал
хозяин бала с самой уважаемой гостьей.
Кроме придворного существовал и крестьянский полонез более спокойный и
плавный.
В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и
лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой
известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное
сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же, как и мазурки,
Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные
пьесы.
Главная тема полонеза величественная, ликующепобедная.
Слушание: Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины освобождали
Варшаву, одним из первых было отбито у фашистов здание радиоцентра. И
тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез
Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины, подарившей миру
великого гения – Фридерика Шопена.В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не
предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал
польский дипломат и композиторлюбитель, ученик Козловского, Михал
Клеофас Огиньский. Его ляминорный лирический Полонез для фортепиано
получил мировую известность.
Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной,
выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости
полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте
напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте
дыхания, необыкновенной напевности.
Слушание: М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной».
Великолепные образцы блестящих бальных полонезов созданы русскими
композиторами в операх. Во втором действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь
за царя») Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля
Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует
характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и фанфарной интонацией
вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.
Вопросы и задания:
Расскажите о происхождении полонеза, его характере и ритмических
особенностях.
У каких композиторов XVIII века есть полонезы?
Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность его полонеза ля минор?
Какой композитор достиг в жанре полонеза наивысших достижений? Что
представляют собой его полонезы?
В какой опере русского композитора встречается полонез? Назовите автора
этой оперы.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vyrazitelnyesredstvamuzykio
chyomrasskazyvaetmuzykalnyyritm